Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 68. Козловская Марина Андреевна(Marina Kozlovskaya) (1925-…).

Герой очередного выпуска Альманаха — Марина Андреевна Козловская, замечательный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского Союза художников.

Она родилась в городе на Неве, училась в знаменитой Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств, а в блокадную зиму 1941 года была среди защитников Ленинграда.

Она окончила Репинку по мастерской самого Бориса Иогансона, который выделял её среди своих учеников за большое природное дарование и постоянную творческую неудовлетворённость.

Практически с одинаковым успехом работала в техниках масляной живописи, акварели и карандашного рисунка, тяготея в своём творчестве к декоративно- графическому стилю живописи.

Являясь признанным мастером пейзажной живописи, принимала участие в художественных выставках самого высокого уровня, начиная с 1953 года. Её произведения с большим успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем..

Марина Андреевна Козловская родилась 7 апреля 1925 года в простой ленинградской семье, далёкой от искусства. Увлечение рисованием пришло в начальной школе, чему родители юного таланта были очень рады и не препятствовали его развитию. В 1939 году в возрасте четырнадцати лет Марина Козловская начала обучение в Первой городской художественной школе, имевшей славную историю, начало которой было положено ещё в февраля 1918 года в Петрограде по инициативе Наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского.
«Ледоход на Неве», 1960-е годы, холст, масло,60 х 120 см, музей Академии Художеств, С-Петербург.

Педагоги сразу заметили неординарные способности своей новой ученицы, выделявшейся среди сверстников, природным дарованием и упорным каждодневным трудом . Уже тогда Козловская приняла твёрдое решение посвятить свою жизнь искусству и стать профессиональным художником. В предвоенном 1941 году, за месяц до начала войны Марина Козловская становится вольной слушательницей Средней художественной школы при Всероссийской Академии художеств (ныне Художественный Лицей имени Бориса Иогансона), которая готовила абитуриентов для поступления в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры.
«Дворик», 1970 год, холст, масло, 40 х 52 см, частное собрание.

Начало войны Марина Андреевна встретила в родном Ленинграде. На всю жизнь запомнила она вражеские бомбёжки, борьбу с немецкими зажигалками и ночные дежурства. В первую блокадную зиму 1941 года Марина Козловская, как и многие её сверстники была в рядах защитников колыбели революции. Летом 1942 года Козловская была эвакуирована из окружённого блокадой города на Большую землю.
«Блокадные будни. Зима 1941-1942 гг.», 2011 год, холст, масло. частное собрание.

Военный 1943 год Марина Козловская встретила в Средней Азии в городе Самарканде. Именно сюда были эвакуированы профессорско-преподавательский состав и студенты Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, не ушедшие на фронт. Здесь же находился и подготовительный класс Репинки, куда Козловская была зачислена в 1943 году.
«Последний снег», 1978 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей

В 1945 году после возвращения в Ленинград, Марина Андреевна была зачислена на первый курс живописного отделения Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, и хотя до исполнения мечты стать профессиональным художником было ещё далеко, Марина Андреевна была счастлива — она поступила в один из лучших художественных вузов страны и её заветная мечта начала исполняться…..
«День на севере», 1982 год, холст, масло, 100 x 150 см, частное собрание.

В этом первом послевоенном наборе студентов Репинки, ставших в последующем цветом «ленинградской» школы живописи, много было и фронтовиков, получивших возможность поступись в ведущих художественный институт без экзаменов. Замечательная плеяда педагогов ведущего художественного вуза страны составляла цвет художественного педагогического сообщества тех лет.
«Мурманский рыбный порт»,1966 год, картон, масло, 31 х 50 см, частное собрание.

В числе педагогов Козловской были: Борис Александрович Фогель(1872-1961) — известный русский и советский живописец и педагог, профессор ЛИЖСА имени Репина, Семён Львович (Шимон Лейбович) Абугов(1877-1950) — замечательный русский и советский живописец, график и педагог, профессор ЛИЖСА имени Репина, Генрих Васильевич Павловский(1907-1973) — известный советский живописец и педагог, Михаил Георгиевич Платунов(1887-1972) — российский советский живописец, график и педагог.
«Натюрморт», 2010 год, холст, масло, 60х50 см, частное собрание

Однако, главным своим учителем, педагогом, давшим ей путёвку в профессию, Марина Андреевна всегда считала замечательного русского и советского художника и педагога, Бориса Владимировича Иогансона(1893-1973), по мастерской которого она окончила институт с присвоением ей квалификации художника живописи. Дипломной работой Козловской была жанровая картина «Строительство Иртышской ГЭС», получившая оценку «отлично».
«Пристань в Мурманском рыбном порту», 1978 год, Картон, масло, 35 х 49,5 см, частное собрание.

После окончания Репинки Козловская остаётся жить и работать в родном Ленинграде. Она с одинаковым успехом работает в самых различных жанрах. Это и жанровые композиции, портреты, натюрморты, этюды с натуры. Пишет она и ландшафтные, индустриальные, архитектурные пейзажи, но постепенно в своём творчестве начинает тяготеть к пейзажным полотнам с широким охватом пространства, с высокой точкой обзора и отчетливо читаемыми ближними и дальними планами. Работает в технике масляной живописи, акварели, карандашного рисунка, отдавая предпочтение маслу. Стиль её живописи можно охарактеризовать как декоративно-графический, цвет плотный, колорит сдержанный, построенный преимущественно на отношениях холодных тонов. С большим удовольствием Козловская работает на пленэрах.
«Волхов», 1971 год, холст, масло, частное собрание

Она много путешествует. Работе в мастерской неизменно предпочитает творческие командировки в самые различные уголки нашей необъятной страны. Новые места и новые встречи для неё — это всегда новые эмоции и новые впечатления, являющиеся источником творческой энергии и генератором новых идей и грандиозных творческих замыслов. Её постоянная творческая неудовлетворённость, о которой говорил в своё время её уважаемый наставник,Борис Иогансон, с годами не ослабевает, а наоборот, становится источником творческих поисков и постоянного совершенствования своего стиля и художественной манеры письма.
«Крепость в Старой Ладоге», 1974 год, холст, масло, 50 х 70 см, частное собрание.

Для сбора этюдного материала Марина Андреевна за период стоей творческой деятельности совершила множество командировок: в Заполярье, на Алтай, в Заонежье. Великий Устюг также был одной из точек её маршрута. Неоднократно работала Козловская и на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, результатом чего явилась серия удивительных пейзажных работ, посвящённых этим местам.
«Дорога в Старой Ладоге», 1971 год, холст, масло, 40 х 60 см, частное собрание.

Козловская много и регулярно выставлялась, начиная с 1953 года. Она участник выставок городского, регионального, общесоюзного и международного уровней(в Японии, Франции и Дании). Персональные выставки произведений Марины Козловской были показаны в Белгороде(«Е.Костенко и М.Козловская») в 1981 году и Ленинграде в 1984 году. В 1989—1992 годах работы Марины Андреевны Козловской с успехом представляли наше искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Кавказ», 1989 год, холст, масло 50 х 60 см, частное собрание.

Тогда, тридцать с лишним лет назад, 16 июня 1989 года в Париже прошёл первый аукцион живописи L’Ecole de Leningrad. В его коллекции парижскому зрителю впервые были представлены работы Всеволода Баженова, Филарета Пакуна, Бориса Корнеева, Марины Козловской, Владимира Овчинникова, Петра Бучкина, Елены Костенко, Георгия Татарникова, Виктора Рейхета, ряда других известных мастеров, ставших в последующем постоянными экспонентами аукционов ленинградских художников. Впервые западный зритель открыл для себя «ленинградскую школу живописи».
«Автопортрет» 1976 год, холст, масло, 90 x 70 см, частное собрание

В 1954 году Марину Андреевну Козловскую принимают в члены ленинградского отделения Союза художников РСФСР по секции живописи. Позднее не однократно избиралась в члены Правления Ленинградского Союза художников.
«Северное село», 1975 год, холст масло, частное собрание

Среди произведений, созданных Козловской в разные годы творчества стоит в первую очередь отметить «Портрет студентки медицинского института» (1956), «Весна. Пейзаж» (1958), «Ланское шоссе» (1959), «Карелия. Пейзаж», «Портрет Н. Шилиной, прессовщицы завода «Красный выборжец» (обе 1960), «Север» (1961), «Оредеж», «Выра» (1962), «Алтай», «Волхов. Олегов курган» (1964), «У костра», «Мурманский порт» (обе 1967), «Отлив. Кольский залив» (1969), «Карелия. Село Соломенное», «Овраг»(обе 1972),
«Карелия», 1972 год, холст, темпера, 134 х 150 см, частное собрание.

Не менее интересными являются и работы, созданные художников в более поздние этапы творчества:«Северное село», «Старая Ладога. Крепость», «Святой Георгий (Старая Ладога)» (все 1975), «Фонтанка», «Мастерская. Памяти заслуженного художника РСФСР Б. В. Корнеева», «Автопортрет» (обе 1976), «Ленинград», «Набережная Макарова» (обе 1977), «Гледен. Великий Устюг», «Петроградская сторона» (обе 1978),»На причале»(1978), «Мурманский порт. Причал», «Прилуцкий монастырь. Вологда»(обе 1979), «Весенний Ленинград» , «Идёт дождик» (2006) и другие.
«На причале». 1978 год, холст, масло, 35 х 50 см, частное собрание.

Произведения Марины Андреевны Козловской находятся в музеях и частных собраниях в России, включая:
— Музей Академии Художеств, Санкт-Петербург;

— Институт русской литературы (Пушкинский дом), Санкт-Петербург;

— Художественный фонд России, Москва;

— Дворец культуры имени Ленсовета, Санкт-Петербург;

— в картинных галереях и художественных музеях Ижевска, Кисловодска, Кировске, Краснодара, Новокузнецка, Петрозаводска, Рославля, а также в частных коллекциях в России, Франции и Японии.
«Гледен. Великий Устюг», 1970-е годы, холст, масло, 61 х 71 см, частное собрание

Марина Андреевна Козловская и сегодня продолжает писать, оставаясь в числе наиболее известных представителей знаменитой «ленинградской школы» живописи, учеников Бориса Иогансона. Пожелаем же ей здоровья и большого творческого долголетия на радость всем нам, почитателям её удивительного таланта.
«Дождь прошёл», 1962 год, Холст, темпера, масло, 90 х 140 см, частное собрание.

По материалам:
— Справочник членов Союза художников СССР. Том 1. — М.: Советский художник, 1979. — С. 517.
Марина Андреевна Козловская. Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1984. — С.6.
— Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007. — С.67-68.
— Марина Андреевна Козловская. Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1984. — С. 4—5.
— Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л.: Ленинградский художник, 1958. — С.13.
— https://sovcom.ru/avtori/avtor/%D0%BA/1328/?p_f_2_1=1328&p_f_3_1=1328
— http://www.nikolaygallery.ru/biografiya/kozlovskaya-marina-andreevna-r-1925.html
— http://agb-spb.ru/kartina-kavkaz-kozlovskaya-m-a/

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.