Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 152. Коржев Гелий Михайлович (Geliy Korzhev) (1925-2012).

Герой очередного выпуска Альманаха — Гелий Михайлович Коржев — известный советский, российский художник-живописец, педагог. Академик АХ СССР (1970; член-корреспондент, 1962). Народный художник СССР (1979).

Гелий Коржев родился в Москве. Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944—1950) у С. В. Герасимова.

Искусствоведы считали Коржева представителем «сурового стиля», однако сам художник имел другое мнение. Он в совершенстве обладал техническими навыками для создания своих эмоциональных, выразительных работ, рисуя в реалистичной манере, однако разработав собственный стиль и почерк. Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Член Союза художников СССР. Первый секретарь Союза художников РСФСР (1968—1975).

Произведения Гелия Коржева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в большинстве крупных музеев России и СНГ, в собрании Музея Русского искусства в Миннеаполисе (США), в Институте русского реалистического искусства, а также в частных коллекциях в Германии, Италии, Франции, Чехословакии, Японии, США.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу» (Гелий Коржев).
Серия «Опаленные огнем войны»: «Мать», 1967 год, холст, масло, 200 × 223 см., Государственная Третьяковская галерея (Москва).

Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве на Пятницкой улице, 43, в семье архитектора Михаила Петровича Коржева и учительницы Серафимы Михайловны Коржевой. Михаил Петрович Коржев, ученик Алексея Щусева являлся ярким представителем советского авангарда в архитектуре и одним из основоположников советской ландшафтной архитектуры. Не будет преувеличением сказать, что практически все бульвары, парки и прочие крупные памятники ландшафтной архитектуры в Москве (Центральный парк культуры и отдыха, Главный ботанический сад, Измайловский парк, Лефортовский парк, Водный партер в Химках, парковый ансамбль МГУ на Ленинских горах и др.) были созданы при участии Михаила Петровича Коржева, где он выступал либо как соавтор, либо как руководитель проектов.
«Заложники войны.(Живой заслон)», 2005 год, холст, масло, частное собрание.

Серафима Михайловна Коржева, в девичестве Чувелева была коренной москвичкой, преподавала русский язык и литературу в гимназии и оказала колоссальное влияние на образование детей, коих в семье было трое: Гелий, Ветта и Эльдина. Коржевы имели дворянские корни, что в те годы в молодом государстве победившего пролетариата не принято было афишировать. Дед художника, Петр Васильевич, приятельствовал с Львом Толстым, сочинял музыку и писал картины на любительском уровне, будучи по профессии архитектором-землеустроителем, занимавшимся железными дорогами.
«Лишенные рая», 1998 год, холст, масло, 130 × 160 см., Музей Русского искусства, США, Миннеаполис.

Гелий рано увлекся рисованием, чем очень обрадовал родителей, впоследствии старавшихся это увлечение сына всячески развить. К тому же дом, где вырос Гелий, располагался рядом с Пушкинским музеем — он не только ходил туда с детства в художественную студию, но и выучил все картины в залах практически наизусть. В 1936 году Коржев начал посещать занятия в изостудии при Доме художественного воспитания Фрунзенского района на Большой Пироговской улице, которые проходили под руководством ученицы В.А. Серова (1865—1911) и К.Ф. Юона (1875—1958) Антонины Петровны Сергеевой (1900—1952). Опытный педагогбыстро оценила природное дарование своего ученика и посоветовала Гелию в 1939 году попытаться сдать вступительные экзамены в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу (МСХШ).
«Художник», 1960 год, холст, масло, 159 х 195 см., Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

МСХШ была создана по инициативе художников И.Э. Грабаря (1871—1960), К.Ф. Юона и С.В. Герасимова (1885—1964) и имела своей целью повышение уровня образования подрастающего поколения в профессии.Перед войной школа располагалась на Каляевской, а затем на Переяславской улицах. Гелий успешно прошел вступительное испытание и по результатам был принят в третий класс. Специальные предметы в школе в те годы вели художники В.В. Почиталов (1903—1973), М.В. Добросердов (1906—1986), А.П. Шорчев (1897—1991).
«Благовещение», 1990 год, холст, масло, частное собрание.

Начало Великой Отечественной войны Коржев встретил в столице. Несмотря на огромное желание попасть на фронт и даже законченные перед самой войной курсы снайперов, по возрасту он никак не подлежал призыву и
25 сентября 1941 года вместе с последней группой педагогов и воспитанников МСХШ вынужден был эвакуироваться в Башкирию, в село Воскресенское. В Воскресенском педагоги постепенно наладили быт и регулярные занятия школы.
«Влюблённые», 1959 год, холст, масло, 156 × 207 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В начале 1944 года все учащиеся и педагоги школы вернулись в столицу, где была проведена отчетная выставка в залах «Всекохудожника», по результатам которой все воспитанники школы были приняты в Московский художественный институт (МХИ), ныне Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова.
Серия «Опаленные огнем войны»: Уличный певец, 1964 год, холст, масло, 200 × 150 см., Львовская государственная картинная галерея.

На третьем курсе института, когда пришло время выбирать творческую мастерскую наставника для продолжения обучения, Коржев без колебаний выбрал мастерскую С.В. Герасимова. В 1950 году он окончил МГХИ, представив художественному совету дипломную работу — картину «Молодые архитекторы», оцененную на «хорошо» и принесшую автору диплом об окончании и квалификацию «художник-живописец». Через год недавний выпускник получил предложение от своего бывшего педагога С.В. Герасимова занять в Московском высшем художественно-промышленном училище (МВХПУ), бывшем Строгановском, вакантную должность старшего преподавателя. Преподавал Коржев до 1958 года.
«Череп предков», 1991 год, холст, масло 100 × 100 см., частное собрание (семья)

В 1954 году Гелий Михайлович был принят в члены Московского союза художников, минуя обязательный кандидатский стаж. Рекомендации в Союз дали его учитель С.В. Герасимов и П.П. Соколов-Скаля (1899—1961). С.В. Герасимов писал в рекомендациях: «Молодой и очень талантливый художник Г. Коржев обладает сильным рисунком и живописью. Очень профессионально владеет своим мастерством. Ведет живопись в Строгановском училище. На Выставке молодых московских художников находится его картина «В дни войны» вполне на очень высоком уровне». В 1957—1960 годах художник создал свою первую громкую работу — триптих «Коммунисты»: «Интернационал», «Поднимающий знамя» и «Гомер (Рабочая студия)».
«Коммунисты:«Интернационал», «Поднимающий знамя» «Гомер (Рабочая студия)», 1960 год, холст, масло, 156 x 290 см., Государственный Русский музей, С.-Петербург.

Коржев много ездил по стране, бывал в творческих командировках в самых отдаленных ее уголках. Часто бывал и за границей. В 1956 году с группой художников совершил первую зарубежную поездку в Италию, в 1957 году — творческую поездку в Сирию и Ливан, в 1959 году — во Францию, в 1960 году — в Великобританию, в 1968 году — в Нидерланды, в 1970 году — в Италию и Испанию, в 1987 году — на Кипр.
«В дороге», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

В 1958 году Гелий Коржев был избран членом Правления Московского отделения Союза художников (МОСХ) РСФСР, где состоял до 1976 года, в 1961 году был награжден Золотой медалью Академии художеств (АХ) СССР за триптих «Коммунисты». Триптих «Коммунисты» был выдвинут на соискание Ленинской премии. В 1962 году полотно художника «Художник» с успехом экспонировалось на 31-й Венецианской бьеннале. В 1964 году Коржев был избран членом-корреспондентом АХ на XXI сессии АХ СССР.
«Голгофа», 2002 год, холст, масло, частное собрание.

Работы художника часто экспонировались на различных выставках, в том числе и зарубежных. Множество выставок — республиканских, всесоюзных, зарубежных, больших и маленьких — стали местами становления и развития его творчества. Неудачи сменялись удачами и вновь чередовались. При этом по утверждению самого Коржева неудачное выступление на выставке помогало развитию творчества значительно больше, чем успех. В 1972 году Гелий Колжев принял участие в знаменитой выставке «Пять советских художников» вместе с Д.Д. Жилинским (1927—2015), Е.И. Зверьковым (1921—2012), В.И. Ивановым (р.1924) и П.П. Оссовским (1925—2015), проходившей в Риме, Милане, Турине, Болонье и Палермо.
«Старые раны», 1967 год, холст, масло, 200 × 209 см., Государственный Русский музей, Санкт- Петербург.

В 1965 году художник возглавил кафедру монументальной живописи МВХПУ. В 1966 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина за триптих «Коммунисты». В 1979 году ему было присвоено почетное звание «народный художник СССР».
«В дни войны», 1950 год, холст, масло, 180 × 156 см., Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

В 1986 году Коржев, уже заслуженный мэтр, потерял обоих родителей, что сильно повлияло на его душевный настрой. Да и сам он был уже не молод. Художник ушел со всех официальных постов в Совете депутатов РСФСР, Союзе художников и Академии. Закрывшись в мастерской, он начал цикл, который, конечно же, не попал на страницы советских учебников. Крах СССР, как и для большинства стариков, стал для него переворотом мировоззрения. В 1991 году художник отказался от избрания президентом Академии художеств СССР.
«Триумфаторы», 1993-1996 годы, холст, масло, 226 х 300 см., Музей Русского искусства, США, Миннеаполис.

Своей главной работой Коржев всегда считал создание картин. Пока был молод, то легко совмещал творчество с другими видами деятельности. С возрастом пришлось оставить только работу в мастерской у холста, чем он с удовольствием ежедневно и занимался. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами художник обращался к большим общечеловеческим темам, показывая людей в драматических, героических и бытовых ситуациях (триптих «Коммунисты», 1957—1960, серия «Опаленные огнем войны», 1962—1967, «Облака. 1945 год» — эти работы находятся в собрании ГРМ).
«Облака. 1945 год», 1985 год, холст, масло, 200 х 190 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Большинство произведений художника написаны в осязательно-предметной манере, проникнуты драматизмом нашей жизни и пафосом непреклонного мужества («Влюбленные» (1957—1959), «Егорка-летун» (1976—1980), «Опрокинутый» (1970—1976), «Обреченная» (1970—1975), «Заслон», «Художник» (1960—1961), «Дезертир» (1985—1995), «Последний звонок» (1985), «Дополнительный урок» (1987—1993), «Достоевский на каторге» (1986—1990), «К своим» (1988—1990), «Маруся» (1990—1991), «Искушение» (1985—1990), «Распятие» (1993—1994)).
«Лишённые рая» (1998), «В тени креста» (1999) год.
«В тени креста», 1999 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Гелий Михайлович Коржев скончался 27 августа 2012 года. Был похоронен на Алексеевском кладбище Москвы. Памятник на могиле выполнен внуком Иваном по эскизам самого художника. В 2014 году по инициативе и при непосредственном участии семьи художника в Москве был создан Фонд культурного и исторического наследия Гелия Коржева. В августе 2020 года в Москве на фасаде дома № 3 на улице Верхняя Масловка, была установлена мемориальная доска памяти художника.
Памятник на могиле художника Гелия Коржева на Алексеевскрм кладбище столицы.

Сегодня произведения Гелия Коржева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в большинстве крупных музеев России и СНГ, в собрании Музея Русского искусства в Миннеаполисе (США), в Институте русского реалистического искусства, а также в частных коллекциях в Германии, Италии, Франции, Чехословакии, Японии, США.
«Встреча», 1972 год, холст, масло, 100 × 140 см., собственность семьи.

Художник ушел из жизни в возрасте 87 лет, застав возвращение интереса к своему творчеству: он скончался, занимаясь подготовкой персональной выставки своих поздних полотен «Библия глазами соцреалиста» в частном музее. А спустя несколько лет в 2016 году Государственная Третьяковская галерея решила показать творчество Гелия Коржева за все годы его жизни и доказать, что он одна из самых крупных и значимых фигур в отечественном искусстве ХХ века.
«Последние часы на земле», 2012 год, холст, масло, Институт русского реалистического искусства, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Г. М. Коржев: Художник и время: Альбом/ Авт. вступ. ст. Н. Баркова. — М.: Сов. художник, 1976.

2. Лапшин В. П. Гелий Михайлович Коржев, Л., (Большая Советская энциклопедия 1962); Г. М. Коржев. Художник и время. (Альбом. Вступ. ст. Н. Барковой), М., 1976.

3. Серия альбомов «Русские художники»: Г. Коржев/ Шаньдунское художественное издательство, 1998.

4. Зайцев Е. В. Гелий Михайлович Коржев. Альбом: К 75 летию со дня рождения. — М.: Пассим, 2000.

5. Манин В. С. Гелий Михайлович Коржев: Альбом-монография. — М.: Новый Эрмитаж — один, 2002.

6. Манин В. С. Русская живопись XX века. 1, 2, 3 том. — СПб.: Аврора, 2007 г.

7. Raising the Banner: The Art of Geli Korzhev/ The Museum of Russian Art. — Minneapolis, Minnesota 55419, USA: The Museum of Russian Art, September 10, 2007 — January 5, 2008. P. 144. ISBN 978-0-9721493-3-4.
«Серия «Опаленные огнем войны»: Тревога», 1968 год холст, масло, 200 × 150 см., Музей Русского искусства, США, Миннеаполис.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.