Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 59. Якупов Харис Абдрахманович(Haris Yakupov) (1919-2010).

Герой очередного выпуска Альманаха — Харис Абдрахманович Якупов — замечательный советский татарский и российский живописец, педагог, один из ведущих художников республики, яркий представитель направления социалистического реализма. .

Он был одним из лучших учеников Бориса Иогансона в московской Центральной студии «Всекохудожник».

После окончания Казанского художественного училища в январе 1940 года был призван в армию и с первых дней войны был на передовой, встретив День Победы в Праге.
После окончания войны вернулся в Казань и работал в Художественном фонде, позже преподавал в художественном училище, а затем руководил мастерской живописи Академии художеств в Казани.

Его вклад в становление школы советской татарской живописи трудно переоценить. Успешно развивая сюжетно-тематическую картину историко-революционного военно-патриотического, бытового и портретного жанров, за период своего творчества создал более 300 работ, среди которых 20 крупных полотен и более 200 зарисовок.

Его творчество является наглядным свидетельством таланта, подвижнического труда и поиска своего места в искусстве, при постоянном стремлении к совершенствованию своего мастерства.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…..

«Создавая гражданственные полотна о героях ли войны, мирных ли дней, Xарис Якупов прежде всего выявляет в своих персонажах их нравственную сущность, духовную красоту, гармонию, согласие его с миром или их борьбу, раздумья. И герои его – не созерцатели, не наблюдатели, а самые активные и непосредственные участники жизни. В произведениях Якупова вырисовывается как бы один главный образ, один главный сюжет: человек и его дело, его место на земле – и этот свой главный сюжет он он пишет всю жизнь»(Д.К. Валеева, кандидат искусствоведения)
«Чествование матери-героини», 1960-е годы, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Харис Абдрахманович Якупов родился 23 декабря 1919 года в Казани в многодетной семье далёкой от искусства. Увлечение рисованием пришло к Харису в раннем возрасте, он увлечённо перерисовывал понравившиеся картинки из книг и журналов, а затем продавал свои рисунки на местном базаре, помогая своими небольшими заработками семье, постоянно испытывавшей материальные затруднения. Первое сохранившееся детское произведение будущего художника — старательно срисованный детский портрет Володи Ульянова.
«Портрет матери», 1955 год, Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Родители Хариса, видя с каким старанием относился их сын к своему увлечению, порой жертвуя ради него обычными детскими забавами, не препятствовали ему. Харис же рисовал, отдавая любимому занятию всё своё свободное время, а однажды, увидев на улице художника за мольбертом, твёрдо решил для себя тоже стать профессиональным художником. Позднее, уже в школе на уроках рисования юноша увлёкся фантастическими пейзажами, и в 1935 году лучшие рисунки Якупова, представленные на выставке-конкурсе детского творчества, воспроизвел журнал «Пионер каляме», отметив при этом в сопроводительном тексте наблюдательность и остроту глаза пятнадцатилетнего художника.
«Осеннее кружево», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание

Рисунки с подписями «Пионер Харис Якупов» или «Ученик 13-й школы Харис Якупов» печатали в газетах «Красная Татария» и «Яшь ленинчи» («Юный ленинец»). На одном был красочно изображен пограничный дозор у реки, на другом — атака красной кавалерии, преследующей врага… После окончания семилетки он легко сдал экзамены и поступил в Казанское художественное училище, с пятого курса которого, в январе 1940 года вместе с ещё десятью однокурсниками был призван в армию. При этом дипломные работы призывников были зачтены по эскизам.Время было тревожное, не за горами была война…..
«Начало апреля», 1980 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Ещё в училище, преподававший на старших курсах живопись Николай Климович Валиуллин(1902-1942), приучал молодых художников работать на пленэре с использованием натурного материала, писать этюды,стараясь передать всю изменчивость световоздушной среды. Впоследствии, став уже известным мастером, Якупов часто с благодарность вспоминал уроки своего педагога. Из летней командировки 1939 года в Кзыл-Байракский район студенты привезли работы, которые были рекомендованы на республиканскую выставку того же года и девятнадцатилетний Харис Якупов стал тогда самым молодым ее участником.
«Берёзки», 1994 год, холст, масло, 50 x 63 см, частное собрание.

Воинская служба стала для молодого человека настоящей жизненной школой. Военная подготовка призывников была организована в Татищевских лагерях под городом Кузнецком, где будущие солдаты обучались премудростям военного дела с раннего утра и до позднего вечера. Эти «тяжёлые университеты», как называли их сами призывники, многим из них спасли жизнь в первые дни войны, когда пришлось столкнуться с вооружённым до зубов врагом. 22 июня 1941 года Харис Якупов встретил на передовой с винтовкой в руках. О живописи на время пришлось забыть….
«Полет на свободу». Триптих. 1964 – 1971 год. Центр, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Возможность вновь заняться любимым делом, урывками и по ночам, отрывая от сна драгоценные минуты в редкие периоды затишья, появилась у молодого бойца только в самом конце 1941 года, когда он стал по просьбам сослуживцев делать их карандашные портреты, которые те, в свою очередь, отправляли себе домой вместо фотографий. И так уж получилось позднее, что во многих семьях погибших в боях фронтовиков, именно карандашные портреты руки Якупова, остались единственными изображениями дорогих сыновей, мужей и отцов, сложивших свои головы в боях с врагом.
«Зарисовки с поля боя», 1945 год, бумага, карандаш, архив семьи художника

В полевой сумке художника всегда лежали карандаш и блокнот, и сохранившиеся с той поры более 250 рисунков, в наши дни являются настоящими реликвиями, поистине бесценными художественно-документальными свидетельствами военного времени. Харис Якупов прошёл всю войну и встретил Победу в освобождённой Праге.
«Минометчики. Снайпер. 1943 /фронтовые зарисовки», бумага, карандаш, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

После демобилизации художник вернулся к мирной жизни и с радостью занялся любимым делом.
В 1950 году, по совету друга композитора Назиба Жиганова(1911-1988), мастер задумывает большое полотно о Мусе Джалиле — «Перед приговором». Несмотря на существовавшее в то время мнение о предательстве Джалиля и его соратников, непоколебимую веру о героизме татарского поэта Жиганов вселил и в сердце Якупова, потом эта уверенность подтвердилась достоверными сведениями из Германии.
«Перед приговором», 1950 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

В 1946 году Якупов увлечённо занимается в московской Центральной студии «Всекохудожник» у Бориса Владимировича Иогансона(1893- 1973). Известный педагог по достоинству оценил природное дарование и творческий потенциал своего ученика. После окончания обучения, Харис Якупов возвращается в родную Казань. На родине он с радостью пишет спокойные, мирные пейзажи родной земли, живописные берега матушки Волги, уютные уголки Казани. С большим интересом художник работает также в жанре портрета.
«Портрет Лотфуллы Фаттахова». 1959 год, холст, масло. Собрание Альметьевской картинной галереи им. Г. Стефановского.

Особенно ему удаются групповые портреты, в частности «Сильные люди» (молодых доярок Ф. Гараевой, М. Исламовой и С. Сагдиевой) и «Передовые животноводы-пастухи Н. Зиганшина, Ш. и Г. Шакирова». Обе работы созданы по принципу яркого живописного рассказа о трудовом коллективе и рассказывают о том, как полно и естественно раскрывается в труде и дружбе душевная красота человека. В 1947 году Якупов создаёт полотно «Жаркий день на Волге», с которой участвует на Всесоюзной выставке 1947 года в Москве
«Передовые животноводы-пастухи», холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Как рассказывают современники художника, Харис Якупов ко всем своим картинам относился всегда очень серьёзно — делал многочисленные варианты эскизов, зарисовок и этюдов. Постепенно художнику удалось сформировать новые качества своей живописи — рациональная строгость и символическая смелость показываемых образов. Художник стал больше внимания уделять философскому содержанию каждого своего полотна, стремясь отойти от простого, поверхностного отражения окружающего мира. Его полотна становятся размышлением о социальном устройстве мира, об историческом противоборстве добра и зла.
«Челнинские красавицы», 1975 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Современная жизнь восстанавливающейся после войны страны предоставляла художнику новые темы для художественного воплощения. Героями его картин становились жители деревень — доярки и животноводы. Позировали ему на полевом стане в короткие минуты отдыха животноводы, на фоне освещенных солнцем лугов — хлеборобы. Работа на пленэре увлекала художника, предоставляла все возможности творческой раскрепощённости, позволяла экспериментировать с декоративной звучностью цвета.
«Мои шалинцы», холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Творчество Хариса Якупова — это художественное повествование об истории страны и её замечательного народа, охватывающее период от первых революционных выступлений Казанского студенчества и до замечательных свершений последних лет. Его творчество естественно и глубоко реалистично, прежде всего благодаря национальным чертам и особенностям, заключающимся в удивительной красочности и декоративной яркости его полотен, посвящённых жителям татарской деревни, их обычаям и характерам.
«Казанские студенты. Год 1887», 1968-1980 годы, холст, масло,Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Герои его произведений не просто наблюдатели или созерцатели, отстранёно присутствующие в сюжете, они всегда, прежде всего активные и самые непосредственные участники показываемых событий. Якупову удаётся словно изнутри уловить самую суть национального, народного. В его произведениях всегда прослеживается один главный образ и один главный сюжет: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО, МЕСТО ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ, который Харис Якупов старательно и настойчиво разрабатывал всю свою жизнь.
«Золото Татарстана», 1974 год, холст, масло, Музея искусства народов Востока

Начиная с 1946 года Харис Якупов работает в Художественном фонде. В период 1948- 1951 годов он преподаёт в местном художественном училище. В период 1976-2007 годов руководит мастерской живописи Академии художеств в Казани.И всё это время художник не перестаёт писать. Его живопись становится очень узнаваемой, он много экспериментирует с цветом и манерой письма и постепенно вырабатывает свой уникальный стиль, пользуясь такими сочетаниями красок и такими мазками, которые присущи только ему.
«На мостках», 1965 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

В 1947 году Харис Якупов становится членом, а начиная с 1951 года и по 1975 год — Председателем Союза художников ТАССР. Все эти годы он является одним из ведущих художников республики, продолжающим традиции мирового и отечественного реалистического искусства, ярким представителем направления социалистического реализма, внёсший неоценимый вклад в становление и дальнейшее развитие татарской советской школы живописи, всестороннее развитие историко-революционного, военно-патриотического, бытового и портретного жанров.
«Венеция, Причалы», 1961 год, холст, масло, частное собрание

Творческое наследие Хариса Абдрахмановича Якупова богато и многогранно. Трудно переоценить его вклад в книжную и станковую графику, в искусство плаката. Творчество мастера является наглядным и убедительным свидетельством таланта, подвижнического труда, каждодневного непрекращающегося поиска своего места в искусстве, постоянного стремления к совершенствованию своего мастерства. Как педагог и наставник он воспитал большую группу талантливой творческой молодёжи, дав путевку в жизнь целой плеяде талантливых художников республик Поволжья.
«Щедрый август», 1989 год, холст, масло, частное собрание

Харис Якупов с большим успехом работал в жанре пейзажа. Особого внимания заслуживают его натурные пейзажи «Волга у Кзыл-Байрака» (1939), «Разлив на реке Казанке» (1948), «Ледоход на реке Каме» (1958), «Начало мая» (1964), «Выпал ранний снежок» (1980), «Начало марта» (1984)
«Весна на Волге» 1960 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

В числе наиболее крупных полотен Хариса Якупова необходимо отметить – «Сталин в Туруханской ссылке» (1951), «Перед приговором» (1954), «Портрет матери» (1955), «Весна на Волге» (1959); триптих «Полет на свободу (Подвиг Михаила Девятаева)» (1964–1971); серия портретов «Передовые люди колхоза имени М.Вахитова» (1960–1965), «Пролог» (1969),»Марзия и одуванчики»(1973), «Золото Татарии» (1974), «Казанские студенты. Год 1887-й» (1980), «Мои шалинцы» (1985), триптих «Памяти Габдуллы Тукая» (1986), «Моя однополчанка пулеметчица М.Щербак» (1991), триптих «День Победы» (2004), «Была война (главные силы входят в прорыв)» (2005).
«Марзия и одуванчики», 1973 год, Картон, холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Харис Якупов с успехом экспонировал свои произведения. Он был активным участником республиканских выставок начиная с 1939 года, зональных выставок, начиная с 1946 года, всероссийских для художников автономных республик РСФСР, начиная с 1949 года, всесоюзных художественных выставок 1949, 1950, 1951, 1955, 1957 и 1961 годов, «50 лет Советской власти» в 1967 году, «Выставки произведений членов Академии художеств СССР» в 1973 и 1979 годах. Персональные выставки художника прошли в 1948, 1990, 2005 и 2009 годах в Казани и в 1983 году в городе Батуми.
«Между боями. Фронтовики», 2005 год, ДВП, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Харис Абдрахманович также с успехом представлял свои произведения и на многочисленных международных художественных форумах: международной выставки «Советское изобразительное искусство в Финляндии» в 1950 году, произведений современных художников в Польше, ГДР и Югославии (1965), советского искусства во Франции в 1977 году и многих других.
«Портрет Девятаева», 1964-1971 годы, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Харис Якупов был удостоен многочисленных наград за свои произведения: Сталинской премии 3-й степени в 1951 году за полотно «Подписание В.И.Лениным Декрета об образовании Татарской АССР» (1950), написанное совместно с Лотфуллой Абдульменовичем Фаттаховым(1918-1981), Государственной премии РСФСР имени Репина в 1976 году за картины «Передовые животноводы – пастухи Н.Зиганшин, Ш. и Г.Шакировы» (1963–1964) и «Челнинские красавицы» (1975), Государственной премии ТАССР имени Тукая в 1958 году за серию иллюстраций к «Татарским народным сказкам» (1957), совместно с Фаттаховым.
«Подписание Декрета об образовании Татарской АССР», 1950 год, Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Харис Абдрахманович Якупов умер 17 февраля 2010 года в Казани. Похоронен на Арском кладбище.
Могила художника на Арском кладбище в Казани

Произведения мастера украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве, Музея искусства народов Востока, Музея Владимира Ильича Ленина (филиала Государственного исторического музея) в Москве, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Картинной галерее города Набережные Челны, Музея изобразительных искусств Бурятской ССР, Чувашского государственного художественного музея, Музея изобразительных искусств города Пхеньян (Северная Корея) и многочисленных частных коллекций как у нас в стране, так и за её пределами.
«Сильные люди (Молодые доярки Ф.Гараева, М.Исламова, С.Сагдиева)», 1964 год, Холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

В Национальной художественной галерее «Хазине» в Казанском Кремле открыта для посещения постоянная экспозиция произведений Хариса Якупова, которую часто называют галереей в галерее.

Экспозиции отданы шесть залов в которых посетителям представлены лучшие работы этого художника, раскрывающие основные этапы его многогранного творчества.
«Памяти Габдуллы Тукая», Триптих (часть), 2000 год, холст, масло.

21 ноября 2019 года в Национальную художественную галерею «Хазине» состоялось торжественное открытие выставки в честь 100-летия со дня рождения Хариса Абдрахмановича Якупова «ХАРИС ЯКУПОВ. ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА» — К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА. На открытии выставки присутствовали сыновья, внучка и правнуки художника, его многочисленные друзья, а также деятели культуры и коллеги Хариса Абдрахмановича. В экспозиции было представлено более 100 произведений художника из фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, а также из частных коллекций. Выставка была открыта для посещения до 31 января 2020 года.

По материалам:
https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/iskusstvo/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-dpi/personalii/yakupov-haris
https://art16.ru/reportage/2008/08/26/yakupov-ha-po-vystavochnym-zalam-nacionalnoy-hudozhestvennoy-galerei
https://ar.culture.ru/ru/subject/tukay
https://gallerix.ru/pr/xaris-yakupov/

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.