Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 58. Кугач Юрий Петрович(Yuri Kugach) (1917-2013).

Герой очередного выпуска Альманаха — Юрий Петрович Кугач — выдающийся советский и российский живописец, народный художник СССР.

Он является одним их патриархов русской школы живописи.
Окончив Московский государственный художественный институт имени Сурикова, учился в аспирантуре у Герасимова, Максимова и Грабаря.
Всю свою творческую жизнь работал над пейзажами, воспевающими красоту родной природы и жанровыми полотнами, посвящёнными особенностям национального быта.

Его многочисленные картины отличаются особой душевной проникновенностью, эмоциональной глубиной и правдивостью. В течение всей жизни он являлся ревностным хранителем традиций отечественной школы живописи.
А ещё, он является основателем отечественной династии художников — Кугач, слава и известность которой шагнули далеко за пределы России и стран ближнего зарубежья.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…..

«Язык искусства должен быть прекрасен, как прекрасна жизнь… Красота создана природой задолго до человека и задача художника благоговейно передать ее зрителю… Искусство в том и состоит, чтобы при помощи образа знакомой, понятной действительности вызвать у зрителя вспышку чувств, которые становятся причиной возникновения глубоких мыслей. В этом вся суть искусства».(Юрий Кугач)
«Весенний вечер», 1981 год, холст, масло, 69 x 49 см, частное собрание

Юрий Петрович Кугач родился 8 марта 1917 года в городе Суздаль, Владимирской губернии, Российской империи в простой рабочей семье. Увлечение рисованием пришло к Юрию в семилетнем возрасте. Рисовал везде, где только появлялась такая возможность: дома в свободное время, в школе на переменках и после уроков.
«Колхозные плотники», 1967 год, холст, масло, частное собрание.

Родители только удивлялись увлечению сына, ведь никто в роду юного художника никогда никакого отношения к живописи не имел. Удивлялись, но не препятствовали, считая это обычной детской придурью — пройдёт время, пройдёт и странное увлечение. В школе тоже обращали внимание на «художества» своего ученика, но препятствий не строили, поскольку это не мешало процессу обучения. А Юра, меж тем, продолжал рисовать, твёрдо решив для себя быть художником.
«Июньская зелень», 1990 год, холст, масло, частное собрание.

В 1931 году после окончания семилетки, Юрий Кугач, во исполнение своей мечты, отправляется в Москву, где поступает в Московский техникум «ИЗО» имени 1905 года. Судьба оказалась благосклонной к будущему художнику, передав его в руки замечательным педагогам того времени. Одним из них был Константин Феофанович Морозов(1894-1990) — известный московский живописец-пейзажист , художник-реалист, который научил пятнадцатилетнего подростка с должной серьезностью относится к профессии художника.
«Снежная зима», 1975 год, холст, масло, частное собрание

И, конечно, отдельных слов заслуживает ещё один педагог техникума, Николай Петрович Крымов(1884-1958) — замечательный русский живописец и педагог, хорошо знавший Репина и Коровина, писавший родную природу и не изменявший избранному пути несмотря на бурные события, происходившие в стране. Крымов, сам представлявший собой целую школу в живописи, как никто другой умел «ставить» глаз у своих учеников, словно опытный педагог по вокалу голос, приучал своих учеников работать на пленэре, постоянно повторяя при этом, что «кроме школ и знаний важно писать, как видишь сам».
«Первое мая». 1952 год, холст, масло, частное собрание.

Затем, начиная с 1936 года, была учёба в Московском Государственном художественном институте имени Сурикова в мастерской у прославленных мастеров:Игоря Эммануиловича Грабаря(1871-1960) — известнейшего русского и советского художника-живописца, реставратора, искусствоведа и теоретика искусства, а также Сергея Васильевича Герасимова(1885-1964)- замечательного советского живописца, педагога, будущего доктора искусствоведения (1956), профессора и директор МГХИ им. Сурикова в 1943—1948 годах…
«Ткёт половик», 1957 год, холст, масло, частное соьрание.

В 1939 году Юрий Кугач совместно с Василием Нечитайло (1915-1980) пишет картину для Всесоюзной выставки «Юбилей сельской учительницы», которая была встречена посетителями выставки очень благосклонно. В 1942 году Юрий Кугач оканчивает институт и защищает дипломную работу по мастерской Сергея Герасимова «Казнь партизан». Защита диплома прошла успешно и Юрия Петровича зачисляют в аспирантуру.
«Бабушка внучка», 1983 год, холст, масло, частное собрание.

В 1944 году его принимают в Союз художников СССР и как говорил сам автор «с этого времени вся жизнь стала идти от картины к картине и от выставки к выставке». Далее были годы аспирантуры в Институте, которую он закончил в 1945 году и преподавание рисунка в 1948-51 годах в МГХИ имени Сурикова, доцентом которого он стал в 1950 году.
«Накануне праздника», 1962 год, холст, масло, Киевский государственный музей русского искусства

Ещё в институте Кугач начинает интересоваться историей России. Стоит отметить, что тема русской истории и национальной культуры, вообще, проходит незримой нитью через всё творчество художника, во многом определив направление его творчества и саму его судьбу.
«Деревенская девушка», 1953 год, холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)

В первые после военные годы художник создаёт цикл произведений на тему исторического прошлого нашего государства. Это и «Въезд посольства в Москву в XVII веке», «Москва XVII века», «Войско Дмитрия Донского», написанные в 1945 году, «Московская улица 17 века».
«Московская улица 17 века», середина 1950-х годов, холст, масло, частное собрание.

Отличительной чертой живописи Юрия Кугача становятся глубокая проникновенность образов, поставленная композиция произведений и завершённость его картин-рассказов. Постепенно историческая тематика его творчества приводят молодого художника к более тесному, детальному знакомству с национальным бытом, русской стариной, русскими традициями, а это в свою очередь становится органическим мостиком для перехода в художественному отображению современной жизни с новыми яркими образами и темами.
«На кухне», 1958 год, холст, масло, частное собрание

В послевоенные годы творчество Кугача определяли две темы: историческая, связанная с изучением русской культуры и развивавшаяся под влиянием искусства Андрея Петровича Рябушкина(1861-1904) и Василия Ивановича Сурикова(1848-1916), и современная, отражавшая события войны и послевоенных лет. В 1950-е и последующие десятилетия главной темой в творчестве Кугача становится деревенская.
«Вечер к снегу», 2002 год, холст, масло, 59 x 55 см, частное собрание.

В 1950 году Юрий Петрович вместе с семьей переезжает в деревню Малый Городок на тверской земле, возле Академической дачи Союза художников СССР, на долгие годы ставшую его второй родиной и источником его вдохновения. Здесь родился его неподдельный интерес к жанру пейзажа.
«Майский снег», 1999 год, холст, масло, 64 x 48 см, частное собрание

Живописные окрестности деревни, где протекала река Мста, стали постоянными темами его полотен, источником его вдохновения, побуждавшим к созданию многочисленных этюдов, каждый из которых становился самостоятельной законченной картиной. Тонкие и лиричные пейзажи Юрия Кугача передавали разнообразные состояния природы, будучи одинаково привлекательными для него все времена года.
«Уходящие тучи», 1979 год, холст, масло, 79 x 49 см, частное собрание.

Как известно, чувство Родины человек острее всего испытывает вдали от нее и при достижении определенного возраста, который принято называть старостью. Даже если ты родился в глухой деревне, маленьком городе, память неизбежно возвращает тебя туда, потому что там взяла свой разбег твоя жизнь, там начинал ты осваивать все лучшее, что было накоплено до тебя твоими предками.
«Тверские перелески», 1978 год, холст, масло, 60 x 46 см, частное собрание

Возможно, именно в этом ответ на вопрос, почему творчество Юрия Кугача пронизано любовью к истории русской деревни, к изображению и бытописанию деревенской жизни и крестьянских праздников.
«Осень. Речка Мста», 1978 год, холст, масло, 52 x 52 см, частное собрание

Юрий Петрович Кугач – тонкий и думающий художник, искренний последователь русской реалистической школы живописи. При общении с его творчеством просто невозможно остаться равнодушным к миру сильных и одухотворенных людей, простотой и такой «цепляющей» гармонии природы. Ведь это наше прошлое, память народа. Это эпоха, которая ушла, но еще жива в сердцах.
«Весна. Прохладно», 1976 год, холст, масло, 70 x 50 см, частное собрание

В своём творчестве Юрий Кугач с одинаковым успехом обращался к самым разнообразным темам. Но наибольшей выразительностью, эмоциональной глубиной обладают те его произведения, на которых изображены вышневолоцкие крестьяне. Все они написаны с натуры. За картины «Перед танцами», «В субботу», «Свадьба», «Селькор» художник был удостоен Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.
«Перед танцами», 1961 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, москва

Большая часть творческого наследия художника изображает добротные крестьянские дома с нехитрой утварью и классической деревенской обстановкой, в которых вы всегда увидите добрых и настоящих людей: «Селькор», «К весне» (1962), «Свадьба», «В субботу» (1964), «В семье. Первые шаги» (1969), «Хозяйка» (1970), «В старой кузнице»(1977) «Подшивает валенки» (1983), «Бабушка Иринья». С большой любовью к окружающей жизни и «глубинной выразительностью» написаны произведения Юрий Кугача.
«В старой кузнице», 1977 год, холст, масло, 80 x 65 см, частное собрание

Художник Кугач по своему складу был терпелив, внимателен и трудолюбив. Его работы говорят зрителям о его безграничной любви к его родине, которую художник «бытописует». Картины Кугача просты по сюжету и лаконичны по композиции: «Из недавнего прошлого», о жёстком раскулачивании в советской деревне. «Весна. Сирень», «Дождь прошёл», «Старое село. Вечер», «Лошадка мальчик», «Родина», «Задворки».
«Задворки», 1984 год, холст, масло, 69 x 55 см, частное собрание

Юрий Петрович Кугач являлся признанным мастером, одним из патриархов русской живописной школы. Его творчеству посвящены многочисленные книги, статьи искусствоведов в журналах. Свое искусство он представлял на выставках в нашей стране и за рубежом. Его персональные выставки с большим успехом прошли в Москве в 1987, 2002, 2003 годах..
«Облачный день», 1976 год, холст, масло, 75 x 59 см, частное собрание

В выставочных залах Российской Академии художеств в Москве с 25 февраля 2014 года по 23 марта 2014 года прошла выставка работ художника Юрия Кугача и его учеников. Выставка «Памяти наставника» была открыта спустя один год после кончины выдающегося русского художника и педагога. На выставке в Академии художеств в Москве, было представлены около 200 произведений Юрия Петровича Кугача, его учеников и последователей. В июне 2016 года в Твери состоялась выставка работ художников династии Кугач.

Юрий Петрович продолжительное время был лидером объединения «Москворечье». Творческое общение художников начиналось на ещё Академической даче под Вышним Волочком, куда выезжал и стар и млад.
На многочисленных пленэрах в Ростове и Архангельском художники вместе собирались и писали картины в абсолютно разных жанрах. Пейзажи, портреты, натюрморты, интерьеры преследовали одну цель – во всем великолепии показать родную русскую землю.
«Весенние дороги», 1980 год, холст, масло, 67 x 49 см, частное собрание

Любовь к живописи пронесла через свою жизнь и супруга Юрия Петровича – Ольга Григорьевна, затем сын – Михаил, а теперь и внуки – Екатерина и Иван. Юрий Петрович явился основателем целой династии замечательных русских художников реалистической школы. Как говорится, жизнь продолжается – в детях, учениках, в картинах Мастера…
Лесное озеро Ольги Григорьевны Светличной, жены патриарха:

За выдающиеся заслуги в области развития отечественного изобразительного искусства Юрию Петровичу Кугачу в разные годы были присвоены звания Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, присуждены Государственная премия СССР и Государственная премия РСФСР имени Репина. В связи с девяностолетием Академия художеств наградила юбиляра золотой медалью.
«Зимой», 1993 год, холст, масло, 60 x 46 см, частное собрание

Юрий Петрович Кугач скончался 23 апреля 2013 года на 97-м году жизни в деревне Малый Городок Вышневолоцкого района Тверской области, где и был похоронен.
«Июльский полдень», 1998 год, картон, масло, 44 x 54 см, частное собрание.

Картины Юрия Петровича Кугача находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Киевском государственном музее русского искусства, в художественных музеях Горького, Ростова, Харькова, Львова, Таганрога, в частных коллекциях в России и за рубежом.
«Облачный день», 1976 год, картон, масло, 59 x 75 см, частное собрание.

Его творчество по праву признают достоянием отечественной и мировой культуры, а его имя уже сейчас стало хрестоматийным. Он прожил долгую и плодотворную жизнь , в которой не было ни дня без искусства. Он и сегодня продолжает жить в своих работах и памяти многочисленных учеников, друзей и почитателей его таланта.
«Сироты», 1975 год, Холст, масло. 155 х 160 см,Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)

По материалам:
https://sovcom.ru/avtori/avtor/%D0%BA/33/?p_f_2_1=33&p_f_3_1=33
https://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/1042-kugach-yurij-petrovich.html
https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post113086633
http://ya-zemlyak.ru/pictures.asp?id=27
https://marina-shandar.livejournal.com/94930.html

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.