Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 54. Дризе Исаак Давидович(Isaac Driese) (1909-2010).

Герой очередного выпуска Альманаха — Исаак Давидович Дризе, замечательный российский и советских живописец.

«Его пейзажи, цветы и портреты словно подернуты дымкой воспоминаний, но, увы, не о прекрасной эпохе. Прекрасной для таких художников советская эпоха никогда не была. Тем не менее, молодость и сила таланта всегда оставляют свой след на холсте, где нельзя никого обмануть» — Вильям Мейланд, искусствовед, критик

Он родился в богатой купеческой семье, далёкой от искусства вообще, и от живописи в частности. Его родители заранее определили для него совсем другую судьбу.

Его педагогами были Борис Иогансон и Лев Крамаренко, а Роберт Фальк, в мастерской которого он трудился в 50-е годы, неоднократно выделял его среди своих учеников и впоследствии покровительствовал.

Более всего тяготел к портретному жанру в своём творчестве, хотя с большим успехом писал также лирические тёплые пейзажи и полные света и воздуха натюрморты.

Удивительно, но факт, что знаменитый художник ни разу не озаботился собственной выставкой. Она впервые случилась только в 2005 году, когда художнику исполнилось уже…..96 лет.

Учитывая тот факт, что большинство работ заслуженного мастера никогда не выставлялось на широкое обозрение зрителям, знакомство с его творчеством представляет большой и объективный интерес.

Итак, мы начинаем….

«….Исаак Давидович Дризе — не только очень талантливый художник, в его творчестве отразилась, как в капле воды, вся история советского искусства. От авангарда 20-х до перестроечного творчества без оглядки на цензуру….»
(Юлия Королькова, куратор выставки «Мой еврейский мир»).
«На пленэре», 1955 год, холст, масло, 50 х 70 см, частное собрание

Советская живопись всегда оставалось особой темой при обсуждении вопросов, связанных с искусством страны победившего пролетариата. Жёстко установленные властью официальные рамки сильно мешали пониманию и осмыслению всего того , что рождалось в мастерских талантливых представителей той эпохи, в результате чего многое ушло в запасники, или было, и того хуже — утеряно….
«Девочка с куклой», 1948 год, холст, масло 70 х 80см, частное собрание.

Когда насаждавшемуся строю пришёл логический конец, многое стало переосмысливаться, благо появилась возможность взглянуть на отвергнутое ранее, совершенно другими глазами. Тех, кто шумно бунтовал и активно сопротивлялся насаждавшимся «традициям», плыл не как все, а против официального течения, сегодня заметили и признали(часто совсем незаслуженно, а в угоду моде), но были и такие, кто открыто не бунтовал и не выступал против сложившихся канонов, а просто спокойно, без лишнего пафоса и показных истерик делал своё дело, не изменяя призванию. И наш сегодняшний разговор как раз об одном из них — Исааке Давидовиче Дризе, талантливом живописце, всю свою жизнь продолжавшим традиции русской живописной школы.
«Пейзаж с горой», 1981 год, холст, масло, частное собрание

Исаак Дризе родился 23 января 1909 года в местечке Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния, Российская империя в богатой купеческой семье, происходившей из купцов с Брянщины, занимавшихся шляпной торговлей и державшей магазины.
«Берег моря», 1956 год, холст, масло, частное собрание

В семье все представители по мужской линии выбирали торговую стезю, поэтому велико было удивление родителей маленького Исаака, когда их сын «вдруг» увлёкся рисованием, и увлёкся серьёзно, предпочитая своему увлечению все иные мальчишеские забавы… Да, и случилось это, когда Исааку исполнилось всего 4 года… Родители не стали препятствовать увлечению сына, а лишь махнули рукой — пройдёт время, перерастёт и увлечения изменятся, но как показала жизнь, они сильно ошибались….
«Родители», 1938 год, холст, масло, частное собрание

Окончив школу, в 1927 году Исаак Дризе поступает в художественно-промышленное училище при Академии художеств им Репина в Ленинграде, а с 1936 по 1939 год продолжает обучение в Институте повышения квалификации при Московском художественном институте у Бориса Владимировича Иогансона(1893-1973) и Льва Юрьевича Крамаренко(1888-1942), научивших его умению создания композиции, крепкому рисунку и исключительной технике письма..
«Пейзаж с дорогой», 1954 год, холст, масло, частное собрание.

В 1950-е годы Исаак Дризе работает в мастерской самого Роберта Рафаиловича Фалька(1886-1958) — замечательного русского живописца еврейского происхождения, самобытно соединившего в своём творчестве пути русского модерна и авангарда.
«Пейзаж с пасущимися лошадьми», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание

Роберт Фальк высоко ценил творческий потенциал своего ученика и всячески покровительствовал ему. Именно у него Дризе перенял постимпрессионистское чувство цвета, отличавшее практически всех участников «Бубнового валета».
«Берег реки», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание

Начиная с 1930-х годов партия начинает требовать от художников молодой страны советов полотен, рассказывающих о грандиозных стройках, развернувшихся по всей стране, о передовиках стахановского движения, руководителях партии и правительства, одним словом, пропагандистских агиток на тему достижений страны победившего пролетариата. И многие художники, оставшиеся в советской России и не желавшие тратить свой талант на прославление достижений страны Советов, вынужденно обращают свой взор к пейзажной живописи.
«Река», 1952 год, холст, масло, частное собрание

Этим путём пошёл и Исаак Дризе. Будучи великолепным мастером портрета, он всё-таки более известен в профессиональной среде и среди коллекционеров, своими удивительно тёплыми пейзажными работами и превосходными натюрмортами, насыщенными легким воздухом и светом.
«На берегу реки», 1955 год, холст, масло, частное собрание

Да и как портретист, Дризе наряду с работами, посвящёнными героям труда и различным партийным работникам, много работ посвящает обычным простым людям, своим друзьям или случайным знакомым, ярким и характерным личностям. Очень часто героями его работ становятся дети, которых он пишет с большим удовольствием и которые позволяют раскрыться его таланту портретиста в полную силу.
«Мальчик в панаме» Серия Детский сад, 1955 год, холст, масло 70 х 50 см, частное собрание.

Его портретная галерея позволяет познакомиться со многими известными людьми, жившими в прошлом столетии. Его кисти принадлежат портреты физика Ландау, авиаконструкторов Ильюшина и Поликарпова, клоунов Попова и Румянцева (Карандаша), композитора Шостаковича, художницы Поманской и многих других. Но всем этим работам долгое время не суждено было быть представленным широкой аудитории. Исаак Дризе не выставлялся, не продавал и не дарил своих картин. Чтобы заработать на хлеб насущный, вынужден был работать над заказами от Комбината художников.
«Портрет художницы Екатерины Поманской», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

Исааку Дризе удалось в его творчестве то, что не удалось многим его современникам. Его портретная галерея — это «эпоха в лицах». Это простые советские люди, «построившие» другое государство, без веры в в Господа, но с верой в партию. Обсуждающие на маленьких кухнях интеллигенты, девочки-пионерки, военные, уставшие женщины с младенцами. Нельзя не отметить, что в каждом портрете Дризе – уникальная история человека, рассказанная мастером с импрессионистической лёгкостью.
«Мария Тихоновна», 1950-е годы, холст, масло, 50 х 60 см, частное собрание.

Его учитель, Роберт Фальк советовал ему: «Вам надо уезжать из этой страны. Вы им никогда не понравитесь». Но Дризе, запомнив эти слова на всю жизнь, все-таки остался, работал «для себя», и все-таки сумел сохраниться, невзирая ни на что, как самобытный художник.
«Мальчик на камне», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание

C 1957 года Исаак Дризе неоднократно участвовал в групповых выставках Московского отделения Союза художников. В 2005 году в ЦДХ состоялась персональная выставка произведений Исаака Давидовича Дризе, организованная галереей Веллум. На этой выставке творчество художника было представлено в основном пейзажами и натюрмортами, а лучшие его портретные работы отсутствовали.
«Плёс», 1951 год, холст, масло, частное собрание

27 сентября 2010 года в библиотеке МЕОЦ состоялась ещё одна его персональная выставка. Многие его работы были тогда приобретены в частные собрания России, Франции, Германии, Кореи, Израиля и США.
«Дорога в деревню», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание

Исаак Давидович Дризе скончался 9 октября 2010 в возрасте 101 года в Москве, где и был похоронен.
«В поле», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание

Картины художника находятся в музейных коллекциях: Научно-мемориальный музея Николая Жуковского в Москве, в многочисленных частных собраниях в России, Франции, Германии, Кореи, Израиля и США.
«Мальчик с мячом», 1940-е годы, холст, масло, 88 х 73 см, частное собрание.
Техника: Холст, масло.

По материалам:
http://forum.orbita96.ru/…/topic/757-saldinskie-khudozhniki/
https://lechaim.ru/ARHIV/221/tabel.htm, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1486751,
https://egorovs.art/artist201

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.