Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 34. Рыженко Павел Викторович (Ryzhenko Pavel) (1970 — 2014).

Герой очередного выпуска альманаха — Павел Викторович Рыженко, замечательный российский живописец, безвременно покинувший нас в самом расцвете творческих сил.

«Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету….И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси.» (П. Рыженко)

16 июля 2014 года наше искусство понесло невосполнимую утрату — на сорок четвёртом году жизни скончался один из наиболее талантливых живописцев нашего времени Павел Рыженко.

Он прожил недолгую, но очень яркую творческую жизнь, являя собой пример беззаветного служения любимому делу и образец для подражания художникам реалистических традиций.
Он был одним из наиболее талантливых современных художников, работающих в стиле классического реализма, что само по себе редко в художественном мире современности.
Всю свою недолгую жизнь этот удивительный художник самоотверженно работал, оставив после после себя огромное наследие и множество учеников, которые на всю жизнь сохранили в своих сердцах восхищение силой его духа и его творчеством.

Наш рассказ о нём, и это то малое, что мы можем сегодня сделать в знак благодарности нашему замечательному соотечественнику за его творчество, за его наследие, за его беззаветное служение любимому делу.

Итак, мы начинаем.

«Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа.
В живописи я придерживаюсь стиля классического реализма, наиболее глубоко отражающего суть и сам дух исторических событий, интересующих меня как художника, посвятившего свое творчество истории России.»(П.В.Рыженко)
Победа Пересвета (Поединок Пересвета с Челубеем). 2005 год, Холст, масло. 170х210 см., Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область

Павел Викторович Рыженко родился 11 июля 1970 года в городе Калуге, живописно расположившемся на обоих берегах Оки, в европейской части России. Увлечение рисованием пришло в раннем детстве, чему родители мальчика были очень рады, всячески способствуя развитию этого увлечения.
«Мой дом (Родина)», конец 1980-х годов, холст, масло, частное собрание.

Детство будущего художника прошло в родной Калуге, где с самого рождения он был окружён любовью и заботой близких.
«Осенний холод», конец 1980-х годов, холст, масло, частное собрание.

Он всегда с большой теплотой вспоминал эти годы, оставшиеся в его воспоминаниях радостью общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую он всю жизнь считал чуть ли не святой, друзьями по двору. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди.
«Шамордино», конец 1990-х годов, холст, масло, частное собрание

Творческий путь был выбран Павлом Викторовичем неслучайно — с самых ранних лет ему были свойственны живость ума и отличная память: «Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет.»
«Поле Куликово», 2005 год, Холст, масло. 150х230 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область

В 1982 году Павел поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. Школьные педагоги сразу увидели большое природное дарование своего нового ученика, жадно впитывавшего в себя новые знания и с интересом открывавшего для себя новый мир.
«Выбор веры. Святой мученик Георгий Победоносец», начало 2000-х годов, холст, масло. 150х210 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Мир, включавший в себя уютные залы Третьяковки и неповторимую сырость улочек Замоскворечья, низкое бурое небо над Москвой, дурманящие запахи масляной краски и трепетную тишину, самым непостижимым образом соседствующую с многообразием и ритмом большого современного города.
«Апокалипсис», 2013 год, холст, масло, частное собрание.

После службы в армии, в 1990 году Павел поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, где его педагогом был профессор, народный художник СССР Ильи Сергеевич Глазунов(1930-2017).
«Валаам. Пейзаж с крестом», 2001 год, холст, масло. 160х210 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Опытный наставник по достоинству оценил масштаб творческого потенциала своего студента. Он оказал неоценимую помощь молодому художнику в период его становления в эти непростые для него годы исканий, размышлений, осмысления истории своей страны и своего народа.
«Пир Ермака», начало 2000-х годов. Холст, масло. 140х200 см., Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область

Как рассказывал сам художник: «…Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать».»
«Прощание с конвоем. Триптих «Царская Голгофа»». Первая часть триптиха.. 2004 год, Холст, масло. 180х280 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Александровский дворец. Заточение. Триптих «Царская Голгофа». Вторая часть триптиха., 2004 год, холст, масло. 180х280 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Ипатьевский дом. Расстрел. (Ипатьевский дом после цареубийства)», Триптих «Царская Голгофа». Третья часть триптиха. 2004 год, холст, масло. 180х280 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной.»
«Вторая присяга (Отречение)», начало 2000-х годов, Холст, масло.Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых.»
«Сартак». Триптих «Солнце земли Русской». Правая часть триптиха. 2010 год. Холст, масло. Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Александр Невский». Триптих «Солнце земли Русской». Центральная часть триптиха, 2010 год, Холст, масло.Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Невская битва». Триптих «Солнце земли Русской». Левая часть триптиха., 2010 год, Холст, масло. Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

К моменту написания своей дипломной работы»Калка», у молодого живописца уже полностью сформировалось его идейно-духовное мировоззрение, а также пришло осознание и понимание своего творческого и художественного предназначения в искусстве — правдивый показ и освещение истории родного Отечества и формирование гордости за него.
«Преподобный Сергий Радонежский». Центральная часть триптиха.2013 год Холст, масло. Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Разбудить генетическую память своих современников — вот та поистине великая задача, которую поставил перед собой Павел Рыженко в самом начале своего творческого пути. Решению этой задачи он посвятил все годы своего творчества, на это были направлены все помыслы и все его творческие силы вплоть до последних дней жизни.
«Поле Куликово. Стояние на костях». Правая часть триптиха, 2013 год. Холст, масло. Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Павел Рыженко быстро получил всероссийскую известность после защиты своей дипломной работы — полотна «Калка», где смысловым центром композиции является связанная верёвками фигура князя Мстислава Старого, гордо стоящего напротив отдыхающего после боя монгольского воеводы. Талантливый художник, чьи картины наполнены этим несгибаемым, честным, но простым и смиренным характером, как нельзя лучше показал черты русского народа.
«Калка», 1996 год, холст, масло,175х375 см. музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область

«Калка» (фрагмент)

О своих духовных и практических исканиях художник всегда рассказывал открыто. Он открыто боготворил православную национальную идею, являясь её рупором, благовестом. «Ослябя», «Благословение Сергия», «Победа Пересвета», «Молитва Пересвета» — во всех этих образах с их непоколебимым спокойствием и рассудительностью незримо присутствует облик святого человека, нисколько не похожего на канонический иконописный образ.
«Ослябя», 2005 год, Холст, масло. 150х160 см, музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

В 2002 году Павлу Рыженко было присвоено учёное звание доцента после окончания им аспирантуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества по творческой специальности «живопись» (кафедра живописи и рисунка). По окончании академии Рыженко остался на преподавательской работе и работал последовательно на кафедре архитектуры, реставрации и композиции до 2007 года.
«Победа (Безмолвие)». Левая часть триптиха, 2013 год, Холст, масло, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

В феврале 2007 года в Центральном музее Вооружённых сил РФ открылась персональная выставка работ Павла Рыженко. Выставка прошла с оглушительным успехом, привлекла внимание не только специалистов но и многочисленных любителей живописи. Выставка получила прекрасную прессу, широко освещалась в печати. После выставки армия поклонников таланта художника заметно возросла.
«Реквием 3», 2011 год, холст, масло частное собрание

Также в 2007 году Павел Рыжкеко начал работать в Студии военных художников имени М. Б. Грекова. За годы преподавания в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1997-2007), работы в Студии военных художников им. М.Б. Грекова (2007-2014) Павел Рыженко сформировался не только как выдающийся исторический живописец, но и как мастер диорамного искусства.
«Реквием», 2011 год, холст, масло частное собрание

Под руководством Павла Рыженко, совместно с художественным руководителем студии А. К. Сытовым, группой ведущих мастеров была создана диорама — «Великое стояние на реке Угре в 1480 году», посвящённая одному из знаменательных событий в истории России.
«Реквием 2», 2011 год, холст, масло частное собрание

Необходимо отметить, что Павел Рыженко много сотрудничал с монастырями и высшими священнослужителями, занимаясь написанием для них религиозных полотен и портретов. Его последняя работа — диорама «Стояние на Угре». Заказчиком являлась Калужская Свято-Тихонова пустынь. Двадцатидвухметровая диорама была закончена незадолго до смерти художника. К сожалению, Павел Рыженко, не смог присутствовать на её открытии. Представлена диорама в монастырском музее храма в скиту на реке Угре в честь Владимирской иконы Божией Матери (верхнего) и преподобного Сергия Радонежского (нижнего) Тихоновой пустыни Дзержинского района Калужской области.
«Великое Стояние на реке Угре», диорама, 2014 год,

В октябре 2009 года открылась персональная выставка работ Павла Рыженко в художественной галерее Центрального музея Великой Отечественной войны. И вновь успех. Каталог выставки в наши дни успел стать уже библиографической редкостью.
Выставка картин П.Рыженко «Империя в последней войне» в Выставочном зале Российского военно-исторического общества

В 2014 году Павел Рыженко подарил все свои работы Российской федерации. Картины было решено разместить в музее-усадьбе «Полотняный Завод», бывшей усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе. Образная выразительность исторических полотен Павла Рыженко придают его творчеству особую важность в контексте современной истории России.
«Удар колокола». Триптих «Покаяние». Первая часть триптиха. 2004 год, Холст, масло. 70х130 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Всю свою недолгую жизнь этот удивительный художник самоотверженно работал, оставив после после себя огромное наследие и множество учеников, которые на всю жизнь сохранили в своих сердцах восхищение силой его духа и его творчеством.
«Веночек», Триптих «Покаяние». Вторая часть триптиха. 2004 год, Холст, масло. 70х130 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Большое число его полотен, созданных с начала 1990-х годов, посвящено Куликовской Битве, эпохе Николая Второго, а также Первой Мировой войне. В его мастерской находилось шесть готовых диорам, которые периодически выдвигались на выставки.
«Муравейник». Триптих «Покаяние». Третья часть триптиха. 2004 год, Холст, масло. 70х130 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Павел Викторович Рыженко скоропостижно скончался 16 июля 2014 года в Москве. Причиной смерти сорока четырёх летнего художника стал инсульт, который в двадцатом веке является преобладающей причиной смерти среди молодых талантливых людей. Отпевание покойного состоялось 20 июля в храме Всех Святых в Красном селе, а похороны — на Ждамировском кладбище в деревне Ждамирово под Калугой.
«Пасха», конец 1990-х годов, холст, масло, частное собрание

С момента смерти художника прошло уже более пяти лет но всё равно не верится, что его нет с нами. . Павлу Рыженко было всего 44 года. Он был удивительным человеком и замечательным мастером, самородком Земли Русской, которые рождаются в лучшем случае раз в 100 лет.
«Брусиловский прорыв», 2014 год, Холст, масло, частное собрание.

Мысли художника об уроках прошлого и будущего нашего Отечества, мастерски перенесённые на холст, неизменное следование традициям русской школы исторической живописи делают Павла Рыженко достойным преемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства — Василия Сурикова, Ильи Репина, Василия Верещагина, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова.
«Зонтик (Окончательный вариант работы)», 2008 год, Холст, масло. 150х320 см, частное собрание.

В июле 2015 года на территории мужского монастыря Тихонова пустынь в селе Дворцы во Владимирском скиту, где расположен музей-диорама «Стояние на Угре», был установлен бюст художника.
В Калужской области установили бронзовый бюст художника Павла Рыженко

Он был изготовлен в Студии военных художников им. М. Б. Грекова
«Когда Русский Царь удит рыбу, Европа может подождать!», начало 2000-х годов, Холст, масло, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.