Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 147. Пустовойтов Семён Иванович (Semyon Pustovoitov) (1921-1995).

Герой очередного выпуска Альманаха — Семен Иванович Пустовойтов — известный советский, российский художник-акварелист, широко известный изображением древних храмов Новгорода.

Семен Пустовойтов родился в Одессе. В 1939 году поступил в Одесское художественное училище на живописно-педагогическое отделение, которое смог закончить лишь в июле 1951 года из-за войны и ранений. Фронтовик. Воевал в Новгороде.

После окончания училища, будучи под впечатлением от древней новгородской архитектуры, вернулся в Новгород и обосновался в нем. С 1964 года — член Союза художников СССР, с 1971 года — член Художественного фонда СССР. Наибольшую известность принес Пустовойтову цикл акварелей «Великий Новгород», созданный в 1970—1980-е годы. В 1967 году в Одессе прошла первая персональная выставка Пустовойтова «Древний Новгород». В этом же году он участвовал в реставрации Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры, за что был награжден медалью.

Произведения Семена Пустовойтова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Новгородском государственном музее-заповеднике, Одесском художественном музее, музеях и частных собраниях в России и странах ближнего зарубежья.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Как никто из художников он прочувствовал древний город наш, его историю через памятники архитектуры. Когда смотришь на них, ты понимаешь, что они живые. Живые и они дышат. И в них вот эта вот вся история, и вся их история, и наша история, новгородцев. Как раз вот через его работы я это и ощущаю. И вот серия акварелей, посвященных Великому Новгороду, как раз и принесла как бы заслуженную славу, имя Семену Ивановичу Пустовойтову» (Светлана Иванова, зам. директора музея художественной культуры Новгородской земли).
«Новгород Великий. ц. Петра и Павла XII в. на Синичьей горе», 1980-1986 годы, бумага, акварель, Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина, Вликий Новгород.

Пустовойтов был не просто талантливым местным художником, одним из многих, он — явление особого порядка, легенда новгородской земли второй половины XX века. С 1951 года обитал этот немного странный живописец-бессребреник в своем любимом городе, где он, без всякого преувеличения, знал всех и каждого, и где каждый знал его. И это совсем не удивительно: когда он приехал, Новгород еще только восстанавливал после войны свое население. Всем друзьям, знакомым и малознакомым людям с удивительной щедростью раздаривал Пустовойтов свои акварели. А сюжет тех акварелей всегда был один — Его величество Новгородский Храм.
«Новгород Великий. Софийский собор XI век», 1979 год, бумага, акварель, Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина, Великий Новгород.

Семен Иванович Пустовойтов родился 9 мая 1921 года в Одессе. С малых лет — сирота. Год его рождения — один из самых тяжелых на Украине. Еще шла Гражданская война, принесшая много бед и страданий, свирепствовал тиф и голод. Одно из самых жестоких воспоминаний — он совсем маленький, ему холодно, он выброшен на снег. Как потом рассказывали люди, воспитавшие его в детском доме, ему было всего три года, когда его на холод выбросили умирать. Что произошло? Осталось тайной. Умерла ли его мать, было ли его не прокормить — неизвестно. Это трагическое воспоминание навсегда осталось глубоко в его памяти. В его жизни было много трудных моментов, о которых он не любил рассказывать…
«Городская улица», 1967 год, бумага, акварель, Новгородский музей-заповедник.

В детском доме Семен увлекся рисованием, используя для этого любой подручный материал, а выйдя из детского дома, поступил в кулинарное училище — сказались сохранившиеся в памяти воспоминания о голодном детстве. Много лет спустя, уже став известным художником, Семен Иванович очень гордился этим фактом в своей биографии. Хвастался даже, что сочиненные им торты выставлялись на Крещатике в кулинарном магазине. Люди, проходя мимо, неизменно любовались ими и с удовольствием покупали. Всё бы ничего, но любовь к искусству настойчиво направляла его мысли и устремления дальше, и в 1939 году привела в стены Одесского художественного училища.
«Новгород Великий. ц. Рождества Христа XIV век на Красном Поле», 1980-1986 годы, бумага, акварель, Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина, Великий Новгород.

Он успешно сдал вступительные экзамены и поступил на живописно-педагогическое отделение, которое смог окончить лишь в июле 1951 года из-за войны и ранений. Интересен тот факт, что его дипломная работа «Микула Селянович и Вольга» в своё время попадет в Одесский археологический музей. Все это будет в будущем, а пока, только начав постигать азы художественного мастерства, молодой живописец был призван в Красную армию. Военную присягу принял 21 сентября 1940 года при 151-м авиационном батальоне, а 22 июня 1941 года началась война. Семен Иванович воевал в доблестной пехоте в стрелковой дивизии, был сначала рядовым, а потом — командиром стрелкового отделения. Воевал хорошо. За проявленное мужество и героизм был награжден Орденом Славы III степени и Орденом Отечественной войны II степени. Все тяготы войны испытал полностью.
«Новгород Великий. ц. Иоанна Богослова XIV век на реке Витке», 1980-1986 годы, бумага, акварель, Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина, Великий Новгород..

В годы войны Семен Иванович Пустовойтов оказался на новгородской земле. Это была его первая встреча с древним Новгородом. Памятники архитектуры этого города произвели на него настолько сильное впечатление, что он решил сюда вернуться после войны. В боях за город Старую Руссу Пустовойтов был тяжело контужен, долго лечился в госпиталях сначала в Калинине, а позже попал в госпиталь, который находился недалеко от разрушенного Новгорода. В госпитале начал писать руины храмов.
«Собор Антониева монастыря XII век», 1968 год, бумага, акварель, Музей Московской духовной академии, г. Сергиев Посад.

21 сентября 1945 года Семен Пустовойтов был демобилизован из армии по состоянию здоровья. Контузия была настолько сильна, что врачи говорили о том, что Семен Иванович вряд ли будет читать и писать, но он нашел в себе силы победить недуг. В конце 1951 года Пустовойтов вместе с женой, Галиной Яковлевной, переехал из Одессы в Новгород на постоянное место жительства. Перед переездом еще в Одессе в 1951-ом году, когда только зарегистрировал брак, сказал жене, что никакой другой город для дальнейшей жизни им не подходит, только Новгород. Ей оставалось только согласиться…
«Церковь Покрова в кремле XVI век», 1968 год, бумага, акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Появившись в Новгороде, Пустовойтов сразу привлек внимание горожан: среднего роста, плотный, с небольшой щеточкой усов на округленном лице и неизменной тюбетейкой на голове летом либо вязаной шапочкой — в холода. Почти всегда на его плече висел ящик с красками и кистями. Таким был художник Семен Иванович Пустовойтов. Он писал акварелью храмы Новгорода. Писал картины для академических выставок и небольшие картинки-открытки, которые щедро раздаривал всем знакомым. Пустовойтов работал непрестанно, жил только творчеством, своим и друзей, когда те нуждались в его содействии.
«Знаменский собор XVII век», 1968 год, акварель, бумага, Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина, Великий Новгород.

Первым местом работы Пустовойтова в Новгороде был музей-заповедник, затем он перешел на работу в Новгородские художественно-производственные мастерские. Также художник сотрудничал с Новгородским областным Домом народного творчества. Он выезжал в отдаленные районы Новгородской области, выявляя самобытных, талантливых художников. Именно здесь он сложился как выдающийся мастер акварели. Романтическая приподнятость, трагедийность — вот что характерно для зрелого стиля Семена Пустовойтова.
«Георгиевский собор XII век», 1968 год., акварель, бумага, Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина, Великий Новгород.

В конце 50-х — начале 60-х годов Семен Иванович был уже признанным мастером акварели, его работы выставлялись на городских, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. В 1964 году он одним из первых в Новгороде был принят в Союз художников СССР. В это время он уже пережил два этапа творчества — вначале он рисовал то, что осталось от города после войны, затем рисовал город уютный с церквами, населенный людьми. Третий этап — время, когда художник почувствовал, что перед ним ХРАМ.
«Двор Антониева монастыря XII век», 1968 год, акварель, бумага, Музей Московской духовной академии, г. Сергиев Посад.

В 60-е годы запрещалось рисовать церкви с крестами. Семен Иванович нашел выход из ситуации: он приближал храм к зрителю от нижней до верхней кромки. Храм как бы выходил за рамки листа. И человек, который смотрел акварель, прекрасно понимал, что там еще что-то есть, не только небо. Иногда он просто сводил на нет купол, или там появлялось дерево. Но при этом, храм оставался храмом. И это понимали те, кто запрещал. Они не знали, что делать. Такая получалась «галерея портретов храмов».
«Покровский собор с храмом Симеона Богоприимца», 1968 год, бумага, акварель, Музей Московской духовной академии, г. Сергиев Посад.

Наибольшую известность принес Пустовойтову цикл акварелей «Великий Новгород», созданный в 1970—1980-е годы, в которых он проявил себя как несравненный мастер акварельной живописи. Цикл состоит более чем из 500 листов акварелей, большая часть которых хранится в Новгородском музее-заповеднике. На сотнях крупноформатных и тысячах маленьких листов разместилась серия «Великий Новгород», в ней при различных настроениях природы предстают — Софийский собор XI в., кремль с башнями, храмы Ярославова дворища, Воскресенской слободы, Антониева, Зверина, Юрьева, Вяжищского, Деревяницкого монастырей, церкви Спаса на Нередице, Иоанна Богослова на Витке, Петра и Павла в Кожевниках, Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине ул., Знаменский собор с колокольней и многие другие.
«Новгород. Зима», 1973 год, Акварель, бумага, Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина, Великий Новгород.

Некоторые из этих работ приобрели не только художественное, но и историческое значение, поскольку часть храмов была разрушена. Творчество С. И. Пустовойтова помогло открыть значение древней новгородской архитектуры широкому кругу зрителей, став важной частью культурного наследия Новгорода. Романтическая приподнятость, драматизм, одухотворенность всегда были свойственны произведениям художника.
«Церковь Власия XV век», 1968 год, акварель, бумага, Новгородский музей-заповедник.

Крайне интересен один любопытный факт из жизни и творчества Семена Ивановича, когда в середине 1980-х годов в Новгороде снимался фильм «Господин Великий Новгород». Режиссер картины А. Салтыков заказал именно Пустовойтову десятки акварелей новгородских памятников архитектуры, которые по сценарию должны были уничтожаться фашистами. Семен Иванович выполнял заказ не на скорую руку, а вкладывал в каждую акварель свою душу, талант, хотя и знал, что вскоре они сгорят.
В 1967 году в Одессе прошла первая персональная выставка Пустовойтова «Древний Новгород». В этом же году он участвовал в реставрации Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры, за что был награжден медалью.
«Церковь Антония Римлянина XII век», 1968 год, бумага, акварель, Музей Московской духовной академии, г. Сергиев Посад.

Всю свою творческую жизнь Семен Иванович Пустовойтов признавался в любви к Новгороду, и эта любовь оказалась взаимной. Он никогда не был доволен своими работами, все время стремился сделать что-то новое, лучшее. С годами люди привыкли к художнику, полюбили, власти стали проявлять внимание. Через сорок с лишним лет после приезда в Новгород, 18 января 1994 года Семену Ивановичу Пустовойтову «за большой личный вклад в культурно-историческое наследие Новгорода» было присвоено звание «Почетный гражданин Новгорода». Это звание явилось мирной наградой старому заслуженному фронтовику, участнику боев под Старой Руссой, отмеченному главной солдатской доблестью — орденом Славы III степени.
«Новгород Великий. Колокольня Знаменского собора XVII век», 1994 год, бумага, акварель, Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина, Великий Новгород.

Семен Иванович Пустовойтов скончался 15 декабря 1995 года в Новгороде, где и был похоронен. В 1997 году могила художника на Западном кладбище была объявлена памятником истории местного значения.9 июня 2001 года, на фасаде дома №30 по Большой Санкт-Петербургской улице, где жил Семен Иванович с 1963 по 1995 годы, была установлена мемориальная доска.
Памятная доска художнику Семёну Пустовойтову на ул. Большой Санкт-Петербургской в Великом Новгороде.

Его творческое наследие нашло приют в коллекциях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Новгородского государственного музея-заповедника, музеев Одессы и Санкт-Петербурга, Центра музыкальных древностей — у друга художника Владимира Поветкина. Начиная с 1996 года ежегодно в «Центре музыкальных древностей В.И. Поветкина» города Новгорода проходят выставки, посвященные творчеству художника, а 9 мая 2016 года в зале АНО «Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина» открылась ХХ памятная выставка заслуженного живописца к 95-летию со дня рождения.
«Новгородский Кремль», 1977 год, бумага, акварель, Новгородский музей-заповедник.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Семён Иванович Пустовойтов. 1921—1995: к 95-летию со дня рождения (Альбом) / автор-составитель Г. А. Лаврова; Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина. — Н. 2016 г. — 152 с.: ил.
2. Семен Пустовойтов. Жизнь и творчество — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2002.
3. Справочник членов Союза художников СССР. Том 3. — М: Советский художник, 1979.
4. Сёмина Е. И. Семён Пустовойтов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
5. Поветкин В.И. «Самоцветное наследие Симеона» статья в альманахе «Чело» 2008 г.
«Новгород. ц. Иоанна Богослова XIV век», 1973 год, акварель, бумага, Музей Московской духовной академии, г. Сергиев Посад.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.