Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 85. Крестовский Ярослав Игоревич (Yaroslav Krestovsky) (1925-2004).

Герой очередного выпуска Альманаха — Ярослав Игоревич Крестовский — известный советский живописец и график, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Ярослав Крестовский родился в Ленинграде. С 1937 по 1941 год занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств. В 1944 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, после окончания которого работал в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей.

В 1956 году художник окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по театрально-декорационной мастерской М. П. Бобышова. С 1956 года — член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. В шестидесятые годы преподавал на кафедре общей живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной.

Ярослав Крестовский — участник более шестидесяти художественных выставок, важнейшими из которых являются выставка произведений одиннадцати художников на Охте (Ленинград, 1972 год), выставка произведений трех ленинградских художников (Москва, 1986 год, совместно с В. Рахиной и Л. Ткаченко), выставка «36-ти» (Ленинград, ЦВЗ, 1990). Произведения Я. И. Крестовского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Ярослав Крестовский — это художник редкого творческого дарования. Он принадлежал к поколению художников, переживших войну, полных жизнелюбия и творческого потенциала, свято веривших в грядущие перемены. Рассказывая об окружающей действительности, художник делился своими эмоциональными переживаниями, обращался к теме гармонии человека и природы» (С. И. Сергеева, искусствовед).
«Паводок», 1960 год, картон, масло, 34,5 х 30 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Ярослав Игоревич Крестовский родился 9 февраля 1925 года в Ленинграде в творческой семье известного скульптора, профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Игоря Всеволодовича Крестовского (1894–1976). Дед Ярослава, В. В. Крестовский (1840–1895), был известным русским писателем, автором романа «Петербургские трущобы», наделавшего в свое время много шума в среде столичной интеллигенции и принесшего автору всероссийскую известность.
«Екатерининский парк», 1954 год, бумага, гуашь, 39 х 56 см., частное собрание.

Сам государь-император Александр II после прочтения романа удостоил его автора высочайшей аудиенции в своем кабинете в Зимнем дворце, где подарил Крестовскому в знак особого расположения золотые часы со своим портретом на циферблате. Стрелки на тех часах ходили по лицу царя, как бы подчеркивая, что нынче его время.
«Вид на стрелку Васильевского острова», 1950-е годы, холст, масло, 33,5 х 46 см., частное собрание.

В семье Крестовских всегда поощрялось любое проявление творчества, поэтому совсем неудивительно, что Ярослав с юных лет увлекся рисованием. Тем более, его отец в свое время тоже проявлял большие способности в живописи и брал уроки у самого Мстислава Добужинского (1875–1957), замечательного мастера городского пейзажа, участника творческого объединения «Мир искусства». Правда, после революции Игорю Всеволодовичу стало совсем не до живописи, и он пошел работать грузчиком в порт, а позже его увлечение и подавно оказалось неуместным, и он сделался реставратором.
«Маневровые паровозы», 1958 год, холст, масло, частное собрание.

Родители Ярослава всячески поощряли увлечение сына и, видя его несомненное природное дарование, в 1937 году отдали его учиться в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. Его педагогами в школе становятся известный советский живописец, профессор ЛГПИ имени А. И. Герцена Константин Михайлович Лепилов (1879–1941), известный советский художник, живописец и график Ольга Борисовна Богаевская (1915–2000) и замечательный советский художник, живописец Михаил Давидович Натаревич (1907–1979). Занятия в школе прервала война.
«Зимние сумерки», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

Начало войны Ярослав Крестовский встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в рытье окопов на подступах к городу, позже вместе с друзьями тушил вражеские зажигалки, которые практически ежедневно сбрасывали немецкие бомбардировщики на крыши осажденного города. А когда наступила первая и самая суровая блокадная зима, вместе со всеми терпел ужасы и лишения, выпавшие на долю жителей блокадного Ленинграда.
«Клетка с попугаями», 1965 год, холст, масло, частное собрание.

Зима 1941–1942 годов была ранней и невыносимо холодной — тридцать градусов мороза считались терпимой погодой, чаше всего было под сорок. Семью Крестовских спасло то, что незадолго до войны отец успел купить дров. На этих дровах и держались всю зиму. В начале 1942 года благодаря помощи Союза художников семье Крестовских по льду Дороги жизни Ладожского озера удалось покинуть осажденный город. Эвакуировались в Ростов Великий, где впоследствии провели все тяжелые военные годы, вплоть до окончания блокады и возвращения в Ленинград.
«Белые ночи», 1968 год, холст, масло, частное собрание.

Когда Ярославу пришло время призыва в армию, на призывной медкомиссии у него обнаружили внутренний нарыв. С температурой под сорок несколько месяцев он провел в больницах, пока его резали и зашивали… Чудом остался жив. Призывная медкомиссия комиссовала по болезни. Белый билет выписали мгновенно. Он тогда плакал весь день: белый билет считался позором, но надо было как-то жить дальше. Время было голодное, работы не было, цена продуктов на местном рынке полностью исключала любую возможность их приобретения.
«Дождливая улица», 1968 год, холст, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

Ярослав Крестовский начал охотиться в окружавших город лесах с подаренным ему еще до войны ружьем, как некогда в далеком прошлом делал его дед. Но если для деда это была просто барская забава, то для его внука это была единственная возможность добыть для семьи пропитание. Постепенно охота стала для Ярослава настоящей страстью, с которой он не смог расстаться даже когда вернулся после эвакуации в Ленинград. Осенью 1945 в жизни молодого человека произошло трагическое событие. Во время охоты на уток в лесах под Вырицей он был случайно ранен дробью в глаз, который пришлось удалить.
Мойка у Конюшенной площади, 1958 год, холст, масло, частное собрание.

За год до этого, после возвращения из эвакуации в 1944 году, Ярослав Крестовский поступил на живописное отделение только что открытого Ленинградского высшего художественно-промышленного училища. И вот теперь, после операции, опасаясь, что ее последствия могут повлиять на его восприятие цвета, Ярослав Крестовский вынужденно переходит на отделение мастеров альфрейной живописи, готовившее кадры реставраторов. В 1948 году молодой реставратор успешно закончил училище.
«Кострома. Торговые ряды», 1976 год, холст, масло, частное собрание.

После окончания училища по распределению Ярослав Крестовский два года работает в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей, но, считая, что художественное образование не будет полным без Академии художеств, одновременно посещает занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в качестве вольнослушателя, и в 1950 году поступает туда на графический факультет.
«Любовная пара», 1962 год, бумага, тушь, белила, 42,2 х 42 см., частное собрание.

В 1952 году Крестовский переходит на живописный факультет Репинки и в 1956 оканчивает институт по мастерской театральной живописи замечательного советского театрального художника, живописца, графика и педагога Михаила Павловича Бобышова (1885–1964) с присвоением квалификации художника театрально-декорационной живописи. Дипломная работа выпускника — эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» — была оценена членами академического совета на отлично.
«Усадьба Н. Островского», 1976 год, бумага, смешанная техника, частное собрание.

После окончания Репинки Ярослав Игоревич остается жить и работать в Ленинграде. Он пробует свои силы в разных художественных жанрах и техниках, много экспериментирует. Начиная с 1957 года активно участвует в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1958 году Крестовского принимают в члены Ленинградского союза советских художников.
«Дом моего детства», 1960 год, Картон, масло, 80 х 60 см., частное собрание..

Крестовский с одинаковым успехом пишет городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и сложносочиненные композиции. Он востребован и узнаваем. Самобытность его творческой манеры наиболее полно выразилась в серии натюрмортов, жанровых композиций и ленинградских дворов, созданных мастером в период с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Серию отличает декоративно-плоскостный колорит, графичность, условность и иносказательность искусно срежиссированной композиции, ассоциативность.
«Зимний вечер», 1958 год, холст, масло, 60,5 х 50 см., частное собрание. .

Полотна Ярослава Крестовского привлекают внимание прежде всего ярким и звучным цветом, ясностью силуэтов и контуров. Художник успешно работал в реалистической традиции, но всегда старался передать окружающий мир через призму своего восприятия действительности. Его творчество всегда отличало стремление уйти от штампов официального искусства, и при этом писать о том, что его действительно волновало.
«Кострома. Центральная площадь», 1976 год, холст на оргалите, масло, 74 х 84 см, частное собрание..

Ярослав Крестовский любовался красотой петербургских улиц, погружаясь в свои размышления и фантазии. Живописцу была близка эстетика «Мира искусства» и театральная декоративность их образов. Художник создавал свои городские пейзажи в стиле лирического символизма. Набережные каналов с отраженными в воде зелеными купами деревьев на его полотнах напоминали полотна его кумира Сезанна.
«Дворик», 1959 год, бумага, гуашь, 71,5 х 56 см., частное собрание.

В шестидесятые годы наряду с активным творчеством Ярослав Игоревич много времени отдает преподавательской деятельности, работая на кафедре общей живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Ему нравится работать со студентами, хотя это и отнимает у него много времени и сил, в некотором роде мешая активному творчеству.
«Канал Грибоедова», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Из работ этого периода творчества художника в первую очередь стоит отметить картины «Прионежье. Кондопога» (1956), «Яхты», «Белая ночь. Крюков канал» (обе 1957), «Солнечный день в Ленинграде», «Канал Грибоедова», «Фонтанка. Белая ночь», «Крюков канал. Утро» (все 1958), «Канал утром», «Белая ночь в Ленинграде» (обе 1961), «Час рассвета. Фонтанка» (1964), «Часовых дел мастера», «Мертвое дерево» (обе 1968), «Часовщики. По мотивам сказок Гофмана», «Часы и куклы» (обе 1972).
«Белая ночь Крюков канал», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

Художник много работает, и его творчество становится популярным. В начале семидесятых Крестовский находится на взлете своей карьеры. Ему много заказывают. Художнику понятен и любим художественный метод художников-постимпрессионистов. Простота и ясность форм в изображении объектов и предметов стали его главным художественным принципом. Он получает прекрасную мастерскую. Крестовский часто ездит в творческие командировки в Крым, который очень напоминает ему юг Франции, где часто писал его любимый Поль Сезанн.
«Крым», 1960-е годы, картон, масло, 41,6 х 70,2 см., частное собрание.

Крымские пейзажи художника дарят яркую гамму эмоций летних впечатлений. Одной из наиболее удачных работ этой серии является картина «Крым» написана в 1960-х годах в Гурзуфе. Перед нами улочка с невысокими домами-мазанками и горным пейзажем на горизонте. Белый слепящий цвет домиков контрастирует с красными крышами и голубыми горами. Насыщенный колорит работ передает состояние полуденного зноя. Пронизанный светом и воздухом пейзаж написан легко, свободной широкой кистью.
«Крым. Улица в Гурзуфе», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Примечательны натюрморты Крестовского, написанные в стиле «Бубнового валета». Он старался писать нарочито пышные букеты цветов в старинных вазах, компоновал их с фруктами и фарфоровыми фигурами и антикварными часами. Художника упрекали за то, что его натюрморты казались вычурными, перегруженными деталями и драпировкой, но в то же самое время они привлекали внимание именно своей декоративностью и философским подтекстом, в котором воспоминания и ассоциации художника выходят на первый план.
«Самовар», 1970-е годы, картон, масло, 15,5 × 14,7 см., частное собрание.

Интересны и жанровые картины художника, среди которых особенно запоминающейся является полотно «Часовщики. Фантазия по мотивам Э. Т. А. Гофмана», представляющее нам мастерскую с высоким потолком, на стенах которой висят старинные часы. В центре зала стоят столы, за которыми трудятся мастера, похожие на волшебников. Атмосфера вымысла и авторской фантазии свойственна многим произведениям Крестовского.
«Часовщики. Фантазия на тему Гофмана» или «Часовщики. Фантазия по мотивам Э.-Т.-А. Гофмана», 1968 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

Совсем другой является картина «Сборщики», представляющая нам тех современников мастера, которые преображают сказку в быль.
1960–1970-е годы — время научных достижений и покорения космоса. Перед нами яркая иллюстрация советских будней, несколько опоэтизированная автором. Рабочие собирают космический корабль — это главный подтекст произведения, а художественное решение несет символичный и монументальный характер.
«Сборщики», 1975 год, холст, масло, частное собрание.

Творчество Крестовского очень многопланово: ленинградские пейзажи, архитектура северных деревень, причудливые натюрморты с «ожившими» предметами, историческая тематика. Военная тема также была близка художнику, мальчику из блокадного Ленинграда, еще подростком принимавшему участие в восстановлении города после войны — вместе с отцом он участвовал в первых реставрационных работах в Павловске.
«Цветы и фрукты», 1976 год, холст, масло, 84 х 74 см., частное собрание.

В начале 1970- годов Ярослав Крестовский становится одним из участников группы художников «Одиннадцать». Группа наиболее ярких представителей левого ЛОСХа объединилась тогда для участия в двух выставках, в 1972 и в 1976 годах. Скандальные выставки прошли в выставочном зале Союза художников России на Охте. В группу входили также Виктор Тетерин, Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Борис Шаманов, Валентина Рахина, Евгения Антипова, Леонид Ткаченко, скульптор Констатин Симун, художников поддерживал также искусствовед Л. В. Мочалов.
«Аларчин мост», 1954 год, холст, масло, частное собрание.

В середине 1970-х годов у Крестовского начинает ухудшаться зрение. Врачи запрещают ему писать. Его лечат с помощью только что появившихся тогда лазерными технологий, но все тщетно. Последние годы Крестовский писал так: ставил перед холстом огромную лупу, перед глазами — такую же и надевал очки плюс четырнадцать. Так — видел. Проходит несколько лет, и художник окончательно теряет зрение.
«Белая ночь. Канал Грибоедова», 1977 год, бумага, темпера, 60 х 83 см., частное собрание.

За два последних отпущенных ему года Ярослав Игоревич написал около десятка больших картин, которые потом специалисты будут считать лучшими в его творческом наследии. Самая последняя работа практически полностью ослепшего художника — картина «Тревожная белая ночь» — вариант старой работы. Можно только догадываться, каково ему было, такая тоска глядит из этой картины, непостижимым усилием написанной за два дня (холст большой, метр на полтора).
«Тревожная белая ночь», 1977 год, холст, масло, частное собрание.

Крестовский много экспонировал свои произведения, являясь участником более шестидесяти различных художественных выставок. Персональные выставки произведений Ярослава Крестовского были показаны в Ленинграде (1983), Москве (1986) и Санкт Петербурге (1995, 2000).
«Крымский мотив. Ненастье», 1961 год, картон, масло, 70 х 50 см., частное собрание.

Ярослав Игоревич Крестовский скончался 23 января 2004 года в Санкт-Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Был похоронен на Волковском кладбище в некрополе «Литераторские мостки» рядом с надгробием деда — писателя В. В. Крестовского.
Могила художника Ярослава Игоревича Крестовского на Волковском кладбище в некрополе «Литераторские мостки» рядом с надгробием деда – писателя В. В. Крестовского.

Каждое произведение Ярослава Крестовского отличается яркой индивидуальностью и выразительностью композиционного решения. Сегодня его произведения украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, музеев и частных собраний России, Франции Германии, Голландии, Чехии, Швейцарии, США, Украины и Казахстана. В Государственном Русском музее хранятся его лучшие работы, получившие широкое признание: «Часовщики. Фантазия по мотивам Э. Т. А. Гофмана», натюрморт «Часы и куклы», «Натюрморт с топором», пейзажи Ленинграда в белые ночи.
«Натюрморт с топором», 1966 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. Т. 1. М: Советский художник, 1979.
2. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
4. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959.
6. Серебряная В. Ярослав Игоревич Крестовский. Л.: Художник РСФСР, 1987.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.