Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 76. Ларина Валерия Борисовна (Valeria Larina) (1926-2008).

Герой очередного выпуска Альманаха — Валерия Борисовна Ларина — известный российский живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Валерия Ларина родилась в Ленинграде в семье известного советского филолога Бориса Александровича Ларина. С детства увлекалась рисованием.
Обучалась в Ленинградской средней художественной школе при Всероссийской академии художеств, а после ее окончания в 1946 году поступила на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Занималась у Петра Белоусова, Ивана Степашкина, Александра Зайцева. В 1953 году окончила институт по мастерской Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.
Начиная с 1953 года Валерия Ларина участвовала в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Продолжительное время преподавала на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Валерия Борисовна Ларина родилась 10 апреля 1926 года в Ленинграде в семье известного советского филолога Бориса Александровича Ларина. Интерес к рисованию проявился у Валерии в раннем детстве, чему родители девочки были очень рады.
Отец Валерии был в приятельских отношениях с известным ленинградским художником, живописцем, графиком и педагогом, будущим автором многочисленных статей по вопросам воспитания Соломоном Борисовичем Левиным (1907–1990). Соломон Борисович был частым гостем в хлебосольном доме семьи Лариных, рассказывая детям (а у Валерии были еще сестра Людмила и брат Дмитрий) о великих русских художниках и их бесценных шедеврах.
«Свадьба», 1972 год, картон масло, частное собрание.

В то время Соломон Борисович работал учителем рисования в 1-й Опытной школе Петроградского района Ленинграда, и в его увесистом портфеле всегда были в превосходные ванильные сушки для детей и цветной альбом с репродукциями великих шедевров. Затаив дыхание, дети слушали его увлекательные рассказы о далеких временах и известных всему миру фамилиях. Несколько раз он водил детей своих друзей на экскурсию в Государственный Русский музей, и эти походы Валерия запомнила на всю жизнь.
«Натюрморт», 1965 год, холст, масло, 70 х 55 см., частное собрание.

Позже непродолжительное время Валерия Ларина занималась в изостудии Дворца пионеров, где Соломон Борисович Левин учительствовал в те годы, а затем была принята в Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств. Однако война прервала обучение.
Начало войны Валерия встретила у родственников в глубоком тылу, куда ежегодно родители девочки отправляли детей отдыхать на лето. Отца Валерии с началом войны призвали в действующую армию, а мама осталась в Ленинграде, где пережила тяжелые годы блокады. Валерия вернулась домой лишь весной 1944 года.
«Геологи», 1976 год, картон, масло, частное собрание.

Город постепенно возвращался к нормальной жизни, с улиц и площадей убирали укрепленные боевые позиции с устремленными в небо зенитками. Жители выстоявшего в смертельной схватке с врагом Ленинграда уже свободно спешили по своим делам по всем сторонам улиц, а не только по тем, которые были наименее опасны при артобстрелах города, и завывания сирен, извещавших о начале очередного налета, уже не пугали горожан.
«Портрет мальчика», 1954 год, холст, масло, 50 х 40 см., частное собрание.

Валерия продолжила обучение в возвратившейся из далекой самаркандской эвакуации Средней художественной школе, а после ее окончания в 1946 году поступила на первый курс живописного факультета Ленинградской институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Ее педагогами по Репинке были замечательный живописец, график и педагог, профессор Пётр Петрович Белоусов (1912–1989), известный живописец и педагог Иван Петрович Степашкин (1882–1960) и прекрасный ленинградский живописец и педагог Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982).
«Молодой казак», 1965 год, холст, масло, 67 х 50 см., частное собрание.

Годы учебы пролетели незаметно. Педагоги хвалили свою талантливую студентку, отмечая ее большое природное дарование и исключительную усидчивость, столь необходимую для людей этой нелегкой профессии. В 1953 году Валерия Ларина оканчивает Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской профессора Бориса Владимировича Иогансона (1897–1973).
«Портрет гончара Марии», 1966 год, холст, масло, 98 х 70 см., частное собрание.

Дипломная работа Лариной «Молодые судостроители» была оценена комиссией на отлично, и ее автору была присвоена квалификация «художник живописи». Позднее работа успешно экспонировалась на всесоюзной выставке молодых художников в Москве. После окончания Репинки Ларина остается жить и работать в родном Ленинграде.
В 1954 году ее принимают в члены Ленинградского союза художников.
«Невский проспект», 1960-е годы, картон, масло, 40 х 60 см., частное собрание.

Она пробует себя в разных жанрах, пишет пейзажи, натюрморты, жанровые и тематические композиции, этюды с натуры. Ее можно часто встретить с этюдником на улицах города, пленэр становится ее родной стихией. Ее городские пейзажи свежи и солнечны, их отличает широкий мазок и пастозность. Работы Лариной периода 1960-х годов, посвященные родному Ленинграду, неизменно привлекают внимание специалистов, демонстрируя ее технические возможности и творческий потенциал.
«Ленинградский пейзаж», 1960-е годы, картон, масло, 35 х 50 см., частное собрание.

Далее развитие живописной манеры Лариной шло от натурного письма, основанного на конструктивной роли рисунка и тщательной разработки тональных отношений, в сторону усиления декоративности цвета, обобщенности рисунка и условности композиции.
«Просёлок», 1979 год, картон, масло, 25 х 35 см., частное собрание.

Постепенно основным жанром ее творчества становится портрет, а точнее, портрет современника. Лариной очень нравится писать человека с натуры, перенося на холст не только внешность своих героев, но и их неповторимые особенности, уникальные черты характера.
Портрет для нее — это прежде всего индивидуальное отношение художника к конкретной личности, а такая интерпретация человека элитарна, эксклюзивна и не всем доступна, а поэтому особенно ценна и очень привлекательна.
«Девушка под кипарисом», 1972 год, холст, масло, 50 х 40,5 см., частное собрание.

В конце 1950-х годов Валерия Ларина создает серию выразительных портретов своих современников — сталеваров и рабочих Кировского завода в Ленинграде. Особая красота тональных отношений и мягкий рисунок придает ее портретам удивительную реалистичность и поэтическую выразительность. Это отмечают специалисты, отдавая дань мастерству и таланту художника.
«Портрет прокатчика Кировского завода», 1957 год, холст, масло, 67 х 52 см., частное собрание.

Начиная с 1953 года Валерия Борисовна активно участвовала в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства города на Неве:
• Зональная выставка. Ленинград, 1964
• Весенняя выставка произведений ленинградских художников. Ленинград, 1965
• Зональная выставка произведений ленинградских художников. Ленинград, 1980
• Выставка произведений художников — участников Великой Отечественной войны Санкт-Петербургского Союза художников России. Санкт-Петербург, 1993
• Связь времён. 1932–1997. Художники — члены Санкт-Петербургского союза художников России. Санкт-Петербург, 1997
«Портрет Ф. Ликовой», 1950 год, картон, масло, 19.5 х 14 см., частное собрание.

Среди произведений, созданных Валерией Лариной в разные периоды, в первую очередь следует выделить «Портрет художника А. Д. Зайцева», «Портрет артистки М. Боккадоровой» (обе 1954), «Портрет прокатчика Кировского завода» (1957), «Хакасская девушка» (1958), «Групповой портрет рабочих», «Портрет сварщика Василия Седых», «Выборг. Крепость», «Борисоглебск» (все 1961), «Портрет баскетболистки Тани Ивановой» (1964), «Портрет писателя Льва Успенского», «Натюрморт» (обе 1965), «Портрет инженера Г. П. Ивановой» (1975), «Портрет спортсменки» (1976), «Портрет художника театра В. Л. Степанова» (1980).
«Портрет художника театра В. Л. Степанова», 1980 год, холст, масло, частное собрание.

Значительную часть своей творческой жизни Валерия Ларина посвятила педагогической деятельности, преподавая на кафедре общей живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, преобразованного в 1994 году в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой 27 декабря 2006 года было присвоено имя А. Л. Штиглица.
«Жена рыбака с реки Трубеж». 1960 год, картон, масло, 54 х 39 см., частное собрание.

Валерия Борисовна Ларина скончалась 25 февраля 2008 года на 82-м году жизни в Санкт-Петербурге, где и была похоронена.
Произведения Валерии Борисовны Лариной сегодня украшают экспозиции государственных музеев и частных галерей в России, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Китае. Есть они и в частных собраниях в США.
«Мой сосед Дима» (Портрет художника Бучкина Д.П.), 1973 год, бумага, карандаш, 29 х 20 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. Л.: Изогиз, 1954. С. 13.
2. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С. 17.
3. Передвижная выставка ленинградских художников. Каталог. Новгород; Псков; Кохтла-Ярве, 1958.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С. 25.
5. Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М.: Советский художник, 1960. С. 48.
6. Традиции школы живописи государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Кафедра общей живописи. СПб., 2010. С. 15, 270.
7. Связь времён. 1932–1997. Художники — члены Санкт-Петербургского союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С. 291.
8. Выставка произведений ленинградских художников. Живопись, скульптура, графика. Каталог. Л.: ГРМ, 1954.
9. https://artinvestment.ru/auctions/184500/

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.