Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 81. Рахина Валентина Ивановна (Valentina Rakhina) (1932-2013).

Герой очередного выпуска Альманаха — Валентина Ивановна Рахина — известный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Валентина Рахина родилась в Ленинграде. С детства увлекалась рисованием. Училась в Средней художественной школе при ЛИЖСА у Л. С. Шолохова и Л. А. Островой. После ее окончания поступила на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занималась у А. Д. Зайцева, В. В. Соколова, Л. В. Худякова. В 1959 году окончила знаменитую Репинку по мастерской Бориса Иогансона.

После окончания института длительное время преподавала живопись в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Начиная с 1959 года участвовала в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Валентина Рахина была участницей известной ленинградской группы художников «Одиннадцать», членами которой являлись наиболее яркие представители левого ЛОСХа, объединившиеся для участия в двух выставках — в 1972 и 1976 годах.

Валентина Рахина работала преимущественно в жанре пейзажа, натюрморта, интерьера. Произведения художника находятся в музеях и частных собраниях России, США, Японии, Бельгии, Швейцарии, Франции и других стран.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Творчество художницы бескомпромиссно — в своей бесхитростности. В служении живописи «как таковой»: раскованная и экспрессивная, она прочно укоренена в традициях отечественного искусства. Конечно, Рахина не прошла мимо Кончаловского, конечно — вдохнула «воздух» питерских «круговцев». И все же, речь идет не о неких кумирах, заповеди которых последовательно развиваются. Главная перекличка — лишь в принципах безусловного принятия зримого мира, в полной самоотдаче ему» (Лев Молчанов, искусствовед).
«Печеры», 1970 год, холст, масло, 68 × 85 см., частное собрание.

Валентина Ивановна Рахина родилась 9 июня 1932 года в Ленинграде в семье, далекой от искусства вообще и от живописи в частности. С детства увлекалась рисованием, отдавая ему все свободное время. Родители девочки были рады интересу дочери и не препятствовали ему, а наоборот, отдали ее заниматься в изостудию при Ленинградском дворце пионеров.
«Кактусы», 1977 год, холст, масло, 75 × 80 см., частное собрание.

Начало войны Валентина встретила в Ленинграде. Столкнулась со всеми ужасами первой, самой суровой блокадной зимы. По замерзшему льду Ладожского озера была эвакуирована на Большую землю. После снятия блокады вернулась в родной город, где окончила среднюю школу, не переставая все это время заниматься рисованием.
«Осень в Ленинграде», этюд к картине, 1962 год, картон, масло, 29 х 36 см., частное собрание.

В 1948 году Валентина Рахина поступила в Среднюю художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где ее учителями были известный ленинградский живописец и педагог, член Ленинградского союза художников Леонид Сергеевич Шолохов ( 1905–1967) и замечательный советский живописец, будущий лауреат Сталинской премии первой степени Василий Васильевич Соколов (1915–2013, которому впоследствии предстояло стать и ее преподавателем в знаменитой Репинке.
«Введенский канал», 1962 год, картон, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

В 1953 году после окончания художественной школы Валентина Рахина поступила на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи скульптуры и архитектуры им И. Е. Репина. Ее преподавателями в институте были известный советский живописец и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982), замечательный советский живописец и педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Леонид Васильевич Худяков (1915–1995) и уже упоминавшийся выше Василий Васильевич Соколов.
«Город зимой», 1956 год, холст, масло, 26 х 40,5 см., частное собрание.

Годы обучения в Репинке Валентина Ивановна всегда впоследствии вспоминала с большой теплотой. Помнили ее после окончания института и преподаватели, часто выделявшие девушку в период учебы за упорство и большое трудолюбие и нередко ставившие в пример перед сокурсниками.
«Утро», 1961 год, холст, масло, 120 х 138 см, частное собрание.

В 1959 году Валентина Рахина оканчивает институт по мастерской замечательного советского художника и педагога, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессора ЛИЖСА Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973) с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа Рахиной — картина «Белые ночи» — оценивается членами комиссии на отлично.
«Село Осьмино», 1982 год, холст, масло, 90 х 110 см., частное собрание.

После окончания Репинки Валентина Рахина остается жить в родном Ленинграде. Она много работает. Пробует свои силы в разных художественных жанрах, проявляя большую склонность к пейзажу, натюрморту и интерьеру. Она ничего не придумывает в своих композициях, отдавая единственное предпочтение — человеку. Его присутствие незримо ощущается на всех полотнах художника, даже там, где люди не изображены. Этому помогает отсутствие жестких границ в используемых Рахиной жанрах.
«Обводный канал», 1964 год, картон, масло, 55 х 70 см., музей истории Санкт-Петербурга.

Начиная с 1959 года Валентина Рахина активно участвует в различных художественных выставках, представляя на суд зрителей и специалистов свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Ее первая персональная выставка состоялась в 1985 году в залах Ленинградского союза художников.
«Груши и цикламены», 1974 год, холст, масло, частное собрание.

В 1960 году Валентину Ивановну Рахину торжественно принимают в члены Ленинградского союза художников, что само по себе является признанием ее успехов и достижений на профессиональном уровне. Коллеги по цеху отмечали, что, сосредоточиваясь на обыденном и хорошо всем знакомом, Рахина умело извлекала из него многообразный спектр сокровенных настроений и состояний.
«У озера», 1973-1974 год, холст, масло, 120 х 155 см., частное собрание.

Как неоднократно заявляла сама Валентина Ивановна, для нее картина неизменно становилась местом эмоционально насыщенной, ощутимо волнующей встречи художника и натуры. Ее в первую очередь волновала так называемая подвижная и пластичная живописная «субстанция» предметного мира, потому что именно она, непостоянная, подчас абсолютно непредсказуемая в своих цветовых вариациях, предоставляла художнику возможность для широкого поля самовыражения.
«Дом на канале Грибоедова», 1989 год, холст, масло, 95 х 110 см., частное собрание.

В 1961 году наступает продолжительный период педагогической деятельности Валентины Рахиной. Она отдается этой новой для нее деятельности с присущей ей энергией и энтузиазмом. Валентина Ивановна начинает преподавать живопись в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Студенты любят своего преподавателя в первую очередь за ее умение найти нужные слова для каждого ученика, отзывчивость и готовность неизменно прийти на помощь в трудную минуту.
«Цветущий миндаль и белые лошади», 1980 год, холст, масло, 86 х 106 см., частное собрание..

Педагогическая деятельность занимает много времени и отнимает слишком много творческих сил, что постепенно начинает сказываться на творчестве художника. В 1968 году Рахина оставляет преподавательскую деятельность и полностью сосредотачивается на творчестве. В 1970–1980 годы она совершает творческие поездки на Алтай, в Крым, Карелию, Кострому, Псковскую область, посещает с творческими командировками Францию, Италию, Сирию, Ливан, Англию, Голландию.
«Таврический сад», 1983 год, холст, масло, 90 х 110 см., частное собрание.

Валентина Рахина становится участницей ленинградской группы художников «Одиннадцать», объединившей наиболее ярких представителей левого ЛОСХа для участия в двух выставках — в 1972 и 1976 годах. Выставки проходят в выставочном зале Союза художников России на Охте.
«Стол под березами», 1979 год, холст, масло, 95 х 110 см, Государственный музей изобразительных искусств, Алма-Ата.

Рассматривая этот этап творческой деятельности Рахиной, волей-неволей задаешься вопросом, что же привлекало художника со столь серьезным академическим образованием и крепкой школой соцреализма в свободных теориях формализма, абстрагированных от официального контекста. Ответ один: полная свобода самовыражения в живописи и возможность экспериментировать и выставлять именно те работы, которые отвечают твоему сегодняшнему мироощущению. Именно это притягивало и вдохновляло на новые творческие поиски Рахину и ее товарищей по творческому цеху.
«Волейбол», 1961 год, холст, масло, 90 х 110 см, Музей современного искусства, Москва.

Вместе с Рахиной в группу входили также Герман Павлович Егошин (1931–2009), Завен Петросович Аршакуни (1932–2012), Валерий Владимирович Ватенин (1933–1977), Виталий Иванович Тюленев (1937–1997), Ярослав Игоревич Крестовский (1925–2004), Борис Иванович Шаманов(1931–2008), Евгения Петровна Антипова (1917–2009), Леонид Анисимович Ткаченко (1927 г. р.), скульптор Константин Михелевич Симун (1934–2019). Художников поддерживал также искусствовед Лев Всеволодович Мочалов (1928–2019).
«Вечер», 1990 год, холст, масло, 89 х 69 см., частное собрание.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что традиции русского авангарда были близки Валентине Рахиной. Это видно в ее пейзажах, всегда выразительных по колориту, в них четко прослеживается эта связь времен. Цветовая гармония, свойственная палитре художника, неизменно дарит ощущения радости бытия. Рахина всегда чувствовала и видела натуру, а, обобщая форму, неизменно расставляла акценты на важных для композиции деталях. Будь то заводские трубы или силуэты деревьев, редкие фигурки людей или фонарные столбы, мостики или лодочки, все это неизменно задавало живой ритм спокойному певучему мотиву ее произведений.
«Овощи», 1975 год, холст, масло, 76 х 106 см., частное собрание.

Среди полотен, созданных Рахиной на протяжении всей ее творческой карьеры, самыми известными являются картины: «Сирень. Натюрморт» (1959), «Веранда», «Лебяжья канавка» (обе 1960), этюд к картине «Осень в Ленинграде», «Введенский канал» (1962), «Канал Грибоедова», «Натюрморт. Кофейник», «Обводной канал» (все 1964), «Натюрморт с камбалой» (1966), «Печоры» (1970), «Зимний канал», «Пионы и зеленый диван» (обе 1978), «Интерьер мастерской Я. Крестовского» (1979), «Владимирская площадь. Сирень», «Осень. Хризантемы», «Кикины палаты. Цикламены» (все 1980), «В Крыму» (1982), «Интерьер в мастерской», «Колючки на красном фоне» (обе 1988).
«Натюрморт с камбалой», 1966 год, холст, масло, 90 × 110 см., частное собрание.

Творчество Валентины Рахиной узнаваемо и отличается яркой индивидуальностью. Оно пронизано лирическим настроением и философскими размышлениями об окружающей нас жизни и о людях, с которыми мы ежедневно в этой жизни соприкасаемся.
«Город зимой», 1974 год, холст, масло, частное собрание.

Валентина Ивановна Рахина умерла осенью 2013 года в Санкт-Петербурге, где и была похоронена.
«Колючки на зеленом фоне», 1973 год, холст, масло, 76 х 106 см, частное собрание.

Сегодня произведения Валентины Рахиной украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея современного искусства в Москве, Музея изобразительных искусств в Алма-Ате, других художественных музеев и картинных галерей в Архангельске, Вологде, Екатеринбурге, Красноярске, Магадане, Петрозаводске, Сыктывкаре, Томске, Ялте, многочисленные частные коллекции в России и других странах.
«Рыба на синем столе», 1969 год, холст, масло, 95 х 116 см, частное собрание.

В ноябре 2012 года в залах галереи Санкт-Петербургского союза художников с большим успехом прошла последняя прижизненная персональная выставка Валентины Ивановны Рахиной, приуроченная к 80-летнему юбилею художника. В экспозиции юбилейной выставки были представлены работы, выполненные в технике акварели и темперы. В основном это были пленэрные пейзажи, изображающие так любимые многими художниками живописные уголки крымского полуострова: Ялту, Феодосию, Гурзуф, Коктебель.
«Красное крыльцо», 1980 год, холст, масло, 110 х 120 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Мочалов Л. Каталог выставки произведений одиннадцати художников. Л.: Художник РСФСР, 1976.
2. Леонова Н. Искусство принадлежит народу. Выставка произведений художников Ленинграда. Л.: Художник РСФСР, 1979.
3. Гапеева В., Гусев В., Цветова А. Изобразительное искусство Ленинграда. Л.: Художник РСФСР, 1981.
4. Мочалов Л. Валентина Ивановна Рахина. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1985.
5. Мочалов Л. Валентина Рахина. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1986.
6. Мочалов Л., Морозов А. Выставка произведений двадцати шести ленинградских и московских художников. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1990.
7. Мочалов Л. По направлению к идеалу // Искусство Ленинграда. 1990. № 12.
8. Фрайкопф Г. «Одиннадцать», или Созвездие Тау-Кита. СПб.: ICAR, 1996.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.