Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 159. Сысолятин Георгий Андреевич (Georgy Sysolyatin) (1936-2010).

Герой очередного выпуска Альманаха — Георгий Андреевич Сысолятин — известный советский и российский художник, заслуженный художник России.

Георгий Сысолятин родился в Благовещенске. В 1950—1956 годах учился в Московской средней художественной школе у Н. И. Андрияки, К. М. Молчанова и А. П. Шорчева. С 1957 по 1963 год — учеба в Московском текстильном институте у В. В. Почиталова, Ф. В. Антонова, М. В. Хвостенко, О.В.Чистякова.

Георгий Сысолятин является автором многочисленных тематических картин, портретов, пейзажей и натюрмортов. Член Союза Художников с 1964 года. Постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Работал в русских национальных традициях. Его отличает энергичная манера кладки краски на холст. В своих произведениях художник передает тонкую красоту природы, людей и городов плюс состояние человеческой души, в особой персональной манере. Приверженец реалистического метода.

Произведения Георгия Сысолятина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Музее современного искусства Российской Академии художеств, в собраниях более 50 музеев России и стран СНГ, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«У нас были два ученика, которые были настолько преданы (искусству) и настолько много работали, о которых мы не могли ничего подумать, кроме того, что они станут замечательными художниками. Это Гена Гладунов (Добров) и Гера Сысолятин. Гера отличался в живописи; у него был красивый цвет, приятные были работы» (Юрий Гершкович, график, член Союза художников СССР).
«Февраль на Суворовском бульваре», 1985 год, холст, масло, 100 х 110 см., Вологодская областная картинная галерея.

«Георгий Андреевич известен в кругу коллег, тонких ценителей настоящей живописи. Его правдивое, суровое и мощное по страстному накалу искусство элитарно, требует от зрителя подготовки, «поставленного» глаза, не банального отношения к живописи. Георгий Андреевич чуток к красоте. Она всегда для него с большой буквы и выражается не в бытовых признаках красивого, а является знаком вселенской гармонии. Но сила жизни, соединившая в его полотнах божественную благодать и земную природную стихию, неуемна, неостановима» (Ралия Мусина, искусствовед).

Георгий Андреевич Сысолятин родился 23 июля 1936 году в далекой Башкирии, в городе Благовещенске в простой рабочей семье Андрея Ильича и Александры Ивановны Сысолятиных. Родители Георгия были добрыми, чуткими и мужественными людьми, очень любившими своих детей, а у Георгия был еще младший брат. Детство Георгий провел в Уфе, жили бедно и поначалу в землянке. Рисовать Георгий начал рано, используя для этого любой подручный материал. Учиться живописи начал в 1949 году, посещая занятия в кружке рисования при местном клубе.

Георгий Андреевич всегда с большой теплотой отзывался о своем первом учителе Огородове Геннадии Васильевиче и классном руководителе Нонне Семеновне, которые сумели оценить его природное дарование и увидели в нем будущего художника. Уже через год после начала занятий в кружке, Георгий Сысолятин смог написать портрет брата, за который получил премии Дома культуры имени Калинина на районном, городском и республиканском конкурсах. Успех портрета, выполненного в сложном ракурсе, был таков, что юного художника пригласили в Москву сдавать экзамены в Московскую среднюю художественную школу.
«На озере Лача», 1892 год, холст, картон, масло, 50,5 х 70 см., Белгородский художественный музей.

Шесть лет с 1950 и по 1956 год продолжалась учеба Сысолятина в Московской средней художественной школе у Н. И. Андрияки (1905—1977), К. М. Молчанова (1906—1980) и А. П. Шорчева (1897—1991). После окончания МСХШ он дважды поступал в знаменитую «суриковку», но оба раза неудачно — не набирал необходимых баллов. В 1957 году Георгий Сысолятин поступил в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Там на него обратил внимание декан факультета, замечательный художник и педагог Василий Васильевич Почиталов (1902—1973), незадолго до этого уволенный из Суриковского института и МСХШ.

Сам Сысолятин считал встречу с художником Василием Васильевичем Почиталовым «самой большой удачей в своей жизни», при этом необходимо отметить, что Почиталов был камерным художником, а Сысолятин, позаимствовав у своего знаменитого учителя склонность к многоцветности, стремился к вселенскому размаху. Любимым художником Сысолятина был Врубель и это многое объясняет. Почиталов стал главным учителем Сысолятина. Он заметил, оценил его работы, взял в ученики, научил творить в незабываемой почиталовской живописной системе — «не просто отражать природу, а жить в ней, растворяться в ней и как следствие передавать исключительно ее красоту». Именно благодаря Василию Васильевичу Сысолятина с теплом приняли в среду его многочисленных учеников, художников старшего поколения — Э. Браговского (1923—2010), В.Гаврилова (1923—1970), Г.Коржева (1925—2012), В.Сидорова (1928—2021), И.Сорокина (1922—2004), В.Стожарова (1926—1973), А.Суханова (1924—1995) и других, относившихся к творчеству своего молодого коллеги строго, но справедливо.
«Москва, Рабочий рай», 1970 год, оргалит, масло, 78 x 89 см., частное собрание.

После окончания института Георгий Сысолятин остался жить и работать в столице. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал пейзажи, портреты, многофигурные композиции, натюрморты, интерьеры, которые неизменно обретали у художника точное авторское видение, самобытность и почти исповедальное обращение к зрителям. Густая, пастозная, насыщенная и напряженная живопись Сысолятина отвечала характеру его творчества — страстности, упоительной силе, кажущейся стихийности при создании совершенно определенных, точно осмысленных и бескомпромиссных, образных решений. Постепенно художник стал отдавать предпочтению пейзажам, которые писал чаще чем натюрморты: лес, берег озера, деревенскую улицу (у него была мастерская в деревне Рюмниково Ярославской области, куда он любил приезжать вместе со своим другом, другим известный художником Гелием Коржевым).

Художник запомнил совет замечательного пейзажиста Николая Ромадина: «Если хочешь стать художником, поезжай в деревню и пиши с натуры». Сысолятин так и сделал. Многие его работы написаны в деревне Рюмниково Ярославской области, под Ростовом Великим, на берегу озера и в лесу. Деревня, где был дом у Сысолятина, вдохновляла художника своими пейзажами. В деревню Сысолятины ездили всей семьей, дом был просторным, светлым, но что-то в нём не хватало — «по замыслу художника». И тогда Георгий начал немыслимое — на стенах деревянного дома стали один за одним появляться деревенские персонажи, в постоянном движении, узнаваемые лица, выхваченные характерные жесты. Живописец умел чувствовать пульсацию биологических токов природы и стремился средствами живописи донести это до зрителя. Сысолятин был удивительным живописцем, способным свои мысли и чувства достоверно выражать кистью и красками. Любимым его приемом было, переписав несколько раз живописный фрагмент, срезать мастихином слои, в результате чего цвет еще более усложнялся, и каждый квадратный сантиметр полотна становился еще красивее.
«Зима в Рюмниково», 1990-е годы, картон, масло, Узловский художественно-краеведческий музей.

Сысолятин старался работать в русских национальных традиция, являлся приверженцем реалистического метода. Его сильное, мощное и темпераментное письмо, колористические решения не спутаешь ни с каким другим. Его живопись отличается энергичной манерой кладки краски на холст. В своих произведениях художнику удавалось передать тонкую красоты природы, людей и городов плюс состояние человеческой души, в особой персональной манере. Искусство Георгия Андреевича Сысолятина происходит из движения его души, ее отзывчивости и причастности ко многому, а полученное мастерство, хорошая живописная школа являются инструментом для выражения тех сильных чувств, которые переполняют художника. Пейзажи Сысолятина многообразны как сама природа. Но это не виды, а, скорее, состояния, которые соотносимы с сильными эмоциями и переживаниями.

В 1964 году Георгий Сысолятин был принят в члены Союза художников СССР. В 1990-е годы его часто приглашали преподавать, читать лекции, обмениваться опытом в страны Азии — Корею, Индию… Во время одной из таких поездок в результате болезни художник частичную потерял подвижность кистей рук, не могущий физически уже держать кисть — он воспользовался «рецептом» китайских мастеров — писал пальцами. «Чжитоухуа» (сокр. «чжихуа») — живопись пальцем, имеет 300-летнюю историю и неизменно включается в китайские исторические своды живописи. Построена на последовательной и системной замене обычной волосяной кисти пальцами художника. Требующая отточенного мастерства живопись пальцем предполагала необходимую подготовку в области обычной живописи кистью.

Сысолятин много экспонировал свои произведения на различных художественных выставках, за что был удостоен более, чем 30 дипломами. В 2005 году художник был награжден «Золотой медалью» Академии художеств РФ. Персональные выставки художника состоялись в 1987 и в 2007 годах в Центральном Доме Художника в Москве, и в 1997 году в Российской Академии Художеств. Сегодня Сысолятин — значимое имя в отечественной живописи второй половины XX века. Он был мастером универсального дарования, его реалистические произведения всегда отличала крепкая школа, высокий профессионализм живописца.

Художник работал до самой своей кончины. В последние годы после двух перенесенных инфарктов тяжело болел. У него не сгибались пальцы, и он уже не мог держать кисть. Писал пальцами и ладонью. Георгий Андреевич Сысолятин скончался 13 августа 2010 года у себя дома в Москве. Сегодня произведения художника находятся в 53 музеях страны, включая Третьяковскую галерею, Академию художеств и Русский музей. Его работы пополнили музеи и частные коллекции Австралии, Канады, Словакии, Франции, Финляндии, Южной Кореи и Японии, а также стран ближнего зарубежья.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников / Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005 г.

2. Анохин М. От декоративности — к красоте правды//Московский художник. 1987. — № 22.

3. Васильев Е. Под скальпелем природы и искусства (Серебряные сумерки Георгия Сысолятина) // Культура. — 2000. — № 12.

4. Г. А. Сысолятин. — М.: Советский художник , 1986. — (Московские художники).

5. Г. А. Сысолятин. Живопись. Графика. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1987.

6. Георгий Сысолятин. Живопись. — М., 1998.

7. Гриншпун Л. В. Персональная выставка произведений Георгия Сысолятина // Мир живописи. — 2000.— № 1-2.
«Гроза уходит», 1993-1999 годы, оргалит, масло, 85,5 х 108 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.