Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 42. Калюта Юрий Витальевич (Yuri Kalyuta) (1957-….).

Герой очередного выпуска альманаха — Юрий Витальевич Калюта, один из наиболее ярких представителей современной российской школы живописи, действительный член Российской Академии художеств.

Проявление эмоционального романтического настроения в творчестве — отличительная особенность этого замечательного мастера современности.
Его творчество основывается на понятных каждому принципах гармонии и красоты, что совершенно естественно для художника, полностью творчески погружённого в интимный мир своей семьи и своего дома, художника, влюблённого в саму жизнь во всех её проявлениях.

Являясь учеником знаменитых мастеров Евсея Моисеенко и Андрея Мыльникова, Юрий Калюта сумел выработал собственную, узнаваемую живописную манеру, которая основывается на сознательном ограничении цветовой палитры и использовании декоративных, зачастую контрастных сочетаний с обязательными акцентами красного и черного.

Художнику самым непостижимым образом удаётся создавать мир запоминающихся образов, в первую очередь благодаря отменному мастерству композиции и цвета, артистизму передачи внешности и малейших выразительных деталей. Портреты в его исполнении, как трогательные и лиричные,так и наполненные внутренним и скрытым драматизмом, одинаково привлекают проницательностью характеристики, тонкостью настроения, многозначностью содержания.

Нам удалось вас заинтриговать?

Итак, мы начинаем…..

«Когда я задумываюсь над тем, с чего же начинается та или иная моя работа, будь то портрет, натюрморт или жанровая картина, то не всегда могу дать однозначный ответ. Иногда на первый план выходит восторг, полученный от соприкосновения с натурой, с неожиданным состоянием, освещением, поворотом головы и т.д., иногда – какие-то глубокие философские размышления и желание выразить их через образы любимых людей и предметов.».(Юрий Калюта).
«Утро», 2005 год, холст, масло, 120 х 80 см, частное собрание.

Заслуженный художник России Юрий Калюта – один из наиболее своеобразных живописцев сегодняшнего Санкт-Петербурга. В его работах новыми гранями раскрываются традиции классической живописной школы, восходящей своими истоками к Императорской Академии художеств.
«Гроздь винограда». 1999 год, 75 х 60 см, холст, масло, Частное собрание

Юрий Витальевич Калюта родился 13 июня 1957 года в Кривом Роге (Украина). В 1973 — 1977 годах учился в Одесском художественном училище имени Грекова.
«Стрижка только начата, или 10 лет СНГ», 1999 год, холст, масло, 150 x 120 см.,частное собрание.

В 1989 году Юрий Калюта окончил живописный факультет Института имени Репина, мастерская монументальной живописи под руководством профессора Андрея Андреевича Мыльникова (1919-2012). Дипломная работа — «Град Петра» (витраж для гостиницы «Санкт-Петербург»), экспонировался на Всесоюзной выставке дипломных работ выпускников художественных вузов страны.
«Непридуманный натюрморт», 2010 год, холст, масло, 70 х 100 см, частное собрание

Юрий Калюта начал свою творческую деятельность в 1989 году. После окончания ассистентуры-стажировки под руководством профессора Андрея Мыльникова в 1989 году, Юрий Витальевич начал преподавать на факультете архитектуры, затем многие годы работал в мастерских первого и второго курсов, а в последние годы руководит персональной мастерской станковой живописи, одновременно работая в статусе Профессора кафедры живописи и композиции.
«Жар», 12996 год, холст, масло, 150 x 120 см, частное собрание.

В искусстве очень большое значение имеют традиции. Эта мастерская имеет особую атмосферу и собственные давние живописные традиции. Когда-то в ней творил сам Илья Ефимович Репин, позже здесь преподавали выдающиеся русские художники-живописцы Борис Владимирович Иогансон(1893-1973) — один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, Александр Дмитриевич Зайцев (1903—1982) — российский советский живописец и педагог, Василий Васильевич Соколов(1915-2013) и Василий Филиппович Руднев(1928-2018) — замечательный советский и российский художник, профессор.
«В мастерской. Сюзанна», 2014 год, холст, масло, частное собрание.

Мировая известность пришла к Юрию Калюте на Первом Пекинском международном художественном бьеннале в 2003 году, где он получил первую премию, а в 2005 году он был удостоен уже золотой медали Российской Академии художеств.
«Золотой сон», 2002 год, холст, масло, 90 x 180 см, частное собрание.

За годы своего творчества художнику удалось создать свою собственную, уникальную и хорошо узнаваемую манеру, отличающуюся сочетанием яркого темперамента с сознательно ограниченной цветовой палитрой. Невозможно не заметить экспрессии и особой эмоциональности, наполняющей полотна Калюты благодаря использованию им контрастных сочетаний с обязательными акцентами на красный и чёрный цвета.
«Итальянские комедии. Любовный треугольник», 2014 год, холст, масло, частное собрание

Юрий Калюта любит говорить, что наибольшее влияние на его творчество оказали великие мастера прошлого Диего Веласкес(1599-1660), Михаил Врубель(1856 — 1910), Валентин Серов(1865 — 1911) и Кузьма Петров-Водкин(1878 — 1939). Любит упоминать он и фамилию мэтра румынского реализма, известного румынского живописца и графика Корнелиу Баба(1906 — 1997), психологические приёмы которого в разработке реалистических сюжетов были творчески переосмыслены Калютой и в последующем доведены до совершенства.
«Портрет Вэй», 2013 год, холст, масло, частное собрание.

Живописные полотна Юрия Калюты лишены какой бы то ни было нарочитой усложнённости, пафосности, если хотите, при том, что художник всегда особое внимание уделяет цвету, придающему им особую декоративность. Ритмическая организация изображения делает композиционные построения мастера понятными и ясно читаемыми. И, конечно, особое значение художник придаёт сюжетному построению и связанной с ней проблематике, как, впрочем, и фону, предназначение которого — внесение в картину драматического начала.
«Семейный портрет в мастерской», 2014 год, холст, масло, частное собрание

Художник влюблен в жизнь, в мир своего дома и семьи. Гармония и красота, — вот те принципы, на которых основывается творчество мастера. Духовный мир обычного человека и его познание стали главным направлением творческих поисков мастера. И здесь, как нельзя кстати оказываются отлично усвоенные уроки традиционной школы Петербургской академии художеств, в которой все обучение базируется на художественном наследии прошлого.
«Китайский сон», 1997 год, холст, масло, 150 х 120 см, частное собрание

Юрию Калюте с одинаковым успехом удаются жанровые композиции, пейзажи и натюрморты, однако, его истинное призвание — портретный жанр, в котором мастеру удаётся в полной мере выразить свою авторскую индивидуальность.
«Мелисса», 1997 год, холст, масло, 130 x 99,5 см, частное собрание.

Героями его работ становятся учителя и друзья, родные и близкие живописца, открывающие перед нами, благодаря мастерству автора, свой сложный и всегда уникальный внутренний мир, глубину и образность своих характеров.
«Портрет жены в красной шляпе», 1998 год, бумага, пастель, 63 х 48 см, частное собрание.

Каждый образ, выполненный художником на холсте, уникален. В первую очередь, благодаря мастерству композиционной и цветовой режиссуры, артистизму передачи внешности портретируемых, умелой работе с деталями.
«Миша. Моряк не плачет», 2007 год, холст, масло, 70 х 60 см, частное собрание

Портреты в исполнении Юрия Калюты глубоко лиричны, а зачастую, и полные скрытого внутреннего драматизма, всегда привлекают проницательностью характеристики, тонкостью передачи настроения, многозначностью содержания.
«Мадонна», 2004 год, 49 х 31 см, бумага, сепия, сангина, мел, частное собрание

Юрий Калюта настоящий виртуоз жанрового портрета, увлекающего его возможностью театрализации изображения. Используя холст как своеобразную сцену для своего действа, художник мастерски разыгрывает на нём динамичные мизансцены, не забывая при этом и о благодарных и внимательных зрителях, с волнением следящих за манипуляциями своего кумира и забывая при этом об окружающей часто унылой обыденности.
«Сюзанна в белом платье», 2013 год, холст, масло, частное собрание

Введение сюжетного начала и элемента игры позволяет художнику воплотить в этих работах свои представления о предназначении искусства и природе прекрасного.
«Разговор в пути», 2016 год, холст, масло, 210 х 150 см, частное собрание.

«Сусанна и старцы. Уроки композиции», 2017 год, холст, масло, 210 х 150 см, частное собрание

Его перевоплощения и своего рода путешествия сквозь пространство и время, когда герои полотен наделяются совершенно необычными для наших дней атрибутами, поражают, восхищают и заставляют испытывать настоящий восторг от невольного соприкосновения с этими художественными «чудесами»
«Автопортрет. Сон в Новогоднюю ночь», 2010 год, холст, масло, 180 х 200 см, частное собрание

Магия перевоплощения помогает ему войти в другие временный измерения и представить людей, знакомых ему, в разных образах, близких и понятных самому художнику: Клеопатра, Гейша, Автопортрет с женой, другое название — Арлекин и Пьеро, Стрижка в красной мастерской, Поединок, Автопортрет на грани веков.
«Автопортрет на грани веков», 1999 год, холст, масло, частное собрание.

Другое направление его портретного творчества — это постоянный поиск и утверждение красоты, и прежде всего, в женских образах. Удивительным лиризмом, лёгкой грустью, а зачастую и настоящей ностальгией пронизаны работы Юрия Калюты «Девушка в красном», «Девушка с кораллами», «Марина», «Мелисса», «Портрет жены в китайской шляпе», «Марина».
«Марина», 1997 год, холст, масло, 120 x 90,5, частное собрание

В его полотнах хорошо прослеживается преемственность с культурой ранних эпох, в частности, гуманистический пафос Ренессанса. Индивидуальность Юрия Калюты ярко проявляется в его графике. Очень интересны его «конструктивные рисунки», в которых он, опираясь на приемы Микеланджело, он словно собирает человеческое тело из деталей.
«Рисунок к картине «Марина»» 1997 год, бумага, сангина, уголь, 55 х 50, частное собрание.

Работы Юрия Калюты приобретены и хранятся в частных коллекциях Германии, Англии, Австралии, США, России, а так же в музеях и частных коллекциях Китая.
«Маскарад», 2016 год, холст, масло, 150 х 120 см, частное собрание

Духовный мир человека и его познание стали лейтмотивом творческого искания мастера. И здесь в свои права вступают незабытые уроки традиционной школы Петербургской академии художеств, в которой все обучение базируется на художественном наследии прошлого. В работах Калюты можно уловить преемственность разных культурных пластов, в особенности культурно-гуманистического пафоса Ренессанса.
«Одалиска», 2010 год, холст, масло, 100 х 160 см, частное собрание.

С 1991 года Юрий Витальевич Калюта является действительным членом Санкт-Петербургского Союза художников. В 2009 году ему было присвоено высокое и почётное звание Заслуженный художник Российской Федерации. С 2017 года Юрий Витальевич Калюта является действительным членом Российской академии художеств.
«Пасхальное воскресенье», 2012 год, холст, масло, 15 х 61 см, частное собрание

«Настоящее реалистическое искусство всегда в движении, всегда в поиске новых форм, только этот поиск не должен являться самоцелью…», — так говорит о своём творчестве сам Юрий Калюта. И с ним трудно не согласиться. Пожелаем же этому удивительному художнику новых творческих успехов и открытий!!
«Отдыхающий воин», 2007 год, холст, масло, 80 х 100 см, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.