Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 75. Копытцева Майя Кузьминична (Maya Kopitseva) (1924-2005).

Герой очередного выпуска Альманаха — Майя Кузьминична Копытцева — известный российский живописец, заслуженный художник Российской Федерации.

Майя Копытцева родилась в небольшом курортном городке Гагры в Абхазии в простой и далекой от искусства семье. В двухлетнем возрасте переехала с семьей в Ленинград, ставший для нее второй родиной.

Занималась в изостудии Дворца пионеров у Константина Кордобовского. Обучалась в Ленинградской средней художественной школе при Всероссийской академии художеств, а после ее окончания в 1945 году — в знаменитой Репинке.
Дипломную работу писала по мастерской профессора Иогансона.
Начиная с 1951 года участвовала в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
С успехом работала в жанрах пейзажа, портрета и жанровой композиции, однако наибольшую известность получила благодаря натюрморту.

В 1989–1992 годах работы Майи Копытцевой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ EcoledeLeningrad во Франции. В 1997 году Майя Кузьминична Копытцева была удостоена почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Майя Копытцева — это удивительный художник, тонко чувствовавшая родную природу и умевшая искренне восхищаться ее красотой. Все ее полотна проникнуты удивительной искренностью, милой трогательностью и ни с чем не сравнимой чувственностью» (А. Прибылова, искусствовед).
«Фиалки», 2003 год, холст, масло, 45 х 55 см, частное собрание.

Майя Кузьминична Копытцева родилась 15 мая 1924 года в небольшом курортном городке Гагры в Абхазии в простой рабочей семье. В 1926 году, когда девочке исполнилось два года,семья переехала в Ленинград, ставший впоследствии для Майи второй родиной.
«Айва и хурма», 1963 год, холст, масло, Музей Академии художеств, С-Петербург.

Увлекаться рисованием девочка начала еще в младших классах — благодаря перешедшему в школу, где училась Майя, влюбленному в свою профессию учителю рисования, выпускнику ленинградского Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). Именно ему можно поставить в заслугу то, что рисование стало любимым предметом для многих учеников этой обычной ленинградской школы. Родители не препятствовали несколько странному, с их точки зрения, увлечению дочери, а наоборот в 1938 году привели Майю в изостудию Ленинградского Дворца пионеров, где девочка занималась вплоть до 1941 года.
«Апельсины и лимоны», 1965 год, холст, масло, частное собрание.

Учителями Копытцевой в изостудии Дворца пионеров были художник-график, педагог и будущий искусствовед, Константин Александрович Кордобовский (1902–1988) и известный ленинградский живописец, график, педагог, будущий автор статей по вопросам воспитания Соломон Давидович Левин (1907–1990). Опытные педагоги быстро оценили большое природное дарование своей юной ученицы и в течение всего периода занятий в изостудии выделяли ее среди сверстниц.
«В доме тети Нюты», 1970 год, холст, масло, 41 х 46,5 см, Музей Академии художеств, С-Петербург.

Благодаря их рекомендации в 1941 году Майя Копытцева была принята в Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств. Стоит отметить, что и здесь ей очень повезло с педагогами: она занималась у таких известных ленинградских художников, как Леонид Сергеевич Шолохов (1905–1967), Леонид Фёдорович Овсянников (1880–1970), Александр Александрович Трошичев (1908–1984) и выпускник московского ВХУТЕМАСа Самуил Григорьевич Невельштейн (1903–1983).
«Мир сказок», 1967 год, холст, масло, 60 × 60 см, частное собрание.

Регулярные занятия в школе прервала война. 22 июня 1941 года Майя Копытцева встретила в Ленинграде. Участвовала в рытье окопов на подступах к городу, дежурила на крышах домов в ожидании налетов вражеской авиации и тушила зажигалки, в огромных количествах летевшие с немецких бомбардировщиков.
«Натюрморт с черешней», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

В перерывах между дежурствами посещала занятия в художественной школе, не прекращавшей свою работу до самой эвакуации из блокадного Ленинграда. Страшные месяцы первой, самой тяжелой блокадной зимы Майя Копытцева запомнила на всю жизнь. Гибель близких и друзей, голод и ужасный холод в неотапливаемых комнатах, скудное тепло буржуйки, которую приходилось топить остатками домашней мебели и любимыми с детства книгами — все это осталось в памяти Майи, но она никогда впоследствии не переносила эти воспоминания на холсты своих произведений, словно боясь того, что это когда-нибудь может повториться…
«На даче», 1956 год, холст, масло, частное собрание.

В феврале 1942 года вместе с другими учащимися и преподавательским составом художественной школы Копытцева была эвакуирована из блокадного Ленинграда по льду замерзшей Ладоги на Большую землю и далее в Самарканд. Два года продолжалась вынужденная разлука с любимым городом, и лишь летом 1944 года учащиеся школы вернулись в Ленинград.
«Вечереет», (неоконченная картина), 1965 год, холст, масло, 145 х 160 см, частное собрание.

В 1945 году после успешного окончания Средней художественной школы Майя Копытцева была принята на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, с которого в начале 1946 года перевелась на факультет живописи.
«На купальне», 1954 год, холст, масло, частное собрание.

Преподавателями Копытцевой в Репинке были Борис Фогель (1872–1961), Леонид Овсянников (1880–1970), Софья Коровкевич (1901–1975), Михаил Бернштейн (1875–1960), Лия Острова (19132–2009), Александр Деблер (1908–1981), Александр Зайцев (1903–1982). Главным же своим учителем Майя Ковытцева всегда считала замечательного советского художника, профессора Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973), по мастерской которого она оканчивала институт в 1951 году.
«Купание», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

Дипломной работой Копытцевой стала жанровая картина «Перед экзаменами» (картина не сохранилась), оцененная членами комиссии на отлично и принесшая ее автору квалификацию «художник живописи».
«На мостках», 1965 год, холст, масло, частное собрание.

В один год с Копытцевой Репинку оканчивала целая плеяда замечательных молодых художников, ставших впоследствии гордостью ленинградской школы живописи: Анатолий Левитин, Иван Андреев, Николай Баскаков, Алексей Еремин, Михаил Канеев, Вячеслав Фёдоров, Николай Овчинников, Авенир Пархоменко, Валентин Печатин, Эрих Ребане, Арсений Семенов, Игорь Скоробогатов, Михаил Труфанов, Борис Угаров, Борис Федоров. Со многими из них Копытцеву будет связывать долгая творческая дружба.
«Утро», 1982 год, холст, масло, частное собрание.

После окончания Репинки Майя Копытцева останется жить и работать в Ленинграде. Будет пробовать себя в разных художественных жанрах, но наибольшую известность получит благодаря своим работам в жанре натюрморта. Сформирует свой собственный стиль, отличительной особенностью которого будет яркость и жизнерадостность письма, крупные сильные мазки, красота обыденности.
«Натюрморт с бананами», 1975 год, холст, масло, Калининградский музей изобразительных искусств.

Букеты полевых цветов, сады и милые бытовые сценки — все в ее картинах будет удивительно знакомо и дорого каждому зрителю. И не только русскому. Наступит время, Майя Копытцева станет одним из наиболее ярких представителей ленинградской школы живописи.
«Цветет сирень. Ясный день», 1981 год, холст, масло, 157 х 187 см, частное собрание.

Но это будет позже, а пока, в 1954 году, ее принимают в члены Ленинградского союза советских художников, впоследствии ставшего именоваться Санкт-Петербургским союзом художников (СПбСХ).
«Пошёл дождь», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

Начиная с 1951 года Копытцева активно участвует в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«Водяная лилия», 1968 год, холст, масло, 30 х 45 см, частное собрание.

Копытцева очень любила работать на пленэре. С 1953 года каждое лето они с мужем — однокурсником по Репинке, художником Анатолием Левитиным — выезжали работать на Академическую дачу в деревню Малый городок Вышневолоцкого района Калининской области (ныне Тверской). Именно здесь Майя Копытцева создала многие из своих лучших произведений: «Березки», «Облачный день», «На купальне», «Цветы на окне», «Апрель», «Конец октября», «Портрет М. Дрейфельд», «Ожидание», «Посуда на зеленой скатерти».
«Конец октября», 1950-е годы, холст, масло, 28 х 42 см, частное собрание.

Талантливый колорист, непревзойденный мастер образной передачи материальности, она умело и тонко подмечала в своих работах красоту и поэзию обыденных вещей и явлений. Это прежде всего «Картошка. Натюрморт», «Посуда на зелёной скатерти», «Чайный стол», «Осенняя черемуха».
«Посуда на зеленой скатерти», 1958 год, холст, масло, 58 х 62 см, частное собрание.

Постепенно меняя живописные задачи в своих произведениях, Копытцева переходит от стандартной фиксации непосредственных ощущений к образной передаче сущностного содержания предметного мира. Это прежде всего работа «Трое», а также «Натюрморт с хурмой»,»Ноябрь», «Яблоня цветет», «Гости ушли».
«Ноябрь», 1975 год, холст, масло, 60 х 70 см, Музей министерства культуры, Москва.

В 1997 году Майя Кузьминична Копытцева была удостоена почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
«Время чая», 1991 год, холст, масло, частное собрание.

Многолетняя дружба и живое творческое общение связывали Майю Кузьминичну со многими известными ленинградскими художниками: Вячеславом Загонеком, Метой Дрейфельд, Николаем Позднеевым, Ириной Балдиной, Анатолием Васильевым, Юрием Тулиным, а также московскими живописцами Сергеем Ткачевым и Алексеем Ткачевым, Владимиром Гавриловым, Юрием Кугачом, Валентином Сидоровым, Порфирием Крыловым, Георгием Нисским, Алексеем Грицаем, Лидией Бродской.
«Подснежники», 1964 год, холст, масло, частное собрание.

Майя Кузьминична Копытцева скончалась 6 июня 2005 года в Санкт-Петербурге после тяжелой продолжительной болезни. Согласно завещанию была похоронена на деревенском кладбище вблизи поселка Серебряники Вышневолоцкий района Тверской области.
«Пейзаж с церковью», 1984 год, бумага, акварель, 50 х 75 см, частное собрание.

Сегодня работы Майи Копытцевой находятся в Государственном Русском музее, Музее Академии художеств в Санкт-Петербурге, Музее Министерства культуры России в Москве, художественных и краеведческих музеях Вологды, Иваново, Калининграда, Красноярска, Новгорода, Новосибирска, а также в частных коллекциях в России, США, Англии, Германии, Японии, Швейцарии, Франции, Италии, Швеции.
«Берёзы», 1980 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Советский натюрморт.Л: Аврора, 1972.
2. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки/ под ред. В.Пушкарева.Л.: Художник РСФСР, 1976.
3. По родной стране. Выставка произведений художников Российской Федерации / сост. Э.Голубова. Л.: Художник РСФСР, 1976.
4. Леонова Н. Искусство принадлежит народу. Выствка произведений художников Ленинграда. Л.: Художник РСФСР, 1979.
5. Гапеева В., Гусев В., Цветова А. Изобразительное искусство Ленинграда.Л.: Художник РСФСР, 1981.
6. Академическая дача. Каталог выставки.СПб.:Санкт-Петербургскийсоюз художников, 2009. С.2,4,13.
7. Левитин А. П. Майя Копытцева. Художник. Личность. Друг. СПб.: Левша, 2010.
8. Иванов С. Тихая жизнь за ленинградским столом // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 23. СПб., 2012. С.90–97.
9. http://www.nikolaygallery.ru/…/kopittseva-mayya-kuzminichna…
10.https://kupitkartinu.ru/pain…/kopyittseva-mayya-kuzminichna/

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.