Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 43. Мыльников Андрей Андреевич (Andrei Mylnikov) (1919-2012).

Герой очередного выпуска Альманаха — Андрей Андреевич Мыльников, крупнейший советский живописец, народный художник СССР, профессор, вице-президент Российской Академии художеств.

В 2012 году наше искусство понесло невосполнимую утрату — ушёл из жизни выдающийся советский живописец, олицетворявший собой целую эпоху в развитии отечественной школы живописи.
Более полувека преподавал он в Российской Академии художеств, будучи руководителем мастерской монументальной живописи и главой кафедры живописи.

Главной темой его искусства был простой человек с его буднями и праздниками, радостными событиями и личными трагическими переживаниями.
Всё его творчество было посвящено служению незыблемым идеалам красоты и гармонии человеческого духа, а своей миссией в искусстве он всегда считал решительный настрой зрителей на победу над их каждодневными житейскими трудностями.
И как бы пафосно это не звучало, в этом ему неизменно помогало жизнеутверждающее начало его работ, и сегодня поражающих своей масштабностью и монументальностью….

Творчество этого художника неизменно притягивает к себе новых почитателей. Наш долг — познакомить с ним и Вас.

Итак, мы начинаем….

В некрологе на смерть художника, опубликованном на сайте Академии художеств, говорилось: «Андрей Андреевич Мыльников стал классиком современного отечественного искусства еще при жизни. Яркий представитель академической школы монументальной живописи, автор широко известных произведений, мозаик и росписей в Кремлевском Дворце Съездов в Москве, Театре юного зрителя, станциях метро «Владимирская», «Площадь Ленина», Памятника защитникам Ленинграда, он значительно обогатил российскую художественную школу, придал ей новое звучание, предопределил ее развитие на многие годы». Емко и точно!!
«Русский пейзаж», 1968 год, акварель, бумага, 24,2 x 32 см, частное собрание.

Андрей Андреевич Мельников родился 22 февраля 1919 года в городе Покровске (ныне Энгельс Саратовской области) в семье инженера — строителя, начальника вагоностроительных мастерских города Тамбова, Андрея Константиновича Мыльникова, расстрелянного большевиками по анонимному доносу ещё в 1918 году, и как следствие, не увидевшего рождения своего первенца.
«Лето», 1970 год, холст, темпера, 200 х 250 см, Государственный Русский музей

Мама будущего художника, Вера Николаевна, в девичестве Ухина, была культурной и образованной женщиной и происходила из состоятельной поволжской купеческой семьи. Оставшись без мужа, она вынуждена была одна растить и воспитывать сына. Когда Андрею исполнилось одиннадцать лет, Вера Николаевна, как социально чуждый элемент молодому государству рабочих и крестьян, была уволена с работы, без малейшей возможности найти новую в маленьком городке. Чтобы не умереть с голода в это тяжёлое время, Вера Николаевна с сыном отправляется сначала в Москву, а затем переезжает в Ленинград.
«White Willows Covering White Willows»,1977 год, Акварель, чернила бумага 19 x 27,5 см, частное собрание.

Андрей Мельников с раннего детства увлекался рисованием, используя в качестве материала для своего творчества всё, что попадалось под руки. Вера Николаевна, видя несомненное природное дарование сына, не препятствовала его увлечению, а в Ленинграде даже постаралась добиться приёма его в художественную студию, подарившую ему встречу с Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным(1878-1939) — замечательным русским и советским живописцем, графиком, теоретиком искусства, писателем и педагогом.
«В гости», 1972 год, акварель бумага, 14 x 12 см, частное собрание.

В 1937 году Андрей Мыльников поступает в Ленинграде в Академию художеств на архитектурный факультет, а позже, чувствуя, что его настоящее призвание — живопись, переводится на факультет живописи. Его учителями были Игорь Эммануилович Грабарь(1871-1960) — русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог и профессор, Виктор Михайлович Орешников(1904—1987) — советский живописец и педагог, мастер портрета, профессор и доктор искусствоведения, , Борис Александрович Фогель(1872-1971) — русский и советский живописец и педагог, Владимир Андреевич Оболенский (1889—1954) — русский и советский художник-график, педагог и искусствовед, и Николай Михайлович Чернышев (1885 — 1973) — русский и советский художник и искусствовед, участник группы «Маковец», народный художник РСФСР.
«Натюрморт», 1970 год, акварель, бумага, 27,3 x 20,9 см, частное собрание.

В 1946 году Мыльников окончил институт, представив в качестве дипломной работы монументальную композицию «Клятва балтийцев» — проект мозаичного панно для неосуществлённого, к сожалению, пантеона героям-балтийцам. В дипломной работе Мыльникова ярко проявился его талант художника-монументалиста.
Тогда же к художнику приходит и первое общественное признание. Учитель Мыльникова Игорь Грабарь, сравнивая выпускную работу своего ученика с выпускной работой Великого Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира», предрёк молодому художнику большое будущее.
«Клятва балтийцев», 1946 год, Холст, масло. 206 × 526 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1948 году Мыльников оканчивает аспирантуру того же института. В дальнейшем он более 60 лет совмещает творческую и педагогическую работу в институте. Являясь профессором с 1957 года, Мыльников возглавляет мастерскую монументальной живописи и кафедру живописи института.
«Ветреный день», 1986 год, акварель, чернила, бумага 19,9 x 27 см, частное собрание

К счастью, Андрей Андреевич Мыльниклов оправдал надежды, возлагавшиеся на на него прозорливыми учителями. Художественное наследие мэтра отечественного изобразительного искусства значительно — это и монументальные росписи, и мозаики, и различные панно, а также картины, портреты, пейзажи, натюрморты, графика и скульптура. В своём многогранном творчестве Мыльников всегда следовал реалистической традиции российского и мирового искусства с ярко выраженными идеями и приёмами соцреализма.
«Зима», 1979 год, холст, масло, частное собрание.

Характеризуя творчество Андрея Мыльникова, необходимо отметить, что оно несет в себе эмоциональный заряд огромной силы. После скорбной «Клятвы», своеобразного реквиема по погибшим в годы Великой Отечественной войны советским морякам, Мыльников создаёт полотна иного смыслового содержания.
«Лето», 1950-е годы, холст, масло, Галерея Андрея Мыльникова, Энгельс

Его монументальные произведения «На мирных полях» (1950) и «Пробуждение» (1957), мастерски раскрывают тему душевного подъема, оптимизма и любви к жизни.
«На мирных полях», 1950 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Полотно художника «Прощание» (1975) посвящено переживаниям матери, провожающей сына на войну, которая в глубине души чувствует, что он может не вернуться. Обнажённый внутренний нерв полотна, остро и глубоко показанные переживания главной героини картины, никого не оставляют равнодушным при знакомстве с этим произведением мастера.
«Прощание», 1975 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Ещё одной отличительной особенностью творчества художника является поистине виртуозное владение рисунком в его картинах, сочетающееся с мастерством композиции и особым колоритом, свойственным мастерам эпохи Возрождения.
«Белая ночь», 1963 год, холст, масло, частное собрание

В большой портретной галерее, созданной Андреем Мыльниковым за долгий период его творческой деятельности, особняком стоит портрет дочери «Верочка», который по известности и популярности уступает только всемирно известному портрету В. И. Ленина на занавесе Кремлёвского Дворца съездов. Созданный летом 1964 года на даче в Мартышкино и впервые представленный публике в том же году на крупнейшей зональной выставке «Ленинград» в Русском музее, портрет сразу привлёк к себе внимание публики и художественных критиков сходством с известной работой Валентина Серова.
«Верочка», 1964 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Однако, отмечая некоторое сходство с известной работой Серова, критики, вместе с тем, отмечали индивидуальную живописную манеру, в которой портрет был исполнен. В нем отсутствовала материальная весомость, свойственная манере Серова, но зато был мастерски высвобожден цвет, являвшийся главной стихией Мыльникова.
«Верочка», 1967 год, холст, масло, Галерея Андрея Мыльникова, Энгельс

Основными произведениями Андрея Андреевича Мыльникова являются портрет В. И. Ленина на занавесе зала заседаний Государственного Кремлёвского дворца съездов, мозаичные панно станций ленинградского метрополитена «Владимирская» и «Площадь Ленина», Мозаики для Театра юного зрителя имени А. А. Брянцева, картины «За завтраком»(1958), «На мирных полях» (1950, Государственная Третьяковская Галерея), «Сёстры» (1967), «Портрет М. Дудина» (1973), «Прощание» (1975, Государственный Русский музей) , испанский триптих «Коррида», «Распятие», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979, Государственная Третьяковская Галерея), удостоенный Ленинской премии.
«За завтраком», 1958 год, холст, масло, Галерея Андрея Мыльникова, Энгельс

И вот на нём мы акцентируем наше внимание отдельно. Для многих любителей живописи настоящим критерием значимости того или иного художника является то, что при произнесении его имени в памяти сразу безошибочно «всплывают» названия двух-трёх его наиболее «цепляющих» работ. И в творческом наследии Андрея Андреевича Мыльникова – это, несомненно, триптих «Испания». Эти картины сразу и навсегда врезаются в память, стоит только с ними познакомится, и нет никакой разницы в том увидели ли вы их «в живую» или на печатной репродукции.
«Левая часть триптиха Коррида», 1979 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

Являясь в полной мере глубоко философским произведением, триптих говорит, благодаря таланту своего создателя, о тех вечных и неизменных категориях добра и зла, через которые проходит человек на протяжении всей своей жизни, о непобедимости человеческого духа, о мысли, неподвластной ни времени, ни смерти.
«Центральная часть триптиха Распятие», 1979 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

А подтверждением этих строк служит то, что испанский триптих 1979 года создания в 1981 году получил Золотую медаль Академии художеств СССР, а в 1984 году был удостоен Ленинской премии.
«Правая часть триптиха Смерть Гарсиа Лорки», 1979 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея.

В годы Великой Отечественной войны Андрей Мыльников все силы отдавал защите любимого города.. За организацию строительства укреплений Ленинграда от немецко-фашистских войск Мыльников был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Спустя много лет творческий коллектив под руководством академика Андрея Мыльникова создал мозаичные панно для мемориального зала Монумента защитникам Ленинграда на площади Победы.
«Весна», 1975 год, Оргалит, масло. 61 х 91 см, музей – заповедник А. С. Пушкина.

Андрей Андреевич Мыльников скончался после продолжительной болезни в ночь с 15 на 16 мая 2012 года на 94 году жизни. Похоронен художник был на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Могила Андрея Андреевича Мыльникова на Волковском кладбище в С-Петербурге.

В ноябре 2016 года в сквере рядом с домом на улице Мичуринской, где жил художник, был установлен бронзовый памятник в рост, изображающий мастера за работой (скульптор Валентин Свешников, архитектор Феликс Романовский.
Памятник художнику Андрею Андреевичу Мыльникову в Санкт-Петербурге.

С 19 февраля и по 2 марта 2014 года в Парадных залах Научно – исследовательского музея Российской академии художеств проходила выставка, посвященная 95-летию со дня рождения Андрея Мыльникова, выдающегося художника, одного из последних классиков российской живописи.

С 23 февраля и по 17 марта 2019 года Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской академии художеств с большим успехом прошла выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Андрея Андреевича Мыльникова,

Его произведения сегодня украшают экспозиции многих музеем нашей страны и ближнего зарубежья, в числе которых и Государственный Русский музей и Государственная Третьяковская галерея.

Однако, наиболее значительная коллекция работ мастера находится в городе Энгельсе, куда он неоднократно приезжал. Именно родному городу художник подарил коллекцию своих картин и скульптурных работ, а также старинную мебель и фарфор для создания картинной галереи в Энгельсе с условием, что сама галерея будет располагаться в доме его деда Н.А. Ухина, представляющем собой городскую усадьбу конца XIX века. Галерея А.А. Мыльникова, как филиал Радищевского музея, открылась в 2003 году.
«Зима в Михайловском», 1970, картон, масло, 33 х 40 см, галерея Андрея Мыльникова.

Все произведения этого удивительного мастера, каждый его шедевр наполнены глубоким философским смыслом, являющимся результатом многолетних размышлений, духовного труда и неустанного поиска недостижимого божественного идеала и совершенства.
«Голубой день», 1978 год, Холст, масло. 36 х 45 см, галерея Андрея Мыльникова, Энгельс

Имя этого, без всякого преувеличения великого художника – Андрея Мыльникова, стоит в одном ряду с именами классиков российской живописи Карлом Брюлловым, Ильёй Репиным, Валентином Серовым и Николаем Ге. Именно поэтому в Петербурге в наши дни активно обсуждается идея создания персонального музея Андрея Андреевича Мыльникова. Будем оптимистами, и с нетерпением будем ждать исполнения этой заветной мечты абсолютного большинства любителей живописи города на Неве.
«Тишина», Эскиз, 1986 год ,Картон, масло. 47,5 х 80,5 см, галерея Андрея Мыльникова, Энгельс

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.