Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 86. Шаманов Борис Иванович (Boris Shamanov) (1931-2008).

Герой очередного выпуска Альманаха — Борис Иванович Шаманов — известный советский живописец, график и педагог, народный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Борис Шаманов родился в Ленинграде. Учился в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной на отделении художественной обработки металла, а позднее на отделении декоративно-монументальной росписи. Окончил училище по мастерской Анатолия Казанцева. Начиная с 1957 года участвовал в различных художественных выставках.

Преподавал на кафедре общей живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Писал портреты, пейзажи, жанровые композиции. Работал в технике акварели, гуаши, масляной и темперной живописи. В своем творчестве Шаманов широко использовал выразительные возможности соединения в одной композиции натюрморта с пейзажем, портрета с пейзажем.

Борис Шаманов был одним из участников группы «Одиннадцать» — наиболее ярких представителей левого ЛОСХа, объединившихся для участия в двух выставках, прошедших в 1972 и в 1976 годах в выставочном зале на Охте. Был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР», в 1995 году — звания «Народный художник Российской Федерации».

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Иначе как пейзажистом я себя не мыслил», –– вспоминал Шаманов. Но город он не отрицал: «Духовное влияние Санкт-Петербурга я постоянно ощущаю и, хотя мое творчество обращено к природе, к деревне, я вижу Россию глазами петербургского художника, воспитанного на классической красоте нашего города».
«Девочка в голубом платье», 1966 год, холст, масло, частное собрание.

Если художник до тонкости знает нюансы композиции, строение и форму каждого цветка, то он становится лучшим флористом, чем тот, кто умеет из них просто составлять букеты. Талантливый мастер, у которого даже полотно излучает аромат лепестков, может передать гармонию многоцветного садового или полевого царства. Таким мастером, без сомнения, был Борис Иванович Шаманов.
«Букет в летнюю ночь», 1973 год, холст, масло, частное собрание.

Борис Иванович Шаманов родился 15 сентября 1931 года в Ленинграде в простой рабочей семье. Отец Бориса был сельским жителем, и в детстве мальчик часто бывал у родственников под Вырицей, проводя в этих живописных краях каждое лето. Как и многие мальчишки города на Неве, с детства мечтал стать моряком. Тем удивительнее стало для родителей Бориса увлечение их сына рисованием в младших классах начальной школы. Интересом, а позднее и настоящей любовью к живописи будущий известный ленинградский художник обязан школьному учителю рисования, старавшемуся привить своим ученикам любовь к прекрасному и не жалевшему на это ни сил, ни времени.
«Портрет отца», 1969 год, холст, масло, частное собрание.

Так и боролись в хрупком юноше в течение всего периода его обучения в школе эти два увлечения: к морю и к живописи, попеременно одерживая верх и становясь первопричиной тех или иных его поступков. Именно любовь к морю подтолкнет Бориса в послевоенном 1945 году к поступлению именно в мореходное училище в Ленинграде, и только недостаточный к тому времени возраст потенциального абитуриента станет препятствием к осуществлению этой детской мечты и сохранит для ленинградской школы живописи будущего известного художника.
«Ужин в деревне. Семья», 1964–1969 годы, холст, масло, 208 x 275 см., частное собрание.

Зато любовь к живописи позволит Борису Шаманову сделать осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути после окончания школы в 1948 году и поступить в Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной сначала на отделение художественной обработки металла, а позднее перевестись на отделение декоративно-монументальной росписи. Возможно, к этому решению Шаманова подтолкнуло и чувство непосредственного единения с природой, которое постоянно имело место быть в родной и живописной Вырице, и ставшее осознанным и вполне сформировавшимся уже в зрелые годы художника.
«Голубые тени», 1993 год, холст, масло, частное собрание.

Педагогами Шаманова в училище были замечательный советский художник, живописец, график и иллюстратор, профессор Пётр Дмитриевич Бучкин (1886–1965), известный советский живописец, пейзажист, мастер портрета Алексей Константинович Соколов (1922–2001), известный советский архитектор, график, художник монументально-декоративного искусства Кирилл Леонардович Иогансен (1909–1980) и выдающийся советский живописец и график Сергей Алексеевич Петров (1911–1977). Годы учебы в училище оставили самые теплые воспоминания в памяти Бориса Шаманова, и, несмотря на самые высокие требования, предъявлявшиеся в те годы педагогами к студентам, в 1956 году Борис Шаманов успешно оканчивает училище по мастерской известного советского живописца, графика и монументалиста Анатолия Алексеевича Казанцева (1908–1984).
«Шиповник», 1967 год, холст, масло, частное собрание.

После окончания училища молодой художник остается жить и работать в Ленинграде. Он пробует свои силы в разных стилях и техниках. С одинаковым успехом пишет натюрморты, жанровые картины, портреты и пейзажи, отдавая особое предпочтение последним. Работает в технике акварели, гуаши, масляной и темперной живописи. Особое влияние на молодого художника в первые годы его самостоятельного творческого пути оказали пейзажи его великих предшественников, гениев пейзажного жанра Исаака Левитана (1860–1900), Фёдора Васильева (1850–1873) и Алексея Саврасова (1830–1897).
«Агава и ананас», 1962 год, холст, масло, 74 х 85 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Стоит отметить, что начало творческой биографии Бориса Шаманова мало чем отличалось от сотен других биографий таких же выпускников художественных вузов тех лет. Все экспериментировали, искали себя и свое место в многообразном мире изобразительного искусства. Требовалось время для того, чтобы каждый из них постепенно, ценою многих ошибок и неизбежных потерь мог начать проявлять некоторую самостоятельность, осторожно заявляя о себе в среде профессионалов и товарищей по цеху.
«Натюрморт», 1966 год, холст, масло, 78 х 64 см., частное собрание.

Шаманову в этом плане повезло больше других, ибо его с самого начала незримо притягивало безошибочное чувство родной природы, образ ее величавой вечности, манящей и тревожащей человека. Настойчивое же изучение творчества зарубежных кумиров, коими были для него Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и Андре Дерен помогало молодому художнику в поисках выразительности формы, в овладении столь необходимой пластической культурой.
«Деревенское окно», 1966 год, холст, масло, частное собрание.

В своих первых пейзажах и натюрмортах, по словам Шаманова, еще мало выражался его индивидуальный почерк. Он начал писать натюрморты, доверяя исключительно своей интуиции, добиваясь большей самостоятельности. Его первые работы вообще характеризовались своеобразным и очень органичным слиянием жанров, не позволявшим их четко разделить.
«Дождливый день. Шиповник», 1976 год, холст, масло, частное собрание.

Его работы с синими васильками и белыми ромашками, желтыми одуванчиками и розовым иван-чаем, пышными георгинами и скромным голубеньким льном мастерски передавали всю сложность внутреннего состояния художника — спокойную созерцательность и философские раздумья, светлую грусть и бурную радость. Они правдиво и красочно повествовали о его отношении к природе, жизни, людям, к самому себе.
«Сентябрьские цветы», 1991 год, холст, масло, 78 х 66 см., частное собрание.

В своих пейзажных натюрмортах Шаманов часто отдавал предпочтение простым и скромным полевым цветам. Они повсюду на его полотнах: и на простом деревянном столе, и в старинной вазе, на которой тоже может быть цветочный орнамент. Умело пользуясь приемом сопоставления живых букетов с различными предметами или привлекая в качестве фона знаменитый Павловский парк, художник создает у зрителей ощущение, что художественное повествование ведут не только вещи и природа, человек и Вселенная, но разные века, особенно 18-й, когда царил культ сельской идиллии.
«Летний вечер», 2006 год, холст, масло, частное собрание.

В работах Шаманова синий цвет является главным. Цвет васильков, воды и неба. Этот цвет — может быть, цвет мечты художника, его «синей птицы», вечно ускользающей и вечно зовущей. Шаманов выписывает каждый стебелек, восхищаясь живой пульсацией природы. В сочном зеленом цвете он усматривает множество оттенков, озвученных рефлексов, которые в совокупности рождают впечатление животворной силы цветущей природы.
Истинная красота, вечные ценности жизни помогают пережить тяжелые обстоятельства, трагические минуты, мрачные дни и найти иное восприятие мира, перестроить себя и свое отношение к жизни.
Эскиз к картине «Утро», 1970-е годы, холст, масло, 52 х 57 см., частное собрание.

Начиная с 1957 года Борис Шаманов активно участвует в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1960 году его принимают в Ленинградский союз художников. В начале 1960-х годов совместно с П. Никоновым, Н. Андроновым, Н. Егоршиной, К. Гущиным, Г. Егошиным Шаманов участвует в ряде выставок молодых живописцев, отличавшихся тягой к новаторству в сочетании с попытками переосмыслить наследие художников 1920–30-х годов.
«Малиновый полдень», 1984 год, холст, масло, частное собрание.

В 1960 году начинается длительный, почти полувековой (до 2008 года) период его преподавательской деятельности. Он начинает преподавать на кафедре общей живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной (Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица). Являлся профессором, заведующим кафедрой общей живописи с 1988 по 2008 год.
«Осенние листья», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

Как художник Борис Шаманов сформировался в шестидесятые годы XX века, эпоху хрущевской оттепели, или Нового Ренессанса, подарившую стране имена Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной и других ярких деятелей культуры. Это было время бурлящих идей, безудержных поисков новых путей в искусстве. Атмосфера романтики не могла не повлиять и на формирование мировоззренческих позиций молодого Бориса Шаманова. Он ищет собственный художественный язык. Примкнув к сторонникам «сурового стиля», основоположниками которого были Н. Андронов, П. Никонов, П. Оссовский, после посещения Пскова, Изборска, Старой Ладоги, путешествий по Онеге, Свири и Шексне, добивается того, что его внутренний мир полностью поглощает эстетика древнерусской живописи.
«Изборск. Крепость», 1962 год, холст, масло, 75 х 90 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В семидесятые годы имя Бориса Шаманова становится известным. Художник обращается к языку символов и метафор. В его полотнах почти вся флора –– розы, георгины, незабудки, анютины глазки –– возносятся над миром, реют под облаками. Для художника было важно оторваться от иллюстративности и показать человеческую жизнь как частицу земного бытия.
Эскиз к картине «Свирель», 1970-е годы, холст, масло, 52 х 57 см., частное собрание.

Ведущее место в творчестве Шаманова предоставляется поэтическим образам деревни, художественному осмыслению истоков русской духовности. Художник широко использует выразительные возможности соединения в одной композиции натюрморта с пейзажем, портрета с пейзажем. Во всех натюрмортах живописца остается неизменным одно: мир души человека распахнут навстречу природе с ее тайнами, очищающей радугой, бесконечным разнообразием красок. Пейзаж и цветы органично связаны тысячами незримых нитей.
«Портрет дочери в красном», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

Среди созданных Шамановым произведений в первую очередь необходимо отметить картины «Нева» (1956), «Весенний мотив» (1957), «Голубое окно» (1960), «Осенние цветы» (1961), «Девочка с вербой» (1963), «Натюрморт с будильником», «Девочка в голубом платье» (обе 1966), «Русский фарфор» (1968), Черёмуха» (1972), «Васильки. Зеленая рожь» (1973), «Качели» (1975), «Летний полдень» (1977), «Свирель» (1980), «Портрет дочери в красном» (1981), «Утро» (1985), «Сентябрь. Желтые цветы» (1991), «Сирень» (1994), «Антоновские яблоки» (1998), «Осенний день. Астры» (2001), «Натюрморт» (2007).
«Осенний день. Астры». 2001 год, холст, масло, 73 х 85 см., частное собрание.

Борис Шаманов был одним из участников скандальной группы «Одиннадцать». Наиболее яркие представители левого ЛОСХа объединились для участия в двух выставках –– в 1972 и 1976 годах. В группу также входили Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Ярослав Крестовский, Герман Егошин, Виталий Тюленев, Виктор Тетерин, Валентина Рахина, Евгения Антипова, Леонид Ткаченко, Константин Симун. Художников поддерживал искусствовед Лев Мочалов. Выставки прошли в выставочном зале Союза художников России в Ленинграде на Охте.
Эскиз к картине «Качели», 1975 год, бумага, акварель, гуашь, 54 х 60 см., частное собрание.

В 1984 году Борис Шаманов был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР», в 1995 году — звания «Народный художник Российской Федерации». Прижизненные персональные выставки художника прошли в ЦДХ в Москве в 1983 году и в ЛОСХ в Ленинграде в 1986 году.
«Натюрморт на красном столе», 1963 год, холст, масло, 91 х 104 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Борис Иванович Шаманов скончался 2 марта 2008 года на семьдесят седьмом году жизни в Санкт-Петербурге, где и был похоронен. Сегодня его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.
«Свеча на окне», 1969 год, холст, масло, частное собрание.

С 10 апреля и по 20 июля 2008 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея состоялась персональная выставка работ Бориса Шаманова. На выставке было представлено 14 живописных произведений 1960-х – 1980-х годов из собрания Русского музея и семьи художника. В сентябре 2016 года в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков прошла выставка Бориса Ивановича Шаманова, приуроченная к 85-летию со дня рождения мастера и представившая ретроспективу его творчества.
«Утренний букет», 1990 год, холст, масло, частное собрание.

Борис Шаманов, сам того не зная, стал летописцем своей эпохи, свидетелем официальной художественной жизни 1960–70-х годов, ее борьбы за собственную историю и ее боязни каждого окрика со стороны обкомов, горкомов и парткомов. В этом смысле его искусство более показательно, чем холсты и коллажи непримиримых нонконформистов и незаменимо с культурологической точки зрения.
«Черёмуха», 1992 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. Т. 2. М.: Советский художник, 1979.
2. Платонова Н. Цветы Бориса Шаманова // Юный художник. 1988. № 3.
3. Традиции школы живописи государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица [кафедра общей живописи]. СПб., 2010.
4. Каталог выставки одиннадцати ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1976.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
6. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л.: Художник РСФСР, 1970.
7. Волкогонов С. А. Борис Иванович Шаманов. Л.: Художник РСФСР, 1991.
8. Дмитренко А. Ф. «…Когда повеет вдруг весною…» // Художник Петербурга. 2008. № 13.
9. Платонова Н. Цветы Бориса Шаманова // Юный художник. 1988. № 3

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.