Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 155. Оссовский Пётр Павлович (Peter Ossovsky) (1925-2015).

Герой очередного выпуска Альманаха — Петр Павлович Оссовский— известный советский, российский художник-живописец. Народный художник СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1985).

Петр Оссовский родился в селе Малая Виска Зиновьевского округа Одесской губернии Украинской ССР. В 1944 году окончил Московскую среднюю художественную школу. В 1944—1950 годах учился в Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова в мастерской профессора С. В. Герасимова.

С 1954 года Оссовский начал принимать активное участие в художественных выставках, но наиболее известен он стал в 1956 году, после вступления в Союз художников СССР. Художник работал в так называемом «суровом стиле», изображающем жизнь без прикрас и сентиментальности, присущей иным художественным произведениям. Всю свою творческую жизнь художник создавал одно эпическое повествование, посвященное знаменательным датам в истории России, ее героическим и трагическим страницам, русским людям и родной земле, которую он открыл для себя на древней Псковщине, напоенной глубокой истинной красотой и суровым былинным величием.

Произведения Петра Оссовского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Псковской картинной галерее, в крупных региональных музеях, в частных и государственных коллекциях России, Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Словакии, Италии, Испании, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля, Венесуэлы.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Суровый стиль» в живописи — течение, возникшее на рубеже 1950—1960 годов. Вдохновившись революционной советской живописью 1920-х годов, итальянским неореализмом и мексиканским монументализмом, Гелий Коржев, Виктор Попков, братья Смолины, Таир Салахов, Николай Андронов, Петр Оссовский и другие создавали обобщенные, лаконичные и выразительные произведения. Художники этого направления воспевали судьбу простого человека, его волю и энергию. Их манере письма характерна экспрессивность, композиция с острыми линейными ритмами, колористическая сдержанность с лапидарными цветовыми пятнами» (А. Фомирякова, искусствовед).
«Улица», 1956 год, холст, масло, Псковская картинная галерея.

«Я не природный талант. Я талант, ограненный упорным трудом на всю созидательную жизнь» (П.П.Оссовский).
«Набатный колокол России», 2003 год, холст, масло, частное собрание.

Петр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в небольшом селе Малая виска Зиновьевского округа Одесской губернии Украинской ССР в семье поляка и казачки. Первые шесть лет своей жизни Петр прожил в Украине, которую с детства полюбил всем сердцем, и о которой впоследствии говорил: «Моя Родина —Украина», его связь с ней никогда не прерывалась, «впечатления раннего детства так сильны в моей памяти, что я вспоминаю события того времени с поразительной ясностью, которая не исчезает с возрастом».
«Изборск», 1985 год, картон, масло, 59 x 99 см., Киевский национальный музей русского искусства, Украина

В 1931 году, когда по всей стране развернулась компания по борьбе с врагами молодой советской республики, всякого рода шпионами, саботажниками и контрреволюционерами, глава семьи был обвинен в том, что он на самом деле являлся затаившимся скрытым врагом, белополяком и контрреволюционером. Обвинения были очень серьезными, грозившими немедленным арестом в то тревожное время. Семье пришлось в срочном порядке покинуть насиженное место и переехать в Нижний Новгород, а через два года в Москву.
«После бури на озере», 2008 год, картон, масло, частное собрание.

Рисовать Петр начал рано, хотя семья мальчика была далека от искусства. Тяжелая жизнь, выпадавшие невзгоды и переезды, равносильные пожару, не охладили его увлечения рисованием, а школьные учителя неоднократно отмечали его природное дарование. В 1939 году Петр Оссовский успешно сдал вступительные экзамены в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). МСХШ была создана по инициативе художников И.Э. Грабаря (1871—1960), К.Ф. Юона и С.В. Герасимова (1885—1964) и имела своей целью повышение уровня образования подрастающего поколения в профессии. Перед войной школа располагалась на Каляевской, а затем на Переяславской улицах.
«Три поколения», 1959 год, холст, масло, 73 х 97 см., Киевский национальный музей русского искусства.

В МСХВ Оссовский учился у Василия Почиталова (1903—1973) — непререкаемого авторитета всех учеников. Начало Великой Отечественной войны юный художник встретил в столице. 25 сентября 1941 года вместе с последней группой педагогов и воспитанников МСХШ была эвакуирована в Башкирию, в село Воскресенское, где силами педагогов и учащихся школы постепенно был налажен быт и регулярные занятия в школе. В 1943 году Петр Оссовский вместе с педагогическим коллективом и учениками школы вернулся в столицу и поступил на первый курс Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Шесть лет продолжалась учеба талантливого паренька из далекой украинской глубинки в ведущем художественном ВУЗе страны. Его педагогами в МГХИ им. В.И. Сурикова на разных этапах обучения выступили у С. В. Герасимов (1885—1964), Н. Х. Максимов (1892—1979), Д. К. Мочальский (1908—1988), С. Н. Костин (1918—1972), И.И. Чекмазов (1901—1961), В. В. Фаворский (1886—1964). В 1950 году Оссовский окончил МГХИ им. В. И. Сурикова (мастерская С.В. Герасимова).
«Италия зимой», 1991 год, картон, масло, частное собрание.

С 1954 года Петр Оссовский начал активно принимать участие в различных художественных выставках. Выставлялся совместно с Д. Жилинским, В. Ивановым, Г. Коржевым. По утверждению самого Оссовского особую роль в его формировании как художника сыграл живописец и талантливый педагог С. В. Герасимов. Не одно поколение молодых художников было поощрено Герасимовым в стремлении изображать жизнь без прикрас, фальшивого блеска и слащавой сентиментальности. Характерной особенностью творческого метода Петра Оссовского является его работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал. Серийность позволяла художнику «высказаться», донести свою мысль о связи поколений, о преемственности ценных духовных, моральных качеств народа.
«Пейзаж с лодками», 1973 год, холст, масло, частное собрание.

Петр Павлович Оссовский очень любил путешествовать. Обращает на себя внимание тот факт, что совсем немногие художники, современники Петра, могли похвастаться таким списком посещенных зарубежных стран: Италия, Великобритания, Мексика, Куба и многие другие. Путешествия являлись неотъемлемой частью его творческой жизни — Петр Павлович не просто открывал для себя новые страны, с ним всегда был карандаш и бумага. Будучи подлинным интернационалистом, он понимал душу другого народа. Так, во время посещения Мексики, он изучал творчество местных артистов, изучал язык и даже знал некоторые мексиканские песни. В 1961 году Оссовский совершил творческую поездку на Кубу и в Мексику. В 1963 году был награжден Серебряной медалью АХ СССР за серию работ «Куба».
«Панорама Гаваны»(из серии работ «Куба»), 1963 год, холст, масло, частное собрание.

Далее свое творчество Петр Павлович Оссовский посвятил созданию масштабного эпического повествования, посвященного знаменательным датам России, героическим и трагическим страницам истории Руси. Важно отметить, что зрелый стиль Петра Павловича характеризуется лаконичностью композиционных построений, сдержанностью выразительных средств, эпической силой образов. Оссовский обыкновенно работал циклами. В 1960-х он приступил к созданию одного из наиболее известных своих циклов — «Псковского цикла», в который вошли жанровые картины («Рыбаки Псковского озера», Государственная Третьяковская галерея, 1966—1975); портреты («Псковитянка», Пензенская картинная галерея, 1974); пейзажи («Псковский кремль», 1975). Искусство Петра Оссовского всегда было глубоко национальным и в то же время обращенным ко всем людям разных стран.
«Дорога к храму», 2005 год, холст, масло, частное собрание.

Многое в творчестве Оссовского связывало его с Псковщиной. В общей сложности художник прожил в Псковской области более сорока лет. Он обращался к ее прошлому, создавая исторические композиции: «Пушкинская элегия» (триптих, 1980-1984), «Дорога к храму» (1989). В 2012 году в связи с празднованием 1150-летия основания города-крепости Изборска, одного из древнейших русских городов, защищавшего северные рубежи Руси от многочисленных нашествий с Запада, Петр Оссовский создал росписи Изборской палаты. Эти росписи, посвященные русской словесности и православной вере, явились достойным завершением многолетней художественной жизни мастера на исторической псковской земле.
«Храм на озере», 1985 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Персональные выставки художника проходили в Москве (1964, 1978, 1983, 1985), Польше (1965), Италии (1966), Чехии (1975), Словакии (1975), Финляндии (1984), в Украине (1986), в Германии (1987), в Испании (1992). В 1996 году персональная выставка живописи и рисунка Петра Оссовского проходила в Российской Академии художеств. Художник был награжден орденами «Знак Почета», «Дружбы», орденом Почета, орденом «Кирилла и Мефодия» 1-й степени (Болгария), золотой медалью Российской Академии художеств и золотой медалью Итальянской академии искусств.
«Возвращение домой», 1969 год, холст, масло, 45 х 53 см., Кировоградский областной художественный музей

Петр Павлович Оссовский скончался 1 августа 2015 года в Пскове, был похоронен в Изборске на Труворовом городище. Сегодня работы художника представлены в экспозициях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Национального художественного музея Украины, Киевского национального музея русского искусства, Донецкого областного художественного музея, Одесского областного художественного музея, Харьковского художественного музея, Кировоградского областного художественного музея, Национального художественного музея Республики Беларусь, в других музеях, галереях, частных собраниях России, Украины и дальнего зарубежья.
«Мексика. Полдень», 1960-е годы, картон, масло, 43 х 30 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Шелихова С. Сокровища русского искусства. Сочинский художественный музей. — М.: Белый город, 2006.

2. Оссовский Петр Павлович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

3. Рожнова О. В. П. П. Оссовский. Живопись. Графика. М., 1978.

4. Бестужева С. К. П. Оссовский. М., 1987.

5. Манин В. С. Русская живопись XX века. 1, 2, 3 том. — СПб.: Аврора, 2007.
«Солнце над Красной площадью», 1995 год, холст, масло, 120 х 172 см., Кировоградский областной художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.