Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 150. Верейский Орест Георгиевич (Orest Vereysky) (1915-1993).

Герой очередного выпуска Альманаха — Орест Георгиевич Верейский — известный советский, российский художник-живописец, график, иллюстратор, педагог. Народный художник СССР (1983).

Орест Верейский родился в селе Аносово, Сычевского уезда, Смоленской губернии, Российской империи. В 1936—1938 годах — вольнослушатель Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Его наставником, кроме отца, был художник и педагог А. А. Осмёркин. Занимался у Н. А. Тырсы (1938—1939). Окончил Ленинградский институт повышения квалификации работников искусств (1939).

В 1939—1940 годах — художник объединения «Боевой карандаш» в Ленинграде. Фронтовик. В годы войны работал в редакции газеты «Красноармейская правда» 3-го Белорусского фронта. Известен своей книжной графикой. Иллюстрировал произведения М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, А. Н. Рыбакова, М. М. Пришвина, И. А. Бунина, Э. Хемингуэя и других писателей. Видное место в творчестве художника занимала станковая графика. Ему принадлежат разнообразные по тематике серии рисунков, акварелей, автолитографий.

Произведения Ореста Верейского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Нижегородском государственном художественном музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Орест Георгиевич Верейский родился 20 июля 1915 года в деревне Аносово Сычевского уезда, Смоленской губернии, Российской империи. Родители Ореста были культурные и образованные люди. Отец — Георгий Семенович Beрейский (1886—1962) — был выдающимся художником-графиком, большим мастером портрета и пейзажа. Мать — Елена Николаевна Верейская — была известным детским писателем и дочерью историка Н. И. Кареева. Во время беременности и после родов она гостила у своего дяди, владевшего на Смоленщине небольшим имением.
«Перед картиной Ренуара», 1960 год, холст, масло, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.

Детство маленький Орест провел в деревне Аносово в окружении дивной красоты природных пейзажей Смоленщины, существенным образом повлиявших на формирование художественного вкуса будущего живописца. Рисовать он начал рано, получая всяческую поддержку своему увлечению от отца, который фактически стал первым педагогом для своего талантливого сына. Революционные вихри и ужасы Гражданской войны по чудесному стечению обстоятельств обошли стороной Аносово, почти не нарушив привычного уклада деревенской жизни, и Верейские до осени 1922 года проживали в деревне.
«Искра на фабрике», 1979 год, бумага, смешанная техника, 54 х 48 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Осенью 1922 году Орест вместе с родителями переехал жить в Петроград, город белых ночей и разводных мостов, который влюбил в себя впечатлительного юношу с первого знакомства, и в котором произойдет его творческое становление как художника. Правда, это случится в будущем и уже в Ленинграде, а пока герой нашего повествования пошел в школу на Петроградской стороне и стал посещать расположенную рядом с домом художественную студию. Искусство прочно входило в жизнь молодого человека, регулярные занятия с отцом и посещение художественных музеев и выставок с мамой постепенно убедили его в правильности выбора своего дальнейшего жизненного пути. Искусство — это то, чем он хотел бы заниматься, а живопись — это то, чему он готов был посвятить свою жизнь.
«В порту. Торговки рыбой», 1960-е годы, бумага, литография, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва.

Как и все ленинградские мальчишки и девчонки, занимавшиеся в городских и районных художественных школах и студиях тех лет, он имел заветную мечту: когда-нибудь студентом переступить порог главного храма трех основных искусств: живописи, скульптуры и архитектуры на Университетской набережной, 17 — порог Академии художеств. Мечта Ореста Верейского наполовину сбылась в 1936 году, когда он стал вольнослушателем Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, студентом имевшим возможность свободно посещать академические занятия, не будучи при этом официально зачисленным и без права на получение диплома об окончании. Здесь его наставником, кроме отца, был художник и педагог Александр Осмёркин (1892—1953).
«Спасибо за утро такое», 1982 год, бумага, карандаш, смешанная техника, частное собрание.

В 1938 году все вольнослушатели были отчислены из института и Opеcту Верейскому пришлось завершать свое художественное образование в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств, который он окончил в 1939 году. В период 1938-1939 годов Верейский занимался у замечательного советского живописца и графика, одного из создателей ленинградской школы книжной графики Николая Андреевича Тырсы (1887—1942).
«Встреча», 1950-е годы, бумага, автолитография, 40 x 32 см., частное собрание.

Начало творческой деятельности Ореста Верейского относится к 1931 году – времени начала его сотрудничества в качестве художника-иллюстратора с рядом Ленинградских газет и журналов (пионерской газете «Ленинские искры», в журналах «Рабочий и театр», «Резец», «Вокруг света», «Костер»). Позднее он взялся за иллюстрирование книг. Из наиболее значительных работ этого периода следует указать его иллюстрации к книге С. Безбородова «На краю света» (1937), в которых Верейский живо и интересно передал быт и героику труда, советских покорителей Арктики, весьма выразительные иллюстрации к книге Юрия Германа «Железный Феликс» (1938) и в особенности иллюстрации к сборнику рассказов М. Л. Сланинского, в которых уже давало себя знать умение молодого художника зорко вникать в существо изображаемого, отбирать характерные детали и находить соответствующие приемы изображения.
Иллюстрация О. Г. Верейского к роману Михаила Шолохова «Поднятая целина», бумага, смешанная техника.

С 1938 года Орест Верейский принимал участие в различных художественных выставках. Приобретя широкую всесоюзную известность своей книжной графикой, художник иллюстрировал произведения М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, А. Н. Рыбакова, М. М. Пришвина, И. А. Бунина, Э. Хемингуэя и ряда других писателей. В 1939—1940 годах он являлся ведущим художником объединения «Боевой карандаш» в Ленинграде, а затем переехал из Ленинграда в Москву.
«В Баре», 196о год, бумага, акварель, 32 х 40 см., частное собрание.

Важным шагом в его творческой биографии первого периода жизни в столице стало участие в открытой незадолго до Великой Отечественной войны выставке «Советская графика». На этой выставке творчество Верейского было представлено двумя автолитографиями «Братание на фронте» и «Петроградский гарнизон на стороне народа» Обе работы хотя и уступили в мастерстве висевшим рядом с ними произведениям Евгения Кибрика (1906—1978), Аминидава Каневского (1898—1976), Дементия Шмаринова(1907—1999) и других известных советских графиков, однако в них привлекательно выделялся еще не окрепший, но индивидуально самобытный почерк молодого графика и его высокая художественная культура.
«Балтийский экипаж. Наряд на камбуз» из серии «Воспоминания», 1988 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

22 июня 1941 года Орест Георгиевич встретил в столице. В годы войны работал в редакции газеты «Красноармейская правда» 3-го Белорусского фронта. Из наиболее интересных работ, созданных Верейским в годы войны, следует отметить снайперски меткие в своем лаконизме зарисовки военной жизни, выполненные им для газеты Западного (затем 3-го Белорусского) фронта «Красноармейская правда», то добродушно-шутливые, то беспощадно-язвительные карикатуры, которые он (никогда ранее не бывший карикатуристом) рисовал для журнала «Фронтовой юмор». В редакции газеты состоялось знакомство Верейского с Александром Твардовским, переросшее затем в крепкую дружбу и плодотворное творческое сотрудничество на долгие годы до самой смерти поэта в 1971 году. Твардовский как раз искал в это время иллюстратора для своего Василия Теркина.
«Портрет Александра Твардлвского», 1943 год, бумага, акварель, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва.

Твардовский был необычайно требователен к облику своего персонажа и отверг десятки предварительных эскизов. Так продолжалось ровно до тех пор, пока Верейский не столкнулся в редакции газеты с молодым поэтом Василием Глотовым. Именно его типаж Твардовский немедленно одобрил и далее уже при любых изменениях техники иллюстраций требовал от друга-художника точного соблюдения портретного сходства с Глотовым.
«У лампы», 1962 год, бумага, карандаш, акварель, 49 х 36 см., частное собрание.

Всенародное признание получили иллюстрации Верейского к поэме его друга и земляка Александра Твардовского «Василий Теркин». Василий Теркин стал любимым героем для многих поколений читателей в изображении художника. Верейский так жизненно и правдиво нарисовал простого солдата, что все принимали его за реального человека. После войны художник иллюстрировал и другие произведения Твардовского «Дом у дороги» и «За далью — даль». Во многие свои проекты Твардовский приглашал работать иллюстратором именно Ореста Верейского.
Иллюстрация к поэме «Василий Тёркин», Александра Твардовского.

В послевоенные годы Верейский много работал над иллюстрированием произведений А. А. Фадеева («Разгром», 1949), К.Г. Паустовского («Повесть о лесах», 1949), М. Л. Шолохова («Тихий Дон», 1952, «Судьба человека», 1958), Л. В. Никулина («России верные сыны», 1955), а также произведения Джанни Родари («Здравствуйте, дети») и других советских и зарубежных авторов. Во всех этих работах художник-иллюстратор, зорко и вдумчиво проникая в замыслы авторов, духовно роднясь с ними, становится их соавтором. В этом корни огромной впечатляющей силы каждой созданной Верейским иллюстрации.
Иллюстрация О. Г. Верейского к роману Михаила Шолохова «Поднятая целина», бумага, смешанная техника.

Среди других послевоенных работ Верейского также необходимо указать на серию рисунков, посвященных жизни и походам великого русского полководца А.В. Суворова. Эти рисунки потребовали от художника глубокого изучения исторических документов, литературных источников и обширной суворовской иконографии, которые с большим успехом экспонировались на Всесоюзной художественной выставке (1950). Огромную художественную и вместе с тем познавательную ценность имеет «Художественный репортаж» Верейского.
Иллюстрация О. Г. Верейского к роману Михаила Шолохова «Поднятая целина», бумага, смешанная техника.

Нельзя не упомянуть станковой графики, занимавшей важное место в творчестве Ореста Верейского. Ему принадлежат разнообразные по тематике серии рисунков, акварелей, автолитографий, созданные в результате его многочисленных поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту (все в 1955 году), Финляндии (1957 год), Исландии (1958 год), США (1960 и 1963 годы). Орест Верейский вообще много путешествовал по миру, побывав практически на всех континентах. Отовсюду он привозил множество беглых зарисовок. Путевые заметки и наброски превращались в законченные акварели, рисунки, эстампы, книги. В РГБИ хранятся путевые книги-дневники художника с удивительными и неповторимыми иллюстрациями: «Исландия» (1960), «В Америке»(1965), «По Чехословакии» (1969).
«На автобусной остановке», 1960 год, бумага, цветная автолитография, 32 х 40 см., Российская государственная библиотека.

В 1978 году художник был удостоен Государственной премии за оформление «Библиотеки всемирной литературы». В 1984 году был награжден Золотой медалью Академии художеств за иллюстрации и оформление романа Л. Толстого «Анна Каренина».
Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина», бумага, смешанная техника.

Орест Георгиевич Верейский скончался 2 января 1993 года в Москве. Был похоронен на Кунцевском кладбище столицы. В 1995 году Людмила Марковна Верейская, вдова художника, передала в дар ГМИИ имени А.С. Пушкина большую коллекцию его работ. Это и оригинальная графика, и гравюры, и иллюстрации к литературным произведениям, в том числе к произведениям А. Т. Твардовского. Десятки работ были переданы музеям бывшего Сычевского уезда — Новодугинскому и Сычевскому.
«На выставке советского искусства», 1963 год, бумага, акварель, Российская государственая библиотека.

Сегодня произведения Ореста Верейского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Нижегородском государственном художественном музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
«Ожидание», 1963 год, бумага, акваредь, смешанная техника, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Верейский Орест Георгиевич // Большая советская энциклопедия:[в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
2. Верейский Орест Георгиевич // Художественная энциклопедия. / Под ред. В. М. Полевого. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
3. Верейский О. Г. Встречи в пути. — М.: Искусство, 1988.
4. Каменский А. Орест Георгиевич Верейский. — М., 1960.
5. О. Г. Верейский. Каталог выставки. — М., 1966.
6. О. Г. Верейский. Графика. Каталог. — М., 1988.
«Нью-Йорк», 1963 год, бумага, карандаш, акварель, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.