Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 69. Гончаренко Вениамин Алексеевич(Veniamin Goncharenko) (1929-2013).

Герой очередного выпуска Альманаха — Вениамин Алексеевич Гончаренко — замечательный российский живописец, профессор, декан художественного факультета Дальневосточной академии искусств.

«Чистота, красота, вера в лучшее – именно это будоражит сознание, когда рассматриваешь полотна Вениамина Гончаренко. Игра цвета и света настолько убедительна на холстах художниках, что мировоззрение автора становится выше ремесла и отточенной техники…»- именно так охарактеризовала творчество Вениамина Алексеевича известный искусствовед Юлия Климко, куратор персональной выставки художника в апреле 2012 года.

Он родился в небольшом украинском городке Кадиевка Луганской области, в семье далёкой от искусства.
Окончил Одесское художественное училище, институт имени Репина в Ленинграде и аспирантуру по мастерской самого Бориса Иогансона.

Принимал самое активное участие в создании Дальневосточной государственной академии искусств и был её первым ректором.
Провёл семь персональных выставок. Его полотна украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

«Вениамин Гончаренко — один из тех немногих художников, которые способны утолить жажду зрителя в потребности созерцать прекрасное. Для художника важно открыться зрителю с новой стороны, увлечь его своим рассказом о мире, о том, что может и должно восхищать, вызвать к жизни мысли и образы, способные изменить нас к лучшему….»(Юлия Климко, искусствовед)
«Скалы в заливе Петра Великого», 2003 год, холст, масло, 42 х 53 см, частное собрание

Вениамин Алексеевич Гончаренко родился 23 мая 1929 года в небольшом шахтёрском городке Кадиевка(бывший Стаханов), что на Луганщине, в семье военного лётчика. С детства мечтал пойти по стопам отца.
Увлечение рисованием пришло рано, в возрасте 3-х лет, когда у маленького Вени, как ласково звали его в семье, появились цветные карандаши — подарок папы на день рождения. И он, как умел, но со всем старанием стал рисовать самолёты и папу за штурвалом.
«На берегу Песчанного», 2004 год, холст, масло 30 х 40 см, частное собрание.

Справедливости ради, стоит отметить, что рисование не стало тогда главным увлечением будущего художника. Как и все окрестные мальчишки основное время он проводил на улице, пропадая целыми днями на шахте, играя в различные игры и живя обычной для тех лет мальчишеской жизнью. В пятилетнем возрасте он впервые взял в руки масляные краски, запах которых впоследствии запомнил на всю жизнь. В десятилетнем возрасте начал работать мастихином. Теперь героями его рисунков становились персонажи любимого в те годы всеми мальчишками Советского Союза фильма о Чапаеве.
«На берегу», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание

Когда Вениамину исполнилось двенадцать лет, его беззаботное детство неожиданно закончилось — началась война. Теперь уже она стала основной темой его рисунков. Перед уходом на фронт отец Вениамина перевёз семью в Абакан, где мальчик с матерью и провёл всю войну. Здесь он продолжил обучение в школе и продолжил свои занятия живописью. Здесь же, после окончания семилетки, он решил стать профессиональным художником и поступать в художественное училище.
«Пустынный причал», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание

После возвращения в Донбасс из эвакуации, Вениамин Гончаренко отправляет заявления о приёме с просьбой о вызове сразу в несколько городов, где имелись художественные училища. В военное время можно было отправиться сдавать экзамены только по специальному разрешению. Вызов пришел сразу из всех мест и Гончаренко выбрал Одесское художественное училище(немаловажную роль сыграла близость моря). Несмотря на отсутствие у молодого человека какой-либо художественной подготовки, ему удалось сдать вступительные экзамены и поступить в училище, опередив при этом многих своих сверстников, у которых такая подготовка была….
«Порт», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание

Далее, после успешного окончания училища , была учёба на живописном факультете Ленинградского художественного института имени Репина (позже — Всероссийской Академии художеств), где он — сталинский стипендиат, поражал педагогов и сокурсников своей неуёмной жаждой работы, необычайным упорством и умением добиваться поставленных целей. Несмотря на то, что учёба давалась Гончаренко очень тяжело, каждый день он ложился спать с предвкушением завтрашнего дня и писал, писал, писал, не отвлекаясь ни на что другое, и не замечая ничего вокруг. Только живопись была для него настоящей жизнью, все остальное — всего лишь фоном. Дипломной работой Гончаренко в ВАХ была картина — «После смены»,принятая комиссией с оценкой — отлично и присвоением автору квалификации » художника живописи».
«Гортензия». 1995 год, холст, масло, 53 х 45 см, частное собрание.

После окончания Репинки Гончаренко продолжил обучение в аспирантуре по мастерской Бориса Иогансона, которого Вениамин Алексеевич всегда считал своим главным учителем, давшим ему путёвку в профессию. В 1962 году Гончаренко успешно защищается и получает очень заманчивое предложение возглавить художественный факультет открывавшегося в то время во Владивостоке Дальневосточного института искусств. Он с радостью его принимает, одновременно с этим отклоняя другое, не менее заманчивое предложение остаться в Репинке на преподавательской работе. И по словам самого художника, он никогда не пожалел о сделанном тогда, в далёком 1962 году выборе.
«Букет в вазе», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание.

Вениамин Алексеевич стоял у истоков развития приморской школы живописи. Более двух десятков лет отдал Вениамин Алексеевич Дальневосточному педагогическому институту искусств, будущей Дальневосточной государственной академии искусств. Будучи талантливым управленцем, он принимал самое активное участие в её создании и становлении, как первый ректор, декан художественного факультета, заведующий кафедрой(1973-1993). Административная работа отнимала много душевных сил и практически всё время, не оставляя его на творчество. Художник практически ничего не писал в этот период.
«Мост», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание

Будучи преемником русской школы живописи, демонстрируя лучшие её традиции, как представитель «коровинской» школы, Вениамин Гончаренко тяжело переживал период своего творческого застоя. Поэтому, уйдя с административной работы, художник «с головой» погружается в творчество, стремясь наверстать упущенные в творческом плане годы. Он уезжает на год в Китай преподавать живопись в одном из художественных вузов (лекционные залы были полными, студенты стояли в проходах, лишь бы послушать мастера, побывать на его творческих классах), а параллельно очень много пишет.
«Прибой», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание

Он с одинаковым успехом работает в разных жанрах, однако постепенно начинает отдавать предпочтение жанрам натюрморта и городского пейзажа, хотя в начале своего творчества был известен в первую очередь, как тонкий мастер психологического портрета. Широко известно его высказывание на этот счёт: «Если вы хотите получить свою внешнюю копию — отправляйтесь в фотоателье. Портрет — это не столько передача внешнего сходства, сколько понимание и отражение вашего внутреннего «я». И результат не всегда предсказуем».
«Портрет дочери художника Дианы Гончаренко», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

По словам искусствоведа Наталья Левданская: «У Вениамина Алексеевича особенный мазок — плотный, тяжелый, насыщенный, состоящий из множества оттенков и чистых цветов, рождающий магическое сочетание колористических переливов, создающий форму, предмет и цвет. Более того, натюрморт художника мягко и ненавязчиво вторгается в области обоняния, осязания, вкуса и даже звука. Воскрешает образы из детства, поднимает волну теплоты, сердечности и нежности». Характерная для художника игра цвета и света на его холстах настолько убедительна, что мировоззрение автора становится выше ремесла и отточенной техники.
«Владивосток», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание.

Художник, скорее, пытается передать именно ощущения, вызвать ассоциации, и не обязательно связанные с прикрасами природы или эстетичностью вещей. Касательно же его удивительных фирменных натюрмортов, то, как говорит сам Вениамин Алексеевич: «Натюрморт — натура мертвая, и задача художника — ее оживить». И судя по тому, что цветы на его полотнах не просто объемны, но, кажется, даже пахнут, мастеру это удается. В своих натюрмортах Гончаренко часто изображает вазы, керамику, стекло, скульптуры малых форм, одним словом, искусство в искусстве. Такой подход позволяет акцентировать внимание на том, что живопись Гончаренко многослойна. Ее можно рассматривать, а можно и читать.
«Подсолнухи», 1999 год, холст, масло, 80 х 69 см, Художественная галерея «Арка», Владивосток.

Вениамин Гончаренко был удивительным художником, которого любили и уважали все его коллеги и студенты. Он был открыт и просто в общении; отличался особой душевностью и глубиной высказываний; мог говорить на многие разносторонние темы, такие как: музыка, литература, научные открытия в области естествознания. Огромный багаж знаний позволял ему черпать вдохновение для написания картин не только в окружающем мире, но и в своих размышлениях о том, как устроен мир. Как художник он сумел сказать весомое слово в искусстве.
«Натюрморт с рыбой»1995 год, холст, масло, частное собрание.

Вениамин Гончаренко был признанным реалистом, но находился в постоянном поиске. Работы его последних лет — это, скорее, впечатления, образы силы и гармонии природы. Он говорил: можно точно нарисовать вазу, красиво написать розу, но истинное предназначение художника — передать аромат этой розы и заставить кого-то почувствовать эмоции человека с кистью. В последние годы жизни тяжелая болезнь подкосила художника, но огромное желание творить все же давало ему творческие силы. Он поднимался через силу, но шел к холсту. Болезнь словно дала новый толчок его таланту,
«Бархотки», 1995 год, холст, масло, 60 х 49 см, частное собрание.

Стоит отметить, что особая творческая сила и духовность живописи Гончаренко в значительной степени сопряжена именно с многолетним следованием лучшим традициям Всероссийской академии художеств, помноженным на огромный личный эстетический и практический опыт живописца.
«Багульник», 1995 год, холст, масло, 73 х 42 см, частное собрание.

Стиль работ Гончаренко — это «особая песня». Любой художник, создающий произведение, изображает окружающее не «вообще», а в особом ключе, соответствующем его творческому мировоззрению. Гончаренко в этом смысле неповторим. Он — мастер, которых немного осталось в современной нам живописи.

Вениамин Гончаренко — участник многочисленных региональных, республиканских, Всесоюзных и зарубежных выставок, начиная с 1959 года. Среди них персональные выставки художника:
1989 г. — г. Владивосток
1992 г. — Япония (музей Маруки)
1993 г. — Япония (музей аристократического центра г.Сокато)
1994 г. март- Китай (г.Нанкин)
1994 г. июнь — Китай (Танинь)
1981 г. — США (г. Сиетл)
С 11 апреля по 9 мая 2012 года во Владивостоке с большим успехом прошла Персональная выставка Вениамина Алексеевича Гончаренко «Натюрморт. Как в жизни»

Вениамин Алексеевич Гончаренко скончался 1 февраля 2013 во Владивостоке, где и был похоронен. На протяжении всей творческой жизни Вениамин Алексеевич хранил верность традициям русской школы живописи, воспевая красоту окружающего мира, побуждая задумываться о сложностях жизни и выбора Человека. Он останется Учителем не только для тех, в кого вложил свои профессиональные знания, но и для тех, кто благодаря его художественному взгляду научился видеть Прекрасное.
«Цветы в тофу», 1994 год, холст, масло, 62 х 50 см, частное собрание.

Работы художника находятся в наши дни в собраниях Приморской государственной картинной галереи города Владивосток, Дальневосточного художественного музея в городе Хабаровск, Третьяковской галереи в Москве, Государственого Русского музея в С-Петербурге, галереи «Арка» во Владивостоке, в государственных, частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом.
«Рыбацкие шхуны», 1998 год, холст, масло, частное собрание.

«Залив», 1997 год, холст, масло, частное собрание.

По материалам:
https://www.liveinternet.ru/users/mariya-mirabella/post261363525/
http://www.arkagallery.ru/exhib/exhib_12_Goncharenko.htm
http://www.artgarden.spb.ru/nindex.php?id=galery&more=3

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.