Студия И. Галереи интерьерной живописи

Морис Кантен де Латур(1704—1788)-выдающийся французский пастелист и рисовальщик,один из крупнейших портретистов XVIII века.

365024271.jpg

Великий французский портретист Морис Кантен де Латур, работавший преимущественно пастельными карандашами, родился 5 сентября 1704 года в Сен-Кантене (департамент Эна). Еще в ранней юности он проявил склонность к рисованию и копированию эстампов. В 1723 году он уехал в Париж, где начал обучаться живописи у Клода Дюпуша. Там же он познакомился с гравером Н. Тардье и поступил в ученики к И. Спуде, художнику средней руки. Его наставниками непродолжительное время были также Луи де Булонь и Жан Ресту.
Приятная манера исполнения камерных пастельных портретов, отличавшихся достоверным сходством, вскоре сделала художника популярным.
С 1724 года он начал серьезно работать в области пастели. Интерес к этой технике появился у него под влиянием произведений итальянской художницы Розальбы Каррьера, которая во время своих приездов в Париж буквально покорила французов.Известно, что Латур копировал ее пастели (две такие копии сохранились), увлеченный их живостью и остротой выражения.
«Он был портретистом,- писал Марьет. Он писал портреты пастелью, это занимало мало времени, совсем не утомляло модели, его портреты находили похожими, они не были дорогими». Первый датированный портрет работы Латура — портрет Вольтера, известный только по гравюре Ланглуа, указывающей на 1731 год
Через несколько лет Латур отправился в Реймс и Камбре, случайно приобрел благорасположение к себе английского посланника при французского дворе, взявшего его с собой в Египет, и работал там настолько успешно, что возвратился в Париж с порядочной суммой денег и репутацией искусного английского живописца.
Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к Королевской академии художеств; в 1746 году он был избран в ее действительные члены. В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения (Портрет скульптора Рене Фремена — 1743 г., Париж, Лувр; Портрет Шардена — 1761 г., оба — Париж, Лувр).
Латур всегда был страстно увлечен изучением человеческого лица, много рисовал его , часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски (Автопортрет — ок. 1736-1737 гг., Париж, Лувр).
Проницательный аналитик и тонкий психолог, он умел передать не только индивидуальное своеобразие внешнего облика модели, но и характер человека, его темперамент, эмоциональное состояние. Удивительный физиономист, он обладал редкой способностью запечатлеть подвижную мимику человеческого лица, живой блеск глаз и выразительную улыбку — то озорную, лукавую, кокетливую, то насмешливо-ироническую, надменно-любезную, высокомерно-снисходительную или добродушно-благожелательную.
Художник основал три премии, одна из которых предназначалась для Академии наук в Амьене, а другая, за лучший поясной портрет, присуждается и по сей день. Крупные суммы вознаграждения, которые он запрашивал у своих клиентов, значительно его обогатили.
Латур продолжал работать и в шестидесятые годы, создавая прекрасные портреты вроде «Нотариуса Ледегива» (1761) и серии автопортретов.
Последние двадцать лет своей жизни из-за тяжелой болезни работал мало. В последний раз Латур выставлялся в Салоне в 1773 году.
Его независимый, властный и вспыльчивый характер ухудшился в последние годы жизни; вскоре он потерял рассудок. 17 февраля 1788 года
в Сен-Кантене художник скончался.
Художник умер, не составив завещания; его брат передал городу Сен-Кантен все картины и этюды художника, которые составляют основу музея этого города.
По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство; с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. Латур изобрел для своих пастелей фиксатор, тайну состава которого никто, кроме него, не знал. Наибольшее число его работ находится в сен-кантенском музее; их собрано также немало в луврском музее, в Париже. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние