Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 148. Орехова Вера Андреевна (Vera Orekhova) (1907-2007).

Герой очередного выпуска Альманаха — Вера Андреевна Орехова — известный советский и российский художник, акварелист.

Вера Орехова родилась в Одессе. Занятия искусством начала на декоративном отделении Московского техникума кустарной промышленности, где училась два года (1924—1926). Училась во ВХУТЕИНе на театральном отделении живописного факультета (1926—1930) у П. П. Кончаловского, И. М. Рабиновича, Ф. Ф. Кондратьева, В. Г. Сахновского.

После окончания ВХУТЕИНа работала на проектно-оформительских работах: выставки, физкультурные парады, карнавалы, общественный интерьер (1933—1937). Участник оформления карнавала к 10-летию Коминтерна (1929). Заведовала постановочной частью Узбекского театра оперы и балета (1941—1943). По возвращении в Москву, работала над проектированием интерьеров павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1943—1954), работала в цехе эстампа (1958—1983).

Произведения Веры Ореховой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительного искусства и культуры Арктики, Красноармейской муниципальной картинной галерее, в многочисленных частых собраниях в России и странах ближнего зарубежья.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Вера Андреевна Орехова родилась 19 июня 1907 года в славном городе у моря — Одессе. Родители девочки были культурными и образованными людьми. Глава семейства Андрей Ксенофонтович Орехов имел муромские корни, его предки были знаменитыми местными иконописцами, чьи работы украшали иконостасы не только многих окрестных храмов, но и были востребованы в Москве и столице.
«Южный посёлок», 1970-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

Мать Веры — удивительной красоты женщина Мария Васильевна Панайоти родилась в Греции и приехала в Одессу вместе с родителями: отцом-коммерсантом из Афин и матерью-итальянкой. Увлекалась музыкой и обладала неплохими вокальными данными. Семья Ореховых была многодетной: у Веры была старшая сестра Елена и младшие братья Владимир и Жорж. Мария Васильевна занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. В семье царили любовь и взаимное уважение, детям с детства прививалось трудолюбие и поощрялись любые проявления творчества.
«Крым. Виноградники», 1970-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

Государственная служба Андрея Ксенофонтовича была связана с частыми переездами, и большое семейство Ореховых было вынуждено часто менять место жительства. В 1910 году семья переехала в Прибалтику, а в 1914 году — в Петроград, где юная Вера начала посещать местную гимназию на Петроградской стороне. Революционные вихри двух революций Ореховы встретили в столице, но уже в 1918 году переехали в Москву на постоянное местожительства, где Вера начала посещать 5-ю опытную школу им. М.И. Калинина.
«Зимний вечер», 1980-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

Рисовать Вера начала рано, демонстрируя удивительное для ее взрывного характера усердие и большое природное дарование, которое было видно даже простому зрителю. Мария Васильевна старалась всячески развивать это природное дарование дочери и даже организовала регулярное посещение ею занятий в местной изостудии. Педагоги хвалили девочку и посоветовали родителям продолжить ее обучение на более высоком профессиональном уровне. После окончания школы в 1924 году Вера Орехова решила получить художественное образование и поступила на декоративное отделение Московского техникума кустарной промышленности, где два года училась у Аполлинария Михайловича Васнецова (1859—1933) и ДмитрияАнфимовича Щербиновского (1867—1926).
«Апельсины», 1979 год, бумага, цветная автолитография, 40 х 52 см., частное собрание.

В 1926 году Орехова поступила на театральное отделение факультета живописи ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (Высших художественно-технических мастерских — Высшего художественно-технического института). Ей посчастливилось заниматься у выдающихся педагогов того времени: Петра Петровича Кончаловского (1876—1956), который преподавал живопись, Исаака Моисеевича Рабиновича (1886-1977), который вел театральное искусство и Василия Григорьевича Сахновского (1886—1945), который вел историю театра и режиссуру. А практику будущий художник проходила в Московском художественном театре, в школу-студию которого даже поступила как актриса, но позже решила полностью посвятить себя живописи. Ореховой нравилась учеба в художественном ВУЗе, она была веселой и жизнерадостной девушкой, душой молодежной компании.
«Вечером у Большого театра», 1970-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

В 1930 году Вера Орехова успешно окончила ВХУТЕИН, который в том же году был закрыт и на его базе были образованы Московский архитектурный институт (МАРХИ), Московский государственный художественный институт (с 1948 — имени В. И. Сурикова) и Московский полиграфический институт (с 1949 — Московский государственный университет печати). А недавний выпускник Вера Орехова вместе со своими однокурсниками-выпускниками устроилась на работу в проектное бюро Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Бюро занималось организацией и художественным оформлением популярных тогда массовых действ: парадов, шествий, карнавалов, ярмарок и праздников. Работы было много, как, впрочем, и энтузиазма у молодых художников. В 1931 году Орехова вступила в АХР (Ассоциацию художников России), а в 1932-м году— в МОССХ (Московский союз советских художников), в котором проработала долгие годы.
Карнавальное шествие у ПКиО групп «Кулак» и «Бюрократ» (авторы В. Орехова и И Кулешов). 1929 год.

В первый день января 1931 года в жизни Веры Ореховой произошло знаменательное событие — она вышла замуж. Со своим будущим мужем — художником Валерианом Турецким (1909—1942) познакомилась годом ранее, молодые понравились друг другу и прямо в новогоднюю ночь 1931 года поженились. Тремя годами позже, 2 июля 1934-го у молодоженов родилась дочь Марина, также ставшая впоследствии художником. Вере Андреевне пришлось совмещать материнство с творческой деятельностью, при этом растить дочку супругам помогала няня Фрося.
«Татарский поселок», 1950-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

Начиная с 1937 года новым местом работы Веры Ореховой стала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, где она работала в качестве штатного художника-оформителя. А летом вместе с друзьями по цеху выезжала на пленэр в Крым, при том, что муж Валериан Турецкий предпочитал летом писать этюды на Волге, а жену отпускал вместе с дочерью и няней Фросей на Черное море в Судак. Вера Андреевна полюбила это место всей душой — среди ее пейзажей большую часть составляют именно крымские.
«Крымские горы», 1970-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

22 июня 1941 года Вера Андреевна вместе с дочерью и няней встретила в Крыму. Несмотря на начавшуюся неразбериху, срочно вернулась в столицу, которую уже бомбила вражеская авиация. Несколько ночей они провели в метро, в то время как муж дежурил на крышах домов и гасил зажигательные бомбы. В июле 1941-го года, отправив жену, дочь и няню в эвакуацию в Ташкент, Валериан Григорьевич Турецкий ушел на фронт добровольцем. А 13 апреля 1942 года в боях под городом Вязьма Смоленской областион геройски погиб.
«Синие скалы», 1970-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

Похоронку на мужа Вера Андреевна получила уже в Ташкенте, где к этому времени успела перенести голод, лишения и болезни. При этом няня Фрося устроилась работать шофером грузовика и старалась помочь Вере с дочерью всем, чем могла. Спустя несколько месяцев Вера Орехова устроилась работать оформителем сцены в местный Театр оперы и балета имени Алишера Навои. Здесь приходилось рисовать кистью длиной два метра, покрывая изображениями полотна размером 600 квадратных метров, но зато эта работа оплачивалась и в определенной степени соответствовала профессии.
«Зимой на Черном море», 1970-е годы, бымага, акварель, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

В конце 1943 года Вера Андреевна вместе с дочерью вернулась в Москву. По приезду обнаружила, что в их квартиру заселился какой-то тыловой генерал, мастерская мужа была тоже занята, а все вещи и картины пропали. Несколько месяцев Орехова вместе с дочкой жила у друзей, а потом им дали комнату в коммуналке. Затем их несколько раз переселяли по другим квартирам, и лишь в 1964 году мать и дочь, наконец, переехали в собственную квартиру в доме №5 на улице Масловка.
«Ананас и апельсины», 1979 год, бумага, цветная автолитография, 30,5 х 58 см., частное собрание.

Как говорится, беда никогда не приходит одна. Вернувшись из эвакуации, Вера лишилась не только вещей и квартиры, но и работы. Чтобы как-то прокормиться и свести концы с концами, она стала подрабатывать портнихой: шила одежду для жен и детей знакомых художников. Художник переживала тогда сильнейший творческий кризис — не получалось у нее писать свои добрые и светлые картины.
«Крым», 1970-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

С окончанием войны жизнь Ореховых понемногу стала налаживаться. С 1946 года возобновились поездки Веры Ореховой в Крым: сначала ее премировали поездкой за оформление выставки в Авиационном институте; затем, в 1947-м году она получила заказ через Союз художников на восстановление интерьеров Дома творчества Константина Коровина в городе Гурзуф. А потом Орехова устроилась на работу во Всесоюзный пионерлагерь «Артек», где учила ребятишек рисовать, оформляла всевозможные стенды, праздники пионерских костров и т.д. Постепенно художниквновь начала писать свои удивительные светлые картины — крымские пейзажи, а творческим кредо Веры Ореховой с того времени стал девиз – «искусство должно приносить людям радость». Ее произведения вновь стали наполняться светом, спокойствием и оптимизмом.
«Спортивный праздник в Артеке. Из серии «Крым»», 1971-1978 год, бумага, цветная автолитография, 51,9 х 61,8 см., частное собрание.

В начале 1950-х годов Вера Орехова начала работать на Всесоюзной выставке — теперь уже ВДНХ в должности главного художника павильона «Дом культуры». А осенью 1954-го года она представила несколько своих крымских работ на Совет Комбината графического искусства при МОСХ (Московском союзе художников). Ее акварели получили одобрение у членов художественного совета и Орехову пригласили на работу в цех уникальной графики. Здесь Орехова писала новые акварели, а параллельно изучала искусство эстампа. Тогда же она стала одним из организаторов автобусных поездок художников по Москве с целью написания пейзажей, и сама создала множество замечательных акварельных зарисовок Москвы «из окна автобуса». Такие творческие поездки продолжались вплоть до 1989 года.
«Вид с Москворецкого моста», 1960-е годы, смешанная техника, частное собрание.

С годами стиль живописи Веры Ореховой постепенно менялся: ее полотна становились более насыщенны светом и простором. В поисках собственного стиля Орехова пробовала свои силы в различных художественных жанрах, в разных техниках. Работая в МОСХ и выезжая летом на пленэр, Вера Андреевна создала большое количество светлых и душевных картин. Основными жанрами ее творчества были пейзаж, натюрморт и портрет. Ее работы очень гармоничны по цветовой гамме, пропорциям, порой кажется, что цветы и фрукты на ее натюрмортах источают аромат.
«Яблоки на зеленом блюде», 1965-1975 годы, бумага, цветная автолитография, 39,9 х 49,9 см., Красноармейская картинная галерея.

Картины Ореховой всегда были востребованы у любителей живописи, и чтобы увеличить спрос на них, художник писала в разных форматах: горизонтальном, вертикальном, квадратном — кому как больше нравилось и требовалось в условиях того или иного интерьера. При этом работала она в очень стесненных условиях: большинство ее картин было написано ночами на кухне. Лишь в 1972 году Союз художников предоставил Ореховой собственную маленькую мастерскую размером чуть более 10-и квадратных метров.
«Крым. Море», 1980 год, бумага, цветная автолитография, 38,9 х 49,1 см., частное собрание.

Работы Веры Андреевны Ореховой выставлялись на различных вернисажах и выставках. А вот ее первая персональная выставка была организована только в 1986, когда ей было уже под восемьдесят. Выставка проходила в Доме литераторов. Присутствующие там представители Третьяковской галереи хотели заключить договор о покупке работ Ореховой, но она сказала: «Поздно…», — и отказалась. К счастью, позже изменила свое мнение, и ее полотна попали в собрание знаменитого музея.
В.А. Орехова с дочерью Мариной на персональной выставке, 1986 года.

Сегодня ее работы украшают коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина, Картинной галереи мемориального ансамбля В. И. Ленина в Шушенском, Музея изобразительного искусства и культуры Арктики в Тикси, Муниципальной картинной галереи города Красноармейск, других художественных и краеведческих музеев России, а также многочисленных частных собраний в нашей стране и за ее пределами.
«Айва», 1965-1975 годы, бумага, цветная автолитография, 47 х 52 см., частное собрание.

Вера Орехова мечтала дожить до 100 лет. Она жила вместе с дочерью Мариной, тоже художником. Вместе они посещали различные выставки и мероприятия. До последнего дня Вера Андреевна рисовала, даже будучи уже не в состоянии встать с постели. Художник осуществила свою мечту— она умерла через девять дней после своего 100-летия, 28 июня 2007 года. Урна с ее прахом была захоронена в колумбарии на Ваганьковском кладбище в Москве. В 2018 году рядом был захоронен прах ее дочери Марины Турецкой.
Марина Валериановна Турецкая отдала дань памяти своим родителям — издала замечательные биографические книги «Путь к себе. Книга о маме» (2014), «Папа, мама, Я» (2009), «В.Турецкий. Каждый человек неповторим. Повесть об отце» (2013).
«Корзина с яблоками», 1984 год, бумага, автолитография, 72,3 х 59,2 см., Красноармейская муниципальная картинная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Марина Турецкая представляет выставку «Папа, мама, Я» / Вст. ст. А. Паутова — М., 2009
2. Турецкая М.В. «В.Турецкий. Каждый человек неповторим. Повесть об отце».— М., 2013
3. Турецкая М. В.” Путь к себе. Книга о маме”.— М., 2014
4. Справочник членов Союза художников СССР. Том 3. — М: Советский художник, 1979
«Виноград», 1980 год, бумага, автолитография, 68,8 х 54,5 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.