Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 161. Кузин Сергей Семёнович (Sergey Kuzin) (1962-2008).

Герой очередного выпуска Альманаха — Сергей Семенович Кузин — известный советский и российский художник, член-корреспондент Российской академии художеств.

Сергей Кузин родился в городке Сасово Рязанской области СССР. С 1980 по 1982 год учился в Рязанском художественном училище, а с 1982 по 1984 год — в Суздальском художественном училище. С 1990 и по 1997 год учился в МГХИ им. В. И. Сурикова у А. Т. Даниличева, И. В. Шацского, Г. Г. Королева.

С 1984 года заведовал районной художественно-оформительской мастерской в поселке Кырен Тункинского района, Бурятской АССР. С 1988 года преподавал в детской художественной школе города Сасово. После окончания художественного ВУЗа работал старшим преподавателем Московского Государственного Областного Университета им. Н. К. Крупской. В 2008 году художник был награжден дипломом и знаком «Золотая кисть России». Сергей Кузин являлся постоянным участником международных, республиканских, областных и городских выставок.

Произведения Сергея Кузина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в собраниях многих областных и городских художественных и краеведческих музеев России и стран СНГ, а также в зарубежных галереях и частных собраниях.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Можно ли изобразить ветер, открывший дверь или передать шелест падающих листьев? Можно ли почувствовать вкус ароматных яблок, глядя на картину?» И отвечал: «Да. Можно — если она написана художником Сергеем Кузиным! Поэтичность сюжетов, лиризм пейзажей, глубина женских образов, талант и масштабность художника позволяют назвать Сергея Кузина — Есениным в живописи» (Сергей Ананьев, арт-дилер).
«Звонкий вечер. Боровск», 2000-е годы, холст,масло, частное собрание.

Он был счастливым человеком с трагической судьбой. Счастливым, потому, что всю жизнь занимался любимым делом. А с трагической судьбой, потому, что природа отвела ему до обидного малый срок пребывания на нашей прекрасной Земле. Создавая свои удивительные полотна, он писал не красками, а душой и сердцем. В этом и заключается секрет того, что его творения и сегодня никого не оставляют равнодушными. Конечно, они могут и не нравиться, их можно не принимать, но равнодушие и безразличие — это не про них. Наполненные солнечным светом, они несут зрителям радость восприятия жизни. Наделенный большим природным дарованием, художник умел видеть большое в малом, и, показывая это зрителям, превращать их в почитателей своего удивительного таланта.
«Натюрморт. Цветы, яблоки и вишня на столе», 1998 год, холст, масло, частное собрание.

Сергей Семенович Кузин родился 2 августа 1962 года в небольшой деревушке близ аккуратного городка Сасово на востоке Рязанской области, в 190 километрах от областного центра на берегу реки Цна. Удивительная по красоте окружающая природа наложила свой отпечаток на формирование художественного вкуса будущего живописца. Рисовать юный Сергей начал в раннем детстве, удивив своим увлечением и друзей-мальчишек и родителей, весьма далеких и от искусства вообще и от живописи в частности. При этом увлечению сына они не мешали, считая, что жизнь сама расставит все по своим местам, и он сам выберет свой жизненный путь.
«Натюрморт. Розы на столе», 2000-е годы, холст, масло, частное собрание.

К счастью, увлечение у юного дарования со временем не пропало, и уже в раннем детстве он почувствовал себя художником, что, в конце концов, и определило его будущее. В 14 лет он страстно и увлеченно рисовал и писал маслом. Мальчик всеми силами тянулся к искусству, перенося на бумагу и холст опыт своего общения с природой, часто выходивший за рамки обычных детских впечатлений от купания в реке, рыбалки и походов с друзьями за грибами и ягодами. Родители, видя это стремление сына к искусству и его реальные успехи в этой области, не решились этому препятствовать. Сергей экстерном окончил художественную школу, в 1982 году — Рязанское художественное училище, а в 1984 году — Суздальское художественное училище по мастерской профессора П.А. Морозова.

С 1984 и по 1988 год по распределению Сергей Кузин работал заведующим районной художественно-оформительской мастерской поселка Кырен Тункинского района, Бурятская АССР, а с 1988 по 1990 год после возвращения домой — преподавателем детской художественной школы, в городе Сасово.
«Гребнёвская церковь», 1990-е годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Педагоги в училищах с большой теплотой относились к своему молодому ученику, отдавая дань его природному дарованию, целеустремленности и большой работоспособности достойной всяческого уважения. Их советы Сергею Кузину непременно продолжить свое обучение на более высоком уровне не прошли даром — в 1990 году молодой художник отправился в столицу и с первого раза поступил на первый курс живописного факультета главной отечественной твердыни современного реализма — МГХИ им. В. И. Сурикова. Суриковский институт в Москве — мечта абсолютного большинства современных молодых художников на долгие семь лет стал родным домом и священным храмом искусства для молодого студента. Педагогами Кузина в институте выступили замечательные мастера отечественной реалистической школы А. Т. Даниличев (1921—1994), И. В. Шацский (1928—1994), Г. Г. Королев (1913—1995), А. Г. Кузнецов (1919—1974), С.А. Сиренко (р. 1956), В.М. Сидоров (1928—2021).
«Ржев. Верхний бор», 2008 год, холст, масло, 137 х 158 см., частное собрание.

Первые два года обучения в институте отводились освоению основ изобразительного искусства, а уже на третьем году обучения начинали преподавать специальность по соответствующим направлениям в художественных мастерских профессоров-преподавателей. Кузин выбрал художественную мастерскую профессора Михаила Георгиевича Абакумова (1948—2010), по которой в 1996 году с отличием окончил МГАХИ имени Сурикова. Сергей всегда с большой теплотой вспоминал своих педагогов по «суриковке», влюбленных в свою профессию и увлеченных наставников для молодых студентов. При этом наибольшее влияние на становление молодого художника оказал, конечно же, Михаил Георгиевич Абакумов, живописец тонкий и патриотичный, живший на полпути между Москвой и Рязанью и приезжавший на занятия из своей родной Коломны.
«Старый Ржев». 1990-е годы, холст, масло, 157 х 138 см., Ржевская картинная галерея.

Кузин часто бывал у своего педагога дома. Они словно дышали одним провинциальным воздухом, в прямом и переносном смысле, находились на одной волне. Как и для Кузина, провинция для его наставника не была какой-то «окраиной» или того хуже —«глушью». Они были едины в своем определении для провинции – это была родная Русская земля во всей своей естественности, торжественности и несуетности. Это их объединяло, и свои ранние работы Кузин писал, находясь под большим влиянием своего педагога и старшего товарища. Именно в Институте определилась тяга молодого художника к русской реалистической школе и к исконно русским темам в живописи.

После окончания МГАХИ имени Сурикова Сергей Кузин остался жить и работать в Подмосковье. Вместе с супругой Татьяной, тоже художником, выпускницей того же художественного ВУЗа, он купил небольшую квартиру в Одинцово, но вот переехали в нее молодые художники не сразу — Татьяне еще предстояли долгие четыре года обучения в столице. Сергей же был приглашен на должность преподавателя Московского Государственного Областного Университета им. Н. К. Крупской. В 1997 году он стал членом Творческого Союза художников России, а в 2008 году — избран членом-корреспондентом Российской академии художеств.
«Натюрморт с тыквой». 2004 год, холст, масло, 130 х 150 см., частное собрание.

После окончания института Татьяна не озадачилась собственной карьерой, а посвятила себя мужу, став его незаменимым помощником. Как впоследствии неоднократно говорил сам Сергей, большая заслуга в том, что он стал тем, кем стал, принадлежит именно его супруге Татьяне. После окончания института Кузин пробовал себя в различных жанрах, окончательно остановившись на пейзаже, натюрморте и парадном портрете. В его пейзажах почти всегда присутствует сельский дом, церковь — неотъемлемая часть облика русской природы.
Живопись Кузина всегда узнаваема, ей свойственно красочное, приподнятое восприятие мира, представление о жизни как о неком непрерывном и торжественном мире бытия…
«Натюрморт с букетом и чашкой на столе», 1990-е годы, холст, масло, Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Она индивидуальна и неповторима, неизменно сдержанно безмолвна, а ее энергия обращена к глубинным, интуитивно познаваемым сторонам бытия.
Ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства В. Прохорова так описывает творческую индивидуальность Сергея Кузина: «Творчество Сергея Кузина принадлежит к пространству русской живописной стихии. Только в русском искусстве могут сочетаться одновременно сила и лиризм, полнота чувств и недосказанность, фантазия и ощущение реальности. В этом художник продолжает традиции своих знаменитых предшественников: Константина Коровина, Федора Малявина, Абрама Архипова. Но есть в его работах свой собственный творческий почерк и особое обаяние».

Творчество Сергея Кузина воплощает в себе славные традиции московской живописной школы, которой всегда было свойственно красочное, приподнятое восприятие мира, представление о жизни как о неком непрерывном и торжественном мире бытия… У художника всегда был особый взгляд на окружающий мир, взгляд, которому свойственно тонкое восприятие бытия, неизменно торжествующее над серостью и обыденностью повседневности. Его полотна поэтичны, написаны в лучших традициях отечественной реалистической школы и обращают нас к самым глубинным вопросам окружающего мира.
«Натюрморт. Цветы на столе», 2000-е годы, холст, маслочастное собрание.

Художник много и охотно выставлялся, являлся участником городских, республиканских и международных выставок.
1992 —«Миру-Свет», посвященная Сергию Радонежскому, Манеж, г. Москва.
1993 — Всемирная выставка картинных галерей «TIAS-93», г. Токио, Япония.
1994 — Международная выставка, г. Сан-Бенедетто, Италия.
1996 — Международная выставка «Москва-Лион», Франция.
1997 — Персональная выставка, ЦДХ, г. Москва.
1997 — Республиканская выставка, посвященная 850-летию Москвы, ЦДХ, г.Москва.
1998 —«Золотая кисть-98», ЦДХ, г. Москва.
1999 — Всероссийская выставка «Вся Россия», Манеж, г. Москва.
2000—2004 — постоянные выставки, ЦДХ, г. Москва.
2000—2008 —постоянные выставки в ЦДХ.
2008 —Традиции и современность, галерея Меларус АРТ, ЦДХ Москва.

Творческое наследие Сергея Кузина обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Портрет девушки в розовой кофточке» (1991), «Молодая» (1994), «Портрет Леонардо», «Портрет Мойры» (оба — 1996), триптих «Венчание» (1996-97), «Невеста» (1999), «Жемчужный натюрморт» (2003), «Тишина» (2005), «Утро», «Звонкий вечер. Боровск» (оба — 2006), «Осень», «Лето звонкое» (оба — 2007), «Гребневский храм» (2007—2008), «Ржев. Верхний бор» (2008), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Боровск. Тёплый вечер», 2008 год, холст, масло, 158 х 138 см., частное собрание.

В середине 2000-х годов Сергей Семенович тяжело заболел. Длительное лечение, к сожалению, не помогло. 25 декабря 2008 года живописца безвременно забрал сахарный диабет. Случилось это в Москве. Ему было всего 46 лет… Сегодня его полотна хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в собраниях многих областных и городских художественных и краеведческих музеев России, США, Японии, Франции, Германии и других стран, а также в зарубежных галереях и частных собраниях России и за рубежом.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. https://www.syl.ru/article/327815/kuzin-sergey-hudojnik-radosti-i-sveta

2. https://bravedefender.ru/hudozhnik-sergej-kuzin/

3. https://kinohit.mirtesen.ru/blog/43609670739/Kak-spastis-ot-osenney-depressii-Smotrim-kartinyi-Sergeya-Kuzina

4.https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=51785
«Старый колодец», 2006 год, холст, масло, 135 х 145 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2022.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.