Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 151. Браговский Эдуард Георгиевич (Eduard Bragovsky) (1923-2010).

Герой очередного выпуска Альманаха — Эдуард Георгиевич Браговский— известный российский живописец, лауреат Государственной премии России (2000), народный художник России (2010).

Эдуард Браговский родился в Тифлисе. Обучался в Вильнюсском художественном институте у Антанаса Гудайтиса. В 1947—1953 годах продолжил обучение в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова у В. В. Почиталова, В. К. Нечитайло, В. Г. Цыплакова, П. В. Малькова, П. И. Котова. Под руководством последнего выполнил дипломную картину «Ленин на охоте».

После окончания института вместе с другими начинающими художниками участвовал в первых молодежных выставках на Кузнецком мосту. Начиная с 1948 года творческая и личная судьба художника была связана с Тарусой. Он часто ездил по российской глубинке, Алтаю, Целине, Средней Азии, Кавказу, везде писал с натуры. Персональные выставки Браговского проходили в 1971, 1982, 2008 годах в Москве, в 1991 году во Флориде (США), в 1992 году в Испании.

Произведения Эдуарда Браговского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в большинстве крупных музеев России и СНГ, в собрании Музея Русского искусства в Миннеаполисе (США), а также в частных коллекциях в Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Франции, Чехословакии, Японии, США.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Эдуард Браговский не только выдающийся современный живописец. Имя его широко известно и даже легендарно, как одного из наиболее твердых и последовательных знаменитых шестидесятников, которые в период хрущевской «оттепели» отказались от заскорузлых официальных догм и запретов и определили дальнейшее развитие отечественного изобразительного искусства. Ох, как непросто, с какими невероятными трудностями далось им это живительное обновление, этот, как сейчас мы понимаем, естественный ход русской художественной культуры»(Евграф Кончин, искусствовед).
«Мост. Старая Ладога», 2007 год, холст, масло, 110 х 150 см., Волгоградский музей изобразительных искусств.

«Главным в творчестве Эдуарда Браговского всегда было логическое построение художественной ткани картины, смелое и темпераментное использование метафорических возможностей цвета, света и тени. Оставаясь в рамках выбранного цветового диапазона своих работ, художник считал возможным или даже необходимым максимально «усилить» заинтересовавшие его композиционные или цветовые акценты»(Радослава Конечна, искусствовед).
«Над озером», 1985 год, холст, масло, 240 х 260 см., Кемеровский областной музей изобразительного искусства.

Эдуард Георгиевич Браговский родился 6 октября 1923 года в Тифлисе в семье военного. Его отец — Георгий Браговский был кадровым офицером, а мама — Шушаник Диотян, была зубным врачом. Эдуард был желанным и долгожданным ребенком в семье, рос в любви и заботе родных. Рано начал рисовать, что очень обрадовало родителей, старавшихся увлечение сына всячески поддерживать.
«Памяти Борисова-Мусатова», 2003 год, холст, масло, 120 х 140 см., частное собрание.

В 1927 году семья переехала на постоянное местожительства в Москву, где проявивший большой интерес и определенные способности к рисованию Эдуард в 1935 году начал посещать детскую изостудию. Преподаватели отмечали природное дарование юного художника и его большую работоспособность, свидетельствовавшую о его большом интересе к занятиям рисованием. В 1939 году Эдуард Браговский стал членом детской редколлегии журнала «Юный художник».
«Суздаль», 1977 год, картон, масло, Пермская художественная галерея.

В 1940 году Георгий Браговский был назначен комиссаром в Литовскую армию, и семья покинула столицу. В годы Великой Отечественной войны Эдуард с матерью были эвакуированы вглубь страны. Шушаник Диотян в эвакуации погибла, и это стало огромной психологической травмой для Эдуарда. В 1943 году он был призван в ряды Красной армии, в которой служил до 1946 года. После демобилизации приехал в Вильнюс и поступил в местный художественный институт, где его педагогом выступил известный литовский, советский художник-живописец и график Антанас Мартино Гудайтис (1904—1989).
«К весне», 1999 год, холст, масло, 53 х 70,5 см., частное собрание.

После года обучения в Вильнюсе Эдуард Браговский перевелся Москву и продолжил своё обучение уже в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1947—1953) у Василия Васильевича Почиталова (1902—1973), Василия Кирилловича Нечитайло (1815—1980), Виктора Григорьевича Цыплакова (1915—1986), Павла Васильевича Малькова (1900—1953) и Петра Ивановича Котова (1889—1953).
«Зимний пейзаж», 1998 год, холст, масло, Сальский музей имени народного художника В. К. Нечитайло.

По мастерской Котова в 1953 году Браговский окончил МГХИ, представив на суд художественного совета свою дипломную работу — картину «Ленин на охоте». После окончания института вместе с другими начинающими художниками участвовал в первых молодежных выставках на Кузнецком мосту, 11 в Москве. После окончания института Браговский уехал Тарусу, старинный русский город в Калужской области, с которым в дальнейшем самым тесным образом будет связана личная и творческая судьба художника.
«Голубой март», 1970 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

За годы, проведенные там, художник сумел создать неповторимый и уникальный «портрет» этого города. В Тарусе художник нашел свое личное и творческое счастье, обретя душевный покой и истинное вдохновение.
Вот как сам художник говорил об этом: «Я пишу только «свое». Это — моя семья, жена, дети, внуки, это — моя любимая Таруса. Здесь я обитаю каждое лето уже более пятидесяти лет. Здесь у меня свой дом. А моя жена Наташа в Тарусе еще с довоенного времени, когда она жила в доме своего деда. Она-то и привезла меня сюда в 1948 году — и я остался навсегда. Считаю, что мое 80-летнее существование — во многом от живительной и благодатной Тарусы. И я очень огорчен тем, что она теряет свое стародавнее лицо. Многое истинно тарусское разрушается, исчезает. Всюду появляются новые, модерновые особняки, которые к традициям русской архитектуры никакого отношения не имеют».
«Весна в Тарусе», 1977 год, холст, масло, частное собрание.

При этом художник часто ездил по российской глубинке, путешествовал на Алтай, Целину, в Среднюю Азию, на Кавказ, везде писал с натуры, практически не признавая работу в мастерской. Эдуард Браговский — автор многочисленных лирических пейзажей, жанровых композиций, портретов и натюрмортов. Работа над пейзажем особенно увлекла художника, и, начиная ещё с 1960-х годов, он создал целый ряд интересных произведений в этой области.
«Утро в кишлаке», 1982 год, холст, масло, 74 х 90 см., Национа́льный музе́й Таджикиста́на, Душанбе.

Живопись Браговского отличается подчеркнутой мажорностью колорита, энергичной красочной лепкой. Все это сообщает его образам динамическое начало. Смелые приемы художественного обобщения, цветовые контрасты повышают броскую выразительность его пейзажей. В лучших своих работах Браговский стремился соединить декоративное начало с непосредственным восприятием и переживанием природы. Среди них: «Лето» (1954), «Март» и «Зима в Переславле» (1957), «Весна» (1959), «Портрет тракториста Голубева» и «Дорога» (1961), «Весна в Тарусе» (1962), «Ростов Великий» и «Загорск. Красная башня» (1963), «Молодые строители» (1964), «Тракторист» (1965), «Семья» (1966), «Новгород София» и «Хоккей в Тарусе» (1967), «Синий Волхов» (1971).
«Синий Волхов». 1971 год, холст, масло, частное собрание.

У Браговского была совершенно определенная голубовато-зеленоватая палитра, а любимым цветом был голубой, такой холодный, напряженный, насыщенный, с тончайшими оттенками и переливами, в неподражаемом сочетании с зеленым, фиолетовым, желтым, красным, позволявший художнику создает неповторимый живописный мир, захватывающий неведомой волшебной силой и глубиной образного воздействия.
В своей живописи Браговский использовал в основном холодные тона — голубые, синие, зеленые, голубовато-зеленые, цвета морской волны. Так видел мир его глаз. Хотя эти цвета воспринимают в искусстве далеко не все, многих они раздражают. Их познание требует большой живописной культуры. Вершиной живописи в холодных тонах Эдуард Георгиевич всегда считал Сезанна (1839—1906) и Матисса (1869—1954).
«Иней», 1961 год, холст, масло, 70 х 80 см., частное собрание.

Живопись художника всегда узнаваема. Мазки он клал свободно, броско, темпераментно, кистью владел виртуозно, пластично, звучно. Его письмо неповторимо и принадлежит оно только Браговскому. Он много и напряженно работал. В Тарусе, где он проводил большую часть времени, вставал в четыре-пять часов утра — и за работу! Когда-то его нормой было два этюда в день. Умри, но сделай! Но писал он, по отзывам современников,действительно быстро. Всегда старался уложиться в один сеанс. Правда, он мог продолжаться два — четыре часа, а мог занимать и весь день. Но за это время художник могпеределать картину раз двадцать.
«Таруса», 1974 год, холст, масло, 70 х 90 см., Тарусская картинная галерея (филиал Калужского областного художественного музея).

Браговский был участником различных художественных выставок с 1954 года. Являлся постоянным экспонентом московских, областных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Персональные выставки художника проходили в 1971 и 1982 годах в Москве, в 1991 году в США, в 1992 году в Испании. В 2000 году персональная экспозиция Браговского представляла Союз Художников России на «АРТ-Салоне-2000».
В ноябре 2011 года персональная выставка Эдуарда Браговского состоялась в
Центральном доме художника на Крымском валу.
Открытие выставки Эдуарда Георгиевича Браговского (1923-2010). 5 ноября 2011 года, Залы № 22-27, Центральный Дом художника (Крымский вал, 10)

Эдуард Браговский являлся признанным авторитетом в художественном мире. Его творчество вошло в историю отечественного искусства, стало классическим, хрестоматийным. Известен как один из наиболее последовательных «шестидесятников», в период хрущевской «оттепели» определивших дальнейшее развитие отечественного изобразительного искусства. При этом художника нельзя причислить ни ко второй, ни к третьей волне авангарда, что сейчас стало модным. Творчество Браговского шире и многозначнее этого понятия.
«Зимой в Переславле-Залесском», 1960 год, картон, масло, 50,5 х 70 см., частное собрание.

«Улица в Тарусе», 1971 год, холст, масло, 55 х 88 см., Тарусская картинная галерея.

Член Союза Художников СССР с 1954 года, он много лет отдал общественной работе в Московском Союзе художников, был председателем секции живописи, членом Правления МСХ. Являлся членом-корреспондентом Pоссийской Aкадемии Xудожеств (2001). В июне 2010 года, незадолго до смерти Эдуарда Георгиевича Браговского, ему было присвоено звания Народного художника Российской Федерации. Он являлся лауреатом Государственной премии РФ (2000) за картины «Мальчик с собакой» (1979), «Зимнее солнце» (1984), «Портрет Н.М.Рубцова» (1998). Был удостоен Золотой медали Российской Академии художеств (2003) за картины «Мир живописи», «Листья облетели», «Баба Маня».
«Последние дни осени», 1969-1971 годы, картон, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

«После базара», 1957 год, картон, масло, 50 х 70 см., Чувашская картинная галерея, Чебоксары.

Эдуард Георгиевич Браговский умер в 6 августа 2010 году в Москве. По завещанию был похоронен на Старом кладбище в Тарусе. Сегодня работы мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Волгоградском музее изобразительного искусства, Чувашской картинной галерее, Кемеровском областном музее изобразительного искусства и других музеях и картинных галереях России и стран СНГ, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
Могила Эдуарда Георгиевича Браговского на Старом кладбище в Тарусе.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Берман Б. З. О выставке Эдуарда Браговскогого 7-19 октября 2008 года // Вып. 1. — сб. статей. — М.: Товарищество живописцев Московского союза художников, 2008.

2. Соловьев В. Д. Русские художники XVIII—XX веков. — Эксперт-клуб, 2005. — ISBN 5-98881-004-7.

3. Ракитин В. И. Эдуард Георгиевич Браговский: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013.

4. Сорокина Е. А. Из истории художественной жизни Тарусы. Новое общество живописцев // Искусствознание. Вып. 2—4/2012. — М.: Советский художник, 1990.
«Страда», 1971 год, картон, масло, 60,7 х 73,3 см., Волгоградский музей изобразительных искусств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.