Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 166. Шварцман Михаил Матвеевич (Mikhail Shvartsman) (1926-1997).

Герой очередного выпуска Альманаха — Михаил Матвеевич Шварцман— замечательный советский и российский художник, автор художественно-философской системы «Иератизм», педагог.

Михаил Шварцман родился в Москве. В 1956 году экстерном окончил Высшее Художественно-Промышленное училище (бывшее Строгановское), где учился первоначально на монументальном отделении, а затем перевелся на отделение металла. Его учителями были П. В. Кузнецов, А. В. Куприн, В. Е. Егоров.

В 1960-е годы Михаил брал заказы в издательствах, плодотворно занимался рекламой, плакатом, успешно участвовал во всесоюзных, московских и зарубежных выставках: в США, Голландии, Болгарии, Польше, Франции, Англии. Награжден рядом почетных дипломов и премий. В 1960-е годы у него зародилась концепция иератизма. На рубеже 1974 — 1975-х годов в мастерской одного из своих учеников, в Сокольниках Шварцман организовал иератическую школу живописи, просуществовавшую до 1991 года. В 1994 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась персональная выставка мастера «Михаил Шварцман. Иературы». На рубеже XX—XXI веков творчество художника приобрело широкую международную известность.

Произведения Михаила Шварцмана хранятся во многих государственных российских и зарубежных музеях и галереях, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Московский музей современного искусства, Музей искусства Авангарда (Женева, Швейцария) и многие другие мировые центры современного искусства, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Со дня его смерти прошло двадцать четыре года, но жизнь его до сих пор окружена легендами. Творчество его не имеет аналогов. Ему подражали, его цитировали, спрашивали и побаивались его мнения. У него было немало сторонников, но единомышленников он не находил даже среди них. Он никогда и никуда не спешил— смыслом его жизни была живопись» (И. Н. Маркин, коллекционер).
«Иература Без названия», 1970-е годы, доска, темпера, частное собрание.

Михаил Матвеевич Шварцман появился на свет 4 июня 1926 года в Москве, в семье коммерсанта, нэпмана Матвея Григорьевича Шварцмана и его супруги, медицинского работника Рахили Исааковны Шварцман (в девичестве — Фишман). После сворачивания в стране НЭПа в 1928 году Шварцманы подверглись преследованию со стороны властей, глава семьи был в конце 1930-х годов арестован по подозрению в антисоветской деятельности, осужден и направлен в лагерь в Нижний Тагил, где в 1942 году погиб. В связи угрозой ареста семья часто переезжала с места на место, нигде не задерживаясь подолгу.

Жили на съемных квартирах в Москве, Нижнем Новгороде. Уже после ареста мужа, Рахиль Исааковна с детьми, а у Михаила в 1928 году появился младший брат Анатолий, проживала в Подмосковье: в Челюскинской, Немчиновке, на Лосиноостровской. Страшное это было время, когда каждый день можно было ожидать ареста жены врага народа и отправки в детский дом его детей. К счастью, этого не случилось. О детских и юношеских годах Михаила достоверных сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что рисовать он начал рано, рисовать увлеченно и мастеровито, настолько, что в Немчиновке, когда Шварцманы волею случая проживали по соседству с Казимиром Малевичем, Рахиль Исааковна показала рисунки сына известному соседу. Знаменитый автор супрематизма тогда положительно оценил первые художественные опыты будущего автора иератизма.
«Growth», 1970 год, холст на доске, темпера, 100 × 75 cм, Музей авангардного искусства, Москва.

Начало Великой Отечественной войны Шварцманы встретили в Подмосковье. С приближением врага к столице в Москве и Подмосковье началась массовая эвакуация, которая коснулась и их. Семья была эвакуирована в Сызрань, где Михаил пошел работать на завод в горячий цех. Позже поступил там же в техникум тяжелой промышленности, совмещая тяжелую работу с учебой. В 1943 году удалось вернуться в Москву, где устроился работать грузчиком на вокзале, чтобы помочь матери. Позже поступил в железнодорожный техникум. В 1944 году Михаил Шварцман был призван в Красную Армию. После нескольких месяцев обучения стал сапером, службу проходил в строительном батальоне, занимался разминированием. Был ранен, долго лечился в различных госпиталях. В 1946 году в жизни Михаила произошло радостное событие — он женился. Его избранницей стала Ираида Александровна Никольская, с которой он познакомился еще до призыва в армию. В 1951 году у счастливых молодых родилась дочь Надежда.
«Давид», 1970 год, доска, бумага, темпера, 81 × 56 см., Собрание семьи Михаила Шварцмана, Москва.

После демобилизации в 1950 году Михаил Шварцман поступил на монументальное отделение Высшего Художественно-Промышленного училища (бывшего Строгановского). Позже перевелся на отделение металла, где его педагогами были Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878—1968), Александр Васильевич Куприн (1880—1960), Владимир Евгеньевич Егоров (1878—1960). Михаил учился с большим желанием. На первых курсах увлекался византийским и древнерусским искусством: фресками, иконами. Позднее изучал Сезанна, Матисса, Дерена. При установленном восьмилетнем сроке обучении он сумел экстерном закончить ВХПУ за шесть лет. Еще в училище Шварцман неустанно занимался поисками своего собственного пути в искусстве, поскольку знакомство с художественными направлениями официально принятого в те годы искусства его полностью разочаровало.
«Тайник», 1985 год, холст на доске, масло, частное собрание.

В 1957 году Шварцман переехал с семьей в город Люберцы под Москвой. Сам же устроился работать главным художником павильона «Просвещение» на ВДНХ. Два года сумел выдержать он рутину работы на выставке, отнимавшую массу времени и не оставлявшую это время для живого творчества. Занялся работой в издательствах, переключился на промышленную и книжную графику, рекламу, не переставая при этом заниматься и любимой живописью. В это время состоялось знакомство Шварцмана с известным российским художником-нонконформистом, будущей знаменитостью, Марленом Шпиндлером (1931—2003). Художников объединяло много общего, они часто вместе ходили на этюды, в музеи и на выставки, много спорили о направлениях современного искусства.
«Иература», 1988 год, доска, темпера. Из коллекции Игоря Цуканова.

В 1960-е годы у Михаила Шварцмана зародилась его концепция иератизма — обусловленной религиозно-каноническими требованиями торжественной застылости и отвлеченности композиции и трактовки человеческих фигур и лиц. В конце 1950-х годов родился первый цикл работ «Отстранение», фактически сформировавший авторскую идею, за ним был создан цикл «Лики». Эти единственные циклы фигуративных работ художника способствовали тому, что на рубеже 1960-70-х годов иератизм полностью сложился как художественно-философская система. В своем искусстве Шварцману удалось создать свою оригинальную художественную манеру — трактовку беспредметных форм как особых знаков, указывающих на духовную суть различных явлений мира. Художник придумал новое название для своих произведений — иературами, определяя тем самым их отличие как от картины, так и от иконы. Он всегда очень серьезно относился к технике живописи и используемым материалам. Как правило, это было дерево, холст, левкас, темпера. Левкас художник всегда готовил сам. После 1988 года мастер перешел к иературам большого формата, используя оргалит и темперу.
«Жар-птицы», 1963год, бумага, тушь, 35,5 х 24,5, Собрание семьи Михаила Шварцмана, Москва.

В 1966 году Михаила Шварцмана пригласили на работу в СХКБ Легпром (Специальное Художественно-Конструкторское Бюро) в качестве Главного Художника. Здесь он набрал группу из молодых художников единомышленников, и на основе своей «Иератической концепции» создал школу, занимавшуюся разработкой товарных знаков. Со временем эта группа стала известна как «школа Шварцмана». Иературы Шварцмана представляли собой художественные произведения авангардного искусства: роспись по дереву темперной краской. Как правило, это были картины почти с симметричной структурой, развитые по вертикали и крестообразно (изредка — по диагоналям), напоминавшие изображения архангелов, мистических птиц с раскрытыми крыльями, башен или, в графике, — сложных комбинаций крестов и сводов и автомобильных «развязок».

В 1974 году Михаил Шварцман организовал с группой учеников-единомышленников «Иератическую школу живописи». 12 февраля 1975 года в мастерской Анатолия Чащинского, в Сокольниках, состоялся первый школьный урок. Эта школа с разным составом и перерывами просуществовала до 1991 года.
«Зов», 1974 год, доска, холст, левкас, темпера, 100 × 75 см., Собрание семьи Михаила Шварцмана, Москва.

В 1977 году несколько работ Михаила Шварцмана были приобретены известным коллекционером Г. Д. Костаки и увезены из страны с обещанием «представить их миру». Обычно художник очень неохотно продавал свои работы на сторону, редко их экспонировал, еще реже дарил, но в этот раз решил изменить своим принципам, надеясь на признание за рубежом. Как показала жизнь, признание это пришло, но, к сожалению, гораздо позже, чем хотелось.

Только в 1983 году он впервые представил на суд широкой публики шесть своих графических иератур на групповой выставке «Акварель, рисунок, эстамп» в Московском горкоме художников-графиков, членом которого он являлся.
«Ярое око», холст, масло, 100 х 75 см., Sotheby’s. 15.02.2007 Оценка аукциона (эстимейт): 40–60 тысяч фунтов Цена: 192 тысячи фунтов.

В 1980-е годы Шварцман начал получать многочисленные предложения по организации собственной персональной выставки. В 1984 год — директор Кунстферайн в Дюссельдорфе Юрген Хартен предлагал ему выставиться в Германии, но Министерство Культуры СССР не разрешило вывоз работ мастера из Союза. Также в течение нескольких лет по инициативе директора Дойче Банка Альбрехта Мартини шли переговоры об организации выставки Шварцмана в Бохуме, в Музее Современного Искусства, но выставка, к сожалению, так и не состоялась. В 1988 году художник ответил отказом на соответствующее предложение от музея в Бостоне, так как считал, что первая выставка должна непременно состояться в России. В 1989 году Шварцман с женой посетил Германию по приглашению галереи Марины Зандман, но и здесь договоренность о выставке не была достигнута. Наконец, в 1992 году Государственная Третьяковская Галерея предложила Шварцману организовать и провести в ее стенах персональную выставку. Он согласился. Устроители выставки настояли на поименовании всех работ художника для облегчения работы с документами. Шварцман долго не соглашался, считая, что «иература вербально не именуема». Однако, он все же пошел навстречу и названия были даны условно. В 1993 году Шварцман участвовал в групповой выставке «Живу — Вижу» в Берне работами, находящимися на Западе.
«Корабль плывет», 1975 год, холст на доске, масло, 89,5 x 74,5 см., Sotheby’s. 09.06.2008 Оценка аукциона (эстимейт): 50–70 тысяч фунтов Цена: 157 тысяч фунтов.

В середине марта 1994 года в стенах Государственной Третьяковской галереи состоялась широкомасштабная, ретроспективная выставка Михаила Шварцмана «Иературы». Было представлено 68 живописных и 40 графических работ. Месячная экспозиция достаточно полно представила весь творческий путь Шварцмана. Также при жизни мастера состоялись ещё несколько выставок: в том же 1994 году в Министерстве Иностранных Дел, затем «Товарные знаки СХКБ 1964—1984 годов. Художественный руководитель Михаил Шварцман» в галерее на Якиманке, в Москве. В 1997 году в галерее «Дом Нащокина», в Москве, прошла выставка, где были представлены 34 живописных и 40 графических работ Шварцмана. В 1994 году Государственная Третьяковская Галерея приобрела у художника три живописных работы и семь листов графики. Две больших работы Михаил Галерее подарил.
«Печать», 1976–1985 годы, доска, темпера, собрание семьи Михаила Шварцмана, Москва.

Михаил Шварцман работал до последних дней жизни. 6 ноября 1997 года художник почувствовал себя плохо. В последующие дни состояние его здоровья постепенно ухудшалось, и 18 ноября 1997 года в 9 часов 25 минут утра Михаил Матвеевич Шварцман скончался. Художник был похоронен на Донском кладбище столицы. На рубеже XX—XXI веков творчество Михаила Шварцмана приобрело широкую мировую известность. Прошел целый ряд персональных выставок мастера, работы Шварцмана участвовали в групповых выставках, как в России, так и за рубежом, издавались многочисленные каталоги и книги, посвященные его творчеству. 27 декабря 2006 года в Германии, в городе Бад-Брайзиг был создан фонд художника «Shvartsman Heritge Art Foundation». В наши дни работы мастера украшают экспозиции ведущих отечественных и зарубежных музеев. Сегодня наследие Шварцмана воспринимается как одно из самых крупных и оригинальных явлений в искусстве второй половины XX века.
Памятник художнику Михаилу Шварцману. Донское кладбище, Москва. Фото 2003 года.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Шварцман И., Барабанов Е., Горохов Д., Федорова Н. «МихаилШварцман». ГРМ. СПб.: PalaceEdition. 2005.

2. Кусков С.«Иератизм» Михаила Шварцмана М.: Новости. 2011.

3. Юшкова О. На пути к новому канону // ж-л «Третьяковская галерея». 2008. № 4 (21)

4. Ромер Ф. Полное собрание иератур // Стенгазета. — 2006. — 16 ноября.

5. «Вертограды Шварцмана». М.: ММОМА, Издательство «Майер». 2016.
«Крепость главы», 1978–1987 годы, холст на доске, темпера, 105 x 105 см., Sotheby’s. 17.04.2007 Оценка аукциона (эстимейт): 80–120 тысяч долларов Цена: 204 тысячи долларов

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2022.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.