Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 53. Эпштейн Соломон Борисович(Solomon Epstein) (1925-….).

Герой очередного выпуска Альманаха — Соломон Борисович Эпштейн, замечательный петербургский художник, портретист, член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России.

Он родился в 1925 году в Витебске в семье далёкой от искусства, но рисованием увлёкся в раннем детстве. Очень хотел стать артистом, но жизнь распорядилась иначе — преподаватели в Ленинграде отправили постигать азы художественного мастерства.

Участник войны. В 1953 году окончил живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, по мастерской Виктора Орешникова.

Он влюблён в портретную живопись, а его кумирами являются Рембрант и Серов. Среди его лучших портретов- портрет молодого Славы Ростроповича «Памяти Маэстро» (М.Л.Ростропович) с виолончелью.

У художника уютная мастерская и нет….телевизора, поскольку он считает, что навязываемые телепередачи просто похищают драгоценное время человеческой жизни, создавая лишь иллюзию переживаемых эмоций, размышлений и занятости, что приводит к тому, что органы которыми не пользуются, дряхлеют и отмирают… А может он прав, а мы об этом просто не задумывались? Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

«Что для меня живопись? Это жизнь».(Соломон Эпштейн)

Соломон Борисович Эпштейн появился на свет 15 марта 1925 года в Витебске в семье далёкой от искусства. Отец будущего художника был известным в городе портным соответственно и детей своих, а у Соломона был ещё старший брат Давид, с ранних лет старался обучать основам портновского мастерства, искренне считая это занятие наиболее достойным в жизни. Мать Соломона была домохозяйкой, и занималась воспитанием детей.
«Брат и сестра», 2004 год, Холст, масло, частное собрание

Правда, дети не прислушались к мнению своего отца, и каждый из них пошёл в жизни своей дорогой. Когда Соломону исполнился год, семья переехала из небольшого Витебска в промышленно развивающийся Ленинград. Может, красота Ленинградской архитектуры, а возможно, просто большое природное дарование привело к тому, что маленький Соломон увлёкся рисованием, и увлёкся настолько, что предпочитал любимому занятию, даже уличные игры со сверстниками.
«Женский портрет», 1951 год, холст/масло, 68 х 58,5 см., частное собрание

Родители не стали препятствовать совершенно неожиданному увлечению сына, а наоборот, даже очень обрадовались этому, и в 1932 году отвели сына в известную в довоенном Ленинграде изостудию художественного воспитания детей Ленинградского Дворца пионеров, в которой он проучился до 1939 года.
«Мой брат Давид. Сталинград. 25.11.1942 год.», 2004 год, холст, масло частное собрание.

К слову, эта студия и её талантливые педагоги в лице Соломона Давыдовича Левина(1907-1990) и Константина Александровича Кордобовского(1902-1988) дали путёвку в творческую жизнь и «наставили на путь истинный» многих известных в будущем представителей знаменитой Ленинградской школы живописи.
«Мой дедушка Гирш-Лейбе-Меир Эпштейн», 2004 год, холст, масло, частное собрание.

Были они первыми педагогами и у Соломона Эпштейна, учителями рисования, которых он запомнил на всю жизнь, и которые оставили в его душе искреннюю теплоту и бесконечную благодарность судьбе, подарившей эту встречу. С началом войны семья Соломона осталась в Ленинграде, старший брат, окончивший военно-морское училище имени Фрунзе ушёл на фронт. Особенно тяжёлой выдалась первая блокадная зима в Ленинграде, Соломон вместе со всеми участвовал в тушении городских пожаров и борьбе со сбрасываемыми на город «зажигалками».
«Мой дедушка Руман — цадик», 2004 год, холст, масло, частное собрание.

Пережив тяжёлые дни первой блокадной зимы, весной 1942 года Соломона и его семью по хрупкому мартовскому льду Ладоги эвакуировали на Большую землю в Кустанайскую область, где их поселили в посёлке Карабалык. Там Соломон продолжил образование в школе, которая находилась за 30 километров от посёлка в другом селе.
«Художник Завен Аршакуни с семьей», холст, масло, частное собрание

В 1943 году Давида призвали в армию, и после ускоренного курса обучения в тыловом пехотном училище, он отправился на фронт. Принимал участие в боевых действиях, был ранен, войну закончил в Кёнингсберге, был награждён правительственными наградами. Старший брат Соломона погиб в боях под Сталинградом. Их, курсантов училища имени Фрунзе, которое было эвакуировано из Ленинграда в Астрахань, бросили в бой под Сталинградом. Погибли все. На фронте в редкие свободные минуты Соломон рисовал однополчан. Эти портреты отправлялись домой в письмах с фронта.
«Из окна мастерской», 1960 год, холст, масло, частное собрание

После демобилизации в 1946 году перед Соломоном открылись все двери — фронтовик, был ранен, имел аттестат зрелости — он мог поступать в любой вуз страны-победительницы без экзаменов. От жадности он подал заявления сразу в три вуза, но в конце концов выбрал один — по душе.
«Отплытие из Санкт-Петербурга», 2007 год, холст, масло, частное собрание.

В 1947 году Соломон Эпштейн возвращается в Ленинград, где поступает на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. С 1-го курса института Соломон Борисович влюбился в портретное искусство. «Для меня Рембрандт, Серов – это боги,» — любит повторять он. В 1953 году Соломон Эпштейн оканчивает институт по мастерской Виктора Михайловича Орешникова(1904—1987) с дипломной работой на «отлично» — портреты художников Георгия Семёновича Верейского(1886-1962), Михаила Георгиевича Платунова(1887-1972) и пианиста Валерия Борисовича Васильева(1927-2001).
«Портрет физика В.Н. Грибова», конец 1950-х годов, холст, масло частное собрание.

В этом же 1953 году Соломон Эпштейн был принят в Ленинградское отделение Союза художников СССР. Начинает работать преимущественно в жанре портрета, выполняя многочисленные заказы в системе Художественного фонда. В начале 1960-х годов Эпштейн начинает преподавательскую деятельность: он преподаёт рисунок в вечерних классах при Академии художеств, в в период 1960-х-1970-х годов преподаёт рисунок в Театральном институте. В 1980-е годы Эпштейн руководит художественной студией при Дворце культуры имени Капранова.
«Рабочий поселок Дугна. У старой Демидовской вагранки», 1981 год, Холст, масло, 179*215,5 см, частное собрание

Своей первой полностью самостоятельной работой в профессии художник считает, написанный им в интерьере с натуры, портрет своего первого учителя Кордобовского с супругой. Соломону Борисовичу, по его собственным словам, особенно дорога эта работа, ставшая по сути своей, первым опытом группового портрета, поскольку в процессе работы над этим произведением, ему удалось найти определённые решения и выработать принципы, впоследствии ставшими отличительными в его работах.
«Портрет Н.П. Акимова — народного артиста СССР». 1971 год, Холст, масло. 185х170. Государственный Русский музей.

Соломон Борисович Эпштейн — художник — реалист. Он влюблён в портретную живопись. По роду своей деятельности он много путешествовал по стране, посещая стройки, колхозы, предприятия, геологические партии. Встречаясь с людьми, он цепко отбирал для своих полотен характерные образы людей труда, передовиков производства. Ему приходилось писать портреты строителей ледокола «Ленин», доярок и рабочих, тружеников Норильского месторождения руды.
«Сплотщики», 1967 год, Холст, масло. 180 x 135 см, Государственный Русский музей, С.-Петербург

Были среди героев его полотен и мировые знаменитости. Среди его лучших портретов- портрет молодого Славы Ростроповича «Памяти Маэстро» (М.Л.Ростропович) с виолончелью. Очень интересны портрет Николая Акимова, известных физиков и других творческих личностей.
«Памяти Маэстро (М.Л.Ростропович)»,2007 год, холст, масло, частное собрание

Соломон Борисович Эпштейн много и регулярно экспонирует свои работы на различных городских, республиканских и всесоюзных выставках. Уезжали его работы и за рубеж, представляя отечественное искусство искушённому западному зрителю. В феврале 2005 года в одном из парадных залов старинного здания Академии художеств — Рафаэлевском — с большим успехом прошла персональная выставка произведений Соломона Борисовича Эпштейна, приуроченная к 80-летию художника.

Глядя на работы художника, можно с уверенностью сказать, что мастер создаёт свои произведения именно в Северной столице, настолько одухотворёнными и светлыми показаны образы героев его произведений, людей, окружающих нас в повседневной жизни нашего города-труженика, культурной столицы России.
«Нева. Большие верфи», 1964 год, техника: холст, масло; дерево, 150 х 288 см, частное собрание

Работы Соломона Борисовича Эпштейна находятся сегодня в экспозициях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), в провинциальных музеях (Кемерово, Вологда и др.), а также за рубежом (в США, Израиле, Германии, Норвегии, Японии).
«В гостях у Завена. Разговоры», 1985 год, смешанная техника, Национальный музей Чеченской Республики.

У Соломона Борисовича уютная мастерская и нет….телевизора, поскольку он считает, что навязываемые телепередачи просто похищают драгоценное время человеческой жизни, создавая лишь иллюзию переживаемых эмоций, размышлений и занятости.
«В уютной мастерской Соломона Борисовича Эпштейна»

А это в свою очередь неминуемо приводит к тому, что органы которыми их обладатели не пользуются, дряхлеют и отмирают… А может он прав, а мы об этом просто не задумывались?
«Портрет научных сотрудников Пулковской Обсерватории (Гости в моей мастерской)». 1971 год, холст, масло, частное собрание.

В любом случае пожелаем нашему сегодняшнему герою крепкого здоровья, долгих лет творчества, и непременно воплотить в жизнь все свои творческие планы, а в том, что их у этого замечательного художника громадьё — можно не сомневаться, потому, что не привык он почивать на лаврах, он в постоянном творческом поиске, и ему ещё так много предстоит сделать. Здоровья Вам, и многих творческих лет, дорогой наш СОЛОМОН БОРИСОВИЧ ЭПШТЕЙН. Вы, как никто другой, достойны гордости и уважения своих современников!!!

По материалам:
https://ru.wikipedia.org/wiki/- Соломон Борисович Эпштейн , http://lyssak.com/vystavk?id=120, https://news.jeps.ru/…/evrei-na-vojne-evrejskij-xudozhnik-e…, http://bogemnyipeterburg.net/…/alfa…/persons/ie/epshtein.htm
1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.34.
Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки. — Л.-М.: Искусство, 1958. — с.177.
Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — с.44.
Ленинград. Зональная выставка 1964 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1965. — с.63.
А. Богданов. О нашем современнике. Вечерний Ленинград, 1971, 5 апреля.
По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50 Летию образования СССР посвящается. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1974. — с.28.
Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — с.35.
Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979. — с.620.
Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1983. — с.26.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.