Студия И. Галереи интерьерной живописи

Мельхиор де Хондекутер(1636–1695)-голландский живописец-анималист.
Один из ведущих представителей голландского анималистического жанра, Хондекутер, получивший у современников прозвище “Птичий Рафаэль”, прославился своими “птичьими дворами” – крупноформатными картинами, изображавшими в мирном соседстве или в соперничестве всевозможные виды домашних, диких или экзотически-декоративных пернатых.

172-17252dd8da23aba9.jpg

Крупнейший мастер голландского натюрморта Мельхиор де Хондекутер создавал как небольшие, так и крупноформатные полотна, восхищающие своей декоративной красочностью. Эти роскошные полотна, изображающие экзотических птиц с ярким оперением, пользовались большим успехом у современников художника.
Голландский живописец Мельхиор де Хондекутер родился в Утрехте в семье художника. Учился у отца, Гисберта де Хондекутера, а также у своего дяди, Яна Баптиста Веникса. В молодые годы жил и работал в Утрехте, в 1659 году переехал в Гаагу, а в 1663 году — в Амстердам.
Главное место в творческом наследии мастера занимают картины с изображением охотничьих трофеев и птичьих дворов. Произведениям Хондекутера свойственны такие качества, как монументальность и декоративность, они поражают красочным богатством. Почти во всех натюрмортах художника рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. С большой убедительностью показывает Хондекутер кошку, забравшуюся на стол с битой дичью и укравшую птичку. Вороватое животное, не желающее бросать свою добычу, с пренебрежением и в то же время с опаской смотрит на собаку, злобно лающую внизу. Подобные приемы, вносящие в натюрморты живость, художник использовал и в других картинах с охотничьими трофеями. К сожалению, некоторые произведения Хондекутера многое теряют из-за излишнего пристрастия мастера к декоративности.
Помимо полотен с битой дичью, художник с увлечением писал картины, называемые птичьими дворами. Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью. Хондекутер виртуозно передает грациозные движения павлинов в нарядном оперении, важно вышагивающих пеликанов и цесарок. Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях! С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Произведения, изображавшие живые заморские диковины, заставляли зрителей замирать в восхищении перед полотнами мастера. Такие картины вскоре практически вытеснили композиции с простыми и скромными голландскими мотивами. Подобно многим своим современникам-живописцам, Хондекутер стремился приукрасить реальность, сотворить нечто эффектное и праздничное.
Лучшие произведения Хондекутера, часто имеющие аллегорически-морализирующий подтекст, отличаются барочной прихотливостью композиционных решений, нарядной декоративностью колорита. Хондекутер писал также натюрморты с битой дичью (“Охотничьи трофеи”, 1682, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние