Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 77. Румянцева Галина Васильевна (Galina Rumyantseva) (1927-2004).

Герой очередного выпуска Альманаха — Галина Алексеевна Румянцева — известный российский художник, живописец, признанный мастер детской темы в живописи.

Галина Румянцева родилась в городе Сестрорецке Ленинградской области. Обучалась в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова (с 1992 года — Санкт-Петербургском художественном училище имени Н. К. Рериха).
В 1951-м была принята на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который успешно окончила в 1957 году по мастерской профессора Бориса Владимировича Иогансона с присвоением звания художника живописи.

Начиная с 1958 года Галина Румянцева участвовала в многочисленных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда, а в начале 1990-х годов работы Румянцевой в составе экспозиций произведений ленинградских художников были с успехом представлены в Европе на ряде зарубежных выставок.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Галина Алексеевна Румянцева родилась 23 июля 1927 года в небольшом городке Сестрорецке под Ленинградом в интеллигентной семье, подарившей городу на Неве и всему нашему искусству двух замечательных художников, оставивших заметный вклад в отечественной культуре.
«Качели», 1960-е годы, картон, масло, 70 х 50 см., частное собрание.

Отец Галины в свободное от работы время играл в народном театре, а мама прекрасно пела и музицировала на фортепьяно. В гостеприимном доме Румянцевых часто бывали друзья, так или иначе связанные с искусством, поэтому нет ничего удивительного в том, что Галина и ее старшие сестры Капитолина и Элеонора в раннем возрасте проявили живой интерес и, как выяснилось, незаурядные способности к рисованию.
«Половодье», 1963 год, картон, масло, 49 х 68 см, частное собрание.

Родители были очень рады увлечению своих дочерей и всячески старались это замечательное, по их мнению, увлечение, поддерживать. В доме были книги по искусству, а местный художник по просьбе мамы девочек в течение нескольких предвоенных лет обучал сестер азам художественного мастерства. Война прервала эти занятия, но Галине и Капитолине эти занятия в дальнейшем очень помогли в жизни.
«Летний пейзаж с озером», 1970-е годы, холст, масло, 58 х 100 см., частное собрание.

С началом войны сестры были отправлены родителями к родственникам в глубокий тыл, где и провели тяжелые военные годы, вернувшись домой летом 1944 года, когда город только начинал приходить в себя после тяжелых и кровопролитных боев с врагом, проходивших на его окраинах. Северные окраины города являлись фактически рубежом обороны Ленинграда. Там проходили регулярные военные действия, за Сестрорецком начиналась оккупированная территория.
«Весна в колхозе», 1959 год, картон, масло, 49 х 61 см., частное собрание.

«Весна в колхозе. Яблоня цветёт», 1959 год, картон, масло, 49 х 61 см., частное собрание.

Сестры участвовали в восстановлении города, расчистке завалов и наведении порядка на улицах и во дворах. Дом, где проживала до войны семья Румянцевых, по счастью, сохранился, и девочкам было где жить и рисовать, когда выдавалось свободное время. Поэтому неудивительно, что в 1945 году, как только окончилась война, Галина и Капитолина поступили в ленинградское Таврическое художественно-педагогическое училище. Они не мыслили своего будущего без живописи, и родители не стали их отговаривать.
«Юность», 1980-е годы, картон, масло, 45 х 52 см, частное собрание.

В Таврическом училище Галина Румянцева занималась у педагогов Г. Шаха, Д. Рязанской, В. Петровой, М. Шуваева.
В 1950 году в качестве дипломной работы выпускница Румянцева представила на суд комиссии две картины: «Ломоносов на заседании Академического совета» и «Ломоносов в химической лаборатории». Выбор исторической темы для своей дипломной картины очень удивил членов комиссии. Он требовал от автора не только зрелого владения профессиональными приемами живописца, но и скрупулезного изучения исторических материалов, относящихся к той эпохе. Можно с уверенностью сказать, что Галина Румянцева успешно справилась с поставленной перед ней задачей. Работы получили оценку «отлично», а одна из картин сразу после ее представления была приобретена музеем М. В. Ломоносова, открытым годом ранее в составе Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Академии наук СССР.
«Ломоносов на заседании Академического совета», 1950 год, холст, масло, музей М. В. Ломоносова, С-Петербург.

Инициатором открытия музея выступил тогда президент АН СССР С. И. Вавилов (1891–1951), и располагался он в башне кунсткамеры — первом в России здании, специально построенном для музея в 1718–1728 годах по проекту Георга Маттарнови (1665–1719) архитекторами Николаем Гербель (1650–1724), Гаэтано Киавери (1689–1770) и Михаилом Земцовым (1688–1743). Полотно Румянцевой воспроизводило обстановку заседания академического совета в тех самых исторических интерьерах, где была развернута экспозиция музея М. В. Ломоносова.
«Рыбачки», 1950-е годы, картон, масло, 46 х 59 см., частное собрание.

Стоит отметить, что случай, когда дипломная работа неизвестного широкому кругу специалистов молодого художника сразу приобреталась бы для известного музея, вообще весьма редок в истории, а уж тем более, когда речь идет не о выпускнике Академии художеств, а о художнике, оканчивающем среднее художественно-педагогическое училище. Однако это произошло и явилось настоящим событием в творческой жизни Галины Румянцевой.
«Торжок», 1957 год, картон масло, 51 х 70 см., частное собрание.

В 1951 году Галина Алексеевна поступает на живописный факультет Ленинградского института живописи скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Ее педагогами в течение всего периода обучения в Репинке являются известный российский художник, живописец, профессор Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982), замечательный российский живописец и педагог Василий Васильевич Соколов (1915–2013) и известный ленинградский живописец и педагог, профессор Леонид Васильевич Худяков (1915–1995).
«Автопортрет, сын Саша и Санди», 1970-е годы, холст, масло, 118 х 80 см., частное собрание.

Румянцевой легко дается академическая программа, педагоги хвалят ее. Она любит работать на пленэре, работает в жанре пейзажа, но к теме Ломоносова в своем творчестве уже больше не возвращается. В период обучения в институте она удостаивается Сталинской, Суриковской и Репинской стипендий.
«Саша и его друзья», 1970-е годы, холст, масло, 98 х 82 см., частное собрание.

В 1957 году Галина Алексеевна заканчивает Репинку по мастерской выдающегося советского художника и педагога, профессора Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973). Ее дипломная работа «Из клуба» оценивается членами комиссии на отлично и приносит автору звание «художник живописи».
«Девушка с мячом», 1963 год, картон, масло, 65,5 х 47,6 см., частное собрание.

После окончания института Румянцева остается жить и работать в Ленинграде. Пробует себя в разных художественных жанрах. С одинаковым успехом пишет портреты, пейзажи, жанровые полотна. Близок ей по духу и городской пейзаж. Она постоянно экспериментирует в поисках своего собственного стиля, работает в разных техниках. Постепенно ведущей темой в творчестве Румянцевой становятся детские образы.
«Тихий час», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

Манера ее письма претерпевает изменение от строгого классического объективизма и традиционных приемов натурной живописи в сторону импрессионизма с усилением этюдности. В работах Румянцевой датированных 1970–1980-ми годами, заметно явное усиление декоративности письма, преобладание условности композиции и некоторой обобщенности рисунка. Она активно использует разбел краски для достижения очевидной пленэрности.
«Художники на пленэре», 1980 год, холст, масло, частное собрание.

Начиная с 1958 года Галина Румянцева активно участвовала в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Она являлась постоянным участником ленинградских зональных осенних и весенних выставок, а также республиканских выставок в Москве. В 1960 году Румянцева была принята в члены Ленинградского отделения Союза художников ССР.
«Портрет мальчика», 1960 год, картон, масло, 47,6 х 31,1 см., частное собрание.

Рассматривая творчество Галины Румянцевой, в первую очередь необходимо отметить ее работы «Из клуба» (1957), «Вечер на Волге», «Мальчик» (обе 1958), «На работу» (1961), «Пасмурный день» (1962), «Магазин», «Маки» (обе 1964), «Моя бабушка», «Обнажённая» (обе 1975), «Художники на пленэре», «Сон» (обе 1980).
В начале 1990-х годов работы Галины Алексеевны Румянцевой в составе экспозиций произведений ленинградских художников были с успехом представлены европейским зрителям на целом ряде зарубежных выставок.
«Моя бабушка», 1975 год, холст, масло, частное собрание.

Сестра Галины Алексеевны Капитолина Алексеевна в 1950 году также окончила Таврическое училище, но продолжать учебу в институте не стала. Работала преподавателем рисования и черчения в школах, затем художником в Комбинате живописно-оформительского искусства. Участвовала в выставках. По мнению Галины Румянцевой, самой способной из сестёр была Нора. Но ее судьба сложилась иначе. Нора Алексеевна окончила Ленинградский университет и стала известным ученым-геологом. Много лет проработала во ВСЕГЕИ, ею было выполнено первое монографическое описание щелочных базальтоидов Западного Урала. Сын Норы Алексеевны Владимир Шинкарёв также окончил геологический факультет Ленинградского университета, но избрал для себя путь художника, став впоследствии одним из основателей группы «Митьки».
Сидят слева направо: Г.А. Румянцева, К.А. Румянцева (Вильнер), Н.А. Румянцева.
Стоят: И.И. Сысоева (Гетманская), И.Ш. Якерсон. 1960-е гг.

Галина Алексеевна Румянцева скончалась 17 сентября 2004 года в Санкт-Петербурге на 78-м году жизни.
«Цветы в окне», 1991 год, холст, масло, частное собрание.

Ее произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Бельгии, Италии, Франции и других странах. Работы художника неоднократно участвовали в торгах на аукционе Christie’s.
«В детской изостудии», 1960-е годы, картон, масло, 50 х 55 см., частное собрание.

«В магазине», 1960-е годы, картон, масло, 49 х 62 см, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. Т. 2. М.: Советский художник, 1979. С. 289.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской академии художеств. 1915–2005. СПб.: «Первоцвет», 2007. С. 77.
3. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С. 7.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С. 6.
5. Ленинградские художники. Живопись 1950–1980 годов. Каталог. СПб., 1994. С. 6.
6. Связь времён. 1932–1997. Художники — члены Санкт-Петербургского союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С. 297.
7.https://www.pinterest.ru/pin/445645325618997870/

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.