Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 163. Даниличев Александр Тимофеевич (Alexander Danilichev) (1921-1994).

Герой очередного выпуска Альманаха — Александр Тимофеевич Даниличев — известный мастер русской реалистической школы. Заслуженный художник РСФСР. Живописец. График. Педагог.

Александр Даниличев родился в селе Жданово Крапивенского района Тульской области. В 1939—1948 годах учился в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова у С. В. Герасимова, П. П. Соколова-Скаля, И. И. Машкова.

Признанный мастер русской реалистической школы живописи, талантливый педагог, вырастивший целую плеяду известных российских художников. Участник многих всесоюзных выставок с 1950 года. Широкую известность художнику принесли произведения на историко-революционную тему, которые регулярно репродуцировались в советских журналах. Художник много работал в жанре портрета, пейзажа, натюрморта, много ездил по стране, бывал за рубежом. В 1940-е годы Даниличев работал в «Окнах ТАСС», выполнял плакаты на военные темы. С 1960 по 1994 год преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, профессором которого он являлся. Персональные выставки художника проходили в Москве (1950, 1954, 1956) и Испании (Овьедо,1995).

Произведения Александра Даниличева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова, Луганском областном художественном музее, Музее русского искусства Киева, частных собраниях России и зарубежья: Германии, Испании, США, Франции и Японии.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Александр Тимофеевич Даниличев родился 6 августа 1921 года в деревне Жданово Крапивенского района Тульской губернии в многодетной крестьянской семье. Тяжела и безрадостна была крестьянская доля в это тяжелое время на Тульской земле. Из-за засухи урожай в 1920 году в губернии был крайне низкий, и осенью в разговорах жителей Донской, Калужской, Орловской, Тульской и Челябинской губерний регулярно стало звучать страшное слово «голод».
«Ранняя весна», 1969 год, холст, масло, 100 x 50 см., Национальный музей Киевская картинная галерея.

Весной в районе в крови было подавлено крупной крестьянское восстание, вызванное недовольством крестьян продразверсткой и чрезвычайно жестоким поведением продотрядов. В 1921 году, несмотря на помощь рабочих, тульские крестьяне не смогли засеять и половины довоенных посевных площадей, а хлеба в губернии было собрано в пять раз меньше довоенного уровня.
«Сплав леса», 1953 год, холст, масло, Луганский областной художественный музей.

Родители в семье Александра все время проводили в поле, чтобы хоть как-то прокормить детей, а дети старались как можно раньше становиться помощниками родителей, чтобы не быть для них обузой. Тем удивительней было появление в крестьянской семье Даниличевых самородка, удивительно ловко переносившего на подручный материал изображения людей и животных, виды окрестных пейзажей и портреты односельчан. И это при том, что ни к искусству вообще, ни к живописи в частности, родители юного художника никакого отношения не имели. В школе увлечение рисованием у Александра окрепло настолько, что он окончательно решил учиться на художника. Поддерживала и комсомольская путевка, выданная районным комитетом комсомола талантливому молодому самоучке.
«В перерыве», 1949 год, холст, масло, Луганский областной художественный музей.

В 1939 году Саша Даниличев с первого раза сумел поступить на живописный факультет Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, обучаясь у замечательных московских педагогов тех лет: Сергея Васильевича Герасимова (1885—1964), Павла Петровича Соколова-Скаля (1899—1961) и Ильи Ивановича Машкова (1881—1944). Александру нравилось учиться в «Суриковке», а преподавателям нравился этот спокойный студент, уверенно осваивавший далеко не простой академический курс. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в выпуске легендарных трафаретных плакатов — «Окон ТАСС» («Освободители Пскова» №1028, 1944 и других). Когда пришло время выбора художественной мастерской педагога —наставника без колебаний записался в мастерскую Сергея Герасимова. Окончил ее в 1948 году с отличием.
«Крымский дворик», 1965 год, картон, масло, 50 х 70 см., Новокузнецкий художественный музей.

После окончания института Александр Даниличев остался жить и работать в столице. Творчество художника сформировалось и расцвело уже в послевоенные годы. Он пробовал свои силы в различных художественных жанрах, писал портреты, пейзажи, натюрморты, однако наибольшую известность принесли ему полотна на историко-революционной тему («Портрет В. И. Ленина», «Калинин на этапе по дороге в Олонецкую ссылку», «Комсомольско-молодежная бригада»).
«М И Калинин на этапе в Олонецкую ссылку 1904 год», 1940-е годы, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Также Даниличев неоднократно писал картины, посвященные В. И. Ленину («В. И. Ленин на III съезде комсомола», «В. И. Ленин среди молодежи»). Работы художника регулярно публиковались в виде открыток и репродукций в советских журналах тех лет.
«Есть такая партия», 1976 год, холст, масло, Самарский областной художественный музей.

Александр Даниличев был участником многочисленных всесоюзных художественных выставок, начиная с 1950 года. Также полотна мастера представляли отечественное искусство и на различных зарубежных выставках. Художник много ездил по стране, бывая в творческих командировках в самых отдаленных уголках нашей страны, знакомясь с новыми людьми, их трудовыми достижениями и часто нелегкими судьбами.
«Берег реки Оки», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

Многие из них становились героями его будущих полотен, повествуя миру о себе и своих успехах, бывал художник и за рубежом. Командировки способствовали формированию ярких индивидуальных черт в творчестве Александра Даниличева, опиравшегося на традиции отечественной реалистической школы и натурное письмо.
«Розы на окне», 1971, холст, масло, 79 х 65 см., частное собрание.

Персональные выставки художника прошли в Москве в 1950, 1954, 1956 годах и в Испании в Овьедо в 1995 году. В 1960 году началась педагогическая деятельность профессора Даниличева в родном Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.
«Портрет мужчины в кресле», 1972 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей

Александр Тимофеевич считал преподавательскую работу важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодежью накопленными знаниями, навыками и умением, художник сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства.
«Охотники», 1960 год, холст, масло, 100 x 80 cм., частное собрание.

Александр Тимофеевич Даниличев скончался 24 сентября 1994 года в Москве на 74-м году жизни. Художник был похоронен на Донском кладбище столицы. Сегодня полотна художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова, Луганском областном художественном музее, Музее русского искусства Киева, в частных собраниях России и зарубежья: Германии, Испании, США, Франции и Японии.
«Пристань на Волге», 1948 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1 А. Даниличев / [автор вступительной статьи] В. Шабельников. — Москва: Советский художник, 1968.

2. http://belghm.ru/o-muzee/kollekcii-istoriya-bgkhm/kollekcii/zhivopis/danilichev-a-t-10/

3. https://artchive.ru/artists/18473~Aleksandr_Timofeevich_Danilichev
«Подсолнухи», 1974 год, холст, масло, 80 х 99 см., Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2022.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.