Студия И. Галереи интерьерной живописи

Михайлов Григорий Карпович(1814–1867)-известный русский живописец исторического и бытового жанра,ученик Венецианова и К. Брюллова.

es2101868.jpg

Григорий Карпович Михайлов родился в семье крепостного в летом 1814 года(точная дата рождения не сохранилась) в окрестностях Можайска Московской губернии.По свидетельству Н. А. Рамазанова, художник учился в Тверской гимназии.
Получил вольную(А. Г. Венецианов сообщал, что „он был крепостным человеком господ Демьяновых и за 2000 отпущен» (Алексей Гаврилович Венецианов. 1780-1847. К 200-летию со дня рождения. Живопись, рисунок, акварель, литография. Каталог. Л., 1983. С. 182). В 1834 году, в возрасте двадцати лет познакомился с Алексеем Гавриловичем Венициановым. Стал писать жанровые сценки и интерьеры под руководством Венецианова, посещал в качестве вольноприходящего слушателя классы Императорской АХ.
В 1836 году Григорий Михайлов поступил в Академию художеств, обучался в классе исторической живописи у Карла Брюллова по 1842 год.
По сведениям А. Н. Мокрицкого, представил на „третной экзамен» этюд „Торговка» (Дневник художника А. Н. Мокрицкого. М., 1975. С. 60). Тогда же была исполнена картина „Кухарка» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник). В 1838 получил вторую серебряную медаль за рисунок с натуры; в 1839 — „академист 2-й степени» Григорий Михайлов „за программу Прометея» удостоен второй золотой медали, „причем положено ходатайствовать у Правительства о назначении ему содержания для продолжения учения». В 1841 награжден первой серебряной медалью; в 1842 за программу „Лаокоон с детьми в борьбе со змеями» удостоен первой золотой медали.
В 1845году Михайлов был отправлен пенсионером в Италию. В Неаполе художник копировал „Снятие с креста Спасителя» X. Риберы (Петров**. Ч. 3.1866. С. 49). В 1849 отозван из Италии вместе с другими русскими пенсионерами. По возвращению в Петербург, 2 апреля 1850 получил разрешение отправиться в Мадрид для копирования картин Рафаэля. Работал в Мадриде в 1850-1855, копировал произведения Рафаэля, Мурильо, Сурбарана, Веласкеса, Креспи.
В конце 1851 года в Императорской Академии Художеств была выставлена копия с картины Рафаэля „Несение креста Спасителем». По заказу посланника Соединенных Штатов Америки в Испании и „другого американца Николини» исполнил (за 5000 франков) 175 рисунков из Священного писания, гравированных в Америке (Рамазанов 1863***. С. 272-273). В 1855 году был удостоен звания академика исторической живописи. 27 мая 1861 года Совет Императорской Академии Художеств определил „разрешить Г. Михайлову исполнить для звания профессора программу по сюжету „моление о чаше». В этом же году художник был избран адъюнкт-профессором.
По возвращении в Санкт-Петербург преподавал в Императорской Академии художеств.
В 1862 году Григорий Карпович Михайлов уехал для постоянного проживания в Ревель. Умер 26.06.1867 года на мызе Шлосс-Фаль в Эстляндской губернии. В 1878 году была учреждена стипендия имени Григория Карповича Михайлова.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 93, 96, 130, 132, 145, 146, 157, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние