Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 51. Молтенинов Константин Георгиевич(Konstantin Molteninov) (1924-….).

Герой очередного выпуска Альманаха — Константин Георгиевич Молтенинов, замечательный российский советский живописец, один из наиболее значимых представителей ленинградской школы живописи.

Имя этого замечательного живописца на слуху не только у специалистов. Несмотря на свой достаточно преклонный возраст, он продолжает регулярно радовать почитателей своего таланта новыми работами, а любителей живописи Северной столицы новыми экспозициями.

Он родился в небольшой деревеньке далёкой Пензенской области, но учиться любимому делу приехал в далёкие предвоенные годы в город на Неве. В годы войны с отвагой и мужеством сражался с врагом па Северном флоте. После войны вернулся к любимому делу. В 1953 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры по мастерской самого Рудольфа Френца.

Его творчество всегда отличается острохарактерными, яркими и запоминающимися образами. Его регулярные выставки неизменно пользуются большим интересом у многочисленных поклонников его творчества. С большим интересом познакомились с творчеством нашего земляка и мы, и как результат — очередной выпуск альманаха, посвящённый Константину Георгиевичу Молтенинову.

Итак, мы начинаем…

“Молтенинов-тихий, строгий, решительный человек, чья карьера была посвящена Союзу художников, работающему в рамках системы, стремящемуся визуализировать и продвигать великое революционное стремление построить и установить народное коммунистическое государство на благо всех. Его работы всегда, в некоторой степени, автобиографичны и передают настоящее, правдивое ощущение времени.”
(Д-р Джон Баркс, британский арт-дилер)
«Любимый город», 1957 год, холст, темпера, 25 х 40,5 см, частное собрание.

Константин Георгиевич Молтенинов родился 2 октября 1924 года в небольшой деревеньке Моховка, Усть-Каремшинского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области в простой крестьянской семье. Семья была многодетной и владела небольшим земельным участком, позволявшим сводить концы с концами….
«У соборной мечети», 1968 год, картон, масло, 30 х 40 см, частное собрание.

Старший брат Константина Молтенинова, Григорий был завучем в местной школе, а средний брат — Николай закончил лётное училище. Все члены этой семьи были далеки от искусства, и только Константин, на удивление всем в детстве увлёкся рисованием, хотя какое было в те годы рисование в деревне…… Мало того, что семья жила очень бедно, так ей ещё пришлось в полной мере хлебнуть «счастья» коллективизации, сопровождавшейся беспощадной ломкой основ старого строя.
«На пашне», 1958 год, Холст, масло, 53,5 х 79 см, частное собрание.

Всё закончилось тем, что насмотревшись на все прелести новой жизни, включавшей голод, неустроенность, косые взгляды соседей и весьма туманные перспективы в будущем, семья Константина Георгиевича переехала из деревни в Ленинград, где отцу удалось устроиться работать на мясокомбинат.
«Новый асфальт», 1965 год, картон, масло, частное собрание

Здесь же в Ленинграде Константин пошёл в школу, где любимым предметом его сразу же стало рисование. Школьный учитель, видя несомненное природное дарование юноши, посоветовал родителям Константина отдать его в художественную школу и в 1939 году юноша поступил в Ленинградское художественно-педагогическое училище.
«Дача», 1980- годы, холст, масло, частное собрание

Каждое лето ученики училища выезжали на творческие пленэры под Ленинград. Здесь юный художник и встретил начало войны 22 июня 1941 года, а в сентябре вместе с немецкими бомбардировками в город пришла блокада.Оба старших брата Константина ушли воевать на фронт и геройски погибли в боях. Отец трагически погиб от разрыва снаряда в Яросвлавле, куда семья эвакуировалась из осаждённого Ленинграда осенью 1941 года, Константин работал на военном заводе.
«Весна», 1980-е годы, картон, масло, частное собрание

В 1942 году поступил в военно-морское училище, прошёл обучение по ускоренной программе и по окончании был направлен для прохождения службы на Беломорскую военную флотилию. Далее была служба в Кронштдте и на на Северном флоте. После окончания войны, в сентябре 1946 года Константин Молтенинов возвращается в Ленинград, где поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. При поступлении им был предъявлен приёмной комиссии эскиз на морскую тему, выполненный ещё на флоте, который был высоко оценён всеми членами комиссии, в особенности Рудольфом Френцом, по мастерской которого он и закончил в 1953 году институт.
«На мостике боевого крейсера», 1963 год, картон, масло, частное собрание

Стоит отметить, что Молтенинов учился у Френца в период с 1947 года и до окончания, и всё это время маститый педагог всячески выделял своего ученика, отдавая дать его природному таланту, а ещё, пожалуй даже в большей степени, фантастическому трудолюбию и упорству. Нередко ставя его в пример другим студентам, Френц, тем не менее, и спрашивал всегда с него с удвоенной строгостью. И Молтенинов всегда ценил особое внимание и особую требовательность к нему со стороны учителя, всегда считая его своим главным учителем в жизни.На сегодняшний день Константин Георгиевич является последним пишущим учеником знаменитого мастера
«На Вахте-Адмирал Ушаков»,1963 год, Масло на холсте, Центральный военно-морской музей, С-Петербург

В 1953 году Константин Молтенинов заканчивает институт с присвоением квалификации художника живописи. Его дипломная работа — жанровая картина «Старт лыжников», была высоко оценена членами выпускной комиссии. После окончания института художник остаётся работать в Ленинграде.
«Старт лыжников», 1953 год, холст, масло, частное собрание

Основными темами его произведений становятся повседневные будни окружающих его ленинградцев, их радости, горести, эмоции. Художник с большим удовольствие обращается также к исторической теме прошедшей войны и героизму защитников родины. И конечно же большое внимание в своём творчестве художник уделяет морской тематике.
«Расчёт орудия», Вторая половина ХХ века, холст, масло, частное собрание

Молтенинов много путешествовал по стране, посещая различные предприятия, колхозы и работая на дачах для художников, Главная цель его поездок была сбор творческого материала, эмоциональное насыщение увиденным, внутренние переживания со своими героями, поиск острохарактерных, ярких и жизненных образов. Тема крестьянского труда, спортивные сюжеты, военно-морской флот, пейзажи среднерусской природы и, конечно, ставший родным для художника Ленинград – вот те мотивы, которые вдохновляли Молтенинова, давали импульс для создания жанровых произведений.
«Сбор картофеля на селе» 1958 год, холст, масло, частное собрание.

Постепенно Константин Молтенинов превращается в одного из значимых мастеров ленинградской школы реалистической живописи. В 1956 году Константин Георгиевич Молтенинов становится членом Ленинградского отделения Союза художников. В 1963 году в Ленинградском военно-морском музее для художников была организована мастерская по заказным картинам на военно-морскую тематику.
«Река Нева и 8 ГЭС», этюд, 1981 год, холст, масло, Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»

В 1963 году он участвует в боевом переходе крейсера «Адмирал Ушаков» из акватории Балтийского моря в Севастополь на Черноморский флот. Они прошли вдоль побережья Великобритании, миновали Бискайский залив, Босфор и Грецию, и прибыли в Севастополь..С палубы корабля он делает многочисленные эскизы своих будущих работ, пишет сценки из повседневной жизни команды, изображает моряков на вахте и на отдыхе, делает многочисленные портреты моряков, изображает пейзажные морские закаты и восходы, передавая настоящее, правдивое ощущение времени.
«В минуту отдыха», 1963 год, Бумага, смешанная техника, 21 х 28 см, частное собрание.

Работы Молтенинова — это повествование посредством живописи о людях минувшей эпохи, их повседневных заботах, трудовых подвигах и отдыхе. Работы Молтенинова неизменно позитивны. В них всегда много солнца и света, они несут заряд жизненной энергии и уверенности в своих силах и завтрашнем дне.
Константин Молтенинов является автором работ: «Весенний день» (1955), «Вести из Питера» (1957), «Защитники Петрограда»(1959), «Солдаты (1941 год)» (1961), «Подводные лодки на Кронштадтском рейде»(1963), «Свежий ветер» (1964), «Хлеба созрели» (1975), «Страда уборочная» (1980) и многих других.
«Подводные лодки на Кронштадтском рейде», 1963 год, холст, масло, Государственный военно-морской музей, С-Петербург.

Начиная с 1953 года Константин Георгиевич Молтенинов постоянный участник городских и всесоюзных художественных выставок. В конце 1980-х — начале 1990-х годов работы Константина Молтенинова в составе многочисленных экспозиций произведений ведущих ленинградских художников с успехом представляли европейским любителям живописи искусство нашего города на целом ряде зарубежных выставок.
«Пётр I на верфи», 1952 год, Картон, масло, 23,5 х 30,3 см, частное собрание.

В 1980-е годы Молтенинов участвовал в создании диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» размером 40 на 8 метров, написанной группой из 10 человек во главе с его другом В. И. Селезневым. Группа работала в течение пяти лет, чтобы установить диораму на мосту, и ей пришлось бороться с зимним холодом и постоянным шумом от интенсивного движения. Диорама охватывает ожесточенные бои в январе 1943 года за Ленинград на правом берегу реки Невы.
Диорама «Прорыв блокады Ленинграда», диорама, 1985 год, Котик Б.В., Кабачек В.И., Кутузов Н.М., Селезнев В.И., Молтенинов К.Г., Савостьянов Ф.В.,Гариков Ю.А

Осенью 2018 года с полотнами мастера познакомились многочисленные посетители его персональной выставки на юге Лондона в Баттерси. В общей сложности на выставке были представлены 55 картин и эскизов, выполненных мастеров между 1953 и 1972 годами,большая часть которых была выкуплена британскими коллекционерами после окончания выставки. Несколько полотен обрели своих хозяев за океаном.
«Пароходы на Неве», 1965 год, Холст, масло, 43,7 х 53,5 см, частное собрание.

Полотна Константина Георгиевича Молтенинова сегодня украшают экспозиции музеев современного искусства и многочисленных частных собраний в России, Китае, Японии, США, Италии, Великобритании, Норвегии, Турции, Франции и других странах.
«На веранде. Ташкент», 1974 год, Холст, масло, 40 х 50 см, частное собрание

Герой нашего Альманаха и сегодня в строю, сохраняя твёрдость руки и отменное владение палитрой. У мастера много планов и творческих задумок, осуществлению которых не может помешать даже унылая Петербургская зима. Пожелаем же нашему герою новых творческих побед, а мы будем с нетерпением ждать от него новых удивительных полотен — ведь пишет он для нас с вами.
«За водой», 1970 год, холст, масло, частное собрание

По материалам:Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог. — Л.: ЛССХ, 1956. — С.13.
1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л.: Ленинградский художник, 1958. — С.21.
Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1961. — С.28.
Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — С.28.
Ленинград. Зональная выставка. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — С.35.
Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С.20.
Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1976. — С.23.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.