Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 153. Коржева Кира Владимировна (Kira Korzheva) (1923-2007).

Герой очередного выпуска Альманаха — Кира Владимировна Коржева — известный советский и российский художник, живописец.

Кира Коржева родилась в Москве. В конце 30-х — начале 40-х годов XX века училась в Московской средней художественной школе под руководством В. В. Почиталова, привившего молодой художнице основной принцип творчества: «Надо не отражать природу, а жить в ней». После войны училась в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикована отделении живописи.

Писала портреты, пейзажи, натюрморты, однако, портретов, написанных Кирой в различные годы, немного по сравнению с пейзажами и натюрмортами. Натюрморт был близок Коржевой с самого начала творчества и фактически до последних дней ее жизни. С 1964 года она была членом Московского союза художников и постоянным участником Московских и Всероссийских художественных выставок. Кира Коржева являлась ярким последователем русской реалистической школы живописи. В своих натюрмортах особое внимание художница уделяла цветам, в особенности полевым, их она изображала во всем многообразии формы и цвета. Работы Коржевой отличаются богатством палитры, с помощью которой художнице удавалось передавать радость бытия.

Произведения Киры Коржевой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, во многих крупных музеях России и СНГ, а также в многочисленных частных коллекциях в России и за ее пределами.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Способность изобразить привычное и реально зримое часто освобождает художника от внешнего беспокойства и решения сиюминутных проблем, позволяя сосредоточиться на самом процессе живописи. Глядя на портреты, пейзажи и натюрморты Киры Владимировны Коржевой, убеждаешься в спокойном и несуетном характере ее искусства. Талант созерцания, позволяющий глубоко погрузиться в окружающую природу среднерусского пейзажа и тихую жизнь вещей и цветов, психологические точные выразительные портреты друзей и близких — вот тот живописный мир, который долгие годы питал ее творчество» (Вильям Мейланд, искусствовед).
«Полевые цветы в синем кувшине», 2001 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Кира Коржева является ярким последователем русской реалистической школы живописи. В портретах ей удавалось тонко уловить образ человека, в пейзаже она выражала как красоту русской природы, так и поэтичность старой Москвы, а в натюрморте особое внимание художница уделяла цветам. Главная ее любовь — полевые цветы, их она передавала во всем многообразии формы и цвета.
«Чайный натюрморт», 1957 год, холст, масло частное собрание.

Кира Владимировна Коржева (в девичестве Бахтеева) родилась 12 октября 1923 года в Москве в семье, далекой и от искусства вообще, и от живописи в частности. Рисовать начала рано, демонстрируя хорошую технику и очевидное мастерство. Родители увлечению дочери не препятствовали. В 1939 году она успешно сдала вступительные экзамены в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). МСХШ была создана по инициативе художников И.Э. Грабаря (1871—1960), К.Ф. Юона и С.В. Герасимова (1885—1964) и имела своей целью повышение уровня образования подрастающего поколения в профессии. Перед войной школа располагалась на Каляевской, а затем на Переяславской улицах.
«Флоксы», 1988 год, холст, масло, частное собрание.

В МСХВ училась у Василия Почиталова (1903—1973), которого впоследствии считала своим главным учителем. Опытный педагог быстро оценил природное дарование своей молодой ученицы, много занимался с ней индивидуально, заслуженно считая Киру одной из наиболее одаренных своих учениц. Именно он привил молодой художнице основной принцип творчества: «Надо не отражать природу, а жить в ней». Талант созерцания, способствующий глубокому проникновению в хрупкую природу среднерусского пейзажа, раскрывающий тихую жизнь вещей и цветов, точный и острый психологизмпортретов пронизывали работы Киры Коржевой на всем протяжении ее творческого пути.
«Цветок», 2005 год, холст, масло, частное собрание.

Начало Великой Отечественной войны Кира Бахтеева встретила в столице. 25 сентября 1941 года вместе с последней группой педагогов и воспитанников МСХШ была эвакуирована в Башкирию, в село Воскресенское, где силами педагогов и учащихся школы постепенно был налажен быт и регулярные занятия школы. В эвакуации она познакомилась со своим будущим мужем, тоже учеником школы, Гелием Коржевым. Вот как вспоминал это тяжелое время сам Гелий Коржев:«Учеба началась в конце осени 1941 года с большим трудом. Не было красок, холстов, бумаги, мольбертов и т.д. Часть педагогов ушла на фронт, и пришлось заново формировать состав учителей… Ребята стали осваивать новую натуру — образы жителей деревни, сельские пейзажи, которые начинались сразу у дверей общежития. Головы юных художников кружились от восторга перед красотой природы. До конца своей жизни Кира Бахтеева пронесла эту любовь к деревне, где каждое время года было по-своему прекрасно».
«Лилии», 2003 год, холст, масло, частное собрание.

В 1943 году Гелий и Кира вместе с педагогическим коллективом и учениками школы вернулись в столицу, а в 1944 году одновременно стали студентами Московского художественного института имени В.И. Сурикова. В 1946 году молодые скрепили свой союз узами законного брака и прожили вместе 61 год. Это был очень счастливый союз, способствовавший творческому развитию двух замечательных живописцев. В отличие от своего мужа, в 1946 году Кира неожиданно для многих оставила занятия в художественном ВУЗе и поступила на первый курс актерского факультета Московского государственного театрального института, который успешно окончила в 1952 году. Что заставило ее тогда столь резко поменять свои жизненные интересы, она и сама не могла впоследствии объяснить, тем более что от актерской карьеры она отказалась и вернулась к живописи.
«Детский праздник», 2005 год, холст, масло, частное собрание.

Если в ранних работах Коржевой явно прослеживаются типичные ученические постановки с преобладанием приглушенного колорита и осознанным стремлением передать объединяющую все предметы световоздушную среду, то в дальнейшем в 1950-е и последующие годы ее цветовая палитра становится все более активной с явным ростом интереса к декоративному началу. Появляются натюрморты, написанные на открытом воздухе — «Цветы на солнце» (1957), «Васильки» (1975) — или на фоне окна и открывающегося за ним пейзажа — «Дикая рябина» (1996), «Полевые цветы» (1996).
«Розы на синем фоне». Последняя работа. Май, 2007 года, холст, масло, частное собрание.

Знакомясь с творчеством художника, постепенно понимаешь, что драгоценность каждого мгновения жизни — вот скрытый смысл ее живописи. Пейзаж, натюрморт, портрет — органично сосуществуют друг с другом в творчестве Киры Владимировны. Богом данное чувство цвета, колорита делают ее холсты уникальными произведениями живописи, настоящими шедеврами.
«Портрет девушки», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

В творчестве Коржевой пейзаж, натюрморт и портрет органично сосуществуют друг с другом, составляя своего рода триединство восприятия окружающей жизни. Художник пишет то, что хорошо и давно знает, не опасаясь многократного повторения того или иного пейзажного мотива за окном мастерской или тщательно выстроенного предметного ряда на столе. При этом, количество портретов, написанных Коржевой в разные годы, невелико по сравнению с пейзажами и натюрмортами.
«Портрет Н. Сапожниковой», 1968 год, холст, масло, частное собрание.

Именно натюрморт был близок Коржевой с самого начала ее творчества и практически до последних дней ее жизни. Натюрморты, написанные на «открытом воздухе» — «Цветы на солнце» (1957), «Васильки» (1975), «Дикая рябинка» (1995), «Полевые цветы» (1996) наполнены декоративностью, а поздние работы «Розы на голубом фоне» (2002), «Цветы и фрукты» (2003), «Розы на синем фоне» (2007) удивляют праздничной колористической силой. Начиная с конца 1980-х, в 90-е и последующие годы полотна Коржевой наполняются простыми полевыми цветами и травами, роскошными букетами роз, лилий, гладиолусов. Красочный мир цвета и свободных растительных форм полностью овладевает к этому времени воображением художницы и становится для нее средоточием прекрасного.
«Дикая рябинка», 1995 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Кира Владимировна Коржева скончалась 9 июня 2007 года в Москве и была похоронена на Ваганьковском кладбище столицы. Сегодня произведения члена Союза художников России с 1964 года и постоянного участника всероссийских и московских выставок Киры Коржевой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, во многих крупных музеях России и СНГ, а также в многочисленных частных коллекциях в России и за ее пределами.
Могила Киры Владимировны Коржевой на Ваганьковском кладбище столицы.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Коржева Кира Владимировна (1923—2007). Живопись: Каталог выставки произведений (май — июнь 2008). — М., 2008.

2. Г. М. Коржев: Художник и время: Альбом/ Авт. вступ. ст. Н. Баркова. — М.: Сов. художник, 1976.

3. Серия альбомов «Русские художники»: К. Коржева/Шаньдунское художественное издательство, 1999.

4. Манин В. С. Русская живопись XX века. 1, 2, 3 том. — СПб.: Аврора, 2007.
«Портрет девочки», 1973 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.