Студия И. Галереи интерьерной живописи

Макс Либерман(1847—1935)-немецкий художник и график еврейского происхождения, считается одним из главных представителей импрессионизма за пределами Франции.
Макс Либерман родился 20 июня 1847 года в Берлине в семье состоятельного еврейского промышленника Луиса Либермана и его супруги Филиппы (урождённой Халлер).
117383.jpg
Получая образование, Макс начал с изучения права и философии в университете имени Гумбольда , но почувствовав художественное призвание, стал брать частные уроки живописи у Эдуарда Гольбейна и Карла Штеффека(хотя первой, в 1859 году открыла миру будущего знаменитого художника немецкая художница Антони Фолькмар, у которой старший Либерман старший заказал портрет своей супруги).
У Штеффека Либерман познакомился с Вильгельмом Боде, который впоследствии всячески продвигал творчество Макса Либермана, занимая пост директора Музея императора Фридриха.
В 1868 Либерман начал учебу в Веймарской Художественной академии. Уже первые этюды выявили его склонность к реалистическому стилю изображения. Решающим толчком к реализму послужила поездка в Голландию (1891), где Либерман открыл для себя голландскую живопись XVII столетия. В своих картинах он изображал простых людей за работой — например, «Женщины, ощипывающие гусей» (1872), не увлекаясь при этом приятной для большинства современников жанровой живописью.
В 1873 Либерман уехал в Париж. Вдохновленный картинами Гюстава Курбе, он сосредоточил усилия на создании картин с натуралистическим представлением той или иной обстановки (например, «У кузнеца», 1874).
В 1876 Либерман снова приехал в Голландию. В период пребывания в Хаарлеме он занимался написанием копий картин Франса Хальса. Два года спустя в Венеции он познакомился с Францем Ленбахом и по его совету переехал в Мюнхен. Вопреки ожиданиям, художественная жизнь Мюнхена не дала Либерману никаких новых творческих импульсов, если не считать знакомства с Вильгельмом Лайблем, который побудил его обратиться к точному воспроизведению своих картин.
Следуя примеру Лайбля, Либерман вновь вернулся к живописи на природе. Во время следующей поездки в Голландию художник, работая над этюдами к «Сапожной мастерской» и «Дому престарелых в Амстердаме», впервые на полотне изобразил солнечные пятна. В дальнейшем он основательно занялся световой живописью, испытывая явное влияние некоторых импрессионистов — Яна Вермеера, художников Дельфтской школы живописи.
Вторая половина 90-х ознаменовалась для Либермана широким признанием его художественных заслуг В 1898 он стал одним из основателей Берлинского Сецессиона, противопоставившего себя официальному искусству, через год — его президентом. Реализм как первоначальный стиль его работ постепенно уступал место импрессионистским тенденциям. Заметное место в его творчестве стала занимать жизнь крупной буржуазии, что отражено в многочисленных картинах («Игра в поло в Йенском парке», 1902/1903; «Скачки в Кассинене», 1909). Кроме того, из-под кисти Либермана вышли картины с изображениями садов, уличных сцен, сцен в кафе и т. п. Одновременно он писал и картины на религиозные темы (например, «Самсон и Далила», 1902).
Заслугой Либермана можно считать также развитие импрессионизма французского толка в Германии. Хотя богатство цветовой палитры и выразительность форм на картинах немецкого живописца уступают палитре и формам французских художников-импрессионистов, Либерману удалось тем не менее разработать собственный вариант этого направления, который легко узнается по пасторальной уравновешенности цветов и нервным контурам штрихов. Ярким примером немецкого импрессионизма могут служить многочисленные ландшафты, созданные художником преимущественно в Голландии (например, «Дюны в Нордвийке», 1906), а также серия «Еврейские улочки» (1905-1909).
В 1909 Либерман вернулся в свой летний дом на берегу Ванзее и стал заниматься в основном созданием портретов. В дальнейшем он стал одним из наиболее популярных в среде буржуазии портретистов. Конфликты с молодыми художниками-экспрессионистами привели Либермана в 1911 к выходу из Сецессиона. В 1920 он стал президентом Прусской Художественной академии. После захвата власти нацистами Либерман был изгнан из академии и получил запрет на занятия живописью.
В 1909 Либерман вернулся в свой летний дом на берегу Ванзее и стал заниматься в основном созданием портретов. В дальнейшем он стал одним из наиболее популярных в среде буржуазии портретистов. Конфликты с молодыми художниками-экспрессионистами привели Либермана в 1911 к выходу из Сецессиона. В 1920 он стал президентом Прусской Художественной академии. После захвата власти нацистами Либерман был изгнан из академии и получил запрет на занятия живописью. Для нового режима он был евреем, подражавшим в своих работах «французишкам».
Макс Либерман скончался 8 февраля 1935 года в возрасте 87 лет в своём доме на Парижской площади Берлина, и был похоронен на Еврейском кладбище на Шёнхаузер-Аллее 11 февраля 1935 года.
Смерть Либермана не фигурировала в новостях. Академия художеств находясь под влиянием нацистов, отказалась чествовать старого президента.
Супруга Макса Либермана на 8 лет пережила своего мужа. Она покончила жизнь самоубийством, чтобы не попасть в концентрационный лагерь Терезиенштадт, приняв сверхдозу барбитала, и умерла 10 марта 1943 года в Еврейской больнице Берлина.
Творчество Макса Либермана, этого выдающегося немецкого живописца олицетворяет переход искусства XIX века к классическому модерну времен вильгельминизма и Веймарской республики.

По материалам: Wikipedia,Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Статья Джорджа Ленса о творчестве Либермана,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.