Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 109. Петров-Маслаков Всеволод Михайлович (Vsevolod Petrov-Maslakov) (р.1930).

Герой очередного выпуска Альманаха — Всеволод Михайлович Петров-Маслаков — известный советский и российский живописец, народный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Всеволод Петров-Маслаков родился в Ленинграде. Воевал, участвовал в защите Ленинграда. В 1944–1950 годах учился в Средней художественной школе. В 1950 году был принят на первый курс живописного факультета института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Александра Деблера, Елены Табаковой, Андрея Мыльникова, Владислава Анисовича. Окончил институт по мастерской профессора В. М. Орешникова с присвоением квалификации художника живописи.

Всеволод Петров-Маслаков участвовал в выставках с 1956 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал жанровые картины, пейзажи, портреты. В 1956 году был принят в члены Ленинградского союза художников. В составе геологических экспедиций работал на Чукотке, в Якутии, на Камчатке, в Кузнецком Алатау, участвовал в охотничьих промысловых бригадах на севере Хабаровского Края. В 1991 году участвовал в выставке русских художников на Аляске, США.

Произведения Всеволода Михайловича Петрова-Маслакова находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Корее, КНР, США, Японии, Великобритании и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Мне во многом повезло в жизни, возможно, надо мною взял шефство какой-то добрый ангел» (Всеволод Петров-Маслаков).
«Заповедное Беломорье», 1985 год, холст, масло, частное собрание.

Всеволод Михайлович Петров-Маслаков родился 29 апреля 1930 года в Ленинграде в семье врача М. А. Петрова-Маслакова. Михаил Андреевич Петров-Маслаков (1896–1976) был известным советским акушером-гинекологом, академиком АМН (1969), заслуженным деятелем науки РСФСР (1964). Он всю войну оставался в осажденном городе на Неве, и в 1942–1944 годах являлся начальником госпиталя в Ленинграде.
«Памятный день», 2000 год, холст, масло, Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-­Петербург.

Вместе с ним в блокадном Ленинграде оставалась и его семья. Начало войны юный Всеволод встретил в родном городе. Наступление гитлеровцев на Ленинград началось в первой декаде июля 1941 года, а когда город был отрезан от основной части страны, начались бомбардировки с моря, суши и с воздуха. Осада длилась почти 900 дней — с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Не пленником, а защитником осажденного Ленинграда стал каждый его житель — от мала до велика, это в полной мере относилось и к юному Всеволоду.
«Лето. Чукотка», 1979 год, холст, масло, частное собрание.

В годы войны и блокады он оставался среди защитников Ленинграда. Всю блокаду школьником как мог помогал защитникам любимого города. Дежурил на крышах домов, тушил зажигательные бомбы, в изобилии сбрасывавшиеся с бомбардировщиков на крыши домов и головы защитников, помогал в госпиталях раненым бойцам Красной армии. За все это в 1943 году юный Всеволод Петров-Маслаков был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
«Бой с линкором «Адмирал Шеер» у острова Диксон. 1942 год», 1991 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Обстановка в Ленинграде тех лет была уникальна: в мире никогда не такого, чтобы в осажденном городе замерзающие, умирающие от голода художники создавали произведения искусства. И при этом еще устраивали выставки! Известно, что в одном только 1942 году в городе было представлено несколько экспозиций: «Ленинград в дни Отечественной войны», выставка плаката «Партизанское движение в Ленинградской области». В эти годы увлекся рисованием и юный Всеволод, и впервые рисунок будущего художника был опубликован в ленинградской газете в суровом блокадном 1943 году. Именно тогда он и принял решение посвятить свою жизнь искусству.
«Партизаны», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

В 1944 году, уже после снятия страшной блокады, Петров-Маслаков начал обучение в только что вернувшейся из эвакуации в Среднюю Азию Средней художественной школе, размещавшейся в знаменитом здании Академии художеств на Университетской набережной, 17. Уникальность художественной школы состояла в том, что она размещалась на верхних этажах здания, первые этажи которого занимала знаменитая Репинка, в коридорах которой в те годы можно было увидеть легендарных педагогов А. А. Осмеркина, К. И. Рудакова, А. М. Герасимова, академиков И. Э. Грабаря и Б. В. Иогансона. Ученики СХШ часто присутствовали на защитах дипломных работ своих старших товарищей и в мечтах представляли себя на их месте.
«Тихий вечер», 1975 год, холст, масло, частное собрание.

В 1950 году после успешного окончания СХШ Всеволод Петров-Маслаков был принят на первый курс живописного факультета института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался будущий живописец у известных педагогов Репинки: Александра Адольфовича Деблера (1908–1981), Елены Ильиничны Табаковой (р. 1919), Андрея Андреевича Мыльникова (1919–2012), Владислава Леопольдовича Анисовича (1908–1969). Не все складывалось просто в учебе, но природное дарование и настойчивость в характере помогали упорному студенту осваивать сложный академический курс.
«Цветущий рододендрон», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

Когда на третьем курсе пришло время выбирать мастерскую для продолжения обучения, Петров-Маслаков выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, педагога, доктора искусствоведения, профессор Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987). Профессор являлся признанным представителем классического искусства изображения в живописи. Он не допускал декоративности без содержания в собственных произведениях, хотя высоко ценил творчество Анри Матисса. Не позволял себе писать бессмысленных холстов, но декоративность и красота цветового решения были первостепенными в решении его композиций. Всего этого Орешников требовал и от своих учеников.
«Привал. Геологи», 1977 год, холст, масло, частное собрание.

В 1956 году Всеволод Петров Маслаков успешно окончил институт по мастерской профессора В. М. Орешникова. Дипломная работа выпускника — картина «У пашни» — получила высший балл членов художественного совета и принесла автору диплом с отличием и квалификацию художника живописи.
«У пашни», (дипломная работа), 1956 год, холст, масло, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

После окончания художественного института Петров-Маслаков остался жить и работать в родном городе. В поисках собственной манеры писал в разных художественных жанрах, пробовал свои силы в разных техниках. Писал жанровые картины, пейзажи, портреты. В 1956 году был принят в члены Ленинградского союза художников.
«Романтики», 1980 год, холст, масло, частное собрание.

В целях исполнения своих творческих замыслов Всеволод Михайлович много путешествовал по стране, работал в составе геологических экспедиций, участвовал в охотничьих промысловых бригадах. Выезжал в Сибирскую тайгу, Алтай, Урал, в Карелию, Коми, Архангельскую область, где собирал материал для своих картин. Пять полевых сезонов работал художник в геологических экспедициях на Чукотке, в Якутии, на Камчатке, в Кузнецком Алатау. Два сезона участвовал в охотничьих промысловых бригадах на севере Хабаровского Края.
«Соболятник Никита Дзян», 1967 год, холст, масло, частное собрание.

Потомственный русский интеллигент, с рюкзаком и мольбертом он изъездил и исшагал самые отдаленные регионы нашей страны, изобразил прежде невиданное зрителем. Объединил и собрал на своих холстах все самые дальние, самые экзотические места нашей Родины. Героями работ художника становились геологи, охотники, изыскатели, мужественные жители самых отдаленных мест нашей необъятной родины.
«В краю таёжном», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Творчество Петрова-Маслакова в большей степени посвящено природе Севера, людям, работающим в суровых условиях, романтике их труда. Его произведения отражают величие и богатство прекрасной природы России, позволяют побывать на далеком побережье Таймыра, увидеть неведомое золото Тундры, зиму и лето таежных мест, пройти дорогами и тропами вдоль далеких рек и озер, глазами восхищенного художника насладиться восходами, закатами, ощутить дожди и снега над самыми далекими и недоступными местами нашей родины.
«Тропа вдоль реки», 1964, холст, масло, частное собрание.

Мотивы произведений Всеволода Михайловича Петрова-Маслакова навеяны глубоким лирическим проникновением в тайны природы, неповторимой красотой нехоженых таежных троп и музыкальным звучанием окружающего мира. Герои его картин — друзья, с которыми он разделил суровые походы. Он — человек обычной биографии, необычно распорядившийся своей судьбой и посвятивший себя России в самом широком смысле. Петров-Маслаков — художник больших расстояний. Его творчество открывает нам мир заповедных мест России, мир охотников, геологов, егерей, соболятников — мужественных и отважных людей, верных своим идеалам.
«Молодой охотник», 1982 год, холст, масло, частное собрание.

Особое место в жизни Всеволода Михайловича занимает патриотическая тема. Тема Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда также нашла отражение в ряде произведений. Многие годы Петров-Маслаков выставляет свои произведения на двух важнейших тематических выставках, проводимых Санкт-Петербургским союзом художников — январской «Подвигу Блокадного Ленинграда посвящается…» и майской «Победа».
«Вернулся», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Всеволод Михайлович Петров-Маслаков участвовал в выставках начиная с 1956 года. В 1991 году он участвовал в выставке русских художников на Аляске. Много лет художник работал в Доме творчества «Академическая дача» бок о бок с А. Г. Ереминым, В. Ф Загонеком, Н. Е. Тимковым, В. М. Сидоровым, братьями А. П. и С. П. Ткачевыми и другими известными советскими художниками.
«Камень цветёт», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

Творчество Всеволода Михайловича поражает разнообразием тем, сочностью красок и незаурядным мастерством исполнения. Его картины не оставляют равнодушными любителей живописи. Среди многочисленных работ, написанных художником за время его творческой деятельности, в первую очередь, обращают на себя внимание картины «Крымский пейзаж» (1957), «Портрет егеря Богомолова» (1959), «Октябрь», «Партизаны», (обе 1960), «В краю таёжном» (1961), «Чайхана» (1962), «Песня старого эвенка» (все 1964), «Соболятник Никита Дзяп» (1967), «Осень на Догдо» (1969), «Цветущий рододендрон», «Охотник с мыса Биллингс» (обе 1972), «Пути-дороги» (1975), «Юные» (1976), «Охота. Автопортрет с лыжником» (1978), «Романтики» (1980), «Побережье Таймыра» (1985), «Октябрь в Кинерме» (1991), «Золото тундры» (2002), «Весенний этюд» (2003).
«Пути-дороги», 1975 год, холст, масло, частное собрание.

Всеволод Михайлович Петров-Маслаков награжден дипломами Совета Министров РСФСР в 1977 году и Академии художеств РСФСР в 1978 году. В 1981 году был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР», в 2000 году — звания «Народный художник РСФСР». Дважды избирался Народным депутатом. В течение многих лет возглавлял секцию живописи Санкт-Петербургского союза художников. Петров-Маслаков является действительным членом Петровской академии наук и искусств. Его произведения находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Франции, Кореи, КНР, США, Японии, Великобритании и других страна.
«Одиночество», 2000 год, холст, масло, частное собрание.

18 февраля 2020 года в стенах Санкт-Петербургского союза художников состоялось торжественное открытие персональной выставки народного художника России, одного из старейших членов этой общественной организации, живописца Всеволода Михайловича Петрова-Маслакова, приуроченной к его 90-летию.

Многочисленные зрители, посетившие выставку, познакомились с полотнами известного мастера, посвященными величию и богатству прекрасной природы России, увидели героев его полотен: охотников, геологов, егерей, соболятников — мужественных людей, верных выбору своих сердец. Всеволод Михайлович Петров-Маслаков и сегодня остается художником-романтиком, влюбленным в жизнь и черпающим из этого источника вдохновение, красоту и темы для своих замечательных произведений.
«Егерь Александр Иванович Богомолов», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
5. Республиканская художественная выставка «Советская Россия»: каталог. М.: Советский художник, 1960.
6. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964.
7. Петров-Маслаков В. М. В краю таёжном // Вечерний Ленинград, 1961. 23 сентября.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.