Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 83. Аршакуни Завен Петросович (Zaven Arshakuni) (1932-2012).

Герой очередного выпуска Альманаха — Завен Петросович Аршакуни — известный российский живописец, график, сценограф армянского происхождения, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Завен Аршакуни родился в Ленинграде. С детства увлекался рисованием. Все тяжелейшие месяцы блокады провел в городе на Неве. Потерял родителей. После окончания войны учился в Средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Окончил знаменитую Репинку по мастерской И. Серебряного с присвоением квалификации художника живописи. После окончания ЛИЖСА жил и работал в Ленинграде.

Завен Аршакуни активно участвовал в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Входил в состав известной ленинградской группы «Одиннадцать», одновременно являясь одним из наиболее ярких представителей левого ЛОСХа. Был участником более двухсот выставок, в том числе 23 персональных. Принимал участие в двух скандальных выставках группы «Одиннадцать» 1972 и 1976 годах, прошедших в выставочном зале Союза художников России на Охте.

Завен Аршакуни являлся членом Дягилевского центра искусств Санкт-Петербурга с 1992 года и Санкт-Петербургской академии современного искусства с 1995 года.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«»Завен –– это гимн живописи», –– сказал в «Манеже» один замечательный питерский художник. Новости в этом заявлении не было. Коллеги не вчера окрестили Завена Аршакуни «царем живописи» и «Окуджавой в изобразительном искусстве». Сегодня его работы в десятках крупнейших музеях мира…» (А. Чернов, искусствовед).
«Дворик в Ереване», 1960 год, холст, масло, 47 х 65 см., частное собрание.

«Это мой мир, он прекрасен, и другого мне не надо», — сказал однажды Завен Аршакуни, описывая словами то, что он создает. Являясь одним им из самых известных и узнаваемых художников Санкт-Петербурга, он всегда старался создавать яркую и солнечную живопись, в которой присутствовала особая, ни с чем не сравнимая ленинградская манера и удивительное благородное обаяние.
«Разговор», 1976 год, холст, масло, 140 х 160 см., Томский областной художественный музей.

Завен Петросович Аршакуни родился 13 мая 1932 года в Ленинграде в армяно-русской семье. Так случилось, что отец рано оставил семью, и мальчика воспитывала мама. Увлечение рисованием Завену пришло очень рано, чему мама была рада, всячески поощряя его. Именно она отвела сына в изостудию при Ленинградском дворце пионеров, где маленький Завен с успехом занимался вплоть до самого начала войны.
«Солнечный день», 1983 год, холст, масло, 172 х 182 см., частное собрание.

Как впоследствии рассказывал сам художник, из предвоенных воспоминаний у него в памяти сохранились продолжительные поездки с мамой на трамвае и занятия в изостудии. Довоенные ленинградские трамваи и закопченные невские буксиры впоследствии станут частыми героями его полотен, а пока работы юного художника совсем с другими героями регулярно выставлялись на различных художественных выставках ученических работ, добавляя уверенности в своих силах и дальнейших планах автору и доставляя радость его маме.
«Зима в Переславле», 1963 год, картон, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

Планы и привычный уклад жизни нарушила война, которую Завен встретил в родном Ленинграде. В декабре 1941 года на Пулковских высотах погиб его отец, защищая любимый город от врага, в апреле 1942 года, с трудом пережив первую, самую страшную блокадную зиму, от голода умерла мама Завена, оставив сына круглым сиротой. Девятилетний мальчик ушел из дома. Он пошёл к своей учительнице, которая его и спасла от неминуемой гибели.
«Война», 1965 год, бумага, соус, 32 х 44 см., частное собрание.

Летом 1942 года Завена вместе с детским домом эвакуировали из осажденного Ленинграда на Большую землю. Когда эвакуированный детский дом прибыл в деревню Угоры Костромской области, для малышей создали кружок рисования и лепки. Самым талантливым из детей оказался Завен, и ему подарили коробочку акварельных красок, которую он, как драгоценный талисман, сохранил на всю жизнь. Позже в детском доме мальчика разыскали родственники по линии отца и забрали к себе в Ереван.
«Старый Ереван», 1960 год, картон, масло, 26 х 35 см., частное собрание.

Полтора года прожил Завен у родственников. Здесь пошел в школу, продолжив свое обучение, здесь же продолжил заниматься любимым рисованием. Мечта посвятить себя живописи не оставляла, и в начале 1946 года после длительных уговоров родственники отпускают его в Ленинград продолжать учиться любимому делу и добиваться поставленной цели. В городе на Неве настойчивый юноша поступает в Среднюю художественную школу при Российской Академии художеств, в которой будет учиться до 1953 года, все это время живя в общежитии.
«Праздник», 1988 год, холст, масло, 215 х 200 см., Музей искусства С-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В 1954 году Завен Аршакуни становится студентом первого курса живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его преподавателями в институте были известный советский живописец и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982), замечательный советский живописец и педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Леонид Васильевич Худяков (1915–1995) и известный советский живописец, будущий лауреат Сталинской премии первой степени Василий Васильевич Соколов (1915–2013).
«Без Ленина», 1957 год, картон, масло, 66 х 89 см., частное собрание.

Заканчивал ЛИЖСА имени И. Е. Репина Завен Аршакуни в 1961 году по мастерской известного советского живописца и педагога, народного художника СССР, члена Ленинградского союза художников Иосифа Александровича Серебряного (1907–1979). С дипломной работой выпускника случился конфуз. Дипломная работа — картина «Весна» — комиссией одобрена не была. Аршакуни выставил полотно тем же летом в Ереване, и оно было приобретено прямо с выставки Армянской государственной картинной галереей… А защита дипломной работы состоялась годом позже…
«Армения. Весна в горах», 1960 год, картон, масло, 23 х 32 см., Национальная картинная галерея Армении.

В 1961 году Завену Аршакуни была присвоена квалификация художника живописи. После окончания Репинки молодой художник остается жить и работать в родном Ленинграде. В 1962 году он становится членом молодежного объединения Ленинградского отделения Союза художников России (ЛОСХ), а в 1964 году вступает в Союз художников России.
«Беседа друзей», 1983 год, холст, масло, 97 х 130 см., Художественный музей, Ярославль.

В период 1963–1965 годов Аршакуни активно занимается педагогической деятельностью. Он преподает рисунок в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Ему нравится эта работа, хотя она и отнимает много времени и много сил, совсем не оставляя их на творчество. Возможно, именно по этой причине педагогический период деятельности художника оказался столь непродолжительным.
«Кружевницы», 1965 год, линогравюра, 60,5 х 47,5 см., частное собрание.

«Из серии «Кружевницы», 1965 год, линогравюра, 25,5 х 39 см., частное собрание.

Художественная манера Аршакуни тяготела к русскому народному творчеству, к иконописи Андрея Рублева, к живописи постимпрессионистов. В 1966 году художник начинает работать художником-декоратором в Ленинградском ТЮЗе у известного советского театрального режиссера Зиновия Яковлевича Корогодского (1926–2004). Именно в театре Аршакуни смог почувствовать свободу самовыражения, которую он стал передавать через обобщенность образов и цвет. Он оформляет около девяти различных по настроению и художественному стилю спектаклей, одним из дебютных стала постановка «Трень-брень». Театр расковывает воображение художника, давая ему много возможностей для творчества.
Эскиз к балету «Гаянэ», 1972 год, бумага, гуашь, 53 х 77 см., Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Завен Петросович Аршакуни работал в разных видах и жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Он с одинаковым успехом писал пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые сцены, оформлял книги, резал по дереву, расписывал фарфор, создавал витражи, делал эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам.
«Портрет Т. Ураевской», 1971 год, холст, масло, 83 х 66 см., частное собрание.

Стоит отметить, что период творческого становления молодого художника пришелся на 1960-е годы, период так называемой оттепели. Вновь возвращалось из исторического забытья замечательное художественное наследие 1910–1920-х годов. Любителям живописи вновь становились доступны произведения Казимира Малевича (1878–1935), Натальи Гончаровой (1881–1962), Марка Шагала (1887–1985). Под влиянием наследия классического авангарда происходит формирование и творческого стиля Завена Аршакуни.
Эскиз к спектаклю «Наш Чуковский» («Тараканище»), 1969 год, бумага, гуашь, 62 х 88,5 см., Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Художник не занимается банальным подражательством, а эмоционально переосмысливает творческое наследие своих великих предшественников. Красочно-интенсивный колорит его работ начинает строиться на неожиданных цветовых контрастах. Свободный и экспрессивный рисунок дополняется повышенной декоративностью работ, которая кроме всего прочего наполняет формы цветом. Работы Аршакуни 60-х годов удивительно романтичны, взволнованы, иногда драматичны. Это в первую очередь произведения «Карнавал» (1968–1969, не сохранилось) и «Праздник Победы на Неве» (1969).
«Праздник Победы на Неве», 1969 год, холст, масло, 90 х 115 см., Петрозаводск. Музей изобразительных искусств Карелии.

1970-е годы характеризуются процессом перехода драматического напряжения в картинах художника в некий подтекст. Художник разворачивает на полотнах произведений своеобразные сцены немых диалогов, сопоставлений полярных начал и разных темпераментов. Это прежде всего картина «Разговор» (1976) и, конечно, «Подруги» (1979).
«Подруги», 1979 год, холст, масло, 177 х 180 см., Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

Аршакуни становится одним из наиболее активных участников групп «Одиннадцать» (выставки в 1972 и 1976 годах на Охте, в Ленинграде, а также вместе с Г. П. Егошиным и В. И. Тюленевым, членами этой группы, в Центральном доме художника в Москве в 1982 году) и «26-ти» –– совместно с москвичами и ленинградцами — в ленинградском ЦВЗ (1990).
«Строят дом», 1972 год, картон, масло, 48 х 69 см., частное собрание.

В ноябре 1972 года открывается скандальная выставка, на которой впервые объединяются художники группы «Одиннадцать». В выставке принимает участие и Завен Аршакуни. Все одиннадцать участников этой группы под началом известного искусствоведа Льва Мочалова состояли в Союзе художников, и группа фактически являлась первой легальной оппозицией внутри государственной структуры. Все участники группы проповедовали особый подход, свободный от излишней строгости советской идеологии. Они обращались к иной, более раскрепощенной, лирической живописной манере, к городским пейзажам и натюрмортам.
«Изба и церковь», 1974 год, холст, масло, 60 х 70 см, Музей искусства С-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Творчество Завена Аршакуни представляет собой целое явление в истории современного искусства. О своеобразии созданного им мира и о его природном даре говорят не только друзья и критики, но и зрители, очарованные его произведениями. Живописность работ Аршакуни привлекает внимание жизнерадостной энергией, мажорным звучанием выразительных цветовых аккордов. Созерцая его живопись, невольно проникаешься ощущением особого творческого подъема.
«Фонтанка», 1990 год, холст, масло, 65 х 82 см., Музей искусства С-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Завен Аршакуни активно занимался выставочной деятельностью, начиная с 1961 года экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Он был участником почти двухсот выставок, из которых более двадцати –– персональные: Дрезден, Кунстмузеум (графика), 1980; Ленинград, Союз художников, 1981; Вологда, Картинная галерея, 1982; Новосибирск, 1984; Кострома, Художественный музей, 1988; Москва, Выставочный зал редакции журнала «Наше наследие», 1997 и другие.
Выставка «Свет небесный» Евангельские сюжеты в творчестве Завена Аршакуни. Государственный музей истории религии, С-Петербург, 28 июня-21 июля 2013 года.

Среди наиболее известных произведений художника необходимо выделить картины «Пути», «Депо», «Зимой на реке» (все 1964), «Роспись фарфора» (1967), «Портрет художницы Л. Азизян», «Портрет Т. Уравской» (обе 1975), «Зимний день в новом районе» (1977), «Беседа» (1978), «В мастерской» (1980), «Праздник» (1988), «Пасха», «Астры» (обе 1997), «Благовещение» (2001).
«Благовещение», 2001 год, холст, масло, 97 x 126 см., частное собрание.

Творчество Завена Аршакуни многогранно и в то же время всегда узнаваемо. Любимыми темами художника были праздники, цирк и театр. Аршакуни писал картины на евангельские сюжеты, трепетно относился к теме материнства, семьи и дружбы. Его работы покоряют живописностью и чистотой цвета. На всех союзных выставках работы художника всегда удивляли и выделялись из общего строя.
«Снегопад», 1995 год, холст, масло, 80 х 100 см., частное собрание.

Аршакуни писал городские пейзажи совершенно свободно, не оглядываясь на советскую традицию, которая затвердила за городом образ суровой и героической колыбели революции. Художник вообще очень любил свой родной город, поэтому одним из ведущих мотивов его творчества стали пейзажи Петербурга, который он писал в разное время суток и разное время года. В работах Завена Аршакуни есть настроение радостного созерцания красоты зимних или солнечных летних пейзажей, дождливых и ветреных состояний.
«Набережная Макарова и церковь Св. Екатерины», 1985 год, холст, масло, 81 х 100 ссм., Министерство культуры РФ.

Его город гармоничен, краски прозрачные и ясные, оттого его городские пейзажи наполнены воздухом свободы. Аршакуни всегда старался выстраивать композицию так, что невольно кажется, словно художник парит над городом, будто у него вырастают крылья, и город, и мир предстают перед зрителями в самом лучшем своем проявлении. Но за всей этой кажущейся легкостью стоит большой опыт работы над композицией, цветом и пластическими свойствами.
«Голубой день», 1989 год, холст, масло, 60 х 69,5 см., частное собрание.

«Набережная. Выпал снег», 1994 год, холст, масло, 60 х 70 см., частное собрание.

Завен Аршакуни не стремился иметь учеников, говорил, что все время учится сам, каждый раз заново открывая для себя законы живописи. Он никогда не писал с натуры. На пленэре делал только наброски карандашом в блокноте, намечая композицию, передавая сиюминутное настроение. Картины писал уже позже в мастерской, развивая сюжет от своего первого впечатления до радостной красочной феерии, рожденной в процессе работы.
Выставка к 75-летию художника в галерее «Матисс-клуб» в Санкт-Петербурге, 2007 год.

Живописец и график, привнесший в пейзажи родного Ленинграда-Петербурга яркие краски Армении, он не мог и не хотел вписываться в официальные рамки советского искусства, за что его картины неоднократно снимали с выставок члены обязательных по тем временам идеологических комиссий. При жизни у него были даже награды: медаль жителя блокадного Ленинграда и серебряная медаль, полученная в 2003 году от Российской Академии художеств. Звание члена-корреспондента той же Академии ему присудили в 2007 году. После похорон Аршакуни друг художника Павел Никонов привез золотую медаль Академии.
«Благовещение», 1999 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Завен Петросович Аршакуни скончался 2 ноября 2012 года на 81-м году жизни в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Место захоронения Завена Петросовича Аршакуни на Смоленском православном кладбище.

Творческое наследие Аршакуни огромно. Имя Завена Аршакуни получило всемирную известность, его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительного искусства имени А. С. Пушкина и других музеях страны, а также в зарубежных собраниях (всего около 35 музеев стран СНГ и дальнего зарубежья), в их числе Стеделийк Музеум, Амстердам; Музей П. Людвига, Кёльн; Кунстмузеум, Дрезден и другие, и в частных коллекциях.
«Вечерняя улица», 1962 год, картон, масло, 33 х 49 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
2. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
3. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л.: Художник РСФСР, 1970.
4. Мочалов Л. Группа «Одиннадцати» // Художник Петербурга. 2000, нояб.–дек. № 5. 2002.
5. Данилова А. Группа одиннадцати как художественное явление в изобразительном искусстве Ленинграда 1960–1980 годов // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. № 3. 2010.
6. Стерлигов В. Выступление на выставке одиннадцати на Охте (1972) // Experiment = Эксперимент. Журнал русской культуры. № 16. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. [подгот. Елена Спицына]: в 2 ч. LA (USA). 2010.
7. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.