Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 71. Антипова Евгения Петровна(Yevgenia Antipova) (1917-2009).

Герой очередного выпуска Альманаха – Евгения Петровна Антипова – известный российский художник, живописец, график, представитель ленинградской школы живописи.

Евгения Антипова родилась в небольшом городке Торопец Тверской губернии в семье железнодорожного служащего.
После окончания средней школы в течение трех лет обучалась в Средней художественной школе в Ленинграде, а затем без экзаменов была принята на первый курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Годы войны провела в эвакуации в Новосибирске, а после ее окончания продолжила обучение в Ленинграде по мастерской Бориса Иогансона, которого впоследствии считала своим главным учителем.

Широко известна по совместным выставкам 1967, 1988 и 1999 годов в залах Ленинградского союза художников. В 1989–1992 годах работы Антиповой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения художника украшают собрания Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, находятся в музеях и частных коллекциях в России, Франции, Германии, Италии, США.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Евгения Петровна Антипова родилась 19 октября 1917 года в небольшом городке Торопец Тверской губернии в семье железнодорожного служащего.
«Миндаль в цвету», 1970-е годы, холст, масло, 70 х 83 см, частное собрание.

Зимой 1928 года в связи со служебным переводом отца Евгения вместе с родителями переезжает в Самару, где волею случая семья девочки поселяется рядом с мастерской местного художника.Знакомство с его творчеством и с самим процессом работы способствовало появлению у Евгении Антиповой интереса к рисованию.
«На качелях», 1970-е годы, холст, масло, 70 х 83 см, частное собрание.

В 1934 году она в течение года посещает изобразительную студию местного самарского художника Петра Дмитриевича Краснова(1898–1958). Наставник, видя природное художественное дарование своей воспитанницы, выделяет ее среди других учеников, не жалеет личного времени для дополнительных занятий с ней.
«Айва». 1968 год, бумага, акварель, 50,5 х 64 см, частное собрание.

Именно он советует девушке после окончания средней школы продолжить свое художественное обучение в городе на Неве, в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры.
Следуя совету своего учителя, в 1935 году, после окончания десяти классов средней школы, Евгения Антипова отправляется в Ленинград поступать ЛИЖСА(будущую Репинку). Она держит экзамен на подготовительных курсах при Всероссийской академии художеств, но не проходит по конкурсу.
«Солнечная окраина», 1964 год, холст, масло, 60 х 90 см, частное собрание.

На следующий год Евгению Антипову допускают к экзамену на первый курс Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, но экзамен она пропускает, критично считая себя плохо к нему подготовленной, и принимает участие в сдаче экзамена на подготовительные курсы. Данное испытание она успешно проходит, но зачисляется в 5-й класс Средней художественной школы при Всероссийской Академии художеств, где учится в течение последующих трех лет.
«Айва и голубой кувшин», 1973 год, холст, масло, 62 x 100 см, частное собрание.

В Средней художественной школе педагогом Евгении становится замечательный живописец и педагог, будущий профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, будущий заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Дмитриевич Зайцев(1903–1982). В дальнейшем Евгения Антипова часто вспоминала своего учителя по художественной школе, и всегда с неизменной теплотой и уважением.
«Бахчисарай», 1962 год, холст, масло, 53 х 70 см, частное собрание.

В 1939 году Евгению Антипову без экзаменов принимают на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. В институте она занимается у известного в те годы живописца, графика и педагога, профессора Семёна Львовича (Шимон Лейбович) Абугова (1877–1950), замечательного живописца, графика и педагога, профессора Петра Петровича Белоусова (1912–1989), прекрасного живописца и педагога Генриха Васильевича Павловского(1907–1973) и выдающегося художника и педагога Александра Александровича Осмёркина (1892–1953).
«Пейзаж с яблоней», 1963 год, холст, масло, 61 x 69 см, Государственный Русский музей.

Также учителями Евгении Антиповой на разных этапах ее обучения в институте были живописец и график, будущий заслуженный художник РСФСР Владимир Ильич Малагис(1902–1974), живописец и педагог Александр Израилевич Сегал(1905–1971), живописец ипедагог Иван Петрович Степашкин(1882–1960), живописец и педагог, профессор Борис Александрович Фогель(1872–1961), живописец и педагог, будущий заслуженный художник РСФСР Глеб Александрович Савинов(1915–2000).
«Натюрморт с испанским веером», 1979 год, холст, масло, частное собрание.

В 1939 году Евгения Антипова впервые участвует во Всесоюзной молодежной художественной выставке в Москве с эскизом своей работы «Валерий Чкалов среди молодежи». Эскиз был напечатан в седьмом номере журнала «Юный художник» за 1939 год.
«Черёмуха», 1968 год, холст, масло, 61,5 х 87 см, частное собрание.

Начало войны и первые немецкие бомбежки Евгения Антипова встретила в Ленинграде. Она записалась в местный отряд противовоздушной обороны, участвовала в тушении вражеских зажигалок, в большом количестве летевших на крыши и улицы осаждённого города с вражеских бомбардировщиков. Была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
«Айва», 1968 год, холст, масло, 70,5 х 82 см, частное собрание.

В феврале 1942 года Евгению Антипову эвакуируют из блокадного Ленинграда на Большую землю по льду замёрзшей Ладоги. Тот путь при постоянных обстрелах немецкой артиллерии и под бомбами вражеской авиации она запомнила на всю жизнь и не любила вспоминать даже по прошествии многих лет спокойной мирной жизни. Военную тематику и ужас всего пережитого она не любила изображать и на своих полотнах.
«В горах Крыма», 1954 год, холст, масло, 54 х 71 см, частное собрание.

После эвакуации Евгения Антипова переехала в Новосибирск, где и осталась до конца войны. Она работала на торфоразработках, надомницей на фабрике, инспектором отдела по делам искусств Горисполкома, директором Дома народного творчества. Все это время активно участвовала в выставках новосибирских художников. В 1944 году ее принимают в члены Новосибирского отделения Союза художников СССР.
«Натюрморт на фоне моря», 1978 год, холст, масло, 95 х 71 см, частное собрание.

Уже после Победы в 1945 году Евгения Петровна возвращается в Ленинград и продолжает свое обучение в Репинке, которую оканчивает в 1950 году по мастерской Бориса Иогансона(1893–1973) с дипломной картиной «Андрей Жданов среди детей во Дворце пионеров». Комиссия оценила дипломную работу на отлично, и Антиповой была присвоена квалификация «художник живописи».
«Мальчики в саду», 1980 год, холст, масло, 120 х 135 см, частное собрание.

В 1950 году Евгению Петровну Антипову принимают кандидатом в члены Ленинградского отделения Союза художников, а спустя три года по рекомендации Виктора Михайловича Орешникова(1904–1987) и Бориса Владимировича Иогансона(1893–1973) переводят в члены Союза художников.
«Оливковая роща в Крыму», 1966 год, холст, масло, 64 х 93 см, частное собрание.

После окончания института Евгения Петровна остается жить и работать в городе на Неве.С 1950 по 1956 год она преподает живопись и композицию в Ленинградском художественно-педагогическом училище на Таврической улице. Одновременно с этим продолжает свою творческую деятельность, работая в технике масляной живописи и акварели, пишет пейзажи, натюрморты, жанровые композиции.
«Жёлтые деревья», 1968 год, бумага, акварель 50,5 х 64 см, частное собрание.

Начиная с 1950 года Евгения Антипова активно участвует в различных художественных выставках ленинградских художников на городском, областном, региональном и всесоюзном уровнях. Ее работы неизменно привлекают внимание и вызывают интерес специалистов и любителей живописи, а также пользуются спросом у коллекционеров.
«Жёлтые виноградники в пасмурный день», 1966 год, бумага, акварель, 46 х 64 см, частное собрание.

Среди произведений этого периода, экспонировавшихся на выставках, необходимо отметить «Практические занятия» (1953), «Гурзуф утром», «Море в Гурзуфе» (обе 1954), «Натюрморт» (1957), «На даче» (1958), «Табаки» (1959), «У Петропавловской крепости» (1960), «Ирисы», «Полевой букет» (обе 1960), натюрморты «Фрукты на веранде» (1960) и «Полевые цветы» (1961), «Цветы и фрукты» (1960), «Яблоня» (1962), «Завтрак на траве» (1963), «Утренний завтрак» (1963), «Девушка в саду» (1964) и другие.
«Натюрморт с овощами», 1964 год, холст, масло, частное собрание.

В 1960-е годы Евгения Антипова начинает работать в жанре портрета. Из-под кисти художника выходят работы, отражающие утонченную культуру созерцания, присущую лучшим произведениям художника. Это прежде всего «Девушка из Переславля», «Официантка», «Лида», «Дети» (собрание Архангельского музея изобразительных искусств) (все 1964) и многие другие.
«Официантка», 1964 год, холст, масло, Архангельский музей изобразительных искусств.

Проходит время, меняются вкусы и с конца 1960-х годов ведущими жанрами в творчестве Антиповой становятся натюрморт в интерьере и экстерьере и пейзаж. Ее живописный стиль начинают отличать несколько условные рисунок и композиция, интерес к проблемам передачи колорита и световоздушной среды.
«Улочка в Гурзуфе», 1968 год, бумага, акварель, 50 х 64 см, частное собрание.

Среди произведений этого периода творчества стоит выделить «Тюльпаны на кресле» (1967), «Дворик в Гавани», «Южный натюрморт» (обе 1968), «Виноградная беседка» (1968), «Сосны», «Окраина Васильевского острова» (обе 1973), «Натюрморт в саду. Весна» (1974), «Натюрморт с васильками и хлебом» (1975), «Балкон» (1977), «Натюрморт с красной бутылкой» (1979) и другие.
Тюльпаны на кресле, 1967 год, бумага, акварель, 83,5 х 63,5 см, частное собрание.

В своих натюрмортах Евгения Антипова, как правило, предпочитала открытую композицию, помещая столик с букетом цветов или книгой в уголок сада, среди ветвей цветущей яблони или черемухи. Это характерно для ее лучших произведений особого лирико-синтетического жанра: «Полдень» (1982), «Солнечный день» (1982), «Натюрморт. Цветущая ива, каллы и нарциссы»(1984), которые предстают перед нами образами особого совершенного мира, в котором человек обретает гармонию с окружающей природой и в своей душе.
«Натюрморт, Цветущая ива, каллы и нарциссы», 1984 год, холст масло, частное собрание.

Знаковым для Антиповой оказался 1967 год, когда ее творчество было широко представлено на совместной выставке с художником Виктором Тетериным(1922–1991) и скульптором Кирой Суворовой(1931–2017) в залах Ленинградского союза художников.
Евгения Антипова у картины Виктора Тетерина, 1997 год

В 1988 и 1999 годах состоялись ее совместные выставки с супругом — художником Виктором Тетериным. В 1989–1992 годах работы Евгении Антиповой с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи во Франции.
«Яблонька в цвету», 1997 год, холст, масло, 60 х 78 см, частное собрание.

Евгения Петровна Антипова ушла из жизни 27 января 2009 года в Санкт-Петербурге на девяносто втором году жизни. Похоронена на кладбище города Всеволожск, близ Петербурга, рядом с могилой мужа Виктора Тетерина.
«Айва на зелёном столике», 1966 год, бумага, акварель 63,5 х 88 см, частное собрание. 1966

Произведения Евгении Антиповой сегодня украшают собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Архангельского музея изобразительных искусств, музеев и частных собраний в России, Франции, Германии, Италии, США. Они неоднократно воспроизводились в печати, в том числе в каталогах выставок и аукционов русского искусства в Италии, Франции, Японии и Великобритании.
«Корабли в доке». 1956 год, картон, масло, 28,3 х 49,2 см, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 1. С. 50.
2. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.340.
3. Художники народов СССР: биографический словарь. М.: Искусство, 1970. Т. 1. С. 165.
4. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С. 61–62.
5. Евгения Антипова, Виктор Тетерин. Живопись. Графика. СПб., 1999. С.42.
6. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. Л.: Изогиз, 1954. С. 7.
7. http://arka-gallery-spb.com/node/139
8. https://www.liveinternet.ru/users/ehdu/post300042409/

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.