Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 62. Прошкин Владимир Викторович(Vladimir Proshkin) (1931-…).

Герой очередного выпуска Альманаха — Владимир Викторович Прошкин, известный советский живописец и график, Заслуженный художник Российской Федерации, представитель славной династии художников Прошкиных.

Он родился в Ленинграде в семье известных ленинградских живописцев Виктории Марковны Белаковской и Виктора Николаевича Прошкина.
Несмотря на то, что с детства был окружён атмосферой художественных интересов, а многие вещи в доме и вся обстановка связаны с искусством, выбор жизненного пути будущим художником состоялся не сразу….
Лишь знакомство в эвакуации во время войны с этюдами Аркадия Рылова, хранившимися у его вдовы, поразило впечатлительного юношу простотой мотивов и удивительной живописью и стало причиной принятия им решения стать художником.

Его учителями по Ленинградскому институту живописи имени Репина были Александр Зайцев и Владимир Соколов, а заканчивал институт он по мастерской самого Бориса Иогансона, предсказавшему своему ученику большое творческое будущее..

Его работы были представлены европейским зрителям на целом ряде зарубежных выставок на рубеже 80-х и 90-х годов, вызвав заслуженное одобрение и большой интерес.

Познакомимся с ними и мы?

Итак, мы начинаем….

«Владимир Викторович Прошкин — великолепный художник, который смотрит на мир изумленным детским взглядом, мудро принимая его сложность и необъяснимость….»(В. Смагина, искусствовед)
«В золотом наряде», 1996 год, Бумага, акварель. 56,4 х 64,5 частное собрание

Владимир Викторович Прошкин родился 11 июля 1931 года в Ленинграде в семье известных художников Виктории Марковны Белаковской(1901-1965) и Виктора Николаевича Прошкина(1906-1983). Казалось, самой судьбой ему было уготовано стать художником, продолжателем традиций славной династии художников Прошкиных, да и сама творческая атмосфера в которой рос будущий живописец располагала к этому, но, вопреки ожиданиям родителей, маленький Владимир совсем не интересовался рисованием.
«Розы у окна», 2011 год, холст, масло,50 х 40,5 см, частное собрание.

И хотя в доме было много книг, посвящённых искусству, а стены увешаны произведениями известных родителей, их сыну — наследнику и продолжателю славных семейных традиций, далеко не все из них нравились. Скользя равнодушным взглядом по размещённым на стенах и в мастерской произведениям искусства и по корешкам фолиантов в книжном шкафу, юный Владимир, как и большинство его сверстников, грезил о технике и всём, что с ней было связано.
«Вечер на заливе», 1959 год, Холст, масло. 45 х 51 см, частное собрание

Это — и не удивительно! В те далёкие предвоенные годы, ознаменованные выдающимися достижениями наших покорителей воздушного океана, все ленинградские мальчишки мечтали стать….лётчиками, или, в крайнем случае, танкистами. Родителей Владимира такое положение вещей, конечно не радовало, но они не навязывали сыну своё мнение, предоставив ему самому право сделать выбор в соответствии с интересами. Безмятежное довоенное детство Владимира закончилось воскресным днём 22 июня 1941 года. Началась война, последовала эвакуация.
«Герань и бегония», 1992 год, Холст, масло. 70 х 62 см, частное собрание

Именно там, в эвакуации судьба подарила впечатлительному юноше встречу с интереснейшим человеком — вдовой выдающегося русского советского художника Аркадия Рылова Светланой Леонидовной и знакомство с его творчеством. Вдова художника хранила множество этюдов мужа с которыми и познакомила своего юного друга. Работы Рылова потрясли Владимира Прошкина прежде всего простотой мотивов и удивительной живописью, и это знакомство стало, в конечном итоге, причиной принятия им решения стать художником.
«Регата на Неве», 990-е годы, холст, масло, 60 х 50 см, частное собрание

Находясь под сильнейшим впечатлением от увиденного, наш юный герой стал писать этюды «под Рылова». Так исподволь и незаметно был сделан выбор, который определил всю дальнейшую жизнь художника Владимира Прошкина, и когда в 1944 году семья вернулась в Ленинград, мальчик поступил учиться в среднюю художественную школу при Академии художеств СССР.
«Стадион», 1959 год, Холст, масло. 38 х 51 см, частное собрание

В 1951 году после окончания школы, Владимир Прошкин поступает в Ленинградский институт живописи скульптуры и архитектуры имени Репина, где его педагогами были Александр Дмитриевич Зайцев (1903—1982) — известный российский советский живописец и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, Василий Васильевич Соколов (1915—2013) — известный советский живописец, Народный художник РФ, будущий лауреат Сталинской премии первой степени и Леонид Васильевич Худяков(1915-1995) — известный советский живописец и педагог, профессор ЛИЖСА имени Репина.
«Зимняя дача», 2002 год, холст, масло, частное собрание.

И художественная школа при Академии художеств, и Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина стали для молодого художника той бесценной профессиональной основой, которая и положила начало творческой деятельности художника в период его становления. Годы обучения в институте пролетели незаметно, и когда подошло время написания дипломной работы, ему было разрешено готовить в качестве дипломной работы несколько пейзажей. Он поехал на Север, на Баренцево море. А потом снова был Север и работа на Кольском полуострове, в Мончегорске.
«На берегу»,1962 год, холст, масло, частное собрание

В 1957 году Владимир Прошкин оканчивает институт по мастерской Бориса Иогансона с присвоением звания художника живописи. Его дипломной работой становятся картины «Бухта в Баренцевом море» и «На лесном участке».
«Ледоход на Неве», 2009 год, Холст, масло, частное собрание

После окончания института Владимир Викторович остаётся жить и работать в родном Ленинграде. Он с успехом пробует свои силы в различных жанрах, но постепенно отдаёт предпочтение жанру пейзажа. Он работает в разных техниках, с одинаковым успехом пробуя силы в акварели и в масле.
«Снег в апреле», 2001 год, Бумага, акварель. 43,6 х 64,5 частное собрание

В начале 1960-х годов художник много работает в Ленинграде. Ему нравится писать родной город, передавая на холсте напряжённый ритм его жизни, показывая его дыхание и биение его промышленного сердца. Красота родного города всегда восхищала его, являясь источником его вдохновения и наделяя яркими эмоциями , столь необходимыми каждому художнику в его творчестве. В работах Владимира Викторовича нет ничего лишнего или надуманного, для них характерна предельная органичность, его художественные мысли просты и естественны.
«Клены на Петровском», 2012 год, Холст, масло, частное собрание

Он родился и прожил большую часть своей жизни на Васильевском острове, со временем ставшим для него, впрочем, как и весь город, родным домом. Уже став профессиональным художником, он научился смотреть совсем другими глазами на прямые линии городских проспектов, уютное очарование городских парков, искрящееся на солнце серебро широких рек и узких каналов, просторы Финского залива и удивительное Ленинградское небо с вечно переменчивыми облаками.
«Начало весны.Старая Ладога», 2006 год, холст, масло,73 х 104 см, частное собрание.

Постоянно испытывая острое желание всё это ухватить, и непременно запечатлеть, Владимир Прошкин взял за правило постоянно носить с собой большую папку для акварели. Так в его творчестве появилось целое направление пейзажного акварельного Ленинграда-Петербурга, с большим успехом экспонирующееся в наши дни на выставках художника, и представляющее Гавань, острова, виды из окна дома, где жил, и просто пейзажи, наполненные светом солнечных дней, и очарованием коротких белых ночей….
«Сырой апрель», 2001 год, Бумага, акварель. 43,6 х 64,5 частное собрание

«Облачный день», 2000 год, Бумага, акварель, частное собрание

«Озеро», 2001 год, Бумага, акварель, частное собрание

«Зимний день», 1999 год, Бумага, акварель, частное собрание

После окончания института он работает в технике масляной живописи, акварели, занимается книжной иллюстрацией, промышленной графикой и оформительским искусством. Много экспериментирует в своём творчестве, оттачивая технику и постоянно находясь в поисках своего стиля и манеры письма. В 1958 году Владимира Прошкина принимают в члены Ленинградского отделения Союза художников СССР. В 1997 году он становится членом Общества акварелистов Санкт-Петербурга.
«Нева у Стрелки», 2006 год, холст, масло, 40 х 51 см, частное собрание

За годы своего творчества Владимир Прошкин исколесил многие города и веси страны. В его творчестве мы видим и акварельные пригороды Ленинграда, Пушкин, Павловск, Петергоф, «Пенаты» Репина и многие городские пейзажи. Маслом на холстах запечатлены многие пейзажные виды средней полосы России. Владимир Прошкин много писал в Ленинградской области, на Псковщине и под Вышним Волочком. Все его работы — это удивительно искреннее выражение удивления, восторга и восхищения вечной красотой земли родного отечества..
«На реке», 2002 год, холст, масло, частное собрание

Его увлекает то работа маслом, то акварелью. Трудно однозначно сказать, которой из техник он отдает предпочтение в своём многогранном творчестве, легкости ли прозрачной акварели или плотности масляного письма. Владимир Викторович в своих акварельных произведениях — маэстро нюанса. У него тончайшие, едва заметные переходы цветовых пятен рождают плотные аккорды, из которых строится симфония природных и душевных состояний. Их стройной, чистой и ясной гармонии.
«В мороз», 2000 год, Бумага, акварель, частное собрание

«Утро у реки», 2005 год, Бумага, акварель, частное собрание

Владимир Викторович всегда оставался убеждённым пейзажистом, отдавая этому жанру явное предпочтение в своём творчестве. Его интересует всё, что окружает нас в повседневной жизни: город, дома, улицы, деревья, поля, лес, реки и озёра, небо и воздух, словом, все, среди чего мы живем, по чему ходим и ездим, часто не замечая и не вглядываясь. Ему всегда был по душе пленэр, его всегда тянуло из мастерской на воздух…..
«За корюшкой». 2014 год, бумага, акварель, 45 х 62 см, частное собрание

И эта работа не прекращается и в наши дни. Большое природное дарование помноженное на каждодневную напряжённую работу привели к тому, что наступила та степень умения, когда зрителю невольно кажется, что художник все делает очень легко, и далеко не все могут понять, что за долгие годы творчества рука художника научилась следовать замыслу и фиксировать впечатление почти одновременно с самим впечатлением.
«Осень в Петергофе», середина 2000-х годов, холст, масло, частное собрание

Начиная с 1957 года Прошкин участвует в различных художественных выставках на городском, региональном и всесоюзном уровнях, он много и часто экспонирует свои произведения, представляя их вместе произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Персональные выставки произведений Владимира Прошкина состоялись в 1977 году (Ленинград, ЛОСХ), 1997 году (Санкт-Петербург, Всероссийский Музей А. С. Пушкина), 2001 году(Санкт-Петербург, ЦВЗ «Манеж»), 2004 году (Москва, Государственный музей А. С. Пушкина), 2011 году – юбилейная выставка в Выставочном центре Союза художников Санкт-Петербурга.
«В затоне», 2012 год, холст, масло, частное собрание

Его работы представляли отечественное искусство и на многочисленных международных выставках, в том числе в Финляндии, Германии, Японии.
«Вечер в Кривцах», 1990 год, холст/масло, 30 х 40 см, частное собрание

Работы живописца имеются в собраниях Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Всероссийского музея А.С. Пушкина, музея «Летний сад и дворец Петра I», Омской картинной галереи, галереи RAUMA-REPOLA в Финляндии, Музея современного европейского искусства в Сеуле и в некоторых частных коллекциях в России, США, Финляндии и Японии.
«Нева», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание

Владимир Викторович Прошкин награжден медалью ордена за заслуги перед Отечеством II степени, он лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области искусства, литературы и архитектуры. Имеет престижное звание «Лучший художник Петербурга». В 2011 году Владимир Прошкин был удостоен почётного звания Заслуженный художник Российской Федерации.
«Крюков канал», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание

В ноябре 2011 года в картинной галерее СО ЛО СФК на 1-2 этажах здания администрации и городского совета депутатов с большим успехом прошла выставка, посвященная 80-летию со дня рождения Владимира Прошкина, а в марте 2018 года выставка художника прошла в «Голубой Гостиной» Санкт-Петербургского Союза художников (ул. Большая Морская, 38). На выставках были представлены лучшие пейзажи мастера и наполненные светом и воздухом лирические натюрморты (преимущественно цветы), исполненные художником за последние десятилетия.

Сегодня, несмотря на свой почтенный возраст, Владимир Викторович продолжает плодотворно трудиться. Постоянным и неиссякаемым источником вдохновения для него служит родной город. Пожелаем же нашему уважаемому земляку новых творческих свершений, а мы будем ждать от него новых ярких и таких близких каждому жителю нашего славного города произведений.
«Вид на Исаакий»,1990-е годы, холст, масло, частное собрание.

По материалам:
— Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007. — С.79.
— 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л.: Ленинградский художник, 1958. — С.26.
— Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1959. — С.22.
— Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1961. — С.33.
— Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1963. — С.15.
— Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — С.33.
https://www.liveinternet.ru/community/2281209/post118417232
https://www.lyssak.com/collectioners/proshkin-vladimir
http://www.art-katalog.com/ru/painter/52

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.