Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 110. Печатин Валентин Александрович (Valentin Pechatin) (1920-2006).

Герой очередного выпуска Альманаха — Валентин Александрович Печатин — известный российский живописец, заслуженный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградского союза художников), представитель ленинградской школы живописи.

Валентин Печатин родился в Рязани. В 1934–1937 годах учился в Рязанском художественном техникуме. Фронтовик. Орденоносец. В 1945 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, занимался у Б. А. Фогеля, Г. В. Павловского, С. Л. Абугова, А. А. Мыльникова, В. М. Орешникова. В 1951 году окончил институт по мастерской профессора В. М. Орешникова с присвоением квалификации художника живописи.

С 1951 года Валентин Печатин участвовал в выставках, писал батальные картины, портреты, пейзажи. В 1952 году был принят в члены Ленинградского союза советских художников. В 1952 году был приглашен в студию художников-маринистов Военно-морского флота. С этого момента морская тема стала главной в творчестве художника. В 1963–1987 годах Печатин возглавлял студию художников-маринистов при Центральном военно-морском музее в Ленинграде.

Произведения Валентина Печатина находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Франции, Великобритании, Корее, КНР, Финляндии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Валентин Александрович Печатин родился 18 марта 1920 года в Рязани в семье железнодорожника. Глава семьи служил на местном отделении железной дороги, а его жена занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Увлечение рисованием пришло в школе, благодаря школьному учителю рисования, энтузиасту своей профессии, много сделавшего для приобщения своих учеников к прекрасному.
Именно он, оценив большое природное дарование своего юного ученика, посоветовал родителям Валентина обратить внимание на увлечение сына и, по возможности, продолжить его художественное образование.
«Февральские дни 1917 года на Балтийском флоте в Гельсингфорсе», 1956 год, холст, масло, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Такая возможность была. В Рязани на улице Ленина, 32 располагался в то время Рязанский художественный техникум — региональный центр по подготовке специалистов художественной направленности: преподавателей рисования и черчения, художников-оформителей, специалистов по промышленной графике, модельеров и художников театрального костюма, кружевниц и вышивальщиц.
«Форсирование Гибралтарского пролива советскими подводными лодками в 1969 году», 2005 год, холст, масло, 89 х 129 см., Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Техникум имел богатую историю, которая начиналась в 1918 году — именно тогда были организованы Государственные свободные художественные мастерские. В 1920 году мастерские были преобразованы в Рязанскую художественную школу, а с 1922 года — в Рязанский художественный техникум. В 1927 он был объединен с Рязанским музыкальным техникумом, а уже после окончания его Печатиным, с 7 апреля 1939 года вновь обрел самостоятельность и название Рязанское художественное училище.
«Адмирал Ф.Ф.Ушаков на флагманском корабле Св. Павел при штурме Корфу в 1799 году», 1960-е годы, холст, масло, Военно-исторический музей Черноморского флота, Севастополь.

Именно туда и направил свои стопы в 1934 году четырнадцатилетний начинающий художник Валентин Печатин. Три года продолжалось его обучение в техникуме, заложившее основу его художественного грамотности и творческого мастерства. Педагоги в техникуме, отдавая дань его таланту и природному дарованию, настоятельно советовали Печатину продолжить свое обучение на более высоком профессиональном уровне. Путь молодого художника лежал в Ленинград, в Академию художеств, но вмешалась война, которую Валентин Печатин прошагал от первых дней и до самой Великой Победы. Сражался на Ленинградском фронте, дошел до Берлина. Он был сапером, старшим лейтенантом, а влюбился в море…
«Высадка десанта в Прахово. Югославия. 1944 год. 29 сентября», 1950-е годы, холст, масло, Военно-исторический музей Тихоокеанского флота, Владивосток.

В 1945 году после демобилизации Валентин Печатин исполнил свою мечту и приехал в Ленинград. Как недавний фронтовик по выделенной квоте без вступительных экзаменов был зачислен на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Валентину Александровичу посчастливилось заниматься у прекрасных педагогов ЛИЖСА того времени Бориса Александровича Фогеля (1872–1961), Генриха Васильевича Павловского (1907–1973), Семёна Львовича Абугова (1877–1950), Андрея Андреевича Мыльникова (1919–2012).
«Мать героя», 1974 год, холст, масло, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

На третьем курсе, когда пришло время выбирать мастерскую для продолжения обучения, Валентин Печатин выбрал мастерскую доктора искусствоведения, профессор Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987). Являясь общепризнанным представителем классического искусства изображения в живописи, профессор не допускал декоративности без содержания в собственном творчестве и не позволял себе писать бессмысленных холстов. Для него декоративность и красота цветового решения были первостепенными в решении его композиций, что он в полной мере требовал и от своих учеников.
«Морской десант у Григорьевки», 1950-е годы, холст, масло, Херсонский художественный музей им. А.А.Шовкуненко.

Печатину нравилось учиться в храме трех искусств на Университетской набережной, 17, а педагогам нравился этот спокойный и старательный студент, успешно осваивавший сложный академический курс. Быстро пролетели годы обучения в Репинке, и в 1951 году Валентин Печатин успешно окончил художественный вуз по мастерской профессора В. М. Орешникова, представив художественному совету в качестве дипломной работы картину «Великая клятва у гроба Ленина». Работа была принята советом и принесла автору квалификацию художника живописи.
«Орлам Революции. Вручение шефского знамени Комсомола флоту», 1950-е годы, холст, масло, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

После окончания Репинки Печатин остался жить и работать в Ленинграде, фактически ставшим для молодого художника второй родиной. Он участвовал в выставках, начиная с 1951 года. Экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1952 году был принят в члены Ленинградского союза художников. В поисках собственной темы работал в разных художественных жанрах. Писал батальные картины, портреты, пейзажи, иногда натюрморты.
«После успешных артиллерийских стрельб», 1955 год, холст, масло, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Определяющим для художника стал 1952 год, когда Валентина Александровича пригласили в студию художников-маринистов Военно-морского флота. С этого момента морская тема стала главной в творчестве художника. Он фактически стал летописцем нашего флота в ХХ веке. Его картины украсили экспозиции ведущих военно-морских музеев страны в Ленинграде, Севастополе, Владивостоке. Стали они отбираться и в главные музейные хранилища страны, в том числе и в Центральный военно-морской музей, один из старейших музеев России, где соседствовали с блистательными творениями А. К. Беггрова (1841–1914), М. О. Микешина (1835–1896) и И. К. Айвазовского (1817–1900).
«Групповой портрет. На боевых учениях. 1977 год», 1978 год, холст, масло, Военно-исторический музей Камчатской флотилии, Петропавловск-Камчатский.

Особенностью Центрального военно-морского музея являлось не только прекрасная коллекция, но и то, что при нем существовала студия художников-маринистов Военно-морского флота, созданная еще по приказу главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова. Первым художественным руководителем студии стал Михаил Иванович Авилов (1882–1954), академик живописи.
«Помощь уральцев Пугачёву (соавторы М.И.Авилов, В.А.Печатин)», 1952 год, холст, масло, собрание Министерства культуры, Москва.

В состав студии, которая в то время находилась в помещениях Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола, входили такие известные живописцы, как Анатолий Васильев, Борис Ершов, Валентин Печатин, график Николай Куликов, скульптор Виктор Чеботарёв и многие другие. В 1953 году художественную студию возглавил Александр Алексеевич Ефимов (1905–1964). Художники студии в этот период участвовали в боевых учениях, собирая материал для будущих работ. Созданные ленинградскими художниками картины вошли в экспозицию ЦВММ.
«На поиск подводной лодки. Сторожевой корабль типа Неустрашимый ведет поиск подводной лодки», 1999 год, холст, масло, частное собрание.

В трагические в полном смысле этого слова для армии и флота 1960-е годы прокатилась волна массовых сокращений, не обошла она стороной и художественную студию. В 1962 году художников ленинградской студии демобилизовали, а студию распустили. Однако студийцы не смирились с этим. Валентин Александрович Печатин по их поручению обратился в ЦК КПСС и лично к главнокомандующему ВМФ адмиралу флота С. Г. Горшкову с письмом о необходимости воссоздания студии. Адмирал Горшков откликнулся сразу же, и в марте 1963 года организация возродилась как студия художников-маринистов при Центральном военно-морском музее.
«Когда усталая подлодка из глубины идет домой», 1976 год, холст, масло, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Возглавил ее Валентин Александрович Печатин, а в состав студии вошли также живописцы А. Г. Ерёмин, А. С. Бантиков, К. Г. Молтенинов, С. Ф. Бабков, график Н. Т. Куликов и скульптор В. С. Чеботарёв. Художники писали картины для ЦВММ, одновременно выполняя заказы ВМФ. Одним из крупных заказов было создание эмблем кораблей и частей отечественного флота, потребовавшего не только художественной фантазии, но и точного знания геральдических законов. Работы студийцев включались в музейные экспозиции, экспонировались на выставках — как специализированных, так и общехудожественных. К 50-летию студии в 2002 году был выпущен красочный альбом «Летописцы флота России».
«Азовцы в боях за освобождение Таманского полуострова», 1970-е годы, холст, масло, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Валентин Печатин руководил студией вплоть до 1987 года, когда по состоянию здоровья вынужден был просить командование об освобождении его от обязанностей руководителя студии, которую возглавил потомственный художник Сергей Варленович Пен. После этого Печатин еще долгие годы продолжал трудиться в своей мастерской на Московском проспекте. Его творческий диапазон был очень широк: от большой батальной морской картины до лирического пейзажа, от портрета прославленного флотоводца до тонкого психологического женского портрета.
«Портрет Адмирала Эссена Николая Оттовича», 1995 год, холст, масло, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Творческое наследие Валентина Александровича Печатина обширно и многогранно. Среди большого количества работ, созданных мастером за период своей творческой деятельности, особого внимания заслуживают картины «Штурм Зимнего» (в соавторстве) (1951), «Портрет жены» (1953), «Линейный корабль „Севастополь“ на Севастопольском рейде» (1954), «После успешных стрельб» (1955), «Февральская революция в Гельсингфорсе» (1956), «Портрет капитана первого ранга Иоселиани» (1964), «Мать героя» (1975), «Подвиг подводной лодки С-13» (1976), «Первый дружественный визит кораблей Аврора и Комсомолец в Берген Норвегия. 1924 год» (1990), «Туманное утро» (1993).
«Первый дружественный визит кораблей Аврора и Комсомолец в Берген Норвегия. 1924 год», 1990 год, ходст, масло, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

На рубеже 80-х — 90-х годов работы Валентина Печатина в составе экспозиций произведений ленинградских художников представляли отечественное искусство на целом ряде зарубежных выставок и аукционов.
«Портрет Адмирала Василия Ивановича Панина», 2001 год, холст, масло, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Валентин Александрович Печатин скончался 21 февраля 2006 года в Санкт-Петербурге на 86-м году жизни.
«Эпизод морского боя», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

В наши дни произведения Валентина Печатина украшают экспозиции ведущих военно-морских музеев страны в Санкт-Петербурге, Севастополе, Владивостоке, Военно-исторического музея Камчатской флотилии в Петропавловске-Камчатском, находятся в художественных и краеведческих музеях и частных собраниях в России, Японии, Франции, Великобритании, Корее, КНР, Финляндии и других странах.
«В Севастопольской бухте», 1970-е годы, холст, масло, Военно-исторический музей Черноморского флота, Севастополь.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
2. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
3. Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957. 10 октября.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964.
6. Лестева Т. Студия художников-маринистов при ЦВММ // Аврора. № 1. 2011.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.