Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 65. Соколов Василий Васильевич(Vasily Sokolov) (1915-2013).

Герой очередного выпуска Альманаха — Василий Васильевич Соколов, замечательный советский живописец, Народный художник России

Он родился в дореволюционном Петрограде в простой рабочей семье. Интерес к рисованию проявился поздно, что и не удивительно — в роду Соколовых никто не имел ни малейшего отношения к искусству в целом и к живописи, в частности.
Он окончил Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина по мастерской самого Бориса Иогансона, удостоившись наивысшей похвалы от своего наставника за дипломную работу «Вступление войск Красной армии в Новгород».

Являясь одним из наиболее ярких представителей Ленинградской школы живописи второй половины ХХ века, одновременно был наследником творческих традиций русского импрессионизма периода «Союза русских художников» (1903-1922 годов).
После окончания Института имени Репина, продолжил обучение там же в аспирантуре, одновременно, начав свою преподавательскую деятельность, и позднее став ещё и руководителем персональной мастерской.

В 1951 году за картину «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» (1950, с соавторами) был удостоен Сталинской премии первой степени.
Его работы украшают экспозицию Государственного Русского музея частных собраний в России, КНР, Японии, Франции, Бельгии и за океаном.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

«Я — пейзажист, пейзажист по призванию, все мои лучшие работы — это картины о природе…..»(Василий Соколов)
«Осень в октябре»1967 год, картон, масло, 60 х 80 см, частное собрание.

Василий Васильевич Соколов родился 31 июля (13 августа) 1915 года в Петрограде в простой рабочей семье. Интерес к рисованию проявился поздно, что и не удивительно — в роду Соколовых никто не имел ни малейшего отношения к искусству в целом и к живописи, в частности…..
«Натюрморт с цветами. Васильки», 1993 год, холст, масло, 90 х 80 см, частное собрание

Как рассказывал впоследствии сам художник, интерес к рисованию проявился у него в двенадцатилетнем возрасте и толчком к этому послужило посещение классом, в котором учился будущий художник, экспозиции Государственного Русского музея. Юноша был поражён увиденным. Работы старых русских мастеров вызвали такое восхищение у впечатлительного юноши, что в дальнейшем он неоднократно возвращался в эти залы, ставшие для него источником вдохновения и школой прекрасного.
«Лето», 1998 год, холст,масло, 80 х 90 см, частное собрание.

В 1926 году бывшему «Русскому Музею Императора Александра III» была передана коллекция произведений из музея при Государственном институте художественной культуры, а в начале 1930-х годов музей расширил свои экспозиционные площади за счёт передачи освобождённого от посторонних арендаторов корпуса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца. Со временем Василий Соколов стал практически постоянным посетителем музея, проводя здесь всё своё свободное время, с удивлением и восторгом знакомясь с лучшими работами отечественных мастеров и именно здесь он принял решение стать художником.
«На мостках», 1990 год, картон, масло, 80 х 60 см, частное собрание.

В 1938 году после успешной сдачи вступительных экзаменов, Василий Соколов поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Детская мечта настойчивого юноши начала осуществляться.
«Берег озера». 1939 год, бумага, акварель. 21 х 32 см, частное собрание.

Его педагогами в довоенной Репинке стали Михаил Давидович Бернштейн(1875-1960) — замечательный русский и советский живописец, график и педагог, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина и Александр Дмитриевич Зайцев(1903-1982) — очень известный в те предвоенные годы российский советский живописец и педагог, будущий Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
«У сарая», 1996 год, холст, масло, 50 х 90 см, частное собрание.

Учился Василий Соколов с большим желанием, хотя и не всё было гладко для него в учебном процессе. Сложная учебная программа для паренька, не имевшего начального художественного образования, не давалась легко, но упорство и усидчивость, а также огромное желание стать художником были верными помощниками.
«Осень в Царском Селе», 1965 год, холст, масло, частное собрание.

Быстро пролетели предвоенные годы. Начало войны и первые бомбёжки Василий Соколов встретил в родном городе, где как и другие представители творческой молодёжи Репинки вместе со своими преподавателями принимал участие в рытье окопов и строительстве оборонительных рубежей вокруг Ленинграда.
«Мартовский снег», 1965 год, холст, масло, 50 х 70 см, частное собрание

Далее, уже после начала блокады Ленинграда, в начале 1942 года вместе с остальными студентами и профессорско-преподавательским составом Академии художеств Соколов был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Самарканд, где продолжил дальнейшее обучение и лишь в мае 1944 года вернулся в освобождённый от блокады город на Неве.
«На краю деревни», 1972 год, холст, масло, 50 х 70 см, частное собрание.

В 1946 году Василий Соколов успешно оканчивает Репинку по мастерской Бориса Владимировича Иогансона(1893-1973) с присвоением звания художника живописи. Дипломной работой Василия Соколова стала его картина «Вступление Красной Армии в освобождённый Новгород», удостоившаяся оценки «отлично» от выпускной комиссии и наивысшей похвалы от наставника выпускника..
«Родная армия», 1967 год, холст, масло, Государственный Русский музей

После окончания института Василий Васильевич Соколов остаётся жить и работать в любимом городе. В 1946—1949 годах Соколов продолжает своё обучение уже в аспирантуре института и в 1950 году за картину «Иосиф Сталин и Клим Ворошилов на Царицынском фронте в 1918 году» ему присваивается учёная степень кандидата искусствоведения.
«Взятие Зимнего дворца в 1917 году», 1962 год, холст, масло, частное собрание

В 1951 году за полотно «Выступление Владимира Ильича Ленина на III съезде комсомола» (1950, с соавторами, в частности, Борисом Иогансоном) Василий Васильевич Соколов удостаивается Сталинской премии первой степени.
«Выступление В.И Ленина на III- м съезде комсомола»

Он много пишет и много экспонируется. Являясь одним из наиболее ярких представителей Ленинградской школы живописи второй половины ХХ века, Соколов по мнению историков искусства, одновременно был и наследником творческих традиций русского импрессионизма периода «Союза русских художников» (1903-1922 годов).
«Отдых», 1995 год, холст, масло, 63 х 62 см, частное собрание.

В своем творчестве Василий Васильевич Соколов является продолжателем лучшие традиции отечественной школы живописи. Произведения художника, созданные на основе глубокого изучения натуры, всегда подкупают свежестью впечатлений и искренностью чувства. Всё творчество художника было подчинено одной теме: он вдохновенно писал образ природы родной земли.
«Гроза ушла», 1995 год, холст, масло, 60 х 80 см, частное собрание.

Соколов успешно работал в историческом жанре и жанре натюрморта, однако, наиболее известные его произведения, несомненно, были написаны в жанре пейзажа. Живописец не писал парадные мотивы. Его пейзажи всегда камерны, они несут не только реалистическую художественную основу, но и лирическое отношение к милым сердцу уголкам России.
«К весне ( За сеном)», 2000год, холст, масло, частное собрание.

Соколов много писал на природе, красота и гармония которой, всегда привлекали его внимание. Именно изучение природы и произведений известных мастеров прошлого стало своего рода школой искусства для мастера. Его камерные, лирические работы хорошо знакомо современному зрителю. Живопись Соколова отличается простотой и ясностью композиционного построения, в то время, когда за каждой работой стоит кропотливый труд художника.
«Разговор», 1969 год, холст, масло, 80 х 60 см, частное собрание.

Возможно, в этом и заключается секрет привлекательности его произведений: зритель всегда чутко откликается на красоту и лёгкость созданных художником картин. Сюжеты его полотен, на первый взгляд, простые и обыденные, тем не менее, сразу останавливают взгляд какой-то неведомой, пронзительной силой. Живопись художника привлекает внимание зрителей мастерством исполнения, свободной манерой письма.
«Озеро», 1985 год, холст, масло, 60 х 70 см, частное собрание.

В 1945-1950 годах Василий Васильевич Соколов преподает рисунок и композицию в Средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, а начиная с 1949 года и по 2013 год, преподаёт уже в самой Репинке, являясь профессором и руководителем персональной мастерской.
«Шарж на Сергея Михалкова», 1949 год, бумага, тушь, 29 х 19 см, Государственный Русский музей

Василий Васильевич за годы своей педагогической деятельности выпустил большой количество выпускников, дал путёвку в большое творческое плаванье многим известным современным художникам, продолжающим традиции ленинградской школы, которые неизменно с большой теплотой и благодарностью вспоминают своего чуткого наставника.
«Яблони», 1973 год, бумага, литография, 45 х 35 см, частное собрание

Василий Васильевич Соколов состоял в «Ленинградском союзе художников» и дважды занимал пост руководителя этой организации — с 1951 по 1953 год и с 1957 по 1962 год.
«Весной на мостках», 1970 год, холст, масло, частное собрание.

Василий Васильевич Соколов был постоянным участником многочисленных художественных выставок в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и других городах России, начиная с 1946 года.
«Стеклянное небо»,1990-е годы, картон, масло, 101 х 91 см, частное собрание

Выставки с участием Василия Васильевича Соколова:

1956 год (Ленинград): Осенняя выставка произведений ленинградских художников.
1957 год (Ленинград): 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников.
1958 год (Ленинград): Осенняя выставка произведений ленинградских художников.
1960 год (Ленинград): Выставка произведений ленинградских художников.
1964 год (Ленинград): Ленинград. Зональная выставка.
1971 год (Ленинград): Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года.
1975 год (Ленинград): Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников.
1976 год (Москва): Изобразительное искусство Ленинграда.
1980 год (Ленинград): Зональная выставка произведений ленинградских художников.
«Белье на верёвке», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание

Василий Васильевич Соколов скончался в апреле 2013 года, на 98-м году жизни в Санкт-Петербурге, где и был похоронен. Он прожил долгую творческую жизнь, наполненную удивительными событиями и встречами с выдающимися современниками.
«Вечер над озером», 1990-е годы, картон, масло, частное собрание

Сегодня полотна Василия Васильевича Соколова украшают экспозиции Русского музея, региональных художественных и краеведческих музеев нашей страны и стран ближнего зарубежья, а также многочисленные частные коллекции в России, Китае, Южной Корее, Японии, Франции, Бельгии и других странах.
«Зимний вечер», 1971 год, холст, масло, частное собрание

По материалам:
-Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.23.
-Мочалов Л. Выставка без жюри. Новые работы ленинградских живописцев // Вечерний Ленинград, 1956, 11 декабря.
-1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.31.
-Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
-Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда, 1957, 11 октября.
-Прытков В. Новые работы советских пейзажистов // Искусство. 1958, № 2. с.19—28.
-Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки. — Л.-М.: Искусство, 1958. — с.148.
-Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959. — с.26.
-Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — с.40.
-https://www.len-sovet.com/ru/author/sokolov-vv.html
-https://yavarda.ru/vasilisokolov.html
-http://www.artlib.ru/?id=11&fp=2&uid=30803

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.