Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 143. Орехов Лев Николаевич (Lev Orehov) (1913-1992).

Герой очередного выпуска Альманаха — Лев Николаевич Орехов — известный советский художник, живописец, график, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Лев Орехов родился в Туле. В 1932 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, занимался у Бориса Фогеля, Семена Абугова, Генриха Павловского. В 1939 году Орехов окончил институт (мастерская Александра Осмёркина) с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «Отдых колхозников в обеденный перерыв на сенокосе».

По окончании института был призван в Красную Армию, участвовал в войне с белофиннами. В Великую Отечественную войну сражался рядовым на Ленинградском фронте. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В 1946 году был принят в члены Ленинградского Союза художников. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены и тематические композиции. Живопись 1950-х годов отличает приверженность пленэрному письму. В 1946—1949 годах преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. В 1950-е годы преподавал в Ленинградском художественно-графическом педагогическом училище.

Произведения Льва Орехова находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Германии, США и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Лев Николаевич Орехов родился 8 ноября 1913 года в Туле в семье известного тульского художника Николая Ивановича Орехова (1892—1957). Выпускник МУВЗЖ, ученик Валентина Серова (1865—1911), Николай Иванович всю жизнь прожил в городе на берегах широкой и полноводной Упы, рисовал известных туляков и учил живописи их детей.
«Пристань», 1960-е годы, картон, масло , 35 × 47 см., Вологодская областная картинная галерея .

Лев был желанным ребенком в семье и любимцем отца. Рос в любви и заботе близких. Рано увлекся рисованием, что легко объяснимо — усилиями мамы будущего художника, женщины культурной и широко образованной, увлекавшейся музыкой и имевшей неплохие вокальные данные, в семье всячески поддерживалась атмосфера творчества и любые ее проявления, что естественно способствовало возникновению и мальчика интереса к искусству.
«В парке», 1960 год, картон, масло, 35 х 48 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Льву нравилось бывать в мастерской отца, наблюдать за его работой, а позже и помогать ему. Мастерская, заставленная чистыми и исписанными холстами, а также непонятными маленькому мальчику предметами интерьера, всегда представлялась Льву самым таинственным местом в доме, местом, где усилиями его отца совершалось волшебство рождения новых картин с изображениями людей и окрестных пейзажей, которые он потом, украдкой от всех, подолгу и очень внимательно рассматривал. А еще ему нравилось, как пахло в мастерской лаком и красками, неповторимый запах которых из далекого и счастливого детства с годами перекочевал уже во взрослую жизнь будущего живописца.
«Банковский мост», 1960-е годы, картон, масло , 31 × 46 см., частное собрание.

Радуясь интересу сына к рисованию и объективно оценивая его природное дарование, которое с годами проявлялось все более явственно, Николай Иванович всеми силами старался это дарование развивать, фактически став для сына первым строгим учителем. В 1921—1931 годах Лев Орехов занимался в местной изостудии, которой руководил его отец. На занятиях много времени уделялось рассказам о выдающихся представителях отечественного искусства и об Академии художеств на берегах Невы, где эти мастера учились и затем преподавали. Юноша загорелся мечтой поступить в Академию художеств, и в 1932 году отправился в далекий Ленинград.
«Гурзуф. Причал», 1961 год, картон, масло, 34 х 48 см., Самарский областной художественный музей.

Благодаря прекрасной подготовке и огромному желанию, Лев Орехов с первой попытки успешно сдал вступительные экзамены и был принят на первый курс живописного факультета Института пролетарского изобразительного искусства (ИНППИ), преобразованного в том же 1932 году в Институт живописи, скульптуры и архитектуры (ИнЖСА), а в 1933 году в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА). Мечта сбылась, и храм трех основных искусств на Университетской набережной, 17, гостеприимно открыл свои двери новому талантливому студенту. Орехову посчастливилось заниматься у замечательных педагогов предвоенной Репинки: Бориса Александровича Фогеля (1872—1961), Семена Львовича Абугова (1877—1950), Генриха Васильевича Павловского (1907—1973) и Александра Александровича Осмёркина (1892—1953).
«Портрет жены с самоваром», 1960-е годы, холст, масло, 59 х 81 см., частное собрание.

Когда на третьем году обучения пришло время выбирать персональную художественную мастерскую педагога-наставника для продолжения обучения, Лев Орехов, не колеблясь, выбрал персональную мастерскую Александра Александровича Осмёркина — выдающегося русского и советского художника и педагога, участника художественной группы «Бубновый валет», профессора живописи. В 1939 году молодой выпускник Лев Орехов успешно окончил художественный институт, представив на суд художественного совета свою дипломную работу — картину «Отдых колхозников в обеденный перерыв на сенокосе». Высший балл, полученный у членов совета, принес автору диплом об окончании института и квалификацию художника живописи.
«Стадо. Вечер», 1936 год, картон, масло, 35 × 50 см., Ярославский художественный музей.

Сразу по окончании института Лев Орехов был призван в Красную Армию, участвовал в войне с белофиннами. В Великую Отечественную войну сражался рядовым на Ленинградском фронте. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Орехов являлся автором выдающихся по силе воздействия плакатов, посвященных борьбе и освобождению блокадного Ленинграда от фашистских захватчиков. Работая в соавторстве с Леонидом Петровым (1919—1978) и Михаилом Гордоном (1918—2003), создал плакаты «Мы победим!», 1943; «Красная Армия совместно с армиями наших союзников сломает хребет фашистскому зверю», 1943; «Учись бить врага на славу!», 1945; «Если сегодня в мишень попадешь – завтра в бою ты и немца убьешь!», 1945; «Дадим стране победный урожай!», 1945; «Слава победителям!», 1945; «Слава советским войскам, водрузившим Знамя Победы над Берлином!», 1945; «Молодежь! Занимайся спортом закаляй себя к труду и борьбе!», 1945.
Лев Орехов в соавторстве с Леонидом Петровым и Михаилом Гордоном «Слава победителям!», 1945 год.

После окончания войны и демобилизации Лев Николаевич вернулся в Ленинград. Участвовал в восстановлении города. В поисках собственного стиля пробовал свои силы в различных художественных жанрах и разных техниках. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены и тематические композиции. В 1946 году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников.
«Улица с велосипедистом», 1960-е годы, картон, масло, 35 х 46.5 см., Орловский музей изобразительных искусств.

В 1950-е годы он много писал на пленэре, работы были полны воздуха и света, смелый вдохновленный мазок кисти точно расставлял акценты в общей нежной атмосфере его картин. Позднее стиль Орехова несколько изменился. Работы стали более обобщенными, композиция — более декоративной и схематичной, усилилась графичность, условность рисунка. Если в 1950-х годах художник, работая на пленэре, уделял особое внимание освещению и тональным отношениям, то в 1960-х годах его стиль превратился в более декоративное и графическое качество живописи, а его рисунок и композиция приобрели более абстрактные формы. В 1950-х годах Орехов много работал в Крыму, создавая многочисленные этюды с натуры, позже для своих летних пейзажей выбирал темы сельской жизни России.
«Пляж», 1959 год, картон, масло, 35 х 48 см., частное собрание.

Лев Николаевич много времени уделял преподавательской работе, которую считал важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодёжью накопленными знаниями, навыками и умением, художник сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства. В 1946—1949 годах он преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, а в 1950-е годы преподавал в Ленинградском художественно-графическом педагогическом училище.
«Натюрморт с гранатом», 1980-е годы, оргалит, масло, 49 х 59 см., частное собрание.

«Натюрморт с грушей’, 1980-е годы, оргалит, масло, 49 х 59 см., частное собрание.

Творческое наследие Льва Николаевича Орехова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают работы, показанные в разные годы на крупнейших выставках ленинградских художников: «Продавщица цветов» (1947), «Тучкова набережная» (1948), «Тульский дворик» (1954), «На пляже» (1956), «Пляж в Пицунде» (1956), «В магазине игрушек» (1957), «Пляж» (1959), «Причал в Гурзуфе» (1961), «Весенняя зелень», «Виноградники» (обе 1962), «Старая Ладога. Перевоз», «Полдень» (обе 1968), «Портрет А. И. Иконникова» (1970), «Полевые цветы» (1972), «Портрет архитектора М. П. Соколова» (1975), «Весенний Гурзуф» (1977), «Сирень»(1978), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Сирень», 1978 год, картон, масло, 50 ×39 см.,Башкирский государственныйхудожественный музей имени М.В. Hестерова, Уфа.

Лев Орехов участвовал в выставках ленинградских художников с 1939 года, в том числе в блокадных выставках ленинградских художников, включая Первую выставку художников Ленинградского фронта 1943 года в доме Красной Армии им. С. М. Кирова. Также участвовал в третьей выставке работ художников ленинградского фронта (1945), весенней выставке произведений ленинградских художников (1955, 1956), «Выставке произведений ленинградских художников 1917—1957» (1957), осенней выставке произведений ленинградских художников (1962,1968), выставке произведений ленинградских художников «Наш современник» (1972) и других. Был участником групповой выставки петербургских художников — учеников мастерской Александра Осмёркина (1997) в Санкт-Петербурге.
«На пляже», 1956 год, картон, масло, 35 х 48 см., частное собрание.

Лев Николаевич Орехов скончался 6 ноября 1992 года в Санкт-Петербурге на 79-м году жизни. Сегодня произведения художника находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Германии, США и других странах.
«Пицунда», 1958 год, картон, масло, 35 х 47 см., Новокузнецкий художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979.
2. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007.
3. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8.ч.2. Д.382.
4. Третья областная художественная выставка. Каталог. — Тула: Областной Союз советских художников, 1941.
5. Первая выставка художников-фронтовиков. Каталог. — Л: Военгиз, 1943.
6. Третья выставка работ художников ленинградского фронта. — Л: Военное издательство Наркомата обороны, 1945.
«Цветочница», середина 20 века, холст, масло, 75 х 90 см., Тульский музей изобразительных искусств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.