Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 50. Клионский Марк Владимирович(Marc Klionsky) (1927-….).

Герой очередного выпуска Альманаха — Марк Владимирович Клионский, замечательный советский, американский художник, выдающийся мастер портретного жанра.

«… Меня всегда тянуло к художникам. Особенно к таким, которые способны заглянуть в н у т р ь своего персонажа. Я это их свойство чувствовал, когда встречался с Пикассо, Шагалом, Дали, Сикейросом… Вот и Марк Клионский, с которым мы давно дружим и которого я очень люблю, по-моему, в этом портрете мою душу разглядел…» (Мстислав Ростропович)

Он окончил живописное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, и был одним из наиболее известных учеников Леонида Овсянникова и Юрия Непринцева.

Он написал портреты премьер-министра Израиля Голды Меир и лауреата Нобелевской премии мира Эли Визеля.

В 1974 году из-за проявлений антисемитизма в СССР и ограничений художественной свободы вынужден был вместе с семьей эмигрировать сначала в Рим, а потом в Нью-Йорк.

Он стал самым молодым художником, работы которого выставлялись в Третьяковской галерее. Его прижизненные персональные выставки с триумфом проходили по всему миру. О нем сняты фильмы… А вот у нас о нём предпочитали молчать. Упоминать о нём в открытой печати или на телевидении не рекомендовалось.

В сентябре 2017 года его не стало, и вот сейчас снять завесу молчания с имени этого замечательного художника, мы посчитали своим долгом в знак глубокого уважения к памяти о нашем замечательном соотечественнике. Вы не против?

Итак, мы начинаем…..

«…Мне кажется, таким образом можно более остро выразить мою идею. Очень хочу показать американцам мою Россию, сердце по которой болит днем и ночью…Если я – только для себя, то – кто я?» «(Марк Клионский)
Марк Клионский — вне всякого сомнения, блистательный мастер, которому было подвластно всё в мире живописи и графики. Природное дарование и отточенная техника позволяли ему создавать настоящие шедевры в любом направлении, какое бы он не выбирал.
«В ожидании транспорта», 1986 год, холст, масло, частное собрание из коллекции «Яд ва-Шем»

Марк Владимирович Клионский появился на свет 22 февраля 1927 года в родительском доме в Минске в простой еврейской семье печатника из Борисова Лео (Зева Вульфа) Клионского и домохозяйки Елизаветы Розенштейн. До наших дней родительский дом Клионских не сохранился — во время оккупации дом был сожжён немцами, а позже на его месте было построено здание Белорусского художественного музея, в экспозиции которого имеются и работы Клионского.
«Письмо», середина 1980-х годов, смешанная техника, частное собрание

Родители Марка, имевшие некоторое отношение к искусству, были очень рады появившемуся в раннем возрасте у их сына увлечению рисованием. А когда в результате этого увлечения стали появляться привлекательные, даже с точки зрения непрофессионалов, рисунки, без малейших колебаний отдали сына в художественную школу для одаренных детей в Минске. Война нарушила привычный ритм жизни, отец Марка ушёл на фронт, а семья вынуждена была эвакуироваться в Казань. Время было тяжёлое и Марк всеми силами старался помочь матери, зарабатывая хоть какие-то деньги на производстве агитационных антифашистских плакатов и иллюстраций для городских газет.
«На школьном вечере», 1954 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

В середине войны Марк поступает учиться в драматическую студию при местном театре, где занимается разработкой и созданием костюмов и декораций для различных постановок. После войны он отправляется в Ленинград, где поступает в Ленинградское художественное училище имени Серова, а позже, в 1947 году продолжает своё обучение уже в стенах Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина (ныне известного как Российская академия художеств в Санкт-Петербурге), где на живописном факультете его педагогами становятся Леонид Фёдорович Овсянников(1880-1970) — замечательный русский и советский художник-график и педагог, профессор ЛИЖСА имени И.Репина, и Юрий Михайлович Непринцев(1909—1996) — советский живописец, график, педагог, профессор.
«Ушла», 1988 год, холст, масло, частное собрание

Педагоги отмечали большое природное дарование своего ученика и его большой творческий потенциал. А кроме этого ещё и большое старание и усидчивость Марка, позволявшие ему уже в студенческие годы добиваться больших успехов. Дипломная работа Марка Клионского «После собрания», которая единогласно была оценена членами комиссии на «отлично», позже была воспроизведена тиражом в 50 000 экземпляров. В 1953 году Марк Клионский успешно оканчивает «Репинку» с присвоением квалификации художника живописи. Позже он продолжает совершенствоваться у Бориса Иогансона. После окончания института художник остаётся работать в Ленинграде.
«После собрания», 1953 год, холст, масло, Государственный Русский музей

Он быстро обретает известность своими работами в жанре соцреализма и портретной живописью. Клионский становится самым молодым художником, работы которого экспонируются в стенах Государственной Третьяковской галереи. Но по словам самого художника, шумный официоз его мало интересовал в эти годы.
«Сыны России (Пьета)», 1967 год, Холст, темпера. 250 х 175 см Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

В тиши мастерской его интересуют совсем другие темы: конец 50-х, начало 60-х годов — это время, когда молодой художник постепенно начинает разрабатывать тему еврейской жизни, и трудится над серией офортов с изображением Холокоста. Однако эта тема не интересна чиновникам из министерства культуры, поскольку о ней было не принято говорить.
«Гонимый народ», офорт

«Учитель», офорт

«Колыбельная», офорт

Постепенно вокруг Клионского начинает образовываться стена непонимания. Социалистическая действительность и соцкультура предполагала плыть по общему течению и исключала какие бы то ни было эксперименты и художественную свободу, да и всё чаще встречавшиеся в его жизни проявления определённых ограничений по «пятому пункту», заставили Клионского думать об эмиграции.
«Молодость», 1963 год, холст, масло, частное собрание

Он много работает в эти годы, но официальные власти стараются его не замечать, его работы попросту игнорируются в стране. Его выставки проходят по всему миру, но его на них не выпускают из Советского Союза, давая право их открывать другим. Когда чаша терпения переполняется, Клионский принимает решение уехать. В 1974 году Клионский вместе с семьей эмигрировал сначала в Рим, а позже в Нью-Йорк.
«Еврейский мальчик. Одиночество», середина 1970-х годов, холст, масло, частное собрание.

За океаном талантливых художник быстро находит себя. Его талант признают, появляются многочисленные клиенты и поклонники его творчества. В числе его заказчиков известные государственные деятели, деловая и культурная элита Америки и Европы. Марк Владимирович начинает преподавательскую деятельность Он преподаёт в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке и в Пенсильванской Академии Изящных Искусств в Филадельфии.
«Сюрреалистическая композиция», 1970-80 годы, литография, 74 х 58 см, частное собрание

За океаном творческая свобода Марка Клионского уже ничем не ограничивается. Благодаря своим выставкам и средствам массовой информации, он заявляет о себе как замечательный портретист и мастер американского реализма. Галерея его работ включает в себя портреты лидеров в мире политики и гуманизма, таких как Голда Меир, Эли Визель, принц Бандар бин Султан и Вернон Джордан, Мстислава Ростроповича и Б. Б. Кинга; бизнес-лидеров Арманда Хаммера, Стива Форбса и Дуэйна Андреаса; и многих других.
«Мадам Ричман», 1990 год, холст, масло, музей современного искусства, Лозанна

Его полотна сегодня украшают постоянные коллекции Национальной портретной галереи в Вашингтоне, Государственного , Русского музея в Санкт-Петербурге и Музея Современного Искусства в Лозанне. Очень примечательным является тот факт, что именно Марк Владимирович Клионский был удостоен при жизни чести быть выбранным для создания памятной медали Нобелевской премии мира для Эли Визеля.
«Рабы не мы», середина 1980-х годов, смешанная техника, музей современного искусства, Нью-Йорк

Работы Марка Клионского много экспонировались по миру при жизни художника Его работы советской поры неоднократно выставлялись в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Государственном Русском музее в Ленинграде на протяжении 1950-х годов. В 1962 году его работы были представлены наряду с работами Марка Шагала в лондонской галерее Гросвенор. Отдельно его работы были показаны вместе с другими советскими художниками того времени в Западном Берлине, Хиросиме, Риме и Нью-Йорке.
«Исход», середина 1990-х годов, смешанная техника, частное собрание

Уже после эмиграции художника в 1974 году его первая зарубежная персональная выставка прошла в Париже. Его первая персональная Нью-Йоркская выставка состоялась в галерее изящных искусств имени Нахамкина на Мэдисон-авеню в 1979 году, после чего Клионский был постоянным участником экспозиций в галереях Хаммера на протяжении всей своей карьеры. На родине же о художнике после его отъезда в эмиграцию постарались забыть……
«Размышление», 1988 год, холст, масло, частное собрание

В 2004 году была издана книга, о жизни и творчестве Марка Клионского, написанная Джоном Расселом и Николасом Фоксом Вебером, с предисловием Эли Визеля.
«Женщина и берег моря», 1983 год, холст, масло, 67 × 117 см, частное собрание

«… Пусть искусствоведы или критики говорят об искусстве Марка, его таланте портретиста и его таланте новатора. Пусть они объяснят, как он стремится соединить настоящее и прошлое, цвета и воспоминания. Как человек, который любит истории, я люблю те, которые он показывает, чтобы заставить нас улыбаться, плакать или мечтать.»- Эли Визель (1928-2016)
«Портрет Голды Меир»,середина 1970-х годов, холст, масло, частное собрание

В жизни и творчестве Марка Клионского было много символичного. Ровно через двадцать лет(день в день!!!) после своего вынужденного отъезда в эмиграцию, художник вновь посетил Северную столицу. Правда, повод на этот раз был торжественный — в Мраморном дворце Клионский преподносил в дар Государственному Русскому музею, написанный им портрет Мстислава Растроповича. И это несмотря на то, что полотно хотели приобрести за большие деньги в экспозицию «Кеннеди-центра» в Вашингтоне. Как говорится — ВРЕМЯ ЛЕЧИТ…..
Марк Клионский и Мстислав Ростропович

На вручении Растропович сказал тогда:

– Меня всегда тянуло к художникам. Особенно к таким, которые способны заглянуть в н у т р ь своего персонажа. Я это их свойство чувствовал, когда встречался с Пикассо, Шагалом, Дали, Сикейросом… Вот и Марк Клионский, с которым мы давно дружим и которого я очень люблю, по-моему, в этом портрете мою душу разглядел…
Комментарии, как говорится, излишни…..
«В руках бога», конец 1990-х годов, смешанная техника, музей современного искусства, Нью-Йорк

17 сентября 2017 года Марка Клионского не стало….. Чудовищная, невосполнимая потеря для мирового искусства. Марк Клионский ушёл, а картины его остались, потому, что всё в этой жизни ОСТАЁТСЯ ЛЮДЯМ, и большое счастье, КОГДА ЕСТЬ, ЧТО ОСТАВИТЬ. Марк Клионский оставил нам своё творчество, как память об этом удивительном во всех отношениях человеке, замечательном художнике и нашем с вами современнике — Большом мастере современного искусства.
«Сочи. Санаторий «Металлург». СССР, 1968 год. Бумага, офорт. 39,7 Х 47,3 см.

По материалам: https://news.jeps.ru/kultura/xudozhnik-mark-klionskij-nekrolog.html, http://www.web-gallery.org/Klionsky/Bio-ru.htm

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.