Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 67. Леман Георгий Александрович(George Lehman) (1937-…).

Герой очередного выпуска Альманаха — Георгий Александрович Леман, замечательный российский художник-живописец, Народный художник России, Секретарь Союза художников России.

Он родился в семье, члены которой на протяжении многих поколений всегда чтили историю своей семьи и очень гордились ею: его отец был потомком кондитерской династии купцов Абрикосовых, а мать — дочерью известного в Москве архитектора Мартьянова.

Его первым преподавателем был учитель рисования «от Бога» Иван Игнатьевич Петрик, а педагогом по Суриковке выдающийся педагог и художник своего времени Борис Владимирович Иогансон.

Наделённый большим природным дарованием и художественным талантом, Леман смог состояться, как заслуженный живописец ещё и благодаря удивительному умению ценить и тонко чувствовать окружающую нас природную красоту, передавать её зрителям доступными художественными средствами, воспитывая при этом уважение к родной отечественной истории и культуре.

Много путешествуя по родной стране во время своих творческих командировок, Георгий Леман каждый раз в своих новых работах открывает почитателям таланта всё новые и новые грани своего мастерства, словно бриллиант, стороны которого до определённого момента остаются в тени в ожидании своего часа блеснуть ещё большим великолепием.

Воистину удивительный человек, большой художник и замечательный творец……

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем.

На юбилейном вернисаже художника в Москве 31 октября 2012 года к Георгию Леману было трудно подступиться, почитатели таланта буквально взяли его в кольцо. Каждый желал получить автограф мастера и поздравить лично. Торжественную речь заменили множество историй – о том, как вместе творили, дружили, путешествовали. А еще, о том, как 36 лет назад Георгия Лемана впервые приняли в Московский союз художников и Союз художников России…. «Мы сегодня наградили Георгия Александровича нашей очень высокой наградой, это золотая медаль имени Сурикова, за большие, серьезные достижения в развитии изобразительного искусства в России», – отметил на открытии председатель правления Союза художников России Андрей Ковальчук.

Георгий Александрович Леман родился 27 октября 1937 года в Москве совсем рядом с Рогожской заставой в интеллигентной московской семье, история которой самым тесным образом связана с историей нашей страны.
Его отец Александр Георгиевич, потомок кондитерской династии купцов Абрикосовых, работал инженером в области электротехники, а мать Елизавета Николаевна была дочерью известного архитектора своего времени
Николая Егоровича Мартьянова, автора многих проектов промышленных зданий и храмов, построенных в Москве и за её пределами в дореволюционное время.
«Озерный край», 1982 год, картон, масло, 30 х 50 см, частное собрание

Историю своей семьи Леманы всегда чтили и по праву гордились ею. Прадед художника, Егор Петрович Мартьянов оставил после себя воспоминания и родословную Мартьяновых аж с 1650 года. Бабушка нашего героя, Анна Александровна Мартьянова происходила из старинного купеческого рода Птицыных, дом которых до сих пор стоит на Таганской площади в Москве.
«Первая борозда», 1980 год, холст, масло, 35 х 50 см, частное собрание

Георгий Адольфович Леман, дед Георгия Александровича, был известным московским издателем, дружил со многими выдающимися людьми своего времени: писателями, философами, художниками, общественными деятелями. Его перу принадлежат интереснейшие воспоминания, реалистично передающие нам атмосферу той, современной ему эпохи, рассказывающие о знаковых встречах и творческих замыслах.
«Кремль», 1985 год, картон, масло, 50 х 35 см, частное собрание.

Вне всякого сомнения, это был незаурядный человек, масштаб личности которого в советские годы так и остался неоценённым: неоднократные аресты, 10 лет в трудовых исправительных лагерях и запоздалая реабилитация уже после смерти Сталина, наложили соответствующий негативный отпечаток на всю его жизнь.
«Первый улов», 1964 год, картон, масло, 48 х 35 см, частное собрание

Тяжело в конечном итоге, сложилась судьба и Николая Егоровича, деда художника по материнской линии. Будучи востребованным архитектором, в 35 лет он уже имел собственную практику и проектировал жилые дома, заводские корпуса и старообрядческие храмы, среди которых: Покровский кафедральный собор в Санкт-Петербурге и храм Тихвинской Иконы Божией Матери в Москве. Однако, следуя устоявшейся традиции в отношении творческой интеллигенции, в годы советской власти Николай Егорович Мартьянов был репрессирован и скончался в исправительно-трудовом лагере в 1943 году.
«Академическая дача», 1994 год, картон, масло, 30 х 40 см, частное собрание

С началом войны и приближением фашистских полчищ к столице, семья Леманов эвакуировалась из Москвы. Георгий Александрович на всю жизнь сохранил первые детские воспоминания, относящиеся к этому тяжёлому времени: когда за отъездом из родного города последовала голодная жизнь в бараке, болезнь и смерть бабушки, страх постоянных бомбежек.
«Тёплый день», 1996 год, картон, масло, 32 х 50 см, частное собрание

Леманы вернулись в Москву в середине войны, когда угроза немецкого наступления миновала, и война стремительно покатилась на запад, превратив столицу в глубокий тыловой город. Жизнь стала налаживаться и маленький Георгий пошёл в 465 московскую школу, что в Большом Факельном переулке.
«На пастбище», 1982 год, картон, масло, 45 х 35 см, частное собрание

Именно сюда, уже после окончания войны, начале 1948 года пришёл работать учителем рисования Иван Игнатьевич Петрик, бывший студент Ленинградской Академии художеств, ушедший на фронт с четвёртого курса и прошедший войну стрелком-радистом 7-го гвардейского штурмового авиационного полка. «Учитель рисования от Бога» – так говорили о нём ученики. И это было совсем недалеко от истины.
«Осень золотая», 1984 год, картон, масло, 37 × 50 см, частное собрание

Встреча с этим неординарным человеком, подаренная Георгию Александровичу судьбой, и школьный изокружок в котором он с увлечением занимался, во многом определили дальнейшую судьбу нашего героя. Школьный наставник безошибочно распознал большое природное дарование своего ученика и его увлечённую заинтересованность самим предметом рисования. Дело было за малым — направить эту увлечённость в нужное русло, с чем первый учитель Георгия блестяще справился……
«Закат», 1994 год, картон масло, 25 х 40 см, частное собрание.

После окончания школы последовали четыре года службы в военно-морском флоте. Служба Георгия Лемана проходила в Кронштадте, где ему удавалось успешно совмещать выполнение воинских обязанностей в морском экипаже с оформительской работой. Всё своё свободное время, которого было совсем немного, учитывая загруженность моряка-оформителя на службе, Леман отдавал любимому увлечению.
«Карета», 1958 год, картон, масло, 17 х 13 см, Острогожский мемориальный музей Крамского (г. Острогожск, Липецкая область)

От с большим удовольствием писал портреты сослуживцев, которые те впоследствии отправляли домой вместо сухих казённых фотографий, работал с этюдником на берегу залива, делал многочисленные городские зарисовки, а всё вместе, это очень помогло ему при подготовке к вступительным экзаменам в Московский художественный институт имени Сурикова, поступать в который он решил ещё служа на флоте.
«Кронштадт», 1958 год, холст, масло, 24 х 32 см, частное собрание

В 1960 году после успешной сдачи вступительных экзаменов Георгий Леман поступает на живописный факультет Московского Государственного Художественного института имени Сурикова, где его педагогом становится один из наиболее известных педагогов и художников своего времени — Борис Владимирович Иогансон(1893-1973).
«Старый город», 1980 год, картон, масло, 25 х 55 см, частное собрание.

Борис Владимирович, отдавая должное природному дарованию своего нового ученика, и спрашивал с него в полном соответствии с его возможностями, никогда не давая талантливому студенту никаких поблажек. Как и всем остальным своим ученикам он стремился передать не только мастерство, но и особое чувственное отношение к живописи, как к средству, позволяющему ощущать и чувствовать пульс жизни.
«Вечерний силуэт», 1993 год, картон, масло, 40 х 28 см, Острогожский мемориальный музей Крамского (г. Острогожск, Липецкая область)

Учёба давалась Георгию Леману легко, он уверенно осваивал программу обучения. Большим помощником художнику служил и его характер: врожденная наблюдательность, взыскательное отношение к творчеству, внимание к каждому сюжетному элементу композиции. Его работам этого периода в равной степени свойственны техничность и одухотворенность, точность и раскованность письма, лиричность и мировоззренческая цельность.
«Весна», 1998 год, картон, масло, 27 х 50 см, частное собрание

В то же самое время Леман всегда с большим вниманием относился к советам и наставлениям своего выдающегося педагога. Школа Иогансона впоследствии всегда ощущалась в работах Лемана, ощутима она и по сей день:в светоносности его палитры, в умении видеть тот или иной мотив масштабно, обобщенно, что придает его произведениям монументальные качества.
«Утро туманное», 1995 год, холст, масло, Шушинская картинная галерея

Специалисты единодушны в своём мнении, что именно эти черты делают произведения Георгия Лемана всегда узнаваемыми в экспозициях самых различных художественных выставок: в них есть мировоззренческая цельность, раскованность широкого письма, техничность, и пронзительное чувство любви к наследию русской культуры, особенно чётко выраженное в пейзажных работах художника, наполненных искренней любовью к русской природе и отечественной культуре.
«Деревенский дом», 1982 год, холст, масло, Оренбургский музей изобразительных искусств.

Году напряжённой учёбы в Суриковке и последующая многолетняя работа там рядом с крупнейшими мастерами тех лет, прочными нитями связали его творчество с художественными тенденциями своего времени, сформировали требовательное и взыскательное отношение как к внешней, изобразительной стороне произведений, так и в не меньшей степени, к смысловой составляющей каждой своей картины.
«Старый парк», 1989 год, холст, масло, частное собрание

После окончания института, Георгий Александрович Леман остаётся жить и работать в родной Москве.
Начиная с 1966 года, Леман руководит производственной мастерской в родном институте имени Сурикова, а с 1983 года – возглавляет Комбинат живописного искусства Московского Союза художников, затем — работает директором Художественного фонда России, далее – секретарем Союза художников России.
«Автопортрет», 1970 год, холст, масло, частное собрание

И все это время, ведя неустанную творческую работу, совершенствуя своё мастерство, , много пишет, постоянно участвует в выставках самого различного уровня: от городского, до всероссийского.
2007 — выставка «Образ Родины»(Москва, ЦДХ).

2008 — «75 лет МСХ» — Юбилейная выставка Московского Союза Художников (Москва, ЦДХ).

2008 — «Отечество» — Юбилейная Всероссийская художественная выставка (Москва, ЦДХ).

2009 — «Россия XI» — Всероссийская художественная выставка (Москва, ЦДХ).

2010 — выставка Московского Союза художников «Мир живописи и скульптуры» (Москва, ЦДХ).

Основное место в его творчестве занимает тема историко-культурного наследия, которая складывается постепенно и последовательно, продвигая художника все дальше к глубоким смыслам вневременных ценностей.
«Вечер», 1988 год, холст, масло, частное собрание

Сегодня Георгий Леман — признанный мастер пейзажной живописи. В его пейзажах много лирики. В каждой его композиции – спокойный, размеренный рассказ о камерных и уютных провинциальных городках, хранящих память о древней истории и вековой уклад жизни. Основное настроение в пейзажах Лемана – величественное спокойствие. Внутренняя тишина, которой так недостает современному горожанину. Достаточно несколько минут смотреть на картину художника, как это спокойствие передается и вам. Вся городская суета отступает на второй план, и вы погружаетесь в мир, где царит благость и душевная гармония.
«Течёт река Мста», 2009 год, масло на картоне, частное собрание.

Доступными средствами изобразительного искусства автор совершенно мастерски передает свое восхищение древними Ростовом, Суздалем, Борисоглебском, подчеркивая при этом величие и богатство культурного наследия веков, создает некое напоминание обществу о глубоких и величественных культурных корнях.
«Утро на Оке, Таруса» 1996 год, масло на картоне, частное собрание

Ещё во время своего обучения в институте и уже после его окончания Георгий Александрович много путешествовал по стране, бывая в творческих командировках в Липицах, Переславль-Залесском, Крыму, Керчи, Одессе, Борисоглебе. Так получалось, что для своих многочисленных путешествий Георгий Александрович Леман зачастую выбирал и самобытные, отдалённые живописные, поэтичные уголки России. Особенно ему полюбился Русский Север: Ошевенск, Лядины, Няндома, Лёкшмозеро, Тихмоньки.
«Лето. Таруса», Таруса 1996 год, картон, масло, Оренбургский музей изобразительных искусств.

Однако главными, определяющими для его творчества стали поездки художника в Ростов Великий: скромность и красота памятников древнерусского зодчества, поэтичность и живописность местной природы на долгие годы стали одним из центральных мотивов работ Лемана. В Ростов он приезжал и зимой, и летом, практически всегда с коллегами и друзьями, неизменно черпая силы и вдохновение для своего творчества.
«Зимний Ростов», 1991 год, холст, масло, частное собрание

С Ростовом связан продолжительный и плодотворный период творчества Георгия Лемана. Впервые художник побывал здесь еще студентом и был навсегда покорен очарованием древнего города: старинными торговыми рядами, чудным колокольным звоном, таинственной красотой озера Неро, своеобразным и поэтичным местным говором. Очарование этих мест, их былое величие художник передает без всякой патетики, чаще всего с лирическими интонациями и эмоциональным подтекстом. Георгий Александрович Леман в своих работах заново и по-своему открывают красоту и очарование бесценных памятников древнего зодчества.
«Ростов Великий», 1991 год, холст, масло, Тюменская народная галерея.

Творчество Георгия Лемана также неразрывно связано с Русским Севером. Объектом внимания художника становятся живописные места вблизи небольшого города Каргополя в Архангельской области. В работах Лемана Север открывается с новой, совершенно неожиданной стороны: трогательная и беззащитная красота русской природы, сел и деревень приобретает лиричные и светлые ноты.
«На Каргополье», 1982 год, холст, масло, 55 х 73 см, Собрание галереи АртПрима

Посещение художником этих мест стала своего рода определяющей для его последующего творчества, во многом благодаря обретенным здесь новым образам и сюжетам. Несколько изменился и живописно-пластический почерк мастера, индивидуальные черты которого прочитываются в изображении сельских и природных пейзажей. Глядя на них, невозможно не проникнуться простой и поэтичной красотой Русского Севера.
«Монастырь», 1992 год, картон, масло, 25 х 40 см, частное собрание.

Будучи признанным мастером пейзажа, к этой специализации Георгий Леман пришел не сразу.
На ранней стадии становления, еще в студенческие годы, он пробовал себя и в жанре портрета и на сегодняшний день в личной коллекции художника сохранились несколько очень интересных работ.
«Портрет матери», 1970 год, холст, масло, частное собрание

«Семья», 1973 год, холст, масло, частное собрание

Наравне с пейзажами, натюрморт в творчестве художника занимает одно из важных мест. Он рождается как результат пристального и постоянного наблюдения живописцем натуры, внимательного выбора мотивов и смыслов, неутомимой готовности воплощать на полотне ускользающую красоту окружающего мира. Натюрморты Лемана — результат индивидуального и предельно личного взгляда на жанр, они гармонически-прекрасны, воздушны, практически невесомы. Каждая работа художника наполнена свежестью, воздухом и солнечным светом.
«Осенний букет». 2005 год, холст масло, частное собрание.

Георгий Александрович Леман помимо художественного таланта обладает ещё и драгоценным даром видеть красоту мира и сопереживать этому, дар тонко чувствовать природу, ценить дружбу и уважать людей. С каждой новой работой в его творчестве все сильнее и пронзительнее звучит тема любви к уникальному и богатому культурному наследию России, к ее колоритной истории. Его работы отличаются большим мастерством, снайперской точностью мазка, цветового тона, композиционного построения, общим монументальным строем полотен.
«Солнечный Гурзуф», 1991 год, масло, холст, Оренбургский музей изобразительных искусств.

Георгий Александрович Леман и сегодня продолжает успешно работать. Поколение московских художников, к которому принадлежит Георгий Александрович Леман, уже вписало в развитие российского классического искусства свои замечательные страницы, ведь именно с их творчеством связывается сегодня понятие современной «московской школы живописи», сыгравшей свою роль в искусстве последних десятилетий ХХ столетия и начала ХХI-го.
«Ненастный день в Гурзуфе», 1991 год, масло, холст, частное собрание.

Его картины находятся в Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее-заповеднике, Оренбургском музее изобразительных искусств (Оренбург), Острогожском мемориальном музее Крамского (г. Острогожск, Липецкая область), Петропавловск-Камчатском художественном музее (Петропавловск-Камчатский), Тюменской картинной галерее, Шушинской картинной галерее, Народной галерее (Горькая балка, Ставропольский край), Народной галерее (пос. Лев Толстой, Липецкая область), а также за рубежом (во Франции, Канаде, Голландии, Германии, Японии, США и других странах мира).
«Старый пруд», 1992 год, картон, холст, 25 х 40 см, частное собрание

«Весна», 1989 год, картон масло, 35 х 50 см, частное собрание

В 2005 году Георгию Александровичу было присвоено высшее в стране почетное звание в области изобразительного искусства – «Народный художник Российской Федерации». С 29 октября по 9 ноября 2012 года в выставочном зале Союза художников России в Москве на Покровке, 37 с большим успехом прошла персональная выставка работ Георгия Лемана, посвящённая юбилею художника.
Открытие персональной выставки Георгия Александровича Лемана в Москве. 2012 год.

По материалам:
— Русский пейзаж. — Официальный сайт художника Георгия Лемана. Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
— Георгий Александрович Леман. Галерея «Арт Прима». — Краткая биографическая справка. Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
— Спиридонова М. Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана) // Художник. — 1994. — № 3.
— http://artleman.ru/
— https://sovcom.ru/avtori/avtor/%D0%BB/2042/?p_f_2_1=2042&p_f_3_1=2042
— http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=1197&show=short

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.