Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 165. Шоршев Акиндин Петрович (Akindin Shorshev) (1897-1991).

Герой очередного выпуска Альманаха — Акиндин Петрович Шоршев — известный советский художник-живописец, график, декоратор, педагог. Член Союза художников СССР (МОССХ, 1932). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981).

Акиндин Шоршев родился в Городце на Волге, в Нижегородской губернии. С 1921 года учился в Нижегородском художественном техникуме, в 1923 году поступил во ВХУТЕМАС в Москве. Учился у А. В. Куприна. Окончил уже ВХУТЕИН в 1930 году по мастерской А. В. Куприна.

В 1931 году Акиндин Шоршев вступил в «Общество московских художников» (ОМХ). Испытав сильное влияние А. В. Куприна, а также переосмыслив творчество французских импрессионистов, Шоршев выработал вполне узнаваемую собственную манеру. С 1937 по 1940 годы художник жил и работал в Средней Азии. В 1940 году Акиндин Шоршев вернулся в Москву и занялся педагогикой. Преподавал композицию, рисунок, живопись в знаменитой МСХШа — Средней художественной школе при Художественном институте имени В. И. Сурикова на протяжении 17 лет. Большинство его учеников — известные профессиональные художники.

В 1950—1960-е годы Шоршев много путешествовал по небольшим провинциальным городам России, создавая их удивительные пейзажи. Был участником художественных всесоюзных и республиканских выставок с 1931 года, состоял в обществе «Всекохудожник».

Произведения Акиндина Шоршева хранятся во многих государственных российских и зарубежных музеях и галереях, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, Тверская областная картинная галерея, Тульский областной художественный музей; в частных российских галерейных собраниях и коллекциях.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Городец. Солнечный день», 1956 год, холст, масло, 35,5 х 51 см., частное собрание.

«А рисунок нам вел неторопливый, внимательнейший Акиндин Петрович Шоршев. Страстно любивший свой предмет, он терпеливо, искусно и тонко прививал такую же любовь к рисунку и ученикам. На его уроках сосредоточенность была всегда полнейшая, старались вовсю. Он учил не срисовывать видимость, а рисовать в пространстве, смотреть на лист бумаги, холста, как на пространство и, рисуя лицо, чувствовать затылок, чувствовать объем…» (Валентин Сидоров, художник).
«Театральная площадь», 1963 год, холст, масло, частное собрание.

Акиндин Петрович Шоршев родился 14 ноября 1897 года в Городце на Волге в Нижегородской губернии, в простой рабочей семье. Отец его, Петр Васильевич Шоршев всю свою жизнь проработал маляром, каждый сезон подряжаясь на работу на волжские пароходы и путешествуя с ними по всей судоходной части реки. Зимние месяцы проводил дома, малярничая на зимовавших в затонах судах. Хорошо оплачиваемая работа позволяла семье не бедствовать и планировать свою жизнь.

Детство и юношество Акиндина прошло в родном Городце, одном из древнейших русских городов на Средней Волге, с конца 18-го века известном как центр деревянного судостроения, торговли зерном, выпечки знаменитых на всю Волгу печатных пряников и не менее знаменитых осенних и зимних субботних базаров, не уступавших по своему масштабу и известности Новгородской ярмарке. На этот период в Городец съезжались народные умельцы и мастера по дереву и камню со всех окрестных губерний, многие из которых оставались в городе до весны. Регулярно в городе останавливались и различные артели художников-иконописцев, выставлявших свой товар в базарные дни и выполнявшие за долгие осенние и зимние месяцы заказы на написание ликов святых для местных храмов.
«Улица вечером», 1950 год, бумага, офорт, 37,9 х 29,9 см., Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В одной их таких артелей и обучался первичным навыкам художественного письма юный Акиндин. Рисовать он начал рано, чем очень обрадовал отца, желавшего, чтобы сын пошел по его стопам. Акиндину нравилось смотреть за работой отца, нравились запахи краски и лака, которыми постоянно пахла его одежда, нравилось размачивать кисти и растирать краски. Летом глава семьи был постоянно в разъездах, но зато зимой он постоянно брал маленького Акиндина с собой на работу. Мальчик садился в углу и тихо что-то постоянно рисовал в альбоме, подаренном отцом, а по воскресеньям, когда у главы семьи был выходной, они вместе рассматривали рисунки юного художника и обсуждая нарисованное. Этот альбом Петр Васильевич показал одному из своих друзей, ходившему с артелью по волжским городам и на длительное время осевшему в Городце. Посмотрев рисунки, он согласился заниматься с молодым талантом.
«В мастерской художника», 1960-е годы, холст, масло, 91 х 100 см., Историко-краеведческий и художественный музей Тула.

Когда подошло время, Акиндин окончил в городе четырехклассное городское училище и начал помогать отцу в его работе. Октябрьский переворот в столице Шоршев встретил восторженно. Молодому государству рабочих и крестьян нужны были талантливые художники, а революция открывала перед рабочей молодежью двери в любые учебные заведения. В 1921 году Акиндин Шоршев поступил в Нижегородский художественный техникум, а двумя годами позже с комсомольской путевкой в кармане приехал в Москву поступать во ВХУТЕМАС. Одним из педагогов молодого художника в художественном ВУЗе стал Александр Васильевич Куприн (1880—1960), замечательный русский и советский живописец-пейзажист и будущий заслуженный деятель искусств РСФСР, которого Шоршев знал еще по временам учебы в техникуме.
«Переяславль-Залесский. Автобусная остановка», 1964 год, бумага, карандаш, частное собрание.

В 1921 году Куприна перевели преподавать в Москву и новой встрече со своим бывшим учеником он тоже обрадовался. В Куприне Шоршев встретил не только опытного педагога и прекрасного живописца — яркий пример для подражания, но и старшего товарища, наделенного прекрасными человеческими качествами, человека, с которым, как оказалось, его связывали общность интересов и взглядов на окружающую жизнь. Недаром их дружба растянулась на долгие годы и прервалась только в связи со смертью Александра Васильевича. Они вместе выезжали в творческие командировки в Крым и на Кавказ, работали в Бахчисарае, Судаке, Кутаиси. Куприн научил своего молодого друга разбираться в музыке, переносить гармонию и внутреннюю мелодичность в свои работы. Именно мастерскую профессора Куприна на отделении живописи в 1930 годуАкиндинШоршев успешно окончил.
«Гурзуф. Скалы у домика Чехова», 1957 год, холст, масло, 45,5 х 61 см., Историко-краеведческий и художественный музей, Тула.

После окончания института молодой выпускник остался жить и работать в столице. В 1930 году его ждал и первый большой успех — на выставке в Третьяковской галерее экспонировался его пейзаж «Горы в Судаке», а четырьмя годами позже одна из главных сокровищниц отечественного искусства приобрела его полотно «Кремль». В 1937 году Шоршев был приглашен преподавать живопись в Изотехникуме в Самарканде. Три года прожил он в Средней Азии, много путешествовал и много времени уделял творчеству, создав одни из лучших своих произведений:«Самаркандские бани» 1937, «Улица в Хиве» 1940, отражавшие культуру и быт местного народа, старую архитектуру и своеобразие местной природы.
«Самаркандские бани», 1937 год, холст, масло, 65 х 78 см., Государственном музее искусств Узбекистана, Ташкент.

В 1940 году Акиндин Шоршев вернулся в столицу и начал преподавать композицию, рисунок, живопись в знаменитой МСХШа — Средней художественной школе при Художественном институте имени В. И. Сурикова. Долгие 17 лет продлилась его преподавательская работа в МСХШа, работа, которую он всегда считал важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодежью накопленными знаниями, навыками и умением, художник сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства. Многим своим ученикам он открыл дверь в удивительный мир искусства, большинство из них со временем стали известными профессиональными художниками. Среди них знаменитые советские и российские живописцы, впоследствии определившие основные достижения в послевоенном советском и российском искусстве: К. Власова, Ю. Гусев, Г. Коржев, П. Оссовский, И. Попов, В. Сидоров, В. Стожаров, Г. Сысолятин, С. Тутунов, Э. Хохловкина и многие другие.

Несмотря на то, что педагогическая работа отнимала много сил и времени, художник продолжал заниматься активной творческой деятельностью, стремясь передавать живописную интерпретацию окружающей действительности. Ведущее место в его творчестве занимали живописные московские городские пейзажи: «Киевский вокзал перед реконструкцией» (1947), «Александровский сад» (1959), «Пушкинская улица в солнечный день» (1963), «Театральная площадь» (1963), «Москва-река стынет» (1964), «Утро на Москве-реке» (1967), «Москва-река вечером» (1969). Много времени Шоршев уделял и графике, занятиями которой никогда не прекращал. Его работы выделялись прекрасной классической школой и хорошей, уверенной техникой при передаче формы и пространства.
«Александровский сад», 1959 год, холст, масло, 103 х 117 см., Смоленский государственный музей-заповедник.

«Утро на Москве-реке», 1969 год, холст, масло, 91 х 120 см., частное собрание..

В 1950-1960 годы Акиндин Шоршев много путешествовал по России, посещая в первую очередь небольшие провинциальные городки с их устоявшимся бытом и размеренной жизнью. Результатом таких посещений стали прекрасные работы, демонстрирующие малую России во всей ее красоте и неповторимости. Это и «Городец. Солнечный день» 1956 года, и «Переславль-Залесский. Река Трубеж» 1957 года, и «Трубеж» 1961 года, и «Городецкий съезд» из серии «Городец»» 1963 года, и конечно же «Переславль-Залесский. Автобусная остановка» 1965 года. При этом многие его полотна обладают не только художественной, но и исторической ценностью. Художник разработал и активно применял при написании этих работ особую технику: добиваясь прозрачности и звучности цвета, он клал на холст тонкий слой свинцовых белил и писал по сырой «подкладке».
«Трубенж», 1961 год, холст, масло, 65 х 100 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Акиндин Петрович активно экспонировал свои работы, участвуя во многих художественных всесоюзных и республиканских выставках, начиная с 1931 года. С 1934 года Шоршев состоял в обществе «Всекохудожник». В том же году состоялась его персональная выставка в Клубе имени Загоскина Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств в Москве. Вторая персональная выставка художника состоялась уже в 1974 году в Москве.
«Портрет юноши», 1955 год, холст, масло, 54 х 48 см., Историко-краеведческий и художественный музей (Тула).

Акиндин Петрович Шоршев скончался 25 декабря 1991 года в Москве в возрасте 94 лет. Был похоронен на Введенском кладбище столицы. Сегодня полотна художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, Музейном объединении «Музей Москвы», Смоленском государственном музее-заповеднике, Тверской областной картинной галерее, Тульском областном художественном музее, Государственном музее искусств Узбекистана, а также в частных российских галерейных собраниях и коллекциях.
«Автопортрет», 1970 -е годы, холст, масло, 40,5 х 33,5 см., Историко-краеведческий и художественный музей (Тула).

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1 https://tramvaiiskusstv.ru/zhivopis/spisok-khudozhnikov/item/576-shorchev-akindin-petrovich-1897-1991.html

2 https://socrealizm.com.ua/gallery/artist/shorchev-ap-1897

3. https://artpriced.ru/biografiya/shorchev_akindin_petrovich
«У Киевского вокзала», 1947 год, бумага, карандаш, 32,3 х 50,2 см., Новокузнецкий художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2022.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.