Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 61. Савостьянов Фёдор Васильевич(Fedor Savostyanov) (1924-2012).

Герой очередного выпуска Альманаха — Фёдор Васильевич Савостьянов, известный российский советский живописец, Заслуженный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского Союза художников.

Он родился на Брянщине, с детства окружённый неповторимой красотой природы центральной России, её полями, лесами и озёрами.
Его первыми педагогами в Одесском художественном училище были Василий Васильевич Крайнёв и Евгений Иосифович Буковецкий, сразу оценившие большое природное дарование и технические возможности своего ученика.

Фронтовик, орденоносец, прошедший суровыми дорогами войны и встретивший День Победы в действующей армии.

После демобилизации закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина по мастерской самого Бориса Иогансона.

Участвовал в многочисленных художественных выставках начиная с 1954 года, с успехом представляя своё искусство как у нас в стране, так и далеко за её пределами.
Его работы украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, много численных музеев и частных собраниях в России, Японии, Испании, Франции Украине,

Солидно, не правда ли? Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

«Федор Васильевич Савостьянов всюду в своих проникновенных работах воспевал жизнь, любовь к родной природе и простым людям. Его полотна наполнены философской глубиной и раздумьями о вековых вопросах бытия….. Он обустраивал святые источники, и таким же живительным источником является его искусство. Оно оказалось непревзойденным по многим художественным параметрам и вошло в сокровищницу мировой культуры…».(Анастасия Миронова, искусствовед)
«На Иртыше. Браконьер», 1985 год, холст, масло, Дивногорский художественный музей.

Фёдор Васильевич Савостьянов родился 23 декабря 1924 года в селе Старый Вышков Брянской области, в многодетной крестьянской семье. Семья будущего живописца жила очень бедно, дети часто не доедали, и в начале голодных 30-х годов, 9-и летний Фёдор самостоятельно ушёл в детский дом за знаниями и ради облегчения жизни оставшихся в деревне братьев.
«Мостик», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание

Он самостоятельно научился читать и рисовать, старательно копируя картинки из попадавших в руки книжек, его постоянно тянуло к знаниям, ко всему новому и неизведанному. Учителя в детском доме как могли поддерживали этот живой интерес Фёдора ко всему новому и прекрасному и видя, его несомненное природное дарование, после окончания учёбы предоставили своему выпускнику рекомендательное письмо для поступления в Одесское художественное училище.
«Перерыв между боями», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1941 году почти достигший 17-летия юноша успешно сдаёт вступительные экзамены и поступает в художественное училище в городе Одессе. Его педагогами в училище становятся Василий Васильевич Крайнёв(1879-1955) — замечательный русский художник и педагог, один из будущих учредителей Общества художников московской школы и Евгений Иосифович Буковецкий (1866—1948) —известный украинский художник-портретист, сам окончивший одну из лучших в России — Рисовальную школу одесского общества изящных искусств у преподавателей Геннадия Александровича Ладыженского (1852—1916) и Кириака Константиновича Костанди (1852— 1921).
«Лодка», 2008 год, холст, масло, частное собрание

Однако, начавшаяся война нарушила планы молодого художника, как и миллионов других советских людей. 17-летний Фёдор Савостьянов был призван в ряды Красной Армии и направлен в Астраханское училище,на базе которого позже был сформирован курсантский полк, направленный на Сталинградский фронт.Обстановка на фронтах была крайне тяжёлой, враг рвался к Волге и курсанты, зачастую ценой собственный жизней, преградили врагу путь к заветной цели.
«Солдаты», 1957 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Во время войны Савостьянову довелось служить сначала в рядах царицы полей — пехоты на передовой, позже в полковой разведке. После Сталинграда воевал на Южном, 4-м Украинском и 2-м Украинском фронтах, участвовал в освобождении Донбасса, взятии Будапешта, получил три тяжелейших ранения. Награждён Орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией»
«Душа солдата», 1960 год, холст, масло, частное собрание

Фёдор Савостьянов был очень скромным по своей натуре человеком, всех причитающихся ему наград так и не получил, а те что были, одевать не любил. Говорил: «зачем все эти побрякушки, главное, что жив остался и могу писать картины дальше». Его мечтой на фронте было остаться живым, и чтобы было зрение нормальное, и руки, чтобы после войны стать художником… Уцелеть.
«Весеннее половодье», 2002 год, холст, масло, частное собрание

Ему повезло — он остался в живых и после войны сумел претворить в жизнь свою мечту. После окончания войны и демобилизации, Фёдор Савостьянов окончил Одесское художественное училище и в 1948 году для продолжения обучения поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
«Середина лета», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание

В знаменитой «Репинке» занимался у Леонида Фёдоровича Овсянникова(1880-1970) — известного русского и советского художника-графика и педагога, профессора ЛИЖСА имени Репина и Бориса Александровича Фогеля(1872-1961) — русского советского живописца и педагог, профессор ЛИЖСА имени Репина.
«У Озера», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание

В 1954 году Савостьянов оканчивает институт по мастерской Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи. Дипломной работой художника стала жанровая картина «На колхозной пасеке».
«Мой парус», 1998 год, холст, масло, частное собрание

После окончания института Фёдор Савостьянов остаётся жить и работать в Ленинграде, ставшим для художника второй родиной. Художник пишет портреты, пейзажи, жанровые и батальные картины и уже в 1951 году полотно Савостьянова «Детский сад» участвует во Всесоюзной выставке. В 1954 году Фёдор Васильевич Савостьянов был принят в члены Ленинградского Союза художников.
«Детский сад» 1951 год, холст, масло, музей Академии художеств.

Несмотря на то, что фронтовик Савостьянов прошагал суровыми дорогами войны с первого и до последнего её дня, военная тематика «зазвучала» в его творчестве только с начала 1970-х годов — очень долго не заживала ноющая рана пережитого на войне. Работы художника тех лет — живое воспоминание о пройденном и пережитом. Утончённо, деликатно, предельно осторожно, словно боясь причинить лишнюю боль и растревожить старые боевые раны, создаёт в эти годы Фёдор Савостьянов свои фронтовые повествования.
«Передовая», 1970-е годы, холст, масло, Волгодонский художественный музей

Главное место в его произведениях начинают занимать людские судьбы, человеческие чувства, эмоции и переживания, «трудовые» военные будни с их маленькими личными радостями и большими общечеловеческими трагедиями, сопровождавшими жизнь страны в годы страшного военного лихолетья.
«Разведчики», 2000 год, холст, масло, Вологодский музей-заповедник

Богатое творческое наследие художника содержит наряду с глубоко эмоциональными и драматическими полотнами: «Подсолнухи», «Освобождение», «Душа солдата» и другие, реже появляющиеся на выставках, но не менее эмоциональные произведения , как, например, «Объяснение», созданное художником в этот же период его творчества.. Похожая на пожелтевшие фотографии их чужого семейного архива, картина невольно притягивает с себе наше внимание скрытой в ней историей, порождая вопросы, на которые, увы, нет ответов….
«Объяснение», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание

Федор Васильевич хорошо знал военную тему, он умел удивительно образно, и в то же время документально точно передать свои впечатления. Ему, как никому другому, точно удавалось передавать внутреннее эмоциональное состояние героев своих полотен на военную тематику. Строги и грустны, как правило, выражения лиц его персонажей, по-военному сдержаны их движения. Но в этой сдержанности, в аскетизме показанных эмоций таится энергетика сильнейших переживаний.
«Освобождение», 1975 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей имени Крамского

Федор Васильевич Савостьянов является одним из авторов диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» в городе Кировск Ленинградской области.. Он влился в авторский коллектив на заключительном этапе, фактически творчески возглавив его. Его работа была всегда спокойной и рациональной, без шума и скандалов, сопровождалась убеждением и доказыванием свей правоты не только на словах, но и в деле.
«Прорыв блокады Ленинграда», фрагмент диорамы

И даже не смотря на то, что суровость войны наложила на тематику его творчества свой отпечаток, Федор Васильевич всю свою жизнь старался воспевать в своих произведениях жизнь, любовь к родной природе и простым людям, окружавшим его в повседневной жизни и высоко ценившим его творчество.
«Ранняя весна», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание

«Догони», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание

В 70-е годы прошлого столетия Фёдор Савостьянов был председателем художественного фонда РСФСР. Художник активно экспонировал свои произведения, принимая участие в художественных выставках, начиная с 1954 года. Являлся Заслуженным художником Российской Федерации.
«Воробушки», 1965 год, холст, масло, 83 х 127 см, Музейный центр «Палаты», Владимир

Савостьянов — автор картин «Душа солдата» (1960), «За победу. Новогодняя ночь», «Приём в комсомол» (обе 1961), «Перед дождём. Подсолнухи», «В разведку», «В восходящем потоке» (все 1964), «Во имя жизни» (1973), «В медсанбат не дошли» (1977), «Весенний поток», «Незабудки», «Освобождение» (все 1975), , «Разведчики» (2000), «Старая банька» (2008), «Сестра» (2011) и многих других.
«Сестра», 2011 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

Произведения Фёдора Васильевича Савостьянова находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в музеях и частных собраниях в России, Японии, Испании, Украине, Франции и других странах.
«Зимний пейзаж», 1975 год, холст, масло, частное собрание

Его произведения, наполненные глубоким философским смыслом и личными размышлениями о вековых вопросах бытия оказались непревзойденным по многим художественным параметрам и вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры.
«Банька», Начало 2000-х годов, хзолст, масло, частное собрание

В феврале 2018 года в выставочном зале Санкт-Петербургского Союза художников открылась Персональная выставка работ Заслуженного художника РФ Федора Васильевича Савостьянова, на которой было представлено около ста работ художника, выполненных на разных этапах творчества.

В деревне Заречье Вышневолоцкого городского округа 14 декабря 2019 года состоялось торжественное открытие памятной доски Заслуженного художника РСФСР, ветерана Великой Отечественной войны Федора Васильевича Савостьянова (1924-2012). Фактически продолжая традиции известных русских реалистов, работавших в окрестностях Академической дачи, мастер воспевал природу Вышневолоцкого края через непосредственное впечатление от натуры. Его пейзажи одухотворены, возникает чувство бережного прикосновения к холсту и тихий восторг от незаметной красоты скромных мотивов нашей среднерусской природы. В апреле 2020 года в Вышневолоцком краеведческом музее имени Монаховой откроется выставка художника Фёдора Васильевича Савостьянова – «Душа солдата».

По материалам:

Полищук Э. Советская Армия в произведениях живописи (на Всесоюзной художественной выставке) // Искусство. 1958, № 1. — С. 42—46.
Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — С. 35.
Ленинград. Зональная выставка. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — С. 47.
Колесова О. Две тысячи встреч. На выставке «Ленинград». // Ленинградская правда, 1964, 4 ноября.
Кривенко И. «Ленинград» (раздел живописи) // Художник. 1965, № 3. — С. 27—36.
Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 23.
Яковлева Л. Величие подвига. // Вечерний Ленинград, 1975, 27 мая.
Дмитренко А. Мир современника. // Ленинградская правда, 1975, 12 октября.
http://www.artly.ru/zhivopis/fyodor-savostyanov-priglashenie-na-zhizn.html

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.