Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 145. Щербаков Борис Валентинович (Boris Shcherbakov) (1916-1995).

Герой очередного выпуска Альманаха — Борис Валентинович Щербаков — известный советский, российский художник-живописец. Народный художник СССР (1986).

Борис Щербаков родился в Петрограде. В 1933 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, который успешно окончил в 1939 году. Учился у В. Н Яковлева, В. Е. Савинского, П. М. Шухмина, И. И. Бродского. Дипломная работа художника «Редакция газеты «Правда», год 1917-й» была показана на Всесоюзной выставке в Москве, а репродукция картины была напечатана в журнале «Огонек».

Фронтовик. Проходил службу в действующей армии в роли фронтового художника, выполнив более восьмидесяти работ на военные темы. В 50-60-е годы писал множество портретов выдающихся людей своего времени, среди которых писатель К. Федин, артист В. Топорков, хирург А. Вишневский, академик А. Арбузов, летчики А. Покрышкин и И. Кожедуб. Творческое наследие художника разбросано по всему миру — от Нью-Йорка до Токио. С 1973 года Борис Щербаков — член-корреспондент АХ СССР, с 1992 — член-корреспондент РАХ.

Произведения Бориса Щербакова хранятся во многих музеях мира (Третьяковская галерея, Русский музей и др.), в дипломатических и в государственных представительствах, в том числе в Конгрессе США и в Белом Доме.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Задача художника — найти в жизни момент волнующий, в истории народа — значительный, в природе — выражающий определенное настроение, в портрете — душевное состояние, характер. Для того чтобы произведение волновало зрителя, необходимо, чтобы художник сумел как можно ярче выразить суть явления, не только с максимальной правдивостью, но и с участием творческой мысли и пониманием идеи»(Б.В. Щербаков, художник).
«Облака над озером», 1978 год, холст, масло, Республиканский объединённый музей историко-краеведческих и изобразительных искусств, Душанбе.

Творчество Бориса Валентиновича Щербакова является поистине уникальным явлением в русском искусстве ХХ века. Благодаря таланту и высочайшему профессиональному мастерству автора, его огромному трудолюбию и отношению к искусству как к «делу святому, которому нужно посвятить всю жизнь без побуждений корысти и карьеры», он заслуженно занимает особое место в отечественной культуре.
«Лето», 1949 год, оргалит, масло, Музей Русского искусства, Москва.

Борис Валентинович Щербаков родился 25 марта (7 апреля) 1916 года в Петрограде в семье известного русского художника Валентина Семеновича Щербакова (1881—1957), ученика И. Е. Репина, выпускника Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (мастерская Франца Алексеевича Рубо (1856—1928). Щербаков-старший, будущий профессор ЛВХПУ им. В. Мухиной, окончив ВХУ в 1909 году, сумел освоить старинную технику фресок, применяя ее при росписи церквей, строившихся под управлением архитектора А. В. Щусева (1873—1949).
«Тишина у озера Неро», 1971 год, картон, масло, 35 х 71 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Впоследствии получил всесоюзную известность за выполнение работ по реставрации росписей в Таврическом дворце, в Екатерининском дворце, в Лицее Царского Села и других зданиях Ленинграда. В 1917—1918 годах работал на Государственном фарфоровом заводе, где создал более 100 композиций для росписи тарелок. Член художественных объединений «Товарищество независимых» и «Общество имени А.И. Куинджи».
«Тишина. Заонежье», 1979 год, холст, масло, 60 х 80 см., частное собрание.

В 1918 году Октябрьский переворот и начавшаяся Гражданская война вынудили семью Щербаковых переехать из голодного революционного Петрограда на родину главы семейства в Казань, где ему предложили работу в качестве декоратора для театров города (оперного и драматического), а также других театров Татарской республики. По приглашению Н.И. Фешина (1881—1955) руководил также Казанскими художественными мастерскими. Это давало возможность прокормить семью в те голодные годы и не забывать профессию.
«Натюрморт», 1953 год, холст, масло, 69 х 90 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств

В Казани начал рисовать и маленький Борис, что совсем не удивительно — в творческой семье любое проявление творчества поощрялось и приветствовалось, и рано или поздно любовь к искусству должна была посетить и его. Маленький мальчик вместо игрушек видел холсты, кисти и краски отца и с удовольствием начал рисовать. Отец в шутку отдал рисунки четырехлетнего сына на выставку футуристов и… их, к его большому удивлению, приняли. Это и было началом «творческой биографии» Бориса Щербакова.
«Волга. Старый плес», 1991 год, картон, масло, 65 х 93 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В начале 1920-х годов Щербаковы вернулась в Петроград, где глава семьи продолжил работать на Государственном фарфоровом заводе. Увлечение Бориса Щербакова рисованием к этому моменту окрепло, превратившись в ежедневную потребность. Его любовь к рисованию в эти годы выражалась в стремлении во всём походить на отца, в шесть-восемь лет Борис часто помогал ему расписывать декоративные тарелки. Видя большие способности сына, Валентин Семенович постарался эти способности всячески развить, фактически став для него первым строгим учителем. Тут и друзья-художники помогли — талантливого юношу стал брать с собой на этюды друг отца известный художник Аркадий Рылов (1870—1939).
«Проясняется. Улочка в Ростове», 1973 год, холст, масло., 60 х 60 см., частное собрание.

Борис Щербаков унаследовал от отца не только талант, но и поистине фантастическое трудолюбие, что отмечали все окружающие. Он практически не выпускал из рук кисть или карандаш, его карманы были полны блокнотами с зарисовками. А самое главное, его жизненный путь к этому моменту был определен — он твердо решил стать, как и отец живописцем. В 1933 году Щербаков поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Руководил институтом, как и всей Академией художеств в те годы, замечательный художник, один из наиболее талантливых учеников Ильи Ефимовича Репина (1844—1930) Исаак Израилевич Бродский (1884—1939).
«Летний вечер. Глухово», 1972 год, картон, масло, 40 х 60 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Это было время перестройки высшей художественной школы на реалистической основе, с использованием знаний, опыта и традиций мирового реалистического искусства, время утверждения искусства социалистического реализма. Молодежь всячески стремилась к овладению высоким уровнем профессиональных знаний, с удовольствием училась на произведениях старых мастеров.
«На лесной полянке», 1976 год, картон, масло, 40 х 60 см., Новокузнецкий художественный музей.

Щербакову посчастливилось учиться у замечательных педагогов довоенной Репинки: Василия Николаевича Яковлева (1893—1953), Василия Евмениевича Савинского (1859—1937), Петра Митрофановича Шухмина (1894-—1955), Исаака Израилевича Бродского (1884—1939) — учителей, чей авторитет был необычайно высок для него. В 1939 году Борис Щербаков успешно окончил ЛИЖСА с дипломной картиной «Редакция газеты «Правда», Год 1917-й», которая экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве, и репродукция которой была напечатана в журнале «Огонек».
«Пушкин вечером у озера», 1978 год, холст, масло, Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Пушкинские Горы.

После окончания ЛИЖСА Борис Щербаков сначала остался жить и работать в городе на Неве, а позже переехал в столицу. Началась его самостоятельная творческая жизнь. Художник пробовал себя в различных художественных жанрах. Писал исторические картины, портреты, натюрморты, пейзажи.
«К вечеру. Ростовский Кремль», 1973 год, картон, масло, 50 х 78 см., Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Одними из первых его работ были полотна на исторические темы: «А. С. Пушкин в Петербурге», «Кремль в Ростове Великом. Вечер», «Париж. Мост Александра III», «Здесь Пушкин погребен», «Древнеримский форум». Вместе с отцом работал над росписями церковных фресок в Киеве. Интерес к знаменательным событиям русской истории, к острым психологическим моментам, возможность показать внутренний мир человека и борьбу его страстей особенно привлекал к себе его внимание в эти годы.
«Пушкин в Петербурге», 1949 год, холст, масло, Государственный музе-заповедник Псков.

22 июня 1941 года Щербаков встретил в Москве. С первых дней войны он был призван в ряды Красной Армии, сначала на краткосрочные офицерские курсы, где изучал военно-инженерное дело и приобрел профессию сапера. После окончания курсов, став командиром саперного взвода, участвовал в подготовке обороны Москвы перед гитлеровским наступлением осенью 1941 года. Позже в течение всей войны Щербаков был фронтовым художником на Западном, Ленинградском и Прибалтийском фронтах, выезжая на передовую, создавал портреты отличившихся в боях солдат и офицеров. Выполнил более восьмидесяти работ на фронтовые темы. После окончания войны и демобилизации остался жить и работать в Москве, возвратившись к своим довоенным замыслам. Так, в 1946 году на Всесоюзной выставке в Москве появилась его картина «Петр I принимает послов в кузнице» (1945).
«Петр I принимает послов в кузнице», 1945 год, холст, масло, Тульский областной художественный музей.

Пятидесятые годы в творчестве Бориса Валентиновича ознаменовались созданием обширной портретной галереи выдающихся людей своего времени, среди которых писатель К. Федин, артист В. Топорков, хирург А. Вишневский, академик А. Арбузов, летчики А. Покрышкин и И. Кожедуб. При этом важно отметить, что художник не стремился создавать парадные портреты известных личностей, он, прежде всего, старался средствами живописи передать внутренний мир, характер, показать личность человека. За каждым портретом — годы общения, непрерывный творческий поиск, стремление выявить то типическое, характерное, что свойственно данному человеку.
«Портрет летчика Александра Покрышкина, трижды Героя Советского Союза». 1950-е годы, холст, масло. 100 х 90 см., Магнитогорская картинная галерея.

За серию портретов ученых и участие в написании картины «Заседание президиума Академии наук СССР» Борису Валентиновичу Щербакову в 1952 году была присуждена Государственная премия СССР.
Борис Щербаков(в соавторстве)Заседание президиума Академии наук СССР» 1952 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея.

Одновременно с портретным жанром Борис Щербаков увлеченно работал в области натюрморта в духе «малых голландцев», чье искусство, техника и мастерство не переставали вдохновлять живописца.
«Натюрморт с раками», 1956 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

В 1956 году по решению Советского правительства Борис Валентинович с группой художников был направлен в ГДР для создания копий с возвращенных нами шедевров дрезденской Картинной галереи.Требовалось выполнять копии, повторяя сам процесс работы в технике старых мастеров. А это Рубенс, Мантенья, Рембрандт, Веласкес, Хальс… Художник с огромным увлечением приступил к сложной работе. Ведь это хорошая школа, необыкновенная возможность пройти путь великих живописцев шаг за шагом, познать «кухню» творчества мастеров прошлого. Борис Валентинович прекрасно справился с поставленной перед ним задачей. Помимо работы над копиями художник написал с натуры уголки старой Германии: Веймар, связанный с жизнью Гете н Шиллера, крепостные башни Вартбурга, руины Дрездена. Итогом поездки явилась первая персональная выставка «Города и люди ГДР», которая экспонировалась в 1958 году сначала в Дрездене, а затем и в других городах Германской Демократической республики.
«Ветряки в окрестностях села Ларга», 1970 холст, масло, частное собрание.

Тема прошедшей войны никогда не уходила из творчества художника. Неизгладимое страшное впечатление произвела на Бориса Щербакова его поездка в Бухенвальд. И зловещая надпись на воротах «Каждому свое», и, казалось, еще не остывшие печи, где сжигали тысячи ни в чем не повинных людей, приводили в содрогание его душу. В Бухенвальде он сделал несколько рисунков и этюдов. Вернувшись на родину, в 1961 году он написал картину «Пепел Бухенвальда», с успехом экспонировавшуюся в Москве.
«Пепел Бухенвальда», 1961 год, холст, масло, Новокузнецкий музей изобразительного искусства.

В 1965 году художник создал еще одно произведение о войне — «Непобедимый рядовой», вызвавшее большой резонанс в профессиональной среде его товарищей по цеху и среди многочисленных специалистов.
«Непобедимый рядовой», 1964 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Однако, главным художественным жанром творчества искусства Бориса Щербакова всегда оставался пейзаж. Его пейзажи всегда были неповторимо индивидуальны. В течение многих лет вдохновляла Бориса Валентиновича природа родного Подмосковья. По-настоящему великолепны в его картинах и разлапистые, опушенные снегом ветки зеленых елей, и тоненькие белоствольные весенние березки, и скромная голубизна первых незабудок, и сочная красота алых маков в жаркий летний день.
«Апрельское солнце», 1971 год, холст, масло, частное собрание.

Помимо лирических полотен, передающих красоту и поэзию родной природы, Борис Щербаков является автором целого ряда больших эпических пейзажей — картин, прославляющих широту и величие русской земли. Одной из первых работ этого цикла явилась картина «Широка страна моя родная», написанная в 1951 году. Она была подарена нашим правительством Индире Ганди и находится в настоящее время в Национальном музее Индии.
«Широка страна моя родная», 1951 год, холст, масло, Национальный музе Индии, Дели.

Еще один цикл произведений Щербакова связан с Волгой. Художник часто выезжал в творческие командировки на берега великой русской реки, из которых неизменно привозил многочисленные этюды в последующем становившиеся основой его замечательных произведений. Наиболее полно удалось передать бескрайность волжских просторов в картине «Течет река Волга» (1970) впервые показанной на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, в Париже в 1970 году.
«Течёт река Волга», 1970 год, холст, масло, 90 х 160 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ярки и жизнерадостны краски молдавских пейзажей Бориса Щербакова. Отправившись по следам ссыльного А. С. Пушкина, художник проникся очарованием природы Молдавии н проработал там целых три года, создав цикл пейзажей, показанных на его персональной выставке в Кишиневе в 1970 году. Художник глубоко и поэтично раскрыл многие типические стороны современного молдавского пейзажа. Для работ этого цикла характерно тяготение мастера к панорамности изображения, которое дает более полное представление о природе.
«Дуб раскидистый», 1968 год, холст, масло, Из цикла «Пейзажи Молдавии», Национальный музей изобразительного искусства Республики Молдовы, Кишинёв.

Ни для кого не секрет, что любимым поэтом Бориса Валентиновича был Александр Сергеевич Пушкин. Его слова «…и чувства добрые я лирой пробуждал» являлись девизом для художника. Борис Щербакова постоянно привлекали к себе места, связанные с именем великого поэта, прежде всего Михайловское и Пушкинские Горы. Впервые художник приехал в Михайловское в 1934 году, чтобы поклониться могиле поэта, а тридцать лет спустя возвратился вновь, чтобы чувства, навеянные полюбившимися пушкинскими строками отобразить в своих полотнах.
«Пушкин в Михайловском», 1969 год, хост, масло, Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Пушкинские Горы.

Большая серия пейзажей, написанных в середине семидесятых годов, посвящена творчеству М. А. Шолохова. Художнику посчастливилось не только работать в местах, где жил и о которых писал Шолохов, но и познакомиться, подружиться с ним. Своеобразная красота донского края, спокойное величавое течение Дона, бесконечная ширь просторов поразили воображение художника, так же как поразили они его раньше при чтении романов Шолохова. И эту бесконечную красоту, ширь и мощь природы он стремился передать в своих пейзажах. Всегда скупой на похвалу, Шолохов, просматривая пейзажи, не удержался: «…это действительно все хорошо. Даже великолепно. Спасибо Вам, Борис Валентинович».
«Разнотравье донское», 1974 год, картон, масло, 50 х 80 см., частное собрание.

Семидесятые-восьмидесятые годы в творческой биографии Бориса Валентиновича Щербакова отмечены активной выставочной деятельностью художника за рубежами нашей страны. За пятнадцать лет были организованы девять персональных выставок художника, четыре из которых (в Японии) были представлены пейзажами «По памятным литературным местам».
«Утиное болото», 1981 год, холст, масло, 40 х 80 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Выставка «Русские пейзажи» была устроена в мае 1977 года в Нью-Йорке и получила там широкое признание зрителей. «…наполнено теплом, искренностью, чувством Родины…Великолепно!.. Приятно видеть, на что способны русские… Замечательный русский…» — писали в своих лаконичных отзывах американцы. Показ произведений Бориса Валентиновича Щербакова в ГДР, Чехословакии и Венгрии вызвал широкий отклик любителей искусства.
«Июнь в Подмосковье», 1984 год, картон, масло, Госудпрственная Третьяковская галерея, Москва.

Многие работы Бориса Щербакова публиковались в журнале «Огонек», представлялись в виде подарков иностранным дипломатическим делегациям и миссиям, а также активно продавались за рубежом, когда началась торговля советским искусством. Сегодня творческое наследие художника разбросано по всему миру — от Нью-Йорка до Токио. Его творчество было отмечено высокими наградами. В 1973 году Борис Щербаков стал членом-корреспондентом АХ СССР, а в 1992 году — членом-корреспондентом РАХ.
«Осенний букет», 1989 год, картон, масло, 96 х 70 см., частное собрание.

Борис Валентинович Щербаков скончался 24 июля 1995 года в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы — рядом с отцом.
Надгробие на могиле художника Бориса Валентиновича Щербакова на Ваганьковском кладбище столицы.

Сегодня его полотна украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, других музеев и частных собраний в России и странах ближнего и дальнего зарубежья, в дипломатических и в государственных представительствах, в том числе в Конгрессе США и в Белом Доме в Вашингтоне. Частые и желанные участники они и на крупнейших мировых аукционах современного искусства.
«Встреча. 20 октября 1920 года», 1970 год, холст, масло, 90 х 100 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Традиции школы живописи государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Кафедра общей живописи. — СПб., 2010.
2. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915-2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007.
3. Справочник членов Союза художников СССР. Том 3. — М: Советский художник, 1979.
4. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. —СПб. Ф.78. Оп.8.ч.2. Д.382.
«Деревенский мотив», 1937 год, холст, масло, 70 х 50 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.