Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 142. Овчинников Вячеслав Владимирович (Vyacheslav Ovchinnikov) (1932-1993).

Герой очередного выпуска Альманаха — Вячеслав Владимирович Овчинников — известный советский живописец, педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Вячеслав Овчинников родился в Ленинграде. В 1952 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Виталия Вальцева, Ивана Степашкина, у своего отца Владимира Овчинникова. Окончил институт в 1958 году (мастерская Юрия Непринцева). Дипломная работа — «Макаренко среди беспризорников».

С 1958 года участвовал в различных художественных выставках. Писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи. Занимался монументальной живописью. Член Ленинградского отделения Союза художников РСФСР с 1960 года. Преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. В 1989—1992 годах работы Вячеслава Овчинникова с успехом экспонировались на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения Вячеслава Овчинникова находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Франции, Японии, США, Финляндии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Вячеслав Владимирович Овчинников родился 19 февраля 1932 года в Ленинграде в семье художника. Его отец Овчинников Владимир Иванович(1911—1978) был известным саратовским художником-пейзажистом, в 1931 году окончившим на родине художественный техникум и уехавшим в Ленинград поступать в Институт пролетарского изобразительного искусства, (позднее Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры). После первого курса Владимир Иванович был вынужден оставить учебу в связи с рождением сына и необходимостью обеспечивать семью.
«Воскресный вечер», 1980 год, холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Вячеслав был желанным ребенком в семье и, несмотря на ее сложное материальное положение, рос окруженный любовью и заботой близких. Рано увлекся рисованием, при этом необходимо отметить, что сама духовная атмосфера в семье Овчинниковых способствовала возникновению у него, а позже и у его младшего брата Льва, интереса к искусству. С детства любимым местом время провождения маленького Вячеслава была мастерская отца, заставленная исписанными холстами и непонятными для него предметами интерьера, которые отец использовал, как объекты для своих картин, где пахло лаком и красками, неповторимый запах которых из детства с годами перекочевал уже во взрослую жизнь будущего живописца.
«На часовом заводе», 1977 год, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Интерес к живописи юного Вячеслава не мог не радовать Овчинникова-старшего, который, видя несомненное природное дарование сына, старался всячески это дарование развивать, фактически став для него первым внимательным и по-родственному требовательным учителем. Войну вместе с младшим братом и матерью Вячеслав провел в эвакуации в Саратове у родственников отца, вернулся в Ленинград уже после снятия блокады, окончил школу и в 1952 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«Салют в Озерках», 1980-е годы, холст, масло, Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Исполнилась его давняя мечта, и он смог переступить заветный порог храма трех основных искусств на Университетской набережной, 17. Овчинникову посчастливилось заниматься у замечательных педагогов Репинки тех лет: Виталия Геннадиевича Вальцева (1917—1989) — известного советского живописца, графика, кандидата искусствоведения, профессора, члена Ленинградского Союза художников, Ивана Петровича Степашкина (1882—1960) — замечательного советского живописца, члена Ленинградского Союза художников и у своего отца Владимира Ивановича Овчинникова.
«На реке Карповке», 1975 год, картон, масло, 43 х 50 см., Новокузнецкий художественный музей.

Когда на третьем году обучения пришло время выбирать персональную художественную мастерскую педагога-наставника для продолжения обучения, Вячеслав Владимирович, не колеблясь, выбрал мастерскую Юрия Михайловича Непринцева (1909—1996) — выдающегося советского художника-живописца и графика, известного педагога и книжного иллюстратора, будущего Народного художника СССР. В 1958 году молодой выпускник Вячеслав Овчинников успешно окончил художественный институт, представив на суд художественного совета свою дипломную работу—картину «Макаренко среди беспризорников». Высший балл, полученный у членов совета, принес автору диплом об окончании ЛИЖСА имени И.Е. Репина и квалификацию художника живописи.
«А.С.Макаренко среди беспризорников» (дипломная работа), 1958 год, холст, масло, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург.

После окончания Репинки Вячеслав Овчинников остался жить и работать в городе на Неве. В поисках собственного стиля пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи. Работал по договорам с ленинградским отделением Художественного фонда РСФСР и Комбинатом живописно-оформительского искусства. С 1958 года участвовал в выставках, экспонируя свои картины вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда.В 1960 году был принят в члены Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. Напряженная творческая работа художника, сопровождавшаяся многочисленными командировками в самые отдаленные уголки нашей страны, способствовала формированию ярких индивидуальных черт в творчестве Вячеслава Овчинникова, опиравшегося на традиции отечественной реалистической школы и натурное письмо.
Много времени Вячеслав Владимирович посвящал преподавательской работе, которую считал важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Щедро делясь с молодежью накопленными знаниями, навыками и умением, художник сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства.
«Весна», 1980-е годы, оргалит, масло, 50 Х 100 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Вячеслав Овчинников считается одним из ярких представителей Ленинградской школы живописи. Его творческое обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Ночная вахта» (1959), «Воспитательница» (1964), «Выступление В. И. Ленина на Обуховском заводе» (1967, в соавторстве с Ю. Д. Хухровым), «Портрет колхозницы Е. Т. Васильевой», «Портрет кузнеца, бригадира Кировского завода А. В. Горячева» (обе 1975), «Портрет кузнеца Кировского завода Михаила Сизова» (1976), «На часовом заводе» (1977), «Улица Бродского» (1979), «Воскресный вечер» (1980), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца. Вячеслав Овчинников активно экспонировал свои работы, принимая участие в различных художественных выставках. В 1989—1992 годах работы Вячеслава Овчинникова с успехом экспонировались на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Улица Бродского», 1979 год, холст, масло, 90 × 120 см., частное собрание.

Вячеслав Владимирович Овчинников скончался 16 марта 1993 года в Санкт-Петербурге после тяжелой продолжительной болезни (болезнь Альцгеймера) на 62-м году жизни. Сегодня произведения художника находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Франции, Японии и других странах дальнего зарубежья.
«Мальчик в шапке-ушанке», 1956 год, холст, масло, 46,5 х 45 см., Дальневосточный художественный музей, Хабпровск.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987.
2. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915-2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007.
3. Традиции школы живописи государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Кафедра общей живописи. — СПб., 2010.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961.
5. Советская Россия. Третья Республиканская художественная выставка. Каталог. — М: Министерство культуры РСФСР, 1967.
6. L’ Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 16 Juin 1989.
«Озерки. Белая ночь», 1981 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.