Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 79. Егошин Герман Павлович (Herman Egoshin) (1931-2009).

Герой очередного выпуска Альманаха — Герман Павлович Егошин — известный советский живописец, заслуженный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского союза художников.

Герман Егошин родился в Ленинграде. С детства увлекался рисованием. Учился в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова, затем в Ленинградской средней художественной школе. В 1959 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Бориса Иогансона.

В 60–70-е годы преподавал в Ленинградском художественно-графическом педагогическом училище («Демидовском») и ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.
Герман Егошин является художником ленинградской живописной школы, принадлежит к поколению шестидесятников. Его творческий путь связан с деятельностью группы «Одиннадцати», созданной в Ленинградском союзе художников. Группа наиболее ярких представителей «левого ЛОСХа» объединилась для участия в двух выставках — в 1972 и в 1976 году.

Работы Германа Егошина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и многих других музеев страны, а также в многочисленных зарубежных коллекциях.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Герман Егошин, пожалуй, один из немногих, а может быть и единственный, кто в наше время приблизился к пониманию живописных идей Сезанна. Творчество Егошина элитарно, отношение широкой зрительской аудитории к его картинам можно выразить словами евангелиста-художника Луки: «Ибо много званных, но мало избранных» (Евангелие от Луки, 1424)» (Аркадий Шалыгин, искусствовед).
«Судак. Генуэзская крепость», 1971 год, холст, масло, 65 х 80 см., частное собрание.

В наши дни трудно себе представить, что было время, когда Герман Егошин воспринимался как возмутитель спокойствия, резко выпадавший своей левизной из общепринятого этикета живописи. Безжалостные годы стёрли из нашей памяти строки наставительных предупреждений и угрожающих выпадов в адрес художника, коими пестрела пресса 1960-х годов. И, тем не менее, это было… Но, обо всем по порядку…
«Яичница», 1956 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Герман Павлович Егошин родился 8 апреля 1931 года в Ленинграде в простой семье, далекой от искусства. Увлечение рисованием пришло в раннем детстве, чему родители мальчика были очень рады. Начало войны Герман встретил в родном городе. Далее была эвакуация на Большую землю и страшные военные годы, проведенные Германом в глубоком тылу у родственников.
«Семейный портрет», 1966 год, холст, масло, 95 х 116 см, частное собрание.

В измученный Ленинград Егошин вернулся уже после снятия блокады, когда началось активное восстановление города. В 1949 году после окончания школы юноша поступает в старейшее многопрофильное среднее художественное учебное заведение страны — Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова (с 1992 года — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха).
«Оттепель», 1959 год, холст, масло, 80 х 115 см, частное собрание.

После окончания училища в 1950 году Егошин продолжает свое обучение в Ленинградской средней художественной школе (ныне Санкт-Петербургском государственном академическом художественном лицее имени Б. В. Иогансона Российской академии художеств). Педагоги хвалят Егошина, сам процесс обучения ему нравится и году учебы в школе пролетают незаметно.
«Сумерки», 1960-е годы, картон, акварель, гуашь, 50,5 х 58 см, частное собрание.

В 1953 году Егошин после успешного окончания художественной школы поступает на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его педагогами на разных этапах обучения были известный художник-график, профессор Леонид Фёдорович Овсянников (1880–1970) и замечательный живописец, профессор Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982).
«Старый двор. Дождь», 1994-98 годы, холст, масло, частное собрание.

«Троицкий собор», 1989 год, холст, масло, частное собрание.

Большую роль в становлении Егошина как художника сыграл профессор Борис Владимирович Иогансон (1893–1973), по мастерской которого в 1959 году Герман Егошин заканчивает Репинку. Дипломная работа выпускника под названием «Ленинградские пейзажи» получает оценку «отлично» и приносит автору специальность «художник живописи».
«Выгул собак», 1999 год, холст, масло, 62 х 83 см, частное собрание.

После окончания института Герман Павлович остается в Ленинграде. Он работает в области станковой живописи в жанре картины, портрета, натюрморта, пробует себя в разных техниках. В 1961 году его принимают в члены Ленинградского отделения Союза художников РСФСР (после 1992 года — Санкт-Петербургский союз художников). Начиная с 1959 года он становится постоянным участником различных художественных выставок.
«Разделка туши», 1966 год, бумага, акварель, 47 х 37,5 см., частное собрание.

В 1964 году художник пишет знаменитый портрет Владимира Маяковского, принесший ему, как сейчас бы сказали, скандальную известность. Тогда Егошина лишили контрактации и чуть было не исключили из Союза художников, благо «Юность» напечатала Маяковского на обложке.
«Портрет В. В. Маяковского», 1964 год, холст, масло, 169 х 154 см, Государственный Русский музей.

Позднее его творческий путь оказывается связан с деятельностью группы «Одиннадцати», первая выставка которой состоялась в 1972 году. Так случилось, что группа наиболее ярких представителей «левого ЛОСХа» объединилась для участия в двух выставках — в 1972 и в 1976 году. Выставки прошли в выставочном зале Союза художников России на Охте. В группу входили также живописцы Виктор Тетерин, Виталий Тюленев, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Ярослав Крестовский, Борис Шаманов, Валентина Рахина, Евгения Антипова, Леонид Ткаченко, скульптор Константин Симун.
«Бульвар», 1958 год, холст, масло, 67 х 85 см, частное собрание.

«Зимний двор», 1958 год, холст, масло, 67 х 85 см, частное собрание.

«Тогда я считал себя гением», — с улыбкой признавался художник, когда его расспрашивали о шестидесятых, об истории возникновения группы «Одиннадцати». «Сидели как-то в буфете Союза с Ватениным и Аршакуни и поняли, что выставке быть» — немногословно и как-то по-будничному спокойно, как будто извиняясь, говорил Егошин.
«Вечер», 1992 год, бумага, акварель, 39 х 46 см., частное собрание.

Этому закаленному послевоенному поколению, прошедшему кто войну, кто эвакуацию, море было по колено. Они рассчитывали на свои силы, верили в себя, в свою страну, в свое искусство. Не прогибались, не подстраивались под политические или коммерческие лекала, а делали свое искусство. Этой уверенностью, сосредоточенностью, глубиной и покоем сугубо частного, личного мира проникнуты и все работы Германа Егошина.
«Бильярд», 1980 год, холст, масло, частное собрание.

Вообще жизнь искусства, особенно русского, всегда тесно связана с процессами, происходящими в обществе. Страсти, кипевшие в обществе в начале ХХ столетия, являвшиеся характерными чертами времени «бури и натиска», ознаменовали рождение русского авангарда. Сложные и противоречивые процессы 1950–1960-х годов, изменения в политике, в интеллектуальной среде привели к тому, что в искусстве интерес к течениям начала ХХ века возродился вновь.
«Пинг-понг», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

В своем многогранном творчестве художник все чаще начинает обращаться к отечественным и мировым пластическим традициям. Художественный опыт импрессионистов П. Сезанна (1839-1906), П. Кончаловского (1876-1956), И. Машкова (1881-1944), Р. Фалька (1886–1958) ощутим и в лирическом пейзажах, и в портретах, исполненных рукой мастера. Опираясь на художественный опыт импрессионистов, художник постепенно создает свой собственный художественный мир.
«Улица Толедо в Мадриде», 1999 год, холст, масло, 80 х 65 см, частное собрание.

Приемы классического модернизма оказываются для Егошина практически единственным способом не видеть особо ненавистные для него приметы реальности. Художник не желает их замечать в своем творчестве. Источником его вдохновения становится постимпрессионизм, в том числе и в его русской версии.
«Стройка», 1960-1999 годы, холст, масло, 106 х 86 см., Музей искусства Санкт-Петербурга.

Он редко устраивает на своих полотнах откровенно стилизаторские маскарады. Его старомодная верность постимпрессионизму представляется даже не художественным методом, а своего рода фильтром, позволяющим не замечать время и окружающую действительность, пусть даже и ценой некоторой статичности картинки.
«Натюрморт с ватрушкой». 1966 год, холст, масло, 80 х 65 см, Музей искусства Санкт-Петербурга.

Проходит время, Герман Егошин становится одним из наиболее ярких представителей ленинградской живописной школы, принадлежащих к поколению шестидесятников. Его работы охотно приобретаются ведущими музеями страны, в том числе Государственным Русским музеем и Государственной Третьяковской галереей.
«Автопортрет в узбекском халате», 1989 год, холст, масло, 60 х 55 см., Государственная Третьяковская галерея.

Среди работ Германа Павловича Егошина особого внимания заслуживают натюрморты «С клеткой» (1959), «Лампа» (1965), «С самоваром» (1966), «Стекло» (1968), «Свеча и раковина» (1972), «С тарелкой» (1976), «Две бутылки» (2006); пейзажи «Старый двор» (1960), «Пейзаж с поездом» (1964), «Ветреный день. Деревья» (1970), «Краснокаменка» (оба 1977), «Февральский день в Крыму», «Гулянье в черноморском порту», «Розовый дом», «В горах под Коктебелем» (все 1979), «Розовый день в Крыму» (1980), «Фонтанка. Мороз» (1988); портреты «Семейный портрет» (1966), В. В. Маяковского (1963–64), «Автопортрет в старинном костюме» (1967, 1993, 2003), «Мальчик на велосипеде» (1969), Мальчик с книгой (1973).
«Старый двор», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

В 1982 и 1983 годах в Дрездене с большим успехом прошли персональные выставки художника. В 1986 году персональная выставка Германа Егошина прошла в Большом зале ЛОСХа, а в 1995 и 2006 годах персональные выставки мастера прошли в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея. В 2007 году работам Германа Егошина рукоплескали посетители его персональной выставки уже в залах Государственной Третьяковской галереи. Всего за период с 1959 по 1999 год Герман Павлович Егошин стал участником более 70 выставок в нашей стране и за рубежом (в Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Канаде, Чехословакии, США, Японии).
Выставка произведений Германа Егошина и Валентины Рахиной — «Оттепель».

Многие годы своей жизни Герман Егошин посвятил педагогической деятельности. В шестидесятые-семидесятые художник преподавал в Ленинградском художественно-графическом педагогическом училище и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Ему очень нравилась преподавательская деятельность. Многочисленные ученики мастера всегда с большой теплотой и уважением отзываются о своем бывшем педагоге.
«Пинии», 1969 год, холст, масло, 90 х 80 см, Музей искусства Санкт-Петербурга.

Герман Павлович Егошин скончался 2 октября 2009 года в Санкт-Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.

Произведения Германа Павловича Егошина сегодня украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многих региональных художественных и краеведческих музеев России, музеев и частных коллекций в Великобритании, Японии, Франции и других странах.
«Дома в Пловдиве», 1986 год, бумага, смешанная техника, 46,5 х 38,5 см, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С. 16.
2. Дмитренко А., Фёдорова Н. А где же молодость? О «Выставке молодых» // Смена. 1966. 11 ноября.
3. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1970. С. 10.
4. Губарев А., Дмитренко А. В простом, казалось бы, мотиве … // Вечерний Ленинград. 1971. 5 янв.
5. Каталог Осенней выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1973. С. 7.
6 Богданов А. Ярче, но и глубже // Вечерний Ленинград. 1973. 25 дек.
7. Каталог выставки одиннадцати ленинградских художников. — Л.: Художник РСФСР, 1976.
8. https://sovcom.ru/avtori/avtor/%D0%B5/1318/?p_f_2_1=1318&p_f_3_1=1318

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.