Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 72. Выржиковский Эдвард Яковлевич(Edward Vyrzhikovsky) (1928-2008).

Герой очередного выпуска Альманаха – Эдвард Яковлевич Выржиковский – замечательный российский живописец, заслуженный художник Российской Федерации.

Эдвард Выржиковский родился в далеком Иркутске, а Среднюю художественную школу при Академии художеств СССР и знаменитую Репинку по мастерской Бориса Иогансона окончил в Ленинграде.
Успешно работал в русле реалистической традиции отечественного живописного искусства.
В своем творчестве главным считал открытие собственно живописных ценностей, связанным с уважительным отношением к доавангардной традиции.

В 1989–1992 годах работы Эдварда Выржиковского с большим успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ EcoledeLeningrad во Франции, а в 2001 году художник был удостоен почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Эдвард Выржиковский— удивительный мастер, обладавший особой цельностью образного видения мира. Реалистическая традиция отечественного живописного искусства дополнялась кистью этого художника интонацией доверительного отношения к изображаемому, которая легко передается внимательному зрителю» (Э.Семёнова, искусствовед)
«Опушка леса», 1968 год, холст, масло, частное собрание.

Эдвард Яковлевич Выржиковский родился 18 апреля 1928 года в Иркутске в рабочей семье, далекой от искусства в целом и от живописи в частности. Тем удивительней был для родителей Эдварда интерес к рисованию, возникший у их сына в младших классах средней школы в Ленинграде, куда семья Выржиковских переехала в поисках лучшей доли, когда Эдварду исполнилось два года.
«Петропавловская крепость», 1970 год, холст,масло, Военно-исторический музей А.В.Суворова, С-Петербург.

Именно с Ленинградом будет связана вся дальнейшая творческая судьба будущего живописца, начало которой было положено в Средней художественной школе при Всероссийской академии художеств. С городом на Неве будут связаны и ужасы первых месяцев войны, стремительно катившейся к городу от западных границ, и первые бомбардировки городских улиц вражеской авиацией,предварявшиеся пронзительными сиренами и приводившие к многочисленным пожарам и разрушениям, и первая, самая голодная зима ленинградской блокады с картинками застывших в снежном плену городских троллейбусов и трамваев и бредущих за водой к прорубям на Неве шатающихся от голода ленинградцев.
«На окраине. Станция Ланская», 1960-61 годы, холст, масло, частное собрание.

Затем была эвакуация из блокадного Ленинграда на Большую землю, голодные военные годы и возвращение в любимый город уже после снятия блокады. В 1948 году после окончания Средней художественной школы при Академии художеств СССР(образована 5 августа 1947 года на основе реорганизованной Всероссийской академии художеств) Эдвард Выржиковкий без экзаменов поступил на факультет живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
«У перевоза», 1980 год, холст, масло, Курская областная картинная галерея.

Педагогами Выржиковского в Репинке были замечательный живописец, график и педагог, профессор Пётр Петрович Белоусов (1912–1989) и известный живописец и педагог, будущий заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982). Они сразу оценили природное дарование своего нового студента, впоследствии неоднократно выделяя его среди сокурсников за удивительную работоспособность и умение решать самые сложные технические задачи.
«Интерьер с Кузей», 1981 год, холст, масло, Чаплыгинский краеведческий музей, г. Чаплыгин.

В 1954 году Выржиковский оканчивает Репинку по мастерской замечательного художника и педагога, профессора Бориса Владимировича Иогансона (1897–1973) с присвоением квалификации «художника живописи». Дипломная работа выпускника «В обеденный перерыв» была оценена выпускной комиссией на отлично и удостоилась отдельной похвалы наставника Выржиковского профессора Иогансона, что само по себе было уже большим успехом для молодого художника.
«Праздничный день», 1960-е годы, холст, масло, Музей изобразительных искусств Карелии.

После окончания института Выржиковский остается жить и работать в Ленинграде. Как и для большинства ленинградских художников того времени, главным для него в творчестве становится не столько обращение к окружающей действительности с сопутствующими ей социально-психологическими темами, сколько непосредственное открытие собственно живописных ценностей и связанное с этим уважительное отношение к доавангардной традиции.
«Гурзуф. На пляже», 1979 год, холст, масло, частное собрание.

Выржиковский сознательно посвящает свое творчество работе в русле реалистической традиции отечественного живописного искусства. Ему одинаково хорошо удаются жанровые полотна, пейзажи, портреты, натюрморты, однако с течением времени основное место в его творчестве начинают занимать пейзажные полотна. По утверждению Ильи Глазунова, Эдвард Выржиковский заслуженно являлся одним из лучших пейзажистом России.
«В плёсе», 1984 год, холст, масло, частное собрание.

В 1957 году Эдварда Выржиковского принимают в члены Ленинградского союза художников. В эти годы он много путешествует по городам России, знакомясь с историей и славным прошлым родной земли. Новые встречи и новые впечатления становятся для художника тем источником, который наполняет его силой, основой же его творчества является любовь к Родине, ее природе, истории и культуре.
«Первое мая», 1986 год, холст, масло, 60 х 80 см, ГМВЦ «РОСИЗО».

В период с 1965 и по 2003 год Выржиковский живет и работает в небольшом городке Тутаеве на Волге.
История Романова-Борисоглебска — современного Тутаева — уходит в глубину веков, этот город можно назвать младшим братом Ярославля и Углича. В 1238 году ярославцы, бежавшие от монголо-татарского разорения, основали на правом берегу Волги Борисоглебскую слободу. Напротив Борисоглебской слободы на левом берегу реки князь Роман Угличский в 1283 году заложил город-крепость, названый в честь основателя Романовым.
«Осень в Тутаеве», 1987 год, картон масло, частное собрание.

Романов-Борисоглебск всегда привлекал внимание русских художников своим неповторимым живописным ландшафтом, высокими волжскими берегами, изрезанными глубокими оврагами, прекрасными храмами с шатровыми колокольнями, тихими улочками с дореволюционной застройкой. В конце ХIХ— начале ХХ века здесь работали такие известные отечественные мастера, как братья Чернецовы, Иван Белоногов(1800–1871), Борис Кустодиев(1878–1927). Был очарован красотой этого древнего русского города и герой нашего повествования.
«Русская зима», 1982 год, холст, масло, Новгородский историко-архитектурного музей-заповедник.

Несмотря на то что Выржиковский работал в различных жанрах живописного искусства, наибольшую известность он получил как мастер пейзажной живописи. Искусствоведы говорили о том, что он «был чуток и к гармонии ландшафта, и к красоте предметов». Старинные русские города с главами церквей, берега полноводных рек, просторы полей, таинственность лесной чащи — основные мотивы его лирических пейзажей. В реалистичном отражении вечных образов России Эдвард Выржиковский был последователем Исаака Левитана и Бориса Кустодиева.
«Подмосковье», 1963 год, холст, масло, частное собрание.

Впервые Выржиковский приехал в Тутаев в 1965 году. Город с первого посещения приглянулся художнику, покорив его своими живописно расположенными улочками, дивными храмами. Вначале он ездил сюда как гость, писал этюды, потом купил дом в левобережье, окнами на Волгу и Воскресенский собор. Здесь родился его сын Петр. Так ленинградец Эдвард Яковлевич Выржиковский стал жителем этого славного волжского городка. Именно по его приглашению в Тутаев на этюды приезжал и Илья Глазунов(1930–2017).
«В Тутаеве», 1980 год, холст, темпера, 130 х 85 см, частное собрание.

Эдвард Яковлевич Выржиковский посвятил Тутаеву большое количество своих произведений. Этот милый и уютный городок на многие десятилетия стал его творческой мастерской. В уютных уголках Тутаева и его окрестностях художник неизменно черпал темы для своих работ. Здесь с большим успехом прошли несколько персональных выставок мастера. Тутаев с его церквями и уютными провинциальными улочками представлен на картинах «Воскресенский собор в Тутаеве», «Архангельский храм», «Первомай», «С гор вода», «Весенний день», «Тутаев на Волге». Более ста произведений, написанных художником в Тутаеве, находятся в музеях и частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
«Тутаев. Весной на Волге». 1985 год, холст, темпера, частное собрание

Частым гостем Эдвард Выржиковский был и в стенах музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». Он был дружен с Семеном Степановичем Гейченко (1903–1993) — директором музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» с 1945 по 1989 год. С начала 60-х годов художника увлекла пушкинская тема: с этюдником он обошел все самые потаенные уголки пушкинской усадьбы, выбирая неожиданные ракурсы и отражая состояние природы в разное время года, суток и погодных условий. По словам Семена Степановича Гейченко, художника вдохновляли «места, овеянные духом присутствия великой личности поэта», он стремился «передать дух изображаемого им места», в каждой его картине «незримо присутствует Пушкин» (ГейченкоС.С. Новая выставка в Тригорском // «Пушкинский край». 4 июня 1970).
«Святогорский монастырь», 1969 год, холст, масло, частное собрание

Начиная с 1952 года Эдвард Выржиковский был постоянным участником различных художественных выставок. Он с успехом экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда на региональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках. Его персональные выставки состоялись в Ярославле и Тутаеве. В 1989–1992 годах работы Эдварда Выржиковского с большим успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’EcoledeLeningrad во Франции.
«Выборг», 1962 год, холст, масло, частное собрание

Эдвард Выржиковский принимал участие в выставках:

1965 год (Ленинград): Весенняя выставка произведений ленинградских художников.
1965 год (Москва): Советская Россия. Вторая Республиканская художественная выставка.
1969 год (Ленинград): Весенняя выставка произведений ленинградских художников.
1975 год (Ленинград): Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников.
1976 год (Москва): Изобразительное искусство Ленинграда.
1978 год (Ленинград): Осенняя выставка произведений ленинградских художников.
1980 год (Ленинград): Зональная выставка произведений ленинградских художников.
1991 год (Париж): Выставка «Русские шедевры».
1997 год (Санкт-Петербург): Связь времен. 1932–1997. Художники — члены Санкт-Петербургского отделения союза художников России.
«Зимний пейзаж с видом на Кремль», 1967 год, холст, масло, 95 х 117см, частное собрание.

В 2001 году Эдвард Выржиковский был удостоен почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации». Среди произведений, созданных художником в разные периоды творчества, особого внимания заслуживают картины «Фонтанка» (1952), «Май», «Купавы» (обе 1956), «Исаакиевская площадь», «Весна в деревне»(1957), «Древний Псков»,1959), «Зима в Изборске», «Псковский мотив»(обе 1960), «Псков. Кремль»(1962), «Загорск. Зима»(1964),»Запах весны»(1965), «Савкино. Весенний день» (1969), «Ленинград. На Неве», «Весна на Волге. Тутаев» (1975), «Тутаев. На древнем городище» (1978), «Зимой в Романово-Борисоглебске» (1996).
«Запах весны», 1965 год, холст, масло, частное собрание.

Эдвард Яковлевич Выржиковский скончался 29 марта 2008 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
«Оттепель», 1980 год, холст, масло, Псковский историко-художественный музей.

Произведения мастера сегодня украшают экспозиции Военно-исторического музея А. В. Суворова в Санкт-Петербурге, Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника, Музея изобразительных искусств Карелии, Псковского историко-художественном музея, Художественного музея Коми, Курской областной картинной галереи, художественных музеев в Иркутске, Сыктывкаре, а также многочисленных частных коллекций в Голландии, США, Франции, Японии, Италии, Китая и других странах.
«Цветы осени», 1965 год, холст, масло, 80 x 60 см, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С. 26.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С. 72.
3. Художники народов СССР. Биографический словарь. Т. 2. М.: Искусство, 1972. С. 365.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С. 8.
5. Изобразительное искусство Ленинграда: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С. 17.
6. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С. 9.
7. https://artinvestment.ru/auctions/35380/works.html
8.https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post443933530/

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.