Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 57. Борисов Вениамин Иванович(Alexander Saplin) (1935-2014).

Герой очередного выпуска Альманаха — Вениамин Иванович Борисов — замечательный русский советский художник живописец, член Санкт-Петербургского Союза художников, яркий представитель Ленинградской школы живописи.

Он родился в местечке Сусанино Костромской области, там, где Саврасов писал своё знаменитое полотно «Грачи прилетели».
Он окончил живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина по мастерской Иосифа Александровича Серебряного.
Главными темами его произведений на протяжении всего творчества были образ северной деревни, уклад крестьянской жизни, пейзажи родных мест и средней полосы России,и, конечно, городской пейзаж города на Неве, жизнь улиц и площадей любимого города…

Его работы отличает искренность и особая эмоциональность в представлении материала.
Полотна Вениамина Борисова всегда узнаваемы благодаря самобытной творческой манере художника, представляющей глубинную, едва осязаемую психологическую связь с образами традиционной русской деревни.

Знакомясь с творчеством Вениамина Борисова, мы посчитали, что оно будет крайне интересно и вам, дорогие наши читатели.

Итак, мы начинаем…..

«Ни один художник не бывает художником изо дня в день, всё истинное, что ему удаётся создать, он создаёт лишь в редкие минуты вдохновения»(Cтефан Цвейг)
«Летний вечер у озера», 1978 год картон масло, 27 х 38 см, частное собрание.

Вениамин Иванович Борисов родился 16 апреля 1935 года в селе Сусанино Костромской области в простой крестьянской семье. Родители будущего художника не имели отношение к искусству, а вот место его рождения получило мировую известность, благодаря тому, что именно здесь с натуры писал свой знаменитый хрестоматийный пейзаж русский художник Алексей Саврасов в 1871 году.
«Пейзаж с облаками», 1968 год, холст масло, 70 х 80 см, частное собрание.

Трудно сказать определённо, но возможно, сама атмосфера окружающей село живописной красоты центральной России, сыграла впоследствии определяющую роль при выборе Вениамином Борисовым своего дальнейшего жизненного пути. Если это и так, то это будет много позже, а пока в своём раннем детстве, маленький Вениамин никоим образом не проявлял какого бы то ни было интереса к рисованию, увлечённо участвуя в традиционных детских забавах на селе того времени.
«В деревне», 1970 год, холст, масло, 110 х 110 см, Картина находится в Сенкт- Петербургской Галерее искусств KGallery

В 1944 году семья Борисовых переехала в город Орёл, и вот здесь, случайно, познакомившись с работами одного местного художника, девятилетний мальчик увлёкся рисованием. Для родителей Вениамина увлечение их сына было скорее неожиданным, чем ожидаемым — никто из его родственников никакого отношения к живописи не имел, но они не стали препятствовать этому увлечению и записали будущего художника в кружок рисования при местной художественной школе.
«Натюрморт с сиренью», 1992 год, холст, масло, 70 х 60 см, частное собрание.

Далее было поступление в Елецкое художественное училище, после окончания которого — уже обучение в институте живописи скульптуры и архитектуры имени Репина в городе на Неве. Ленинград с первого взгляда влюбил в себя впечатлительного юношу и, возможно, именно эта любовь явилась причиной того, что вся дальнейшая жизнь и творческая судьба Вениамина Борисова будут связаны с этим удивительным городом, впоследствии воспетым на бесчисленном множестве его полотен.
«На Васильевском», 1997 год, холст, масло, 65 х 80 см, частное собрание.

Педагогами Вениамина Борисова в знаменитом ленинградском институте имени Репина были выдающиеся педагоги того времени: Владимир Александрович Горб(1903-1988)- видный советский живописец, график, педагог, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, Валерий Васильевич Пименов(1920-2008) — замечательный советский живописец и педагог, Народный художник России и Виталий Геннадьевич Вальцев(1917-1989) — известный российский советский живописец, график и педагог, кандидат искусствоведения, профессор.
«Петербургский мотив», 1995 год, холст, масло, 50 x 60 см, частное собрание.

Вениамин Борисов с большим усердием относился к обучению. Не всё давалось легко, с первого раза, но преподаватели были единодушны в оценке своего ученика — терпелив, усидчив, настойчив в достижении поставленной цели, добьётся больших успехов в профессии.
«Сияющие купола», 1980-е годы, холст, масло, 60 х 80 см, частное собрание.

И, как показала жизнь, они в своих прогнозах не ошиблись. Их ученик оказался очень настойчив в достижении поставленной цели, и в 1963 году успешно окончил институт по мастерской замечательного российского советского живописца и педагога, Народного художника СССР, Иосифа Александровича Серебряного(1907-1979) с присвоением звания художника живописи.
«Натюрморт с игрушками», 1992 год, холст, масло, 54 х 73 см, частное собрание.

После окончания института Борисов остаётся жить и работать в Ленинграде. В 1968 году, через пять лет после окончания института Вениамин Борисов был принят в члены Союза Художников.Все эти годы художник неизменно совершенствовал своё письмо, постоянно находясь в поисках своей манеры, своего стиля. Постепенно его творческую манеру стала отличать самобытность, глубинная связь с образами русской деревни. Активно экспериментируя с корпусным письмом, художник стал применять раздельный мазок для выявления формы и живописной организации плоскости, сознательно придавая сложный рельеф поверхности холста.
«Зима», 1980 год, холст, масло, 60,5 х 70 см, частное собрание.

Художник одинаково успешно работал во многих жанрах: от пейзажа до натюрморта, практически всегда предъявляя на суд взыскательного зрителя удивительно светлые и солнечные работы, полные воздуха и пронизанные солнечным светом.
«Натюрморт», 1989 год, холст, масло, 38 х 55 см, частное собрание.

Когда говорят о художнике, что его живопись исключительно позитивна, это в полной мере относится к творчеству Вениамина Ивановича Борисова.
«На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге», 1992 год, холст, масло, 60 х 80 см, частное собрание.

Так уж повелось, к сожалению, что, практически все художники, за редким исключением, попадают в зависимость от своего творческого опыта. Очень непросто, да чего уж говорить — зачастую практически невозможно бывает освободиться от годами формирующегося у мастера пластического языка, найти новые, современные формы самовыражения, актуальные дню сегодняшнему. Если это всё-таки происходит, художник творчески выделяется из общей массы своих товарищей по цеху, и оставляет свой яркий след в истории искусства, которому он посвящает свою жизнь.
«Набережная реки Мойки в Ленинграде», 1992 год, холст, масло, 50 х 70см, частное собрание.

Вениамину Ивановичу Борисову это удалось, честь ему за это и хвала. Искусство стало для него способом познания жизни, познания и выражения самого себя при помощи мастерского использования художественных образов. Оно не стало для него банальным ремеслом, а превратилось в непрекращающийся процесс самовыражения, попытку поделиться с окружающими тем, что ему дорого и показать окружающим то, что скрыто от них ежедневной суетой.
«Жара», 1990 год, холст, масло, 40 х 50 см, частное собрание.

Простые житейские сюжеты полотен мастера, виды родной русской природы и яркие сочные цветы радуют взгляд и согревают душу. Главными темами его творчества являются образы детства и юности художника, северной деревни, уклад крестьянской жизни, пейзажи родных мест и средней полосы России.
«Подруги», 1990 год,холст, масло, 89,5 х 80 см, частное собрание.

«Деревенская девушка», 1986 год, холст, масло, 80 х 70 см, частное собрание.

Его полотна всегда узнаваемы за счёт обилия в них солнца и света, лёгкости передачи, движения и обилия воздуха. Значительное место в творческом наследии Вениамина Борисова занимает городской пейзаж, жанр, которому мастер уделял особое внимание.
«Наводнение в Ленинграде», 1989 год, холст, масло, 38 х 55 см, частное собрание.

С конца 1980-х годов художник часто обращается к теме городского пейзажа, жизни петербургских улиц и площадей, рек и каналов, подарив нам большое количество смелых и оригинальных произведений, запечатлевших для нас жизнь города, когда рушилось старое и рождалось новое время, эпоха, мироощущение…..
«На Невском проспекте», 1991 год, холст, масло, 40 х 50 см, частное собрание.

Он любил писать залитые солнцем улицы и площади любимого города, дорогих ленинградцев, бегущих по этим улицам по своим делам. Среди лучших его произведений на эту тему: «Невский проспект» (1989), «Продавец мороженого», «Арка Генерального штаба» (обе 1991), «Весна на Невском» (1992), «Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери» (1997), «Банковский мост» (2002).
«Невский проспект», 1989 год, холст, масло, 50 х 60 см, частное собрание.

Вениамину Борисову всегда было близко и понятно древнерусское искусство, с его возвышенным мировоззрением, особой философской глубиной и ясными живописными приемами.
«Руины в Павловске»,1962 год, картон, масло, 48,5 х 68 см, частное собрание.

И эту связь, порой незримую и очень хрупкую мы можем наблюдать в большинстве работах художника, она словно неразрывная нить пронизывает всё его творчество.
«Северная деревня», картон, масло, 50 х 70 см, частное собрание.

В 1970-1980 годы Вениамин Иванович часто подолгу работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. Среди созданных там произведений картины «Осень в Старой Ладоге» (1981), «Дача» «Деревенский домик»и другие.
«Деревенский домик», 1982 год, картон, масло, 50 х 70 см, частное собрание.

Вениамин Иванович много и с успехом экспонировал свои работы на многочисленных всесоюзных, республиканских, и зональных художественных выставках. Его первое участие в художественной выставке относится к 1957 году. С середины 1960-х он уже постоянно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«На Фонтанке», 1992 год, холст, масло, 50 х 70 см, частное собрание.

Состоялось несколько персональных выставок художника: в 1964 году в Орле, в 1994 году в Выставочном центре Союза художников Санкт-Петербурга, в 2001 году в Арт-галерее «Северная корона» в городе на Неве, в 2005 году состоялась большая персональная выставка к семидесятилетию Художника в галерее «Национальный центр»(Санкт-Петербург).
«Продавец мороженого», 1991 год, холст, масло, 50 х 60 см, частное собрание.

Наиболее известными произведениями художника являются :«Руины в Павловском парке» (1962), «Балалаечники» (1967), «У пруда» (1968), «Сергей Есенин» (1971), «Поле вспахано» (1975), «Вдова» (1976), «Тихий вечер» (1977), «Северная деревня», «Моя бабушка» (обе 1978), «В районе новостроек» (1980), «Солнечный день на Мойке» (1981), «Деревенская девушка» (1986), «Дом у реки», «Осенний натюрморт» (обе 1989) «На садовом мосту в Ленинграде» (1991).
«На Садовом мосту в Ленинграде», 1991 год, Холст, масло. 50 х 70 см, частное собрание.

Работы мастера украшают экспозиции многих региональных художественных и краеведческих музеев
нашей страны и ближнего зарубежья, а также в частных коллекциях в России и за рубежом – в Японии, США, Германии, Великобритании, Австралии.
«Аничков мост», 1992 год, холст, масло, 50 х 70 см, частное собрание

Вениамин Иванович Борисов скончался 6 октября 2014 года на 80-м году жизни в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
«Зимнее утро», 1997 год, холст, масло, 68 х 80 см, частное собрание.

По материалам:
http://arka-gallery-spb.com/node/126
https://sovcom.ru/avtori/avtor/%D0%B1/527/?p_f_2_1=527&p_f_3_1=527
https://www.art-spb.ru/artist/505
https://history-of-art.livejournal.com/888861.html

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.