Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 60. Зверьков Ефрем Иванович(Efrem Zverkov) (1921-2012).

Герой очередного выпуска Альманаха — Зверьков Ефрем Иванович — замечательный советский и российский живописец, мастер пейзажа, педагог, профессор.

Он родился в небольшом селе Нестерово (ныне Тверская область) в семье далёкой от искусства.
Его первым учителем в далёкой Твери был известный русский художник, выпускник Императорской академии художеств, ученик великого Ильи Репина, Николай Яковлевич Борисов. Мечтал стать профессиональным художником.

Был участником Великой Отечественной войны, пройдя её от первого до последнего дня. После демобилизации в декабре 1945 года, смог реализовать свою мечту и вернуться к занятиям живописью в Московской студии академика Бориса Иогансона, позднее с отличием окончив МГАХИ имени Сурикова.
С 1940 года являлся постоянным участником всесоюзных, и международных выставок.

В 1975, 1993, 1996, 1998, 2001—2004 годах в Москве, и в 1976 году в городах Болгарии с большим успехом прошли персональные выставки произведений мастера.

Постоянно работая в Москве, с 1997 года являлся вице-президент Российской академии художеств.
Богатая, насыщенная событиями творческая жизнь.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

«Художник имеет каждый и свою задачу, и сверхзадачу, как говорил Станиславский. Для меня пейзаж оказался кратчайшей прямой к решению вопроса всей моей творческой жизни…..Я всегда был убежден, что именно в пейзаже я могу наиболее полно выразить себя, раскрыть свое дарование, что в нем мое предназначение в искусстве. Пишу, что чувствую, что люблю, без чего не представляю свою жизнь. Пишу с полной душевной отдачей. Пишу свободно, самозабвенно…» (Ефрем Зверьков)
«Первая зелень», 1986 год, холст, масло, 87 х 109 см, частное собрание

Ефрем Иванович Зверьков родился 1 февраля 1921 года в селе Нестерово, Тверской губернии Российской империи в семье Зверькова Ивана Сергеевича (1890—1942), работавшего инспектором по сбору лекарственных трав и Зверьковой (Посадской) Марии Тимофеевны (1891—1963).
С детства окружённый удивительными по красоте пейзажами срединной России, художник на всю жизнь сохранил яркие детские воспоминания и трепетную любовь к своей малой Родине.
«Разлив на Мезени», 1970 год, холст, масло, 90 х 100 см, частное собрание

Река Шостка, узкая и глубокая с постоянно холодной водой из-за обилия родников, мокрый и влажный берег на котором резвилась ребятня и развивались основные события всех детских игр, лужайки с последовательно сменяющими друг друга одуванчиками и лютиками, большие луга, покрытые зелёным ковром травы летом и белоснежным с голубизной ковром снега зимой, аккуратная белая церквушка и высокое голубое небо, всё это в последующем легло в основу многочисленных пейзажей художника. А ещё полная очарования и тихой поэзии золотая осень и прощальные с надеждой крики журавлей….,
«Сентябрьский день», 1990 год, холст, масло, 90 х 100 см, частное собрание

Несмотря на полное отсутствие какой бы то ни было связи с искусством среди родителей и родственников будущего живописца, рисованием Ефрем увлёкся в раннем детстве, чем вызвал немалое удивление у родителей. Однажды отец мальчика привёз из очередной поездки левитановскую репродукцию «Золотой осени». Она и явилась толчком к тому что мальчик начал рисовать, поначалу копируя картинки из азбуки, а позже уже пробуя свои силы в письме с натуры. А репродукция та, кстати, не пропала, она стала своеобразным талисманом художника и сопровождала его всю жизнь…..
«Половодье», 1979 год, холст, масло, 90 х 90 см, частное собрание.

В 1926 году семья Зверьковых переехала в Тверь. Здесь, видя несомненные успехи сына и всячески желая его поддержать, отец Ефрема привёл его к знакомому художнику Николаю Яковлевичу Борисову, выпускнику Императорской Академии художеств, ученику великого Репина. Как позже рассказывал сам Ефрем Иванович,
учитель долго рассматривал его незамысловатые наброски и потом, не торопясь, сказал отцу: «Пускай Ефрем побольше рисует с натуры»…. И начал давать юному художнику уроки. Эта встреча и определила будущую судьбу мальчика….
«Начало весны», 1989 год, холст, масло,80 х 92 см, частное собрание.

В 1939 году он был принят на подготовительное отделение Академии художеств в Ленинграде, но уже в ноябре того же года призван в ряды Красной Армии. Начало войны встретил в Харькове, где находилась его воинская часть. Прошёл суровыми дорогами войны от первого до последнего дня. После окончания войны в 1945 году демобилизовался, вернулся в родной Калинин, а через год приехал в Москву и начал обучение в студии у самого Бориса Иогансона(1893-1973).
«На Тверской земле», 1992 год, холст, масло, 90 х 120 см, частное собрание

В 1947 году Ефрем Зверьков поступает в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова при Российской академии художеств, где его педагогами были Василий Прокофьевич Ефанов (1900—1978) — замечательный советский художник-живописец, мастер парадного портрета, Павел Васильевич Мальков (1900—1953) — известный советский живописец, книжный иллюстратор, плакатист, Василий Кириллович Нечитайло (1915-1980) – знаменитый советский живописец, яркий представитель русского импрессионизма и Виктор Григорьевич Цыплаков (1915—1986) — замечательный советский живописец, будущий Народный художник РСФСР.
«На Родине», 1972 год, холст, масло, 90 х 100 см, частное собрание

Во время учебы в институте педагоги всегда выделяли Зверькова среди его однокурсников в первую очередь за его фантастическое трудолюбие и умение добиваться поставленных целей. Шесть лет напряжённой учёбы и кропотливого труда пролетели как один день. Наступило время написания дипломной работы, которую Зверьков писал в Прислонихе, на родине замечательного художника Аркадия Александровича Пластова (1893—1972), с сыном которого Николаем, Ефрем Иванович был дружен.
«Золотая осень», 1975 год, холст, масло, 90 х 100 см, частное собрание.

Как рассказывал впоследствии сам художник, он чем-то показался Аркадию Александровичу, и тот считал его почти вторым сыном. Сам академик Пластов оставил в сознании Зверькова глубочайший след, научив его видеть мир, писать только то, что знаешь, и писать правду. Дружбой с Аркадием Александровичем Зверьков очень дорожил, считая её настоящим подарком судьбы.
«Солнечный день», 1954 год, холст, масло, частное собрание

В 1953 году Ефрем Зверьков с отличием оканчивает Художественный институт имени Сурикова, приняв от своих наставников эстафету развития русской живописной школы со всеми её основными чертами: широким и свободным мышлением, чувством правды и светлым эмоциональным восприятием мира. После окончания института Ефрем Иванович остаётся жить и работать в столице. В начале творческого пути он получает признание как автор жанровых работ. Проницательность, чуткость художника помогали ему понять новые тенденции в искусстве 1960-х годов.
«У села Большие Бельничи», 1957 год, холст, масло, частное собрание

Своим творчеством он уверенно входит в число тех художников, кто в 1960-е годы прошлого столетия прокладывали новые пути в отечественном искусстве, изменившие эстетические взгляды, систему художественных ценностей. Всему его мироощущению и художественному мышлению была свойственна удивительная проникновенность и духовная свобода.
«Голубые дали», 1991 год, холст, масло, 100 х 150 см, частное собрание.

Его сюжетные полотна со всей очевидностью показали внутреннее тяготение Ефрема Зверькова у жанру пейзажа и начиная с 1960-х годов, Ефрем Иванович в своём творчестве постепенно обращается к пейзажной живописи, много путешествуя по Северу, работая на этюдах в Подмосковье, Тверском крае, на Рязанской земле.
«Начало марта. Север» 1963 год, холст, масло, частное собрание

Его полотна этого периода полны скрытого движения. Много путешествуя в поисках новых тем, впечатлений и эмоций, Зверьков всегда с удивительной проникновенностью отражал на своих полотнах мелодию пробуждающейся природы весной, горький запах половодья начала лета, пьянящий шум таёжного ветра осенью, царственное безмолвие спящей природы зимой.
«Весенний паводок», 1989 год, холст, масло, 80 х 100 см, частное собрание.

Удивительны во своей силе волшебные чары настоящего русского пейзажа, увиденного и прочувствованного истинным талантливым живописцем. Главная отличительная черта творчества Ефрема Зверькова — удивительно точно найденное, прочувствованное и показанное состояние окружающей природы.
«Золотая осень», 1957 год, холст, масло, частное собрание

Это уникальное умение художника увидеть неповторимый пейзаж и запечатлеть его в единственный и неподражаемый миг по-настоящему впечатляет и дорогого стоит. Оно создаёт ощущение движения во времени и какой-то едва осязаемой продлённости, что и отличает живопись художника, в которой фактически запечатлён поэтический образ России. Удивительная по красоте природа Подмосковья, Тверского края, Рязанской земли, Русского Севера предстает в пейзажных полотнах Зверькова во всей своей торжественности и мягкой лиричности.
«Северная деревня». 1966 год, холст, масло, частное собрание.

Как отмечал сам художник: «Мне хочется, чтобы в изображении был не просто конкретный кусочек природы, а чтобы в нем был весь мир, который меня окружает. Ведь все кругом движется, дышит, одним словом, все необыкновенно» Его живопись — это это мир нюансов, намёков, полутонов с обогащённым тончайшей системой отношений цветом, несущим большую смысловую нагрузку. В своих работах мастер старается показывать красоту и выразительность самого простого, обычного, будничного мотива, но увиденного как художественный образ.
«Весеннее солнце», 1968 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей имени Крамского

Зверьков очень любил пленэр, отдавая ему предпочтение перед работой в студии. Всегда сдержанный, до предела собранный живописец в своих произведениях всегда преследовал лишь одну трудную цель — передать единственное, неповторимое состояние пейзажа, при этом одновременно пытаясь выразить то неуловимое качество пленэра, когда самые яркие локальные красные, зеленые, синие, желтые краски тают в голубом, серебряном мерцании солнечного света.
«Осень. Солнечный день». 1979 год, холст, масло Государственный Русский музей, С-Петербург

Глядя на работы мастера, словно самостоятельно переживаешь момент рождения натуры, невольно представляя себе всю картины природы. Его искусство сложно, и требует пристального изучения. Не блещущие эффектами, тонкие и сдержанные по колориту произведения Зверькова, дают ощущение подлинного лиризма и цельности видения художника.
«Свет вечерний», 1987 год, холст, масло, 90,2 х 100,3 см, частное собрание.

Его лучшие произведения, полные чистой и тихой радости, трогают благородством, утонченностью колорита и давно стали классикой отечественного искусства. Доведенные мастером до высочайшей степени живописной законченности, они и сегодня сохраняют свежесть и трепетную непосредственность живого восприятия природы. Свежесть, тишина и простор растворяются в красках его пейзажей.
«Мостик» 1987 год, холст, масло, 90,2 х 100,3 см, Воронежский областной художественный музей имени Крамского

Творчество Ефрема Ивановича Зверькова раскрывало поэтическую и философскую ценность неброской среднерусской природы, возводя её на пьедестал эстетического идеала. Умело воспевая красоту первозданности окружающего нас мира, художник вносил в искусство пейзажа ностальгические ноты, мягко звучащие в созерцании нетронутой человеком природы –»Пейзаж с лодкой»(1966) «Река Поведь» (1967), «Осенняя пора» (1970), «Весна в лесу» (1971), «На Родине» (1971), «Утро в поле» (1979), «Голубой апрель» (1971), «Осенний день» (1981), «Половодье» (1986), «Тонкие березы» (1991), «Дубрава» (1997), «Земля Зарайская» (2003).
«Пейзаж с лодкой», 1966 год, холст, масло, 70 х 85 см, частное собрание.

Чуткое понимание красоты русского пейзажа выразилось в создании серии, посвященной природе Севера, – «Белая ночь» (1967), «Северная весна» (1969), «Северная весна» (1990), «Онежское озеро» (1980), «Ледоход» (1995), «Пасмурный день»(1996).
«Пасмурный день», 1996 год, холст, масло, 70 х 90 см, частное собрание

Начиная с 1940 года, Ефрем Иванович Зверьков — постоянный участник всесоюзных, всероссийских, московских и международных выставок. В 1975, 1993, 1996, 1998, 2001—2004 годах в Москве, и в 1976 году в городах Болгарии состоялись персональные выставки произведений мастера. Ефрем Иванович Зверьков почти пятьдесят лет руководил масштабными выставочными проектами Союзов художников нашей страны и Российской академии художеств, своей разнообразной деятельностью активно содействуя развитию национального изобразительного искусства.
«Ранней весной», 1966 год, холст, масло, частное собрание

В 1995 году по поручению Президиума Российской академии художеств Ефрем Иванович Зверьков возглавил работу по воссозданию сложнейшего живописного убранства храма Христа Спасителя в Москве, за что был удостоен Московской Патриархией ордена Святого Преподобного Сергия Радонежского и стал лауреатом конкурса «Реставрация-99».
«Северная деревня. Каргополь. Архангельская область», 1966 год, Картон, масло, 35 * 67 см, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова

Ефрем Иванович Зверьков скончался 31 июля 2012 года в Москве. Отпевание художника прошло в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве. Похоронен художник на Новодевичьем кладбище Москвы.
«Вешний ручей» 1958 год, холст, масло, частное собрание

Произведения Ефрема Зверькова в наши дни украшают коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, более чем 50 музеев России, а также государственных и частных собраний многих стран ближнего и дальнего зарубежья.Его творчеству посвящены монографии, альбомы, более 200 публикаций в различных изданиях, о нем сняты фильмы. В 2001 году новая звезда в созвездии Водолея названа именем «Ефрем Зверьков».
«Ранняя осень (Около Прислонихи)» 1960 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

Значение творчества Ефрема Ивановича Зверькова для отечественного искусства трудно переоценить. Его творчество открыло новые пути в развитии национального искусства второй половины ХХ века.
«Онежское озеро», 1983 год, холст, масло, 83 х 90 см, частное собраний

Наследие мастера, создавшего своё направление национального пейзажа и ставшего знаковой фигурой в отечественном изобразительном искусстве, прошло через десятилетия, сохранило ценность и истинную художественную значимость среди множества течений и тенденций нашего времени.
«Летние облака», 1966 год, холст, масло, частное собрание

В начале 2011 года к 90-летию мастера Российская академия художеств представила выставку произведений народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственных премий РФ ЕФРЕМА ЗВЕРЬКОВА и лауреатов конкурсов живописи – студентов Тверского художественного училища имени Венецианова.

22 декабря 2016 года одним музейным учреждением в Твери стало больше. При большом стечении общественности состоялось открытие Галереи пейзажа имени Ефрема Зверькова, уроженца Старицкого района Тверской области.

По материалам:
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/7395832.html
http://photo.peoples.ru/person/18386.html
https://yavarda.ru/efremzverkov.html
https://kudago.com/msk/event/vystavka-proizvedenij-efrema-zverkova-i-laureatov-/
http://art-sch2-2010.narod.ru/zverkov.html

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.