Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c6e8c865811f.jpg

Выпуск 5. Иконников Дмитрий Евгеньевич(1952-2019).

«Для меня высокое искусство — это внутреннее содержание человека, который поет или пишет. Насколько он емок, настолько и высоко его искусство. Если человек плоский, как фанера, то его искусство — плоское, не объемное. Оно не отвечает гармонии устройства мира. Чем у человека больше рецепторов, нащупывающих этот мир, тем он интереснее….
Искусство — поток информации: чувств, эмоций, цвета. Вы считываете эту информацию, она может быть положительной или нет. То, что вы считываете, и есть восприятие.Картины имеют много уровней восприятия и осознания. Кто-то увидит меньше меня, кто-то поймёт, чем я живу, а кто-то может увидеть и больше меня…..»
(Дмитрий Иконников)

ZK-Q8Xavj_o.jpg

Дмитрий Иконников – известный московский художник. Созданный им узнаваемый пластический язык и уникальная авторская техника исполнения работ делает его ярким представителем современного российского изобразительного искусства.
«Собор», 1997 год, Бумага, гуашь, 80х100, Частное собрание

ikonnikov-17.jpg

Дмитрий Иконников родился в 31 января 1952 года в Мурманске В своём стремлении посвятить себя художественному творчеству Иконников определился достаточно рано. Уже с 1969 года, после окончания средней школы, будущий художник работал мастером-исполнителем в монументальном цехе Московского областного комбината художественных работ.
«Творец», 1996 год, Бумага, гуашь, 80х60, Частное собрание

ikonnikov-13.jpg

Одновременно Дмитрий Иконников посещал вечерние рисовальные классы при МГХИ имени В. И. Сурикова. Затем последовали продолжительные годы учёбы — в Московском Государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина на художественно-графическом факультете, затем — в МГХИ имени В. И. Сурикова, куда был принят сразу на II курс графического факультета при поддержке известного советского художника Е. А. Кибрика.
«Белый город». 1998 год, Бумага, гуашь, 80х100 Частное собрание

ikonnikov-51.jpg

Начало самостоятельной профессиональной деятельности Д. Иконникова было весьма успешным. В 80-х годах художник работал в области уникального и печатного плаката. Им были созданы произведения, получившие признание публики и коллег. После этого он занимался книжной графикой, проиллюстрировал ряд книг: П. Бажов «Чугунная бабушка», Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов», В. Шукшин «Охота жить», А. Афанасьев «Не любо — не слушай».
«Праздник», 2003 год, Бумага, гуашь, 106х150, Частное собрание

ikonnikov-59.jpg

Художник жил и творил в Москве, но большой интерес представляет его петербургский цикл, воспевающий Санкт-Петербург — Ленинград.
«В час раннего весеннего заката…» Бумага, авторская техника. 90 x 110 см. 2006 год

12a8d9b2813d2c9f551293095edu.jpg

Интересен жизненный и творческий путь мастера, необычна и нестандартна его собственная техника и его отношение к классическим техникам живописи. Как говорят, с уходом художника уходит целый мир… но мы все же можем заглянуть в это прекрасный мир большого художника. Посмотрим на Петербурга, каким его видел Дмитрий Иконников:
«Прогулки по воде». Бумага, авторская техника. 80 x 100 см. 2006 год

407cf24afe3f26cd86bfe2332d4a.jpg

«Мойка». Холст, авторская техника. 85 x 120 см. 2006 год

ae7414b967ad90f5db3bc003eaud.jpg

Вот как он сам рассказывал о своём знакомстве с Петербургом:
«Вид из окна». Бумага, авторская техника. 70 x 150 см. 2006 год

5ad370891f63ee796f7ded88494a.jpg

«Впервые я попал в Петербург в возрасте вполне сознательном, лет в 18–20. В те времена я уже точно знал, что меня интересует, а что нет. К примеру, я считал, что не было  для русского искусства человека вреднее, чем господин Стасов и его последователи. Вреднее, пожалуй, только Владимир Ильич, да Иосиф Виссарионович.
«Аничков мост». Холст, акрил. 120 x 240 см. 2008 год

a948b1e43a4a10d39e1e940be1ud.jpg

Не интересовали меня передвижники с их псевдо любовью к народности и грязноватой живописи, с «прямолинейным» посредственным рисованием. О Гончаровой, Лентулове, Бурлюке, Машкове, Петрове-Водкине, Борисове-Мусатове мы тогда только слышали, а посмотреть-то не давали…
«Вид на Синий мост». Бумага, авторская техника. 83 x 110 см. 2006 год, Частное собрание

fd541f6c80342141a7baf3e92bud.jpg

Поэтому в Ленинград я ехал на неделю целенаправленно — посмотреть Эрмитаж и Русский музей, ежели удастся. Дело было зимой и города я тогда вообще не видел… К десяти утра, еще темно было, я топал в музей, а возвращался оттуда уже затемно. Зато был Эрмитаж с Эльгрековскими «Петром и Павлом», Рембрандтовским залом, коллекцией импрессионистов. В Русский я тоже попал, но вынес оттуда только Серебрякову».
«Частная жизнь». Правая часть диптиха «Петербург», Частное собрание

b9f37ce7b4618e9e2c46cf1e3e0k.jpg

Только истоптав Лувр и Дорсе вдоль и поперек можно правильно оценить коллекцию Эрмитажа, что это не просто хороший музей, а один из крупнейших музеев мира, даже не смотря на варварскую распродажу шедевров, устроенную Сталиным. Те тридцать Тицианов, Веласкесов, Рембрандтов, Рубенсов, Ван Дейков, Леонардо собственно и явились основой американского всемирно известного Метрополитен музея. Но ведь еще и осталось, и сколько… Он и сейчас покруче Лувра будет, а тогда…»
«Город». Левая часть диптиха «Петербург», Частное собрание

26c1662da4fb5610973df2911fni.jpg

Нельзя не остановиться и на серии художника «Прогулки по Парижу». rjnjhfz  расказывает о Париже 2009 года, когда Иконников жил и работал в художественных мастерских Сите дез Арт — городке художников в центре Парижа.

59c872b2c94cd4c0ece1ae8cf7yt.jpg

Париж Иконникова очень созвучен его Петербургу.

eccbd3f5a3d2306431491d46b8jp.jpg

И, конечно, «Венецианская серия», раскрывающая всю глубину творческого потенциала художника:

b7e4059f48490da91cf9b325df7t.jpg

7402586b1f8ac6aa4f53e70ffb7t.jpg

Иконников на протяжении всей творческой жизни постоянно обращался к многочисленным сериям, объединявшим его работы «Город: вход со двора», «Среда обитания»,»Швея. Ткань времени», которые он показывает не только в художественном, но и литературно-эссеистическом воплощении.
Из серии «Город. Вход со двора». Метрополь. 2006 год, Авторская техника, левкас, холст 85х120, Частное собрание

53188092_2214754198773724_6168147110974717952_n.jpg

Из серии «Швея. Ткань времени». Coffee-time и «Singer», Частное собрание

53046573_2214755625440248_5841100499733970944_n.jpg

Дмитрий Иконников никогда не стремился угодить господствующим вкусам и трендам, критике и публике, но всегда находился в диалоге с художественной традицией.
«Городской пейзаж», 2002 год, Бумага, гуашь, 80х120, Частное собрание

ikonnikov-57.jpg

Его сюжетные и фигуративные композиции вполне «умещаются» в вечные жанры – пейзаж, портрет, натюрморт… Не так часто сегодня можно видеть живопись, которая обращается к зрителю на пластическом языке, равно классическом и современном.
«Парк культуры и отдыха», 2006 год, Бумага, авторская техника, 110х125, Частное собрание

ikonnikov-80.jpg

В 1989 году он стал участником морского похода на рыболовецких ботах к берегам Белого и Баренцева морей. Цикл работ «Жизнь за Полярным кругом», созданных по возвращении из этого путешествия, стал одной из отправных точек в последующем движении к наиболее полному раскрытию творческой индивидуальности мастера.
«Пейзаж с морем и белой стеной», 1989 год, Бумага, гуашь, 70х120, Частное собрание

ZK-Q8Xavj_o5c7c7d4c945d0.jpg

В 1993 году Дмитрий Иконников стал членом Международного Художественного фонда.
«Большое пиво. Воскресенье», 2001 год, Бумага, гуашь, 110х120, Частное собрание

ikonnikov-52.jpg

В 1998 году Дмитрий Евгеньевич был принят в члены Союза художников России.
«Жила-была кошка…», 1998 год, Бумага, гуашь, 100х80, Частное собрание

ikonnikov-46.jpg

Верный своему образованию графика – художник окончил графический факультет Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, – Дмитрий Иконников многие работы делал на бумаге.
«Гаражи с желтой машиной и собаками», 1997 год, Бумага, гуашь, 50х70, Частное собрание

ikonnikov-32.jpg

Это касается как его масштабных произведений, так и эскизов и рисунков. Очень важно отметить, что Дмитрий Иконников является один из немногих художников современности, у которого зарисовки являются не подготовительными, а самодостаточными произведениями.
«Козловский переулок», 1997 год, Бумага, гуашь, 50х70, Частное собрание

ikonnikov-34.jpg

В 2008 году Иконников стал член-корреспондентом Международной Академии культуры и искусства, а в 2011 году художник был удостоен звания член-корреспондента Академии Художеств России.
«Будьте здоровы!», 1997 год, Бумага, гуашь, 80х100, Частное собрание

ikonnikov-33.jpg

В последние годы произведения Иконникова не только воссоздают ситуации, которые происходили на наших глазах, но и представляют истории, которые раскрывались, а точнее – рассказывлись прямо перед нами.
«Двор с синими гаражами», Бумага, гуашь, 60х80 ,Частное собрание

ikonnikov-30.jpg

Работы Дмитрия Иконникова были отмечены многочисленными медалями и дипломами:
«Пасха», 1995 год, Бумага, гуашь, масляная пастель, 60х80, Частное собрание

ikonnikov-8.jpg

В 2007 году художнику была присуждена Золотая медаль Академии художеств России.
«Картина про красных кавалеристов». 1990 год, Бумага, гуашь, карандаш, бронза, 50х70, Частное собрание

ikonnikov-5.jpg

В 2009 году Дмитрий Иконников был удостоен Диплома и Второй премии Международного Art Salon, Grand Palais, Париж, Франция, а также Приза «Prix Maxime Juan» Фонда TAYLOR, Париж, Франция

Годом позже в 2010 году Дмитрий Евгеньевич был удостоен Золотой медали Творческого Союза художников России
«Бунт. Скоморохи», 1992 год, Бумага, гуашь, карандаш, бронза, 100х80, Частное собрание

ikonnikov-4.jpg

Иконников всегда использовал в своём творчестве авторскую технику, а для создания фактуры нередко «включал» в свои произведения разные материалы и рельефные пасты.
«Жили-были старик со старухой», 1990 год, Бумага, гуашь, карандаш, бронза, 58х76, Частное собрание

ikonnikov-3.jpg

Возникает тонкая игра с просвечивающими поверхностями, с разнообразной фактурой, напоминающей, как пишут о нём искусствоведы, то естественные неровности оштукатуренной стены, то зеркальную поверхность воды, то плотно утрамбованный песок пляжа.
«Человек с козой», 1992 год, Бумага, гуашь, 45х58 Частное собрание

ikonnikov-1.jpg

Иногда кажется, что перед вами – фрагменты неких никогда не виданных росписей на стенах не построенных зданий.
«Натюрморт на круглом столе», 2004 год, Бумага, гуашь, смешанная техника, 120х100, Частное собрание

ikonnikov-61.jpg

Дмитрий Иконников являлся участником многочисленных персональных выставок в России, Норвегии, Швеции, Южной Корее.
«Фотография на память», 2006 год, Бумага, авторская техника, 85х114, Частное собрание

ikonnikov-83.jpg

С 31.01.2017 по 19.03.2017 в Москве в Галерее ARTSTORY состоялась персональная выставка Дмитрия Иконникова. «Полёт в восходящем потоке», центральную часть экспозиции которой составили произведения, сделанные за последние два года, предшествовавшие этому событию.

52871790_2214787028770441_3603856076811796480_n.jpg

Многие из работ художника были специально подготовлены к этой персональной выставке. Большой блок включал живопись художника середины 1990-х – начала 2000 гг., кроме того, были показаны и совсем ранние, юношеские работы мастера – ещё конца 1960-х гг.

52929872_2214787055437105_6659409176847974400_n.jpg

Выставить работы последних лет – для художника, перенёсшего в 2014-м тяжёлую болезнь, которая заставила его пересмотреть многое, – было по-настоящему важным,, чтобы доказать, что в творчестве он остался состоятельным, ему было о чём говорить с собой и со зрителем.

52964816_2214787098770434_5951765172543553536_n.jpg

Об идее выставки и о своём жизненном принципе Дмитрий Иконников говорил так: «Пока ты можешь ощущать этот полёт, ты живёшь. Это состояние творчества, подъёма души. Как только я перестану летать – я умру…

53390442_2214781962104281_1991304274746802176_n.jpg

Дмитрий Иконников никогда не отгораживался от своих персонажей, а причислял себя к ним, участвуя в их «историях», будь то тяжёлые заполярные будни («Жизнь за полярным кругом», 1990) или лёгкие отражения в венецианских каналах («Отражение, 2012 год; «Моя Италия» 2015 год).
«Без названия». 2014 год. Холст, авторская техника. 130х170. Частное собрание

53421920_2214771505438660_4306604346679754752_n.jpg

«Набережная. Полдень». 1997 год, Бумага, гуашь, 55х96, Частное собрание

ikonnikov-35.jpg

А ещё «Петр и Андрей рыбу ловят, Фома помогает» (2016), «Сидящие» 1998 год, Бумага, гуашь, 100х80, Частное собрание

ikonnikov-49.jpg

«Бражники» (2002), «Сон» (2015), «Странник» (2006), «Это все рок-н-ролл» (2002) и многие другие работы, в которых автор нередко провоцирует зрителей увидеть в привычных вещах символические смыслы.
«Это всё рок-н-ролл». 2002 год, Бумага, гуашь, 110х120, Частное собрание

ZK-Q8Xavj_o5c7c6275b7489.jpg

Произведения Дмитрия Иконникова находятся в собраниях Музея современного искусства, Национальной галереи «Корея», Центральной закупочной комиссии Минкультуры, а также в частных коллекциях России, Швеции, Дании, Германии, Ирландии, США, Японии, Южной Кореи, Италии.
«Утекающая вода», 2007 год, Бумага, гуашь, 100х120, Частное собрание

ikonnikov-89.jpg

Несколько дней назад пришло трагическое известие: Дмитрий Евгеньевич Иконников скончался 27 февраля 2019 года.
Художник покинул нас, но с нами осталось его творчество, представляющее собой цельный и органичный, а главное – яркий художественный феномен, в котором соединились разновременные творческие традиции.
«Белый мост на Пятницкой». 2006 год, Авторская техника, холст, 80х100, Частное собрание

ZK-Q8Xavj_o5c7c730c2a3c9.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.