Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 73. Кабачек Леонид Васильевич (Leonid Kabachek) (1924-2002).

Герой очередного выпуска Альманаха — Леонид Васильевич Кабачек — известный российский живописец, график и педагог, заслуженный художник РСФСР.

Леонид Кабачек родился в далекой украинской Макеевке, но волею судьбы через год после рождения оказался в Ленинграде.

Занимался в детской художественной школе и Средней художественной школе при Всероссийской академии художеств. Участвовал в Великой Отечественной войне, дойдя с боями до Варшавы. После Победы вернулся в Ленинград, где окончил знаменитую Репинку по мастерской Бориса Иогансона. С успехом работал в жанре портрета, пейзажа и жанровой композиции.

Много экспонировал свои работы и в 1955 году был принят в члены Ленинградского союза художников. В 1968 году Леониду Кабачеку было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР».

Работы художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Чувашского государственного художественного музея и многочисленные частные собрания в России, Италии, Великобритании, Франции, Испании.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Он принадлежал к тому поколению, большинство представителей которого полегли на полях Великой Отечественной войны. Более 70 монументальных полотен живописца находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Дрезденской галерее и других отечественных и зарубежных музеях. В своих холстах он все сочинял, но ничего не придумывал. Это картины-раздумья, глубокие и тревожащие душу. В живописи он отразил свою эпоху через драматические полотна и колоритные образы простых людей, тех, кто жил и трудился в то время» (А. Васильева, искусствовед).
«Весна», 1974 год, холст, масло, 198.5 × 108.5 см, частное собрание

Леонид Васильевич Кабачек родился 31 декабря 1924 года в селе Макеевке на Украине в простой шахтерской семье. Родители мальчика были далеки от искусства, отец трудился в забое, а мать была домохозяйкой. В 1926 году в поисках лучшей доли семья Леонида переехала в Ленинград, ставший впоследствии второй родиной будущего художника. Рисованием Леонид увлекся в десятилетнем возрасте после посещения с родителями экспозиции в Государственном Русском музее. Полотна, увиденные им в залах бывшего музея Александра III, произвели на впечатлительного юношу неизгладимое впечатление, а эта экскурсия, по сути дела, определила его дальнейший жизненный путь.
«Геологи», 1951 год, холст, масло, частное собрание.

Родители Леонида не препятствовали неожиданному увлечению их сына и в 1939 году определили его для занятий в 1-ю ленинградскую детскую художественную школу, в которой он обучался вплоть до 1941 года. Педагоги, видя несомненное природное дарование юного художника, посоветовали родителям Леонида продолжить художественное образование их сына, и в 1941 году юношу принимают в Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств.
«Запряженная лошадь. Этюд», 1950-е годы, картон, масло, 16,2 х 14,8 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

«Сельский пейзаж. Этюд», 1941 год, холст, масло, 20,5 х 25 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война застала Леонида Кабачека в Ленинграде. Несмотря на настойчивые попытки попасть на фронт, юный возраст мешает ему пройти призывную комиссию, и он остается в осажденном Ленинграде, где вместе с другими горожанами строит оборонительные рубежи на подступах к городу, а позже тушит немецкие зажигалки, в изобилии сыпавшиеся на городские крыши с немецких бомбардировщиков.
«Лошадь и телега. Этюд». 1950-е годы, картон, масло, 16,2 х 22 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

«Городская улица. Этюд», 1950-е годы, картон, масло, 16 х 21,8 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Ужасные картины первой, самой тяжелой блокадной зимы Ленинграда навсегда остались в памяти Леонида Кабачека. Не работал транспорт, отсутствовали отопление и электричество, за водой обессиленные жители героического города приходили к прорубям на Неве, а хлебные карточки были самым ценным, что имелось в ту пору у ленинградцев. И в этих тяжелейших условиях продолжались занятия в Академии художеств и художественной школе, продолжались несмотря на ежедневные бомбежки и артобстрелы.
«Берег у города Чебоксары», 1957 год, картон, масло, 16 х 22 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

«Ростов Великий. Этюд», 1956 год, картон, масло, 21,5 х 30 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Лишь в феврале 1942 года учащиеся и преподаватели Академии художеств и Средней художественной школы были эвакуированы по льду замерзшей Ладоги из блокадного Ленинграда в Самарканд. В глубоком тылу Леонид не оставлял своих попыток попасть на фронт и в конце 1942 года был призван в действующую армию. Героически сражался с врагом на Ленинградском и Втором Украинском фронтах. С боями дошел до Варшавы. Был награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За победу над Германией».
«Этюд со стогом сена», 1947 год, картон, масло, 16,5 х 21,7 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

«Морские камни Этюд», 1954 год, картон, масло, 16 х 22 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Уже после окончания войны и демобилизации Леонид Кабачек вернулся Ленинград и продолжил обучение в Средней художественной школе, которую окончил в 1947 году. В том же году без экзаменов, как фронтовик, был принят в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«Техника. Этюд», 1950-е годы, картон, масло, 16 х 22 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

«Река в горах. Этюд», 1951 год, картон, масло, 16 х 22 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Ему посчастливилось заниматься у лучших педагогов того времени в Репинке. Его учителями были замечательный художник-график и педагог, профессор Леонид Фёдорович Овсянников (1880–1970), известный живописец и педагог, профессор Борис Александрович Фогель (1872–1961) и прекрасный живописец и педагог, профессор Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982). Впоследствии Леонид Васильевич с большой теплотой вспоминал своих наставников по художественному институту, отмечая их терпение и большой педагогический талант.
«На пароме. Этюд», 1950-е годы, Холст, масло, 15,7 х 22 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

«Причал. Этюд», 1948 год, картон, масло, 15,6 х 21,8 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Главным же своим учителем по Репинке Леонид Кабачек всегда считал Бориса Владимировича Иогансона(1983–1973), педагога и человека, фактически давшего Кабачеку путевку в профессию. Наставник очень тепло относился к своему ученику, отдавая дань его природному дарованию и большому, вернее будет сказать, исключительному трудолюбию. В 1953 году Кабачек оканчивает художественный институт по мастерской Бориса Иогансона. Дипломная работа выпускника «На Енисее» была оценена комиссией на отлично и обеспечила ему присвоение квалификации художника живописи.
«На Енисее», 1952 год, холст, масло, музей Академии художеств, С-Петербург.

После окончания Репинки Леонид Васильевич остается жить и работать в Ленинграде. Он пробует себя в разных жанрах:пишет портреты, жанровые композиции, пейзажи. В 1955 году художника принимают в члены Ленинградского союза художников. В эти годы он много путешествует, предпочитая работе в мастерской насыщенные творческие командировки.
«Отдохнули», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1956 году Леонид Васильевич вместе с известным ленинградским художником Ниной Леонидовной Веселовой (1922–1960) совершил первую большую творческую поездку по Центральной России, Чувашии, Татарии, Удмуртии, Мордовии, Кустанайским степям, Оренбуржью. Эта экспедиция стала не только своеобразной вехой в творчестве художника, изменив многие его представления об окружающей действительности, но и, по сути дела, дала толчок к рождению нового самобытного мастера в отечественном искусстве.
Кабачек Леонид Васильевич, Веселова Нина Леонидовна «Праздник в Вороново», 1959 год, холст, масло, частное собрание

Новая драматургия и стилистика произведений Кабачека конца 1950-х — первой половины 1960-х годов, появившиеся на свет под впечатлением его поездок в Чувашию, оказались не только эффектными и яркими сами по себе, но и необычайно органичными для выражения того содержания и тех драматических конфликтов, которые заполняли его произведения о жителях современной деревни.
«Чабанская бригада Героя Социалистического Труда Малашенко», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Из-под кисти художника на суд зрителей появляется целая серия работ— как результат впечатлений от поездок художника по селам Чувашии в течение ряда лет (1955–1958). Все эти произведения Кабачека о Чувашии —единое целое, они дополняют друг друга, словно главы одного повествования. Так, не конкретное событие, а сплав многих отдельных впечатлений послужили материалом для создания масштабного полотна художника «Победители скачек». Тема награждения, запечатленная на полотне,— радостное смущение героев, разнообразная реакция толпы — привлекала художника и ранее, а здесь воплотилась в полной мере.
«Победители скачек». 1959 год, Холст, масло. 201 x 156 см, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Впоследствии Леонид Кабачек продолжил начатую совместно с Веселовой большую и кропотливую работу — воплощение образов тружеников Чувашии. Неоднократные творческие командировки художника на берега Волги породили его прочную привязанность, влюбленность в эту приволжскую республику.
«С праздника», 1957 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Шло время… С годами сфера творческих интересов Кабачека становилась все шире, многограннее, сложнее, уже не укладываясь в рамки чувашской повести. Главной в творчестве нашего героя становится тема современника, исключительно актуальная и неисчерпаемо сложная в своем понимании и исполнении, а от этого интересная и захватывающая. И Леонид Кабачек отдает все свои силы, энергию и мастерство глубокому претворению в живописи образа современного человека.
«Свадьба», 1971 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Специалисты в области истории искусства, как правило, отмечают несколько примечательных моментов в живописи Леонида Кабачека. Во-первых, он в 1960-х годах возрождает стиль Малявина и Врубеля(стихия красок, граненая форма). Во-вторых, образ у него формируется исключительно композицией пятен, в которой образ человека почти теряется, он только обозначен. И, наконец, в-третьих, это не суровый стиль, а декоративная живопись, вводящая невиданные ранее цветовые звучания.
«На Волге», 1963 год, холст, масло, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

После привычных ярких оптимистических полотен рубежа 1950–1960-х годов художник неожиданно для многих обращается к суровым и порой драматическим будням современной жизни и историческим драмам 1930-х годов. Его триптих «Парней увозят поезда», созданный в 1965 году, очень показателен в этом плане. Он почти графичен, фигуры в картине обрисованы с предельной выразительностью, а монохромная цветовая гамма верно передает настроение героев.
«Парней увозят поезда», 1965 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1968 году Леониду Васильевичу Кабачеку было присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР. Эта высокая оценка его труда добавила новых сил и способствовала рождению новых творческих планов.
Написанная в 1969-м картина «Год 1930-й» посвящена драме коллективизации, которую Кабачек одним из первых среди художников передал с предельной откровенностью. Обнажив трагическую сторону нашей истории, картина навлекла на автора гонения. Ее критиковали, снимали с выставок, в итоге произведение увидело свет лишь в конце 1980-х годов.
«От своего двора» 1963 год, холст, масло, частное собрание.

Период 1970–1980 годов в жизни Леонида Кабачека был посвящен педагогической деятельности в Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена, где с 1970 по 1979 год художник заведовал кафедрой живописи на художественно-графическом факультете. Педагогическая работа нравилась Леониду Васильевичу, но отнимала много творческих сил. Много энергии отдавал он повышению статуса и престижа факультета: ввел традицию участия лучших дипломных работ в московских выставках, приглашал на факультет крупных художников — Ю.Н.Тулина, Ю.С.Подлясского, В.Ф.Загонека, которые знакомили студентов со своими произведениями.
«О завтрашнем дне», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

Тем не менее, мастер не оставляет и занятия живописью в эти годы. К этому периоду творчества Кабачека относятся его полотна «Думы» (1970), триптих «Блокада» (1975), «В белую ночь» (1979), «О всех ушедших» (1979), «Памяти сыновей,»В праздник» (1980), в подвигах просиявших (Семья партизана)» (1981) и другие.
«В праздник», 1980 год, холст, масло, частное собрание.

В период 1970–1990 годов Леонид Кабачек активно экспонирует свои полотна на различных художественных выставках городского, регионального и союзного уровня. На Всесоюзной выставке «Наш современник» 1975 года выставляется его триптих «Блокада», созданный в 1975 году и полотно «Со своей земли», созданное в 1965 году, на городской выставке «Изобразительное искусство Ленинграда» 1976 года представлены полотна «О завтрашнем дне» (1961) и «Думы» (1970), на «Зональной выставке 1980 года» —полотно «О всех ушедших» (1979).
«Со своей земли. Серия «Из прошлого», 1965 год, Холст, масло, темпера, частное собрание.

В творческом наследии художника осталось много эскизов. Эскизы — летопись творчества художника. Через них исследователями творчества постигается напряженный и скрупулезный труд живописца, его путь к рождению картины, движение художественной мысли в поиске деталей, обликов, силуэтов фигур, формата холста. Исполненные темпераментно, сочетающие обостренность силуэта и мощь цветового решения, они захватывают зрителя, ибо в них запечатлена энергия художника.
Вариант эскиза композиции. 2-я половина 20 века, Бумага, акварель, цветной карандаш, карандаш, фломастер. 19,1 х 27,2 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Эскиз к картине «Идут дожди». 1961 год, Бумага, карандаш, цветной карандаш, пастель, акварель. 19,2 х 27 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

У Кабачека это удивительно тонкие произведения, напоминающие флорентийскую мозаику и мерцающие переливами оттенков. Некоторые из них вызывают в памяти полотна Врубеля — художника, перед которым Кабачек преклонялся. Эскизы-коллажи были индивидуальным творческим методом Леонида Васильевича, поиском цветовой гаммы и расположения пятен в композиции будущей картины.
Эскиз к картине «Гаснет день», 1961 год, картон, темпера, 17 х 25,5 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

«У истоков Енисея». Эскиз картины. 1950-е годы, картон На Оргалите, масло, 15 х 28,3 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Среди наиболее известных произведений художника, характеризующих масштаб его творческого потенциала, картины «С праздника» (1957), «Портрет бригадира колхоза «Гвардеец» А.И. Перепёлкина», «Трактористка», «У клуба» (все 1959), «Праздник в Воронове» (1960, в соавторстве с Н. Веселовой), «В пути», «О завтрашнем дне» (обе 1961), «Парней увозят поезда» (1965), «Память» (1967), триптих «Блокада» (1972–1975).
«Портрет бригадира колхоза «Гвардеец» А.И. Перепёлкина», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

Леонид Васильевич Кабачек скончался 4 февраля 2002 года в Санкт-Петербурге на 78-м году жизни.
Место захоронения художника на кладбище крематория в Санкт-Петербурге.

Сегодня полотна художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галерее, Чувашского государственного художественного музея, музеев и частных собраний в России, Италии, Великобритании, Франции, Испании и других странах.
«Порт», 1983 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников:каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
2. Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957. 10 октября.
3. Шмаринов Д. Новый этап — новые задачи // Художник. 1960. № 8. С.2.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.19.
5. Вишняков Б. С позиций жизненной правды // Художник. 1962. № 2. С.1–8.
6. Немировская М. Леонид Кабачек // Художник. 1962. № 10. С.19–22.
7. https://www.liveinternet.ru/users/6192221/post430514766/
8. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=article&id=71
9. http://art-otkrytie.narod.ru/kabachek.htm

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.